Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как понять ребенка

Валявский Андрей

 


Книга содержит системный взгляд на ребенка, человека, мир, культуру мышления, культуру общения. Поэтому она представляет интерес для родителей, воспитателей и педагогов, занимающихся с детьми всех возрастов, для философов, специалистов в области образования, саморазвивающихся личностей, школьников и студентов - для всех, у кого уже есть дети и у кого они будут.

Впервые описаны системные следствия и системные практические рекомендации этической педагогики.

Данная книга будет полезной и интересной для всех, кто считает себя Учеником Жизни.

 

© Валявский А. С © Диля, 2004 г., 752 стр.

Оглавление:

Предисловие в вопросах

Стандартное предисловие для тех, кому некогда читать эту книгу

Лекция 1. Как согласовать образование с воспитанием

Лекция 2. Что ребенку не по силам

Лекция 3. Как помочь родителям и детям подготовиться к школе

Лекция 4. Как ребенок думает

Лекция 5. Что не понимают дети

Лекция 6. Что не понимают родители

Лекция 7. Как помочь старшекласснику

Лекция 8. Что мы знаем лучше всего и хуже всего одновременно

Лекция 9. Зачем нужна математика

Приложение 1. Что такое этическая педагогика

Приложение 2. Развитие картины мира

Приложение 3. Педагогическая картина мира в вопросах

Приложение 4. Диагностирующая головоломка «Золотое сечение»

Приложение 5. Благодарности автора книги

Приложение б. Настоящее и будущее Этической педагогики

Посоветуйтесь с этими книгами

Ключевые слова книги Дополнительные материалы:

Задачник по культуре мышления Эталонные фигуры «Золотое сечение»

Особенности приема и обработки информации у ребенка (аудио)

Этапы становления ребенка (аудио)

 

ПРЕДИСЛОВИЕ В ВОПРОСАХ

 

Как не пропустить Весну и Лето в саду Жизни ребенка? Когда же и что надо сеятъ?

Как помочь ребенку устоять в добром против жизненной непогоды? Как не затоптать посеянное с рождения?

Как помочь дошкольнику и школьнику состояться этически и интеллектуально?

Как каждому из нас избежать конфликтов с детьми, учениками, родителями, учителями, близкими, с самим собой?

Как научить ребенка общаться, учиться, трудиться, думать..., жить? Как научить ребенка Любить?

Как самому обрести единство чувств, мыслей, слов и деяний?

 

СТАНДАРТНОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ТЕХ, КОМУ НЕКОГДА ЧИТАТЬ ЭТУ КНИГУ

 

 

Цветы будущего - в семенах настоящего.

Китайская пословица

 

Здравствуйте! Спасибо Вам за доверие к нам. И низкий поклон - за понимание простой истины: сегодняшние дети, похожие на нас, породят вчерашнее общество.

Вы хотите повторения? Нет?

Тогда давайте начнем каждый со своей семьи, со своего ребенка, со своего ученика...

Входя на свой приусадебный участок, мы считаем своим долгом знать: когда надо пахать и се ять, как поливать и пропалывать, чем окучивать и удобрять, собирать ли урожай... А вот в саду Жизни ребенка мы порой не ведаем, что творим, пропустив Весну и Лето, можем качать разбрасывать семена в декабре, надеясь на всходы в феврале...

Когда же и что нужно сеять? Как помочь ребенку устоять в добром против жизненной непогоды? Какие затоптать посеянное с рождения?

Для»того надо хотя бы знать о существовании этапов этико-психологического становления детей и об основных законах запечатления: то, что запечатлевается в душе ребенка в период от рождения до 12-ти лет, начинает «проигрываться» в самостоятельных поступках в периоде от 12-ти до 24-хлет. Причем то, что посеяно до 3-х лет, с максимальной силой проявится в диапазоне от 21-го года до 24-х лет, а то, что с 3-х до 5-ти - в возрасте с 19-ти до 21-го года. Это столь отдаленное «ауканье» продолжается и дальше: возраст 5 - 7 лет отзовется в 17 - 19, возраст 7 - 9 лет - в 15 - 17 и так далее, с этой для всех нас известной «горбинкой» в 12 лет, когда никто не посмеет не заметить: с нашим ребенком что-то произошло, он стал, как и мы в это же время своей жизни, нетерпимо игнорировать взрослых, вступив в трудный переходный возраст. Все, что зрело в ребенке на внутреннем уровне развития до 12-ти лет, стало проявляться для нас и для него на внешнем плане его развития после 12-ти лет.

Как можно понять ребенка, не зная этапов «сеяния»? Как можно его предупредить, не зная этапов прорастания посеянного?

Как можно помочь себе принять проросшее, проступившее, если считаешь себя непричастным к содеянному (лекции б, 7)?

Как согласовать весь педагогический процесс с современными представлениями об этапах этико-психологического становления детей (лекции 1, б)?

Предлагаемая нами система развития картины ученика позволяет каждому педагогу, родителю, ученику, не дожидаясь изменения официальной системы образования, внести посильную лепту в ее перестройку - каждому на своем поприще.

Система развития картины мира предполагает уделять максимальное внимание формированию умений, навыков и убеждений в соответствующие периоды их становления. Вы открыли нашу книгу, когда Вашим детям еще не исполнилосъ 7 лет? Заканчивается Весна в удивительном цветущем саду Жизни ребенка. Может быть, уже сейчас Вы замечаете некоторые сорняковые цветочки. А ягодки пойдут после 12-ти, когда уже ни сам ребенок, ни Вы пырей в редиску переделать не сможете. И бесполезно будет бегать по грядке, возмущаясь: «Почему здесь свекла выросла, а не морковка? Я так хотел морковки!»

Чтобы не пропустить самый важный весенний период развития будущего школьника, мы предлагаем родителям и педагогам дошкольников обратить внимание на этико-псиxoлогическую подготовку к школе (лекции 2 5). Групповые встречи с детьми по курсу «Этико-псиxoлогическая подготовка к школе» проводятся с участием родителей. Когда детей уводят ассистенты, мы объ-ясняем родителям смысл деталей игровой частик даем минимальные рекомендации для 15 -минутной ежедневной домашней работы в Саду ребенка (лекция 3).

Во время первой беседы с родителями мы знакомим их с новым понятием «диспетчерская программа», обращаясь к конкретным примерам поведения их детей (лекция 2).

Нетрудно убедить воспитателей в прямой зависимости легкости обучения от развития диспетчерской программы, обеспечивающей умение управлять собой, сознательная тренировка диспетчерской программы приводит к естественному ускорению развития ребенка. К сожалению, недостатки диспетчерской программы сказываются в дальнейшем как в учебе старшеклассников, так и в нашей взрослой жизни. Поэтому понятие «диспетчерская программа» (лекция 2) будет полезно не только воспитателям дошкольников, но и воспитателям школьников, желающих понять, «что ребенку не по силам».

А Ваши дети уже пошли в школу?

Самый разгар Весны уже прошел: почва вспахана, семена будущих поступков и деяний брошены. Прошли первые заморозки, появились непонятные цветочки. Осталось совсем немного времени для одиночных посадок, до качала буйного цветения и роста, до качала всем известного трудного переходного возраста. Скоро 12 лет. Приходит ощущение и понимание: что-то упущено до школы. И вечные вопросы начинают звучать более конкретно и пронзительно: «Что еще можно успеть посеять? Как помочь учиться?» Если Вы хотите увидеть истоки сегодняшних и завтрашних трудностей Ваших детей, начните с лекции для воспитателей дошкольников (лекция 2). Непосредственно к Вам обращены лекции 4 и 5, где описаны диагностирующий комментарий к нашей оригинальной головоломке «Золотое сечение» (лекция 4) и базисный минимум начальной школы - 7 основных типов задач (лекция 5), помогающих понять нам, взрослым, как ребенок думает и что он не понимает. Почему одному ребенку достаточно решить 10 однотипных задач, чтобы научиться их решать, а другому и 100 мало? Неужели нельзя помочь родителям более конкретными советами, чем просто укором: «Вы мало с ним занимаетесь!» А как заниматься? Как ему объяснить, если сам не понимаешь, что он не понимает?

