![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип свободного ассоциативного эксперимента ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Ассоциативный эксперимент впервые был предложен С.Г. Юнгом. Свободный ассоциативный эксперимент – простейший психолингвистический прием, используемый для изучения семантики, т.к. а) в ассоциациях некоторого слова с другими словами отражаются существенные черты значения слова; б) реакция на слова и предметы, обозначаемые этими словами, не совпадают [Сахарный 1989: 90–111; Леонтьев 1996: 73–76; Залевская 2000: 105–107]. Суть ассоциативного эксперимента заключается в том, что испытуемым предъявляется какое-либо слово (стимул) и они должны как можно быстрее реагировать на него первым пришедшим в голову словом-реакцией. Количество реакций может варьироваться от одного до (чаще всего) пяти слов [Титова 1975: 56]. За основу берется следующее понимание терминов: 1) слово-стимул – любое слово, элемент лексической структуры языка, рождающий сеть ассоциаций; 2) слово-реакция (ассоциат на стимул, ассоциацию) – актуализируемая в сознании говорящего связь между словом-стимулом и другой словесной единицей и соотнесенным с ней явлением действительности или сознания; 3) ассоциации – это «некие более или менее долговременные единства, переживаемые как смыслы и представляющие собой соединения элементов опыта, соотносимых с внеязыковой реальностью, с единицами языка» [Чернейко, Долинский 1996: 32]. Ассоциативное поле имени – типы полей, для которых характерно «объединение вокруг слова-стимула определенных групп слов-ассоциатов» [ЛЭС 1990: 381]. Существует две разновидности ассоциативного эксперимента: свободный и направленный. В свободном ассоциативном эксперименте реакция не ограничена, не задана ни инструкцией, ни контекстом. Испытуемый должен как можно быстрее приводить первые пришедшие ему на ум слова. Словами-реакциями могут быть не только отдельные слова, а также словосочетания, фразеологические обороты. В направленном эксперименте испытуемый обязан подобрать слово в соответствии с инструкцией (например, дается задание прореагировать на слово-стимул синонимом). Таким образом, ассоциативная реакция направляется в определенное русло [Сахарный 1989: 94–97]. Эксперимент может проводится с группой или индивидуально. Различаются: 1) письменно-письменный эксперимент; 2) письменно-устный; 3) устно-письменный; 4) устно-устный. Вторая форма вышла из употребления, а первая – самая распространенная. Свободно-ассоциативный эксперимент может проводиться либо на одно слово, либо на список слов. В последнее время исследователи всё чаще стали обращаться к определению содержания концепта с помощью методики ассоциативного эксперимента. «Для моделирования психологически адекватных представлений носителей русского языка данные ассоциации не менее показательны, чем определения толковых словарей и воспроизводимый текстами речевой узус» [Чернейко, Долинский 1996: 32]. Авторы считают, что между психологической основой ассоциаций и семантическими компонентами значений слова существует принципиальное сходство и генетическое родство. Ассоциации, полученные в ходе эксперимента, выводят на глубинные слои концепта. На основе выявления семантических групп ассоциатов строится ассоциативное поле концепта.
|