В попытках найти ответы на эти вопросы вместе с диагностирующей простейшей головоломкой «Золотое сечение» (полный комплект эталонных фигур содержится на диске) родилась идея - нельзя ли придумать такой минимальный набор элементарных задач-вопросов, по которому можно было бы прогнозировать неумение решать более сложные. Оказалось: это возможно не только применительно к старшеклассникам и взрослым! приложение 2), но и на уровне дошкольников и младших школьников (лекция 5). При этом условия, вопросы и ответы во всех задачах формулируются одинаково (задачи отличаются только по содержанию).

Задачи по культуре мышления кг приложения 2 могут быть использованы при работе с младшими школьниками, желающими скорее освоить минимум старшеклассников.

Дорогие младшие школьники!

Если Вы сами взялись за решение задач по культуре мышления, то помните датскую пословицу: «Большого слона нельзя съесть сразу». Старайтесь решать задачи последовательно к постепенно, советуясь со взрослыми.. Не расстраивайтесь, если разделы 1.1 к 1.2 (приложение 2) покажутся Вам с первого раза непонятными. Идите дальше, но не забывайте не понятых Вами вопросов. Ищите каких ответы в следующих разделах. Они есть, только не сразу видны и понятны.

То же мы могли бы посоветовать к старшеклассникам. Книга, как к задачник, доступна для их самостоятельного изучения. Особый интерес для старшеклассников представляют пекши 7, 8 к 9.

Дорогие воспитатели - родители к педагоги детей, перешагнувших свои жизненный 12-летний рубеж!

Все то, что скрыто копилось на внутреннем клаке развития, прорвалось на внешний клак самостоятельных поступков. По непонятным для нас причинам многие воспитатели потеряли былой авторитет, многие дети обрели жизненных консультантов среди умудренных сверстников.

Закончилась Весна в Саду жизни ребенка. Наступила пора вызывающих поступков, буйное цветение самостоятельных суждении с ягодками», ссор и конфликтов со взрослыми.

Как избежать этих конфликтов?

Как показал опрос старшеклассников при преподавании этики и психологии семейной жизни, этот вопрос волнует не только родителей, но и их детей.

Где истоки этих жарких конфликтов? Конечно, в весеннем периоде!

Семена брошены в детстве, еще до школы: с рождения до 5-ти лет посеяно неумение общаться, с 5-ти до 7 -неумение трудиться, с 7- до 10-ти - неумение учиться. Не научив детей самому фундаментальному, мы теперь стараемся научить их думать. Из психологической практики известны тестовые интеллектуальные задачи, по которым можно судить об умении дошкольников общаться со сверстниками и взрослыми. Не научив их общаться, мы все-таки научим их решать эти задачи. И теперь это неумение будет проявляться в другом. В чем? Например, в неумении общаться с незнакомыми предметами, с ковок задачей, новой информацией, как с незнакомым человеком. Гораздо проще сказать, не признаваясь себе в этом неумении, что физика- нудная наука,»задача по культуре мышления слишком трудная, а информация просто неинтересная. Вот и ищут педагоги-новаторы способы подачи знаний в виде, либо обходящем эти трудности, либо (в идеальном случае) формирующем недостающий навык на материале конкретного предмета. Поэтому хороший педагог - это, как правило, хороший воспитатель, понимаюший, что он, например, не физику преподает, а воспитывает учеников на материале физики.

В связи с этой первичной, по отношению к культуре мьшления (лекции 1, 5, 9, приложение 2), будет культура общения с соответствующим приматом этической каравая мира: (лекции б, 7, 8, приложения 1, 3) над базисной (приложение 2).

И трудность общения с учениками при преподавании культуры мьшления будет тем выше, чем сильнее картина мира ребенка отличается от базисной картины мира, представленной в этой йоте (приложение 2). Для понимания истоков интеллектуальных трудностей старшеклассников рекомендуется хота бы по приложениям ознакомиться с психологическими и интеллектуальными особенностями предыдущих возрастов (например, лекция б), особое внимание уделив базисному минимуму начальной школы по лекции 5, где описаны 7 основных типов задач. Для облегчения знакомства учеников с базисной картиной мира полезно и их познакомить с основными психологическими особенностями их возраста. Это мы делали го время параллельного преподавания этики и психологии семейной жизни, знакомя старшеклассников с миром «глазами» этических понятий.

Воспитатели, не прошедшие обучения по культуре мышления на курсах переподготовки, должны самостоятельно разбить все задачи на группы по 20 -30 задач. После прохождения каждой группы задач рекомендуется устраивать контрольные опросы с последующим собеседованием. Контрольные опросы составляются из 7 задач, аналогичных задачам группы. Как правило, в этих 7-ми задачах предлагается по ключевым ассоциациям (обобщающим слогам, именам, названиям процессов, названиям закономерностей, названиям последовательно стен) сформировать и представить их графическое изображение. Для достижения максимального развивающего эффекта Психологического и интеллектуального) каждая задача из этой книги перед решением должка быть скопирована в отдельную тетрадь.

Воспитатели-предметники могут перевести базисную картину миpa на язык своего предмета, взяв задачи из задачника или придумав аналогичные с использованием соответствующих поняли данного предмета. Тогда ядром преподавания, например, физики станет картина мирa «глазами» физических понятий, то есть физическая картина мира, а глазами химии - химическая картина мира, и так далее*. Воспитателям-предметникам, познакомившись с 7 основными типами задач по лекции 5, легче будет придумать оригинальные задачи, иллюстрирующие основные понятия и закономерности, характерные для их предмета.

Итак, курс «Этико-психологическая подготовка к школе» (лекции 1 - 4) закладывает основы восприятия детьми и родителями нового интегрального школьного курса «Культура мышления» (лекции 1, 5, 8, 9, приложение 2). Этот курс обобщает интегрирует) на философском и логическом уровне все школьные предметы. В отличие от этого интегрального курса, все школьные предметы мы трактуем как дифференциальные курсы. Тогда если в интегральном курсе мы знакомим ребят с базисной картиной мира, то в дифференциальном курсе - с картинами мирa глазами понятий соответствующих предметов, то есть с физической картиной мирa, с биологической картиной мира, музыкальной картиной мира, исторической картиной мира и так далее с неукоснительным уважением ко всем предметам. С точки зрения целостного, экологического представления о мире, нет предметов более или менее значимых (см. лекции 1, 8, 9).

Общей целью всех дифференциальных и интегральных курсов считается формирование следующих базисных умений в определенной приоритетной последовательности, согласованной с этапами этико-психологического становления детей (лекции 1, б):

-умение общаться;

-умение трудиться;

-умение учиться;

-умение думать.

Каждый курс развивает эти базисные умения на с воем конкретном материале, требующем соответствующего современного уровня знаний.

Не все окончившие школы станут физиками, математиками, географами или депутатами... Но все рано или поздно обретут семью, станут родителями. А вот к этой самой главной их человеческой ипостаси школа их не готовит. В лучшем случае школа готовит их к вступительным экзаменам. Поэтому, поступив в ВУЗ, наши дети часто проваливаются на жизненных экзаменах в своих собственных семьях. Вот почему наша система развития картины мира нацеливает всю школьную программу обучения и воспитания на формирование интегрального умения житъ, которое подразумевает не только «культуру мышления», но и «культуру общения».

Так нами назван второй новый интегральный школьный курс, прототипом которого является «Этика и психология семейной жизни». «Культура общения» знакомит ребят с «азбукой жизни» (лекция 7), этической картиной мира на всех этапах согласования образования с воспитанием.

«Азбука жизни» (см. лекцию 7), необходимая и интересная для всех возрастов, приводится пока не в полном объеме - с надеждой, что автору хватит сил и времени в жизни на полное редактирование всех фонограмм этой лекции. А пока пусть эта лекция больше не задерживает выход в свет всей книги. Тем более, что при любой полноте она всегда будет не полка... и жизнь всегда будет шире азбуки... И любой читатель своей жизнью справедливо дополнит нас, отвечая по-своему на вечные вопросы человечества.

Поэтому мы ни в коем случае не претендуем на абсолютность наших ответов и рекомендаций, представ ленных в лекциях, в базисной, этической и педагогической картинах мира. Но мы претендуем, во-первых, на системность наших рекомендаций. Систему образования мы рассматриваем как систему развития личности, а обучение - как способ развития частной картины мира ученика. У нашей разновозрастной системы развития картины мира появилось более короткое название - этическая педагогика (приложение 1). Во-вторых, мы претендуем на открытость нашей системы: мы только предложили систему базисных педагогических функций, а дополнять ее, по мере необходимости, предлагаем слушателям и читателям.

В-третьих, мы претендуем на практичность этической педагогики, так как книга содержит не только системные следствия, но и системные практические рекомендации. Об этом говорят не только названия наших лелей, но и их содержание. В этом нетрудно убедиться, прочитав нашу книгу, воспользовавшись ее советами и попытавшись самостоятельно ответить на ряд поставленных в ней вопросов (см., например, приложение 3).

Пусть каждый читатель возьмет из этой книги те элементы, с которыми он уже согласился, и ответит на те вопросы для самоанализа и саморазвития, которые сочтет значимыми.

Так каждый читатель может начать перестройку системы образования снизу, то есть с себя, дополняя до целостности наши усилия своими.

Последовательные попытки понять ребенка рано или поздно приведут к потолкам понять и изменить себя. Спасибо Вам за терпение и усилия, которыми Вы дополняете нас до целостности! Спасибо за попытку понять нас!

Мир входящему!

 

ЛЕКЦИЯ 1

 

КАК СОГЛАСОВАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ С ВОСПИТАНИЕМ

 

Система развития картины мира

 

Добрый вечер! Здравствуйте! Спасибо, что Вы пришли В наше трудное время на такую встречу. Спасибо за понимание важности заявленной нами проблемы, без решения которой завтрашнего дня у нас не будет. Если наши дети будут такими же, как мы с Вами сегодня, то, конечно же, послезавтра общество будет такое, как было позавчера. И опять мы с места в целом не сдвинемся без посильного вклада каждого. Наши вклады - каши слушатели. В такое трудное время каждая встреча на вес золота: пусть на первых порах откликнутся только 10 человек, пусть услышат хоть 5 человек, пусть начнут активно помогать детям хоть 2 человека из зала- мы не зря сюда пришли. Сеется все по зернышку, и тем легче, чем дальше от Санкт-Петербурга. За короткое время существования нашего центра мы побывали в Архангельске, Новосибирске, Барнауле, Москве, Одессе, Киеве, Северодвинске, Ижевске, а также в Красноярске, Магнитогорске, Минусинске, Пензе. В каждом из этих городов каша тематика встреч отрывает от насущных проблем самообеспечения гораздо большее количество отцов, матерей и педагогов, чем в нашем родном городе. И это печально, когда люди вынужденно забывают о детях, то есть о своем будущем. Мы рады в Вашем лице приветствовать людей, пекущихся не только о хлебе насущном. Для таких, как Вы, мы предлагаем систему развития картины мира. Системой может воспользоваться каждый педагог или родитель, или просто человек, желающий помочь детям на том участке взаимодействия с ними, на котором он находится, каждый - на с воем месте. Мы не предлагаем так, как недавно прозвучало в передаче «Зеркало» по петербургскому телевидению, - «взорвать» нынешнюю систему образования. Опасно разрушать целиком старую структуру, пока новая еще не зародилась и не набрала силу. Именно это мы сейчас и наблюдаем в обществе. Этот же закономерный процесс развала затягивает и школу. «Так оно и должно быть», -говорят взрослые специалисты по детскому образованию. А родителям не до шуток, когда то, что «должно быть», проходит трещиной через класс, в котором учатся их собственные дети. Наша встреча для тех, кому не до шуток. Для тех, кто готов услышать в наших предложениях рациональное, а услышав, готов воспользоваться этим рациональным на с воем участке сеяния, не дожидаясь общего признания или указаний с верху.

Мы будем рассказывать о самом простом, что желающим по силам. Если хоть что-то покажется Вам убедительным, то начинайте сеять сегодня же в своей семье, в с воем классе, в своей группе, среда своих знакомых, коллег к родителей. Только посеянные зернышки могут прорасти в наших детях. И то не сразу. Очень важно качать сеять сейчас, не откладывая сеяние и не перекладывая его на плечи других, Чуть позже Вы поймете, почему. Особенно, если мы с Вами встретимся на такой лекции, как «Этапы этико-психологического становления детей», или под другим названием: «Что не понимают родители». Кто встречался с этой лекцией, тот знает, насколько важно знать, когда и что нужно и можно сеять. И что нужно - надо знать, и что можно - тоже надо знать. Чтобы наши действия не были похожи на действия сеятеля, разбрасывающего зерна в декабре с надеждой на непременные всходы в феврале. Если что-то сеялось не в соответствующую пору развития ребенка, то нам на примере любого сада понятно: зерна могут не взойти. Когда мы вступаем в самый главный сад жизни, где растут наши дети, мы позволяем себе не обращать на это внимание, не задавать себе вопрос: когда же в этом саду наступает веска, пора вспашки и сеяния, когда лето, пора ухода и взращивания; когда осень, пора сбора урожая; когда зима, пора скрытого затишья передковой бурной весной. Мы все проходим через эти сезонные явления, аналогичные временам года. Правда, проходили, не ведая, через что идем и с чем сталкиваемся. А теперь пожинаем последствия неведения как на своем собственном примере, так к на жизненном пути своих детей, отражающих наше неумение их воспитывать, каше неумение им помогать, корнами уходящее в незнание к непонимание их. Вот почему центральный этический вопрос: «Как понять ребенка?» - вынесен в название цикла наших встреч. Вот почему каждая из наших встреч отвечает на конкретный вопрос, ликвидирующий наше незнание до уровня нашего знания, интегрированного в разновозрастную систему развития каpmины мира ребенка. Принятие этой системы означает следующее: в каждом возрасте необходимо делать то, что требуется делать в этом возрасте. Иными словами: необходимо весь педагогический процесс согласовать с этапами этико-психологического становления детей. Не только в дошкольный период, но и во время обучения в школе.

Родители, педагоги и дети, особенно старших классов, должны знать, когда и что можно и нужно сеять.

Реализацию нашей концепции мы начали с того, на что обычно откликаются все родители и педагоги. Мы предложили на основе разработанного задачника, который называется «Развитие КМ», ввести новый школьный курс. Назвали его «Культура мышления». В этом курсе ребята встречаются с основными обобщенными закономерностями из курса физики, химии, математики и так далее. В этом курсе они знакомятся с базисной картиной мира. Тогда, с точки зрения этого интегрального курса, - Культура Мышления - все остальные школьные курсы мы трактуем, как дифференциальные курсы. И если во время знакомства с культурой мышления ребята встречаются с базисной картиной мира, то, придя на урок физики, математики или химии, они будут также знакомиться с картиной мира, но глазами понятии этих предметов. И тогда на уроке химии они должны встретиться с химической картиной мира, на уроке физики ядром преподавания будет физическая картина мира, на уроке математики целью, к которой будем вести ребят, будет соответствующая математическая картина мира. итак, с неукоснительным уважением мы должны прислушиваться ко всем школьным предметам без исключения, если действительно хотим дать нашим Детям целостное представление о природе. Какой опыт наработан у нас в этом направлении? Были апробации в старших классах, в 11-х, 10-х, 8-хи в 5? х классах. Сейчас нарабатывается материал по культуре мышления в начальной школе.

Итак, формулирование нашей разновозрастной системы развития картины мира мы обычно начинаем с предложения о введении нового школьного предмета - культура мышления. Будем считать это первым пунктом нашей системы. Конечно, эту работу по развитию культуры мышления надо начинать до школы. С этой целью мы предложили ввести группы этико-психологической подготовки к школе детей вместе с родителями. И это второй пункт нашей разновозрастной системы. Первый час мы играем с детьми в присутствии родителей. Потом, во время второго часа, когда детей уводят ассистенты, мы рассказываем родителям, чем мы занимаемся, зачем это нужно и какие минимальные рекомендации для 15-минутной ежедневной работы дома вытекают из того, что они видели на примере поведения их собственного ребенка.

При таком подходе отношение родителей к своим детям и нашим советам меняется прямо на глазах. При первом обращении к нам родителей больше всего интересует: будут ли их детей учить читать, писать, считать и так далее? А если Вы скажете «нет», то они с удивлением могут пожать плечами, что означает: «Зачем Вы тогда нужны?!» После первого индивидуального знакомства с ребенком в присутствии родителей они интересуются, по сути, тем же, и после окончания знакомства часто взволнованно спрашивают: «Ну как, готов наш ребенок к школе?» Но уже после первой коллективной игры в присутствии родителей, они задают самый стоящий конструктивный вопрос: «Что нам делать дальше?» С этого момента, если еще не на деле, то, по крайней мере, на словах, они наши сторонники!.

Как помочь родителям не утонуть в море советов, которые сыплются на них со всех сторон: и по радио, и по телевидению, и из книг по семейной педагогике, и друзья советуют, да и с всей опыт подсказывает, а в холодильнике пусто, белье не стирано... Приходишь вечером домой и не знаешь, за что хвататься, не то, что разбираться во всех этих рекомендациях... А тут еще Валявский со своими этическими вопросами...

Наши встречи с детьми в присутствии родителей отнимают у последних право прикрываться незнанием того, что надо делать дома, за что хвататься. Все каши советы мы разбили на капельки по дням недели: на первых встречах проигрываем те игры, в которые просим играть дома с детьми по понедельникам (первая капелька - День диспетчера), потом знакомим их с играми, предназначенными для вторников (День звука); потом для сред (День знаний); четвергов (День зрения), пятниц (День речи), суббот (День мышления), воскресений (День тела и День Творчества). Когда заканчиваются наши плановые встречи, все родители знают не только, во что играть по понедельникам, вторникам итак далее, но и как играть: так, как мы играем с их детьми на занятиях.

На первой игровой встрече у родителей, как правило, куча вопросов к нам: «И как это уточнить?.. И как это лучше сделать?.. Почему мои ребенок так ведет себя дома, а на занятиях совсем друге«?..»

Потерпите, дорогие родители, до следующего раза. Сегодня Вы прослушаете первую лекцию, и она ответит на часть Ваших вопросов. Дома за неделю Вы накопите опыт общения со своим ребенком и начнете лучше его понимать. В следующий раз на нашей встрече мы опять повторим часть сегодняшних игр, и у Вас будет возможность еще раз понаблюдать за своим ребенком во время коллективной игры. Вы увидите, кто из детей уже за неделю изменился и насколько, дан смотреть Вы будете несколько другими глазами, через призму своего домашнего опыта общения, а значит и понимать будете больше. Это понимание нейтрализует другую часть вопросов. Оставшиеся вопросы зададите в следующий раз. В следующий раз лекции для Вас не будет - будем только отвечать на вопросы. Практика показывает, что у многих вопросов не остается.

Наступает следующая встреча, детей увели ассистенты, а мы обращаемся к родителям: «Спрашивайте! Сегодняшняя встреча для ответов на вопросы! Вот видите: Вы молчите... Мы Вас предупреждали, а потому и не отвечали Вам... И все-таки шутки шутками, ко - зачем Вы сюда пришли? Молчать или спрашивать? Так будем спрашивать?» Очень часто родители сами отвечают: «Что спрашивать? Надо делать: надо играть и общаться дома с ребенком. Так, как Вы это делали на встречах».

Очень легко разговаривать с родителями, которые сами осознали важность деланья, а не разговоров о деланье. В глубине этих разговоров можно найти истории самооправдания, истоки уклонения от дела, требующего ежедневного 15-минутного внимания ребенку. 15 минут по силам всем. Вам так некогда, что даже 15 минутке выделить, то Вы должны признаться себе в очевидном уходе от контакта со своим ребенком, а значит пора серьезно задуматься: рано или поздно отсутствие опыта общения с родителями обязательно прорастет в более поздние периоды развития этого ребенка. Родители качнут разводить руками, ахать, сокрушаться, сетовать, расстраиваться, ругаться, искать виноватых, обвинять бабушек, мужей, жен, учителей, общество, проклинать жизнь свою горемычную. И тем самым уподобляться неразумному сеятелю, который разбрасывал семена в декабре, надеясь на февральские всходы, а теперь, в мае, когда на грядке показались ростки свеклы, бегает по грядке и вытаптывает, может быть, единственно ценное, что на ней посеялось, всплескивает руками и восклицаете негодованием: «Почему здесь выросла свекла? Я так хотел морковь!» На своем приусадебном участке бессмысленность такого поведения очевидна. И не пойдем мы к соседу с претензией: «Почему это ты не посеял морковь? Почему у меня все заросло бурьяном?» Ане так ли мы с Вами поступаем, приводя своих отпрысков в школу и дозволяя бедным учителям потрудиться в нашем запущенном саду? Не так ли мы с Вами перекладываем на плечи учителей ответственность зато, что мы посеяли, да жизнь ветерком с матерком занесла сорнячки-пустячки? Что же ты, нехороший, неопытный учитель ничего не можешь сделать с непревзойденным моим чадом? Почему ты так плохо его учишь, что он так плохо учится? Чтобы этого избежать, дорогие родители, необходимо, прежде всего, домашний педагогический процесс согласовать с этапами этико-психологического становления детей. Это третий важнейший момент нашей разновозрастной системы развития КМ ребенка. С этого момента, из которого вытекают все остальные, мы сегодня и начнем. Мы уже обратили внимание на аналогию с природными явлениями в том самом главном саду, где растут каши дети. Забегая еще раз вперед, упомянем два главных закона сеяния - закона запечатления в душе ребенка. Подробнее об этом Вы услышите на нашей встрече «Что не понимают родители».

Эти законы заставляют задуматься родителей и педагогов, особенно родителей дошкольников, так как становится очевидной главенствуюшая роль пахарей, а не только сеятелей, ибо пахотный сезон начинается до школы. Оказывается, то, что запечатлевается в душе ребенка в период от рождения до 12-ти лет, начинает проступать в самостоятельных поступках в периоде от 12-ти до 24-х лет. Специалисты по нравственной психологии (А.Ц. Гармаев, Москва) различают еще и вторую, более тонкую закономерность, претендующую на роль этического закона сеяния. То, что запечатлевается в периоде от рождения до 3-х лет, с максимальной силой проявится в этой личности с 21-го года до 24-х лет, то, что с 3-х до 5-ти - аукнется с 19-ти до 21-го года, то, что с 5-ти до 7-ми - станет явным с 17-ти до 19-ти, ну, а возрастной диапазон от 7-ми до 12-ти имеет свои ближайшие продолжения в возрасте с 12-ти до 17-ти лет. Некоторые из Вас мысленно задали нам вопрос: «Откуда Вы это взяли? Кто это доказал?» Мы ни в коем случае не настаиваем на этих цифрах, понимая, что у каждого ребенка, кроме общих закономерностей развития, мы обязательно встретим и индивидуальные черты. В чем мы не сомневаемся? В том, что каждый ребенок похож на сад, в том, что в каждом саду есть свои веска, лето, осень и соответствующие им сезонные работы, ну, а то, что в каждом саду веска может быть ранней или поздней, лето жаркое или дождливое, осень короткая или затяжная - с этим мы спорить не будем. Дорогие родители, мы предлагаем Вам послушать каш рассказ о развитии ребенка (см. лекцию «: Что не понимают родители»), и если в этом обобщенном портрете Вы узнаете своего отпрыска или себя, то Вам не потребуются никакие другие доказательства или ссылки. Узнав своего ребенка до 12-ти лет, не приходите в ужас от мысли: «Так вот что ждет после 12-ти...», и пусть не опускаются Ваши руки, и после 12-ти есть что делать в саду, и после 12-ти нужны будут Ваши сильные руки, не наказуюшие, а поддерживающие. На чьи руки, какие на Ваши, может опереться Ваше чадо?

Трудный переходный возраст является трудным не только для нас, взрослых, но и для ребенка. И для ребенка, так же, как и для нас, он не проходит незамеченным: все, посеянное в ребенке, незримо зревшее под землей, начинает проклевываться в виде росточков-поступков. Поступки имеют тенденцию превращаться в проступки, когда наши дети преодолевают пик с отметкой 12 лет. Перевалив через эту вершину детского развития, мы не сможем теперь закрыть глаза на то, что с нашим ребенком что-то произошло. Он почему-то перестал обращать внимание на наши слова, даже на слова учителей, которые пользовались у него до этого непререкаемым авторитетом. Он почему-то стал уходить от контактов со взрослыми и стал все больше убегать в контакт со своими сверстниками. Ну, а что происходит иной раз при этом контакте -Вы, я думаю, и сами прекрасно понимаете. Если Вам это не представить, почитайте описание, тусовок в прессе.

Кратких впечатлений о тусовках ребят и взрослых Вам будет вполне достаточно, чтобы призадуматься. От тусовок не отмахнешься, как от собственных детей: раз окн существуют, значит нужны детям. Как-то «Комсомольская правда» напечатала объявление о выпуске в нашей стране первого тусовочного словаря. Защищаясь от вторжения взрослых в их мир, дети Ничего себе, дети!) породили новый язык! Следовательно,»» явление носит массовый характер: дети убегают от своих взрослых друзей скачала на внутреннем плаке своего развития до 12-ти лет, а потом и на внешнем - после 12-ти. Они уходят от нас скачала мысленно, со скучной физиономией вежливо выслушивая нотации, а потоми реально, на физическом плаке, убегая к друзьям или вообще из дому. Только проявляя свою индивидуальность, они могут состояться как личности после 12-ти лет. Без общения со взрослыми этот процесс становления может стать патологическим. Дети ишут контактов со взрослыми, ко не находят их. Не удовлетворив свою потребность в мудром совете старшего не в столь назидательной и ограничительной форме, как это обычно делается, они уходят к сверстникам. А там их подстерегают понятно какие контакты и советы таких же не умудренных сверстников того же уровня развития. Они обмениваются печальным опытом друг с другом.

Конечно, и это рост! Безусловно, они умнеют - но это не тот путь, по которому они должны были бы идти, если бы мы, взрослые, были рядом, а они не скрывали, куда идут, зачем, на сколько уходят от нас и с кем. Отрицательные последствия такого разобщения со взрослыми очевидны. Почему внешнего? А потому что после 12-ти лет подростки внутренне стремятся к общению со взрослыми, к духовному общению. Не владея формой установления контактов со взрослыми и не понимая с вон истинные внутренние устремления к контактам со взрослыми, каши дети превращают эти несостоявшиеся контакты в состоявшиеся конфликты. Внутренняя нацеленность на общение, несмотря на отрицательный опыт внешнего общения, вынуждает подростков активно искать контакты со взрослыми. Эта бессознательная активность становится еще более очевидной при просмотре записок и писем на встречах или в телевизионной почте популярной передачи «Зебра». Судя по их взрослым вопросам, отношения со взрослыми им не только не безразличны, ко и волнуют острейшим образом. Особенно отношения с родителями. Правда, не всех родителей они хотят видеть такими, какие они есть! Очень трудно отвечать на их болевой вопрос: «Как уважать такую мать или такого отца?» «Мы понимаем, - пишут они, - что на все письма и вопросы Вы не ответите. Но хотя бы скажите в эфире, что Вы получили каше письмо, что Вы нас услышали». Видите, даже такой эфирный контакт для них очень важен! Сколько же таких незавершенных контактов со сверстниками им надо накопить, чтобы они могли компенсировать один мудрый, цельный совет старшего! Но как получить этот совет, если не умеешь брать его? Как возьмешь его, если не умеешь общаться не только со взрослыми, ко и со сверстниками? Этот вопрос перекидывает очевидный мостик от предыдущего пункта кашей системы развития картины мира к последующему: от этапов этико-психологического становления детей к базисным умениям, их обеспечивающих.

Представьте, пожалуйста, запускаемую ракету. Если Вы начинаете запуск ракеты не с первой, а скажем, с четвертой ступени? Куда денутся первые три ступени? Верно! Они, вероятнее всего, отлетят напрочь. Такими ступенями, запускающими способности ребенка, нам представляются: первая – обобщенное базисное умение общаться, вторая - обобщенное базисное умение трудиться, третья ступень - обобщенное базисное умение учиться. Без умения общаться со сверстниками и со взрослыми говорить о готовности ребенка к коллективным формам обучения не приходится. Не умеющий общаться не сможет даже посещать школу. Вот почему это умение стоит на первом месте. Достаточно ли этого? Для развития - да, для учения -нет. Ведь учение - это не только общение с соучениками и учителями, это еще и общение с самим собой, не желающим преодолевать себя, не умеющим заставлять себя, то есть не умеющим трудиться. Умения трудиться для учения тоже недостаточно, необходимо еще умение общаться с новой информацией, принимать ее в себя, повторять ее, то есть умение учиться. Только после того как мы запустили эти первые три ступени -умение общаться, умение трудиться и умение учиться, -мы, оказывается, получаем этическое право заняться развитием интеллектуальных способностей ребенка, или, как мы это называем, развитием базисного умения думать.

Психологам давно известны простейшие логические задачи, по неумению решать которые можно с большой вероятностью прогнозировать неумение общаться со сверстниками. Другой тип логических задач плохо дается дошкольникам, не умеющим общаться со взрослыми. Представьте себе такого не умеющего ребенка, пришедшего в школу. Может быть, он попадет в класс грамотного методиста, который сумеет преподать алгоритмы решения задач. «Как нам повезло!» - скажут родители. «Как всем нам вместе не повезло!» - скажем мы. Особенно не повезло ребенку: он получил алгоритм решения задачи, но осталась причина, по которой он в свое время не освоил сам эта типы задач. Как нарыв на теле больного может быть передавлен в другую часть тела, так и не устраненная этическая проблема («умение общаться) усилиями методиста-алгоритмиста будет «передавлена» скачала в средние классы, а потом, может быть, и в старшие. Не найдя достойного разрешения в школе, она же будет тормозить обучение в институте. Б: ли этот этический нарыв не лопнет на работе, ждите взрыва его в отношениях с самыми близкими - в собственной семье, которая очень часто после такого взрыва распадается.

Когда мы рассказываем про этапы этико-психологического становления детей, родители дошкольников часто приходят в ужас от того, что три самых главных этапа сеяния приходятся на дошкольный период и они уже упущены. Педагоги при этом сидят и тихо радуются: «Наконец-то нашлись люди, защитившие педагогов, вынужденных работать в саду, заросшем бурьяном». Когда же мы начинаем рассказывать о методистах-алгоритмистах, родители внутренне слегка оттаивают: «От педагогов тоже многое зависит!» Педагоги при этом с легка напрягаются в связи с естественно возникающим оппозиционным вопросом: «А как же выкручиваются наши бедные педагоги-новаторы? Ведь у них бывают такие отличные результаты! Вспомните Шаталова, Амонашвили!..»

Дорогие педагоги! Вы и сами, подумав, легко ответите на этот вопрос. Эти бедные педагоги-новаторы больше похожи на педагогов-экскаваторов, которые сначала вынуждены распахивать сад, потом сеять умение общаться, потом учить преодолевать трудности (умение трудиться), обучают самообучению (умению учиться), а потом у этих педагогов все дети почему-то учатся с радостью, как у Амонашвили, или без троек, как у Шаталова. Нам кажется, не почему-то, а вполне закономерно: все педагоги, имеющие хорошие результаты работы, сознательно или бессознательно запускают скачала первые три ступени ракеты. После их запуска вопрос об освоении предметов уже не СТОИТ, так как дети сами начинают осваивать материал конкретного предмета.

Мне посчастливилось однажды присутствовать нa выступлении Амонашвили перед студентами тогда еще Ленинградского пединститута. Шел четвертый день встречи. Когда закрылась дверь за последним студентом, Шалва Александрович сказал: «Дорогие коллеги!» И дальше почти по Райкину: «Забудьте все, что я Вам рассказывал в предыдущие три дня, как кошмарный сон: в жизни Вам никогда не пригодится, так как в предыдущие дни я Вам рассказывал методики. Я же не учу детей, я с ними общаюсь. Если Вы будете с детьми общаться, а не учить их, то любая методика будет Вам в помощь, а если нет -никакая методика Вас не спасет. Вы загубите самую золотую методику на свете.

Судьба свела меня еще с одним интересным педагогом - учителем химии из Санкт-Петербурга. Его ученики осваивают химию за фантастически короткий срок. Я вызвал бы у Вас недоверие, если назвал этот срок. Я пообещал себе вслух его не называть, пока сам не увижу это своими глазами. Но если я даже в 2 - 3 раза ослышался, все равно остается вопрос: «А чем тогда мы занимаемся в школе на уроках, если наши способы обучения так неэффективны?» В кулуарной беседе этот учитель признался: «Мне вообще все равно, что преподавать... можно и не химию. Можно математику, физику, потому что я не химию преподаю, а воспитываю на материале химии. Придя к детям в класс, первое время я вообще о химии не заикаюсь, рассказываю им о жизни, о человеке - банки, шутки, прибаутки, легенды, сказки, а потом неожиданно спрашиваю: «А знаете, как это будет звучать на языке химик?» - «Как?» - спрашивают они. И я начинаю их вводить в мир химии или, говоря Вашими словами, знакомлю с химической картинок мира».

Нам представляется такой подход к преподаванию наиболее правильным, тем более, что по сути он совпадает с нашим. Целью преподавания любого предмета является не сам предмет, а запуск обобщенных базисных умении в отмеченной нами приоритетной последовательности, но на материале данного предмета. Итак, каждый учитель, строящий свою педагогическую стратегию в согласии с этапами развития ученика, сначала вступает с учениками в общение и организует их общение друг с другом на материале своего курса, затем учит их преодолевать трудности и радоваться препятствиям (умение трудиться), возникающим при знакомстве с этим предметом, наконец, пробуждает в них ученика, закладывая минимальный операционный базис в виде ответов на вопросы: «Кто такой ученик? Что я должен делать, чтобы им стать? Чему я должен научиться, чтобы самостоятельно изучать этот предмет? Зачем он мне нужен?»

При запуске первых трех базисных умений сам предмет является не самоцелью, а средством запуска - средством общения. При запуске четвертого базисного умения -умения думать -изучение предмета выходит на первый план. Ближней целью изучения предмета тогда становится сам предмет, знания, которые он дает, а дальней -посмотреть на мир глазами понятий этого предмета.

Приоритетные сроки запуска этих базисных умений учитывают естественный процесс развития ребенка и будут описаны нами в лекции «Что не понимают родители». Если это не было сделано до школы, педагогам придется сеять их в школе, взращивать их, и только потом опираться на них. В этом, наверное, и заключается разрешение педагогического парадокса: «Обеспечить индивидуальный подход при коллективной форме обучения». Ученик с тремя запущенными базисными умениями становится целеустремленной, сознательной, самообучающейся системой, и тогда меняется роль учителя, ибо из педагога ученик превращает его в консультанта. Старая структура авторитарного обучения: спрашивающий педагог - отвечающий ученик - превращается в новую структуру общения: спрашивающий ученик -отвечающий учитель. В этом случае никакие сжатие сроки изучения химии или других курсов не покажутся нам фантастическими. Нам просто станет фантастически стыдно за то, что самое очевидное и самое эффективное средство обучения - общение - нами фантастически забыто. Так же, как основательно отторгнуто следующее очевидное утверждение: без знаний по химии, по физике наши дети проживут, а вот без умения общаться не проживет никто. Здесь мы уже вплотную подошли к пятому моменту нашей разновозрастной системы развития картины мира.

Не все дети, окончив школу, станут химиками, физиками, математикой, географами, историками.

В каждой группе дошкольников у нас занимается не более 10 - 12-ти человек. Так вот: в каждой такой группе 2-3 ребенка мечтают стать милиционерами. Можно смело сказать, что и милиционерами тоже станут не все.

Кстати. Вы знаете, как современные дети отвечают на вопрос: «Какая самая главная профессия?» «Кооператоршик»? Верно! Бизнесмен? И такие ответы бывают! Менеджер? И эта профессия у них котируется. Встречаются еще «продавщик», «магазинщик», «жвачник. Иногда дети, отвечая на этот вопрос, просто поражаются нашей наивной недогадливости:

- Вы не знаете, какая самая главная профессия? Удивленно вскидывают глаза:

- Ну, конечно же, Андрей Степанович... - делают снисходительную выжидающую паузу, как бы предоставляя шанс реабилитироваться, и, видя, как мы не оправдываем их надежды, махнут рукой и сами закончат:

- Ну, конечно же... депутат.

Депутатское поветрие стало затухать. На его место выплыл президент. Интересно, какая профессия сменит президента? Кто, как не мы, взрослые, должны спросить наших детей: «Без какой профессии не сможешь прожить ты, не сможет прожить человек?»

Разве хватит на всех депутатских мест? Не все станут президентами! Да и милицейских постов на всех не напасешься! Но все рано или поздно выйдут в жизнь, у всех рано или поздно появятся семьи, дети, а вот к этому, самому главному назначению - быть человеком, к самой главной жизненной ипостаси - быть отцом, быть матеръю, их никто сознательно не готовит! И когда они встречаются с этим назначением в своей личной жизни, го всей полноте состояться в нем не могут!.. Поэтому интегральной целью всего школьного педагогического процесса нам представляется формирование интегрального базисного умения жить. Это и есть пятый пункт кашек разновозрастной системы развития мира.

Давайте теперь мысленно каждый спросим себя: «Умею ли я жить?» И мысленно честно ответим сами себе: «Не умею!» Такой честный ответ не является для нас оправданием умолчания тех жизненных ошибок, через которые мы уже прошли и которые осознали. Чтобы всe это не звучало голословно, мы считаем необходимым параллельно с курсом «Культура мышления» (помните первый пункт?) ввести еще один новый школьный предмет -«Культура общения». Во время встреч (не занятии, не уроков!) по культуре общения мы должны помочь им подготовиться к жизни: познакомить с основными чертами их характера, с ограничениями и возможностями человека (см. лекцию 8), рассказать им об этапах становления человека, через которые они уже прошли, через которые сейчас проходят и через которые им еще предстоит пройти. Мы должны помочь им встретиться с самим собой, осознать себя, осознать вечные вопросы человечества (см. лекцию «Как помочь старшекласснику») применительно к своей жизни, увидеть доброе в других, чтобы в критических точках своего развития не пройти мимо лучшего в себе, не зациклиться на отрицательном в себе. Дети должны знать и осознавать ответ на вопрос: «Почему после 12-ти лет без общения со взрослыми они как личности состояться не могут?» Без этого знания некоторые из них физически не смогут миновать самую трудную, самую кризисную точку своего развития. В этой точке происходит глубинная совестливая встреча с самим собой и с миром, критическое переосмысление мира: «Какой же он фальшивый, какой пакостный!» - и не менее критическое видение себя: «Таки я становлюсь таким же, как все они?! Я еще хуже их! Яне хочу быть таким!»

Это «не хочу» может привести к печальным мыслям: «Я не хочу жить!» - и непоправимым действиям - самоубийству, когда совестливое самоотрицание завершается физическим. Проблема детского суицида не является прерогативой нашего социального строя, это проблема развития детей всех стран: если есть почки на дереве, то весной они могут набухнуть и лопнуть... Лопается терпение у взрослых, лопается терпение у детей, и нет у них никаких сил пойти за советом даже к другу, а уж тем более к взрослому. Дай где им найти терпеливого взрослого, умеющего вдохнуть силы на преодоление себя в этой точке? Дети, а вместе с ними и взрослые должны знать: рискованно оставлять человека один на один с собой в эти критические моменты, так как у него может не хватить сил справиться с собой, чтобы шагнуть дальше, и мудрости, чтобы понять: он попал в точку выбора, и любой его шаг - это выбор, как в русской сказке: «Пойдешь направо - коня потеряешь, пойдешь налево -голову потеряешь, пойдешь прямо - себя обретешь через великие трудности». Оказавшись на этой развилке, человек получает право выбора себя будущего, и он этот выбор должен сделать. Сказав себе: «Пусть лучше я коня потеряю!» - он останется таким же до следующего распутья. Сказав себе: «Я не хочу быть таким!» - он может повернуть налево со словами: «Я не хочу жить!» Сказав себе: «Я не хочу быть таким!» - он может переступить через себя, через этот символ преодоления себя - валун с надписью - и шагнуть вперед со словами: «Я постараюсь быть другим!» С этого момента он начинает сознательно участвовать в изменении себя, или, как раньше говорили, в делании себя. Такое делание себя к есть качало душевного труда. Насколько он непрост, могут судить родители, приходящие на наши встречи и не досидевшие до конца: даже слушать лекции о своих детях и ошибках - это душевный труд, который не всем нам по силам.

Если мы сейчас не справимся с собой, дети наши не заметят валун на распутье и не спросят ни себя, ни нас: «А что там на нем написано?.. Почему только налево или направо? А где третий путь?..»

Если мы, родители, сейчас не справимся с собой, то не сможем подготовить детей наших и еще к одному сложнейшему периоду их жизни: 21 - 24 года. У многих это лихое трехлетье - самый критический период для создания семьи. В это время на уровне внутренних состояний мы, оказывается, делаем все, чтобы своими собственными руками, вернее, состояниями, свою собственную, самую дорогу, чаще всего, первую семью развалить. Конечно, никто сознательно этого не делает. Наша внешняя реакция на близких людей в этот период неадекватна воздействию: она только слово сказала, а я уже «шиплю», как утюг от капельки воды. И не могу я, как утюг, сдержаться и не «зашипеть», и вовсе я не на нее, дорогую, любимую «шиплю». Но она принимает все за чистую монету, понимая мои слова и поведение как показатель истинного отношения к ней. И жена так же неадекватно реагирует на меня. Почти как у Зощенко: «Ничего я ему не сказала. Только говорю...» И пошло, и поехало: «Говорила мне мама: не выходи за него замуж. И была права...» Видимо, поэтому, как считают некоторые специалисты по нравственной психологии (А.Ц. Гармаев), у некоторых народов существовал запрет на вступление в брачные отношения после 21-го года: надо было переждать до 24-х лет, а может быть, не создавшие семью до 21-го года и вообще лишались такого права и после 24-х лет.

Вы наверняка встречали рекомендуемую наиболее благоприятную разницу в возрастах мужай жены: минимум 3 года. Теперь Вы бы и сами легко объяснили эту цифру с точки зрения крепости семьи: если муж на 3 года старше жены, а жене 21 год, то мужу - уже. 24 года, и тогда хотя бы его усилиями семья не разрушается. Если даже жена старше мужа, опытнее его на 3 года, то хотя бы у нее будет больше сил стерпеть его безобразия. Обратите внимание, как лихо мы иной раз успеваем поменять и первую, и вторую семью. Но вот исполнилось нам 24 года, мы пришли в третью семью. К удивлению наших друзей, да и к своему собственному, в этой третьей семье мы терпим подчас гораздо большие выходки со стороны супруги или супруга, чем позволяли нашим близким в первой семье.

Дай Бог, чтобы сия чаша миновала наших детей! Но ее пи мы хоть в чем-то окажемся правы, то будем неправы, не предупредив их об этом. Пусть лучше мы ошибемся сейчас, чем они -потом.

Итак, в пяти пунктах мы сформулировали кашу разновозрастную систему развития картины мира, которую ни в коем случае не абсолютизируем, понимая, что самая дивная система рано или поздно будет сменена новой. Поэтому мы предлагаем Вам взять ее за основу и дополнять и развивать хоть до полного самоотрицания. Пока эта система еще не умерла, мы будем отстаивать хотя бы четыре ее неоспоримых преимущества:

-не абсолютность (мы абсолютизируем только то, что ничего не абсолютизируем);

- системность (в ней. действительно все друг с другом увязано и все друг с другом связаны: родители, дети, педагоги и общество);

- открытость для дополнений (об этом только что говорилось выше);

- практичность (во всем мы опирались на практику и все теоретические выходы старались доводить до таких практических рекомендации, которыми мог бы воспользоваться любой услышавший и принявший нас), - этичность (во всех причинах мы ищем этические корни, непрактичность большинства педагогических методик и систем считаем продолжением их неэтичности, поскольку для нас примат этической картины мира даже над базисной очевиден). Вряд ли найдется на земном шаре народ, этическая картина мира которого лишена категории «счастье».

Разве будут счастливы дети в жизни, если к жизни их не готовят ни дома, ни в школе? К чему же их готовят? К выпускным экзаменам, к поступлению в институт, к зарабатыванию больших денег, а к тому, без чего они, как специалисты, состояться не смогут, их не готовят! За примерами далеко ходить не надо, вспомните любую конфликтную ситуацию у себя в семье или болезнь детей... и как сильно это сказывается на нас, на нашей работе: придя на работу, мы не в состоянии по-настоящему ею заниматься, потому что голова наша занята треножными мыслями. И только когда дома спокойно, мы можем спокойно общаться с друзьями, родителями, детьми, сотрудниками. И откуда терпение берется! А так - нет никаких сил. И никакие диссертации ни мужчинам, ни женщинам не нужны - ни кандидатские, ни докторские, если дома у них что-то не ладится!

Не это ли лишнее жизненное доказательство первичности всех этических вопросов!

После формулирования основных моментов нашей системы пришла пора придать этическую окраску риторическому вопросу, вынесенному в название нашей встречи: «Как согласовать образование с воспитанием». Все ответы уже посеяны, дали всходы, можно начинать жатву.

Красивое слово «образование» истоками своими вое ходит к святому слову «образ», более духовному и целостному, чем слово «питание». Поэтому за словом «образование» стоит очень много положительного, ко так случилось, что сегодняшнее образование не отвечает по содержанию этому слову. Появилась потребность использовать слово «воспитание», чтобы как-то отделиться от «образовательного» смысла, возникшего в контексте таких словосочетаний, как общее образование, высшее образование, рядовое образование, среднестатистическое образование и так далее. Нам кажется именно это побудило Д.С. Лихачева в одном из его выступлений высказаться следующим образом: «Целью современной школы должно быть не образование, а воспитание». Эта мысль может быть продолжена названием книги Рудольфа Штайнера, основателя Вальдорфской педагогики: «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки» (Вестник теософии, 1901). В этой работе речь идет о периодизации в развитии физического, душевного и духовного тела ребенка. Не обсуждая в школе такие понятия, как тело, душа, дух, мы оставляем наших детей на уровне человека, о котором очень метко сказал Эмиль Кроткий: «Он знал, что душа - предрассудок, ко все-таки ока у него болела». С душевными муками мы все встречаемся, ко даже назвать их, не то чтобы отличить друг от друга, не можем, поскольку не владеем соответствующими нравственными понятиями для их различения. Много ли у нас школ, таких, как щетининская, где в курсе физики среди базисных научных понятий присутствуют такие, как дух, душа, Бог, религия.

В школах в основном идет потребление знаний и напичкивание ими без нравственного осмысления. Религию выплеснули, народную педагогику вытолкали вслед за религией, воспитание заменили многолетними разговорами о воспитании и подменили физическим развитием, оставив детей без того, без чего человек человеком состояться не может, ибо не увидит даже злое и доброе внутри себя и а окружающих, так как никогда об этом не размышлял. Когда мы просим детей нарисовать портрет того, кому ты друг, некоторые дети наравне со взрослыми по сути своей не понимают вопроса. «Кто мне друг» -понятно, потому что «мне», а «кому я друг» - непонятно в потребительской психологии сегодняшнего общества.

В названии знаменитой книги Дейла Карнеги отражена прагматическая направленность современников: «Как приобретать друзей». Заметили? Как приобретать, то есть как сделать, чтобы мне было хорошо, чтобы мне было с этого что-то, а не другому. С таким эгоистичным названием быстрее бы купили книгу, чем, скажем, с альтруистским: «Как стать другом». Наши школьники уже заражены потребительством знаний, и если Вы, на их взгляд, знаний не даете, не доказываете им необходимости Ваших уроков, а тем более ведете рассказ об этических принципах, без которых ни одно знание на самом деле не может быть грамотно использовано, то, не исключено, что они Вас слушать не будут. И не все педагоги поймут, когда Вы будете говорить, прежде всего, об этических принципах, а не о самих методиках.

«Дайте мне методику!» - будут требовать от Вас. А что стоит за этим требованием? Как правило, желание снять с себя ответственность. Если методика Валявского не срабатывает, то я тут ни причем и виновата либо методика, либо сам Валявский. А то, что хрупкое деревце-методику я поставил на асфальт и даже не полил ни разу -это не в счет.

В самых свободолюбивых школах, вальдорфских или ауровильских, отсутствуют методики, даются только возрастные рекомендации. Каждый педагог волен воспользоваться ими так, как считает нужным. Тогда процесс воспитания, а не образования, носит такой свободный характер, что не нужны ни звонки, ни уроки, а дети не теряют интереса к учебе к к жизни.

Что мы наблюдаем в наших школах? Почти все педагоги нас спрашивают: «Что делать? Как помочь детям, которые не хотят учиться?» Дорогие педагоги к родители! Вспомните, как эти дети рвались в школу в самый первый день! Если дошкольник на вопрос: «Хочешь ли ты пойти в школу?» - отвечает: «Не хо-чу», -психологи справедливо считают его психологически к школе не готовым. Буквально через месяц после обучения многие хотевшие уже не хотят учиться:

- Тебе нравится ходить в школу?

- Нет!

- А раньше нравилось?

- Да.

- Что же случилось?

- Да портфель стал тяжеловат...

Какова же должка быть сила педагогического давления, чтобы в такие короткие сроки задавить сильнейшую психологическую потребность учиться!

Оказывается, педагогам по плечу не только это: через полгода обучения удается справиться даже с биологическим ростом (данные доктора медицинских наук В. Ф. Базарного). Насколько же процесс обучения не согласован с естественными потребностями детей, если летом надо ставить вопрос о проведении оздоровительной кампании?! Летом дети опять «захотят» и начнут расти, а вот учиться они могут так и не захотеть!

Что же будем делать мы, взрослые? Бороться с их нежеланием, то есть со следствием, а не с причиной, породившей нежелание, убившей желание. В чем же причина? В неестественности процесса обучения! Или другими словами: в нарушении естественного процесса развития! Вот Вам и ответ на вопрос: «Как согласовать образование с воспитанием?» Необходимо весь педагогический процесс сделать естественным, то есть своевременным, потребностным и индивидуальным. Все это мы уже обсуждали, когда сформулировали третий и четвертый пункты нашей разновозрастной системы: Необходимо весь педагогический процесс согласоватъ с этапами этико-психологического становления ребенка. Базисные умения общаться и трудиться сеются до школы, до 7-ми лет, пока ребенок находится под крылом родителей. Когда родители проникнутся пониманием ответственности за дошкольный период, может быть, у них не повернется язык обвинить педагогов в последствиях непосеянного до школы, а своих детей в нерадивости. Когда педагоги проникнутся пониманием ответственности за школьный период сеяния умения учиться, они не будут иметь основания для обвинения родителей и учеников.

Согласовывая педагогический процесс с этапами сеяния, мы объединяем усилия вечно разрозненных элементов педагогического треугольника: учитель - родитель - ученик. Это еще один ответ, конкретизирующий суть согласования образования с воспитанием, или педагогического процесса с этапами этико-психологического развития, что для нас одно и то же.

Все наши последующие лекционные встречи отвечают на отдельные вопросы: что не по силам детям, как ребенок думает, что не понимают дети, что не понимают родители, как помочь старшекласснику и так далее. Ответы на эти вопросы необходимы учителям, родителям и ученикам для взаимопонимания, без которого не удастся согласовывать образование с воспитанием.

Так, например, лекция «Что ребенку не по сипам» знакомит родителей и педагогов с новым понятием «диспетчерская программа». Благодаря этому понятию легко удается объяснить родителям, почему их ребенок, не овладевший своей диспетчерской программой до школы, не сможет участвовать в коллективном процессе: обучения в школе. Педагоги и родители благодаря диспетчерским играм с детьми с удивлением обнаруживают в себе плоды неумения управлять собой. После нашей лекции у них не возникает сомнения в необходимости формирования этого умения в дошкольном периоде, дабы ни в старших классах, ни в старшем возрасте не пришлось обратиться к психологу или психотерапевту или самостоятельно заниматься перепрограммированием.

Встреча-лекция «Как ребенок думает» познакомит родителей с нашей практической разработкой - головоломкой «Золотое сечение», опубликованной в сборнике «Калейдоскоп игр»*. Эта головоломка не только развивающая, но и диагностирующая. Таблицы с изображением эталонных фигур вывешивают за спиной ребенка, его просят их запомнить и, повернувшись к столу, сложить из этих фишек (6 квадратов и 1 прямоугольник) то, что он запомнил. Каждая дидактическая фигура позволяет сделать массу наблюдений, легко интерпретируемых в присутствии родителей без дополнительной обработки. Играя в эту игру, ребенок как бы сам комментирует особенности своей мыслительной деятельности, поскольку все, что он думает, выплескивается в его движениях, в его поведении, в характере общения с таблицами, с фишками, с товарищами по группе, с нами, взрослыми, а также отражается в репликах и вопросах. «Золотое сечение» дает возможность отследить практически все основные особенности будущего поведения ребенка в школе. Игра с детьми в присутствии родителей носит назидательный характер. «Зрячие» родители сами увидят, какие фигуры их ребенку не по силам и как он психологически ведет себя при столкновении с неудачами. Как правило, родители интересуются не диагнозом, не причиной, по которой ребенок с чем-то не справляется, а кон-кретным вопросом: «Что нам дальше делать?» Если родители дозрели до этого вопроса, они будут помогать ребенку.

- Что Вам делать? Играть!

-Во что? Как?

- В эту игру - так, как Вы видели.

Если родители не дозрели до конструктивного вопроса, ваши объяснения причин будущих неудач ребенка потонут в потоке самооправданий к возражений. Бесполезно рассказывать таким родителям о том, что эта игра по силам дошкольникам уже в возрасте полутора-двух лет. К сожалению, мы встречаем иногда к школьников, которым что-то в этой игре не удается. И это уже минус не этих школьников, а минус наш - взрослых, которым не удалось выявить эти трудности и ликвидировать их до школы. Теперь же берем на себя право ставить им оценки за то, что они не понимают,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Раздел 9 | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.035 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал