![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модуль часть II: Основы идеологии Белорусского Государства Республики Беларусь.
Лекция 1 Предмет курса и методология изучения идеологии белорусского государства План 1 Предмет и задачи курса 2 Теория и методология, основные понятия и категории, источники идеологии белорусского государства Новые понятия: ГНОСЕОЛОГИЯ - (греч. Опо818 - знание и 1о§о§- понятие, учение) - учение о сущности, закономерностях и формах познания. СОЦИОЛОГИЯ - (лат. 8ос1е1а§ - общество, греч. Ьодо§ - понятие, учение) - наука о законах функционирования и развития общества, о социальных отношениях. ПСИХОЛОГИЯ - (греч. РзуЬе - душа, 1одо§- понятие, учение) - наука, изучающая психику, отсюда психологический подход - стремление объяснить социальные взаимоотношения и структуры на основе психологических данных. КОММУНИКАЦИЯ - (лат. Соттишсайо - сообщение, передача) - общение, обмен мыслями, сведениями, идеями. 1.1 Предмет и задачи курса Особенности современного этапа развития белорусского общества обусловили актуальность научного анализа и необходимость изучения и осмысления государственной идеологии Республики Беларусь. Распад Советского Союза, провозглашение суверенитета белорусского государства, становление институтов современной белорусской государственности и гражданского общества потребовали систематизации и совершенствования социально-политических идей, теорий и концепций, лежащих в основе организации и деятельности белорусского государства. Выступая на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003г., Президент А.Г. Лукашенко в докладе «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» отметил: «Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам». Молодое государство стало вырабатывать внутреннюю и внешнюю политику, выявлять ее приоритеты, а также поставило задачу выработать общую идею, которая бы сплотила все общество. Предметом курса идеологии является совокупность идей, ценностей, принципов и представлений, объединяющих население Беларуси в политическое сообщество, определяющих цели и задачи развития белорусского общества и обосновывающих пути их реализации. Курс «Основы идеологии белорусского государства» является специфической частью темы курса политологии «Политическая идеология». Сам курс тесно связан с курсом общей теории государства и права, историей Беларуси, историей политической и правовой мысли Беларуси, истории государства и права Беларуси, философией, культурологией, экономической теорией и другими социально-гуманитарными дисциплинами. Целью курса является усвоение студентами в систематизированном виде основного содержания идеологии современного белорусского государства, необходимого для осознанного участия в общественно-политической жизни страны в качестве ее полноправных граждан. Задачами курса являются: 1) усвоение студентами комплекса теоретических положений, объясняющих феномен идеологии и ее роль в жизнедеятельности общества; 2) ознакомление с содержанием базовых идей и положений, основных идейно-политических течений современности; 3) освоение содержания идей, ценностей, принципов, целей и представлений, составляющих в своей совокупности идеологию современного белорусского государства; 4) формирование у студентов социальных качеств, необходимых для осознанного участия в общественно-политической жизни страны. 1.2 Теория и методология, основные понятия и категории, источники идеологии белорусского государства Теоретической и методологической основой идеологии являются идеи и воззрения, разработанные человечеством, начиная с трудов Платона и Аристотеля, и завершая современными исследованиями ХХ и начала ХХ1 веков. Среди разработанных исследователями подходов - мифологического, религиозного и других, - философский, несомненно, способствовал выработке единой методологической системы. Важный вклад в методологию изучения идеологии, наряду с Платоном, Аристотелем в древнем мире, в средние века внесли Василий Кесарийский, Григорий Назианзин и Григорий Нисский в Византии, а также Августин Блаженный на западе Европы. Августин одним из первых среди западноевропейских мыслителей приступил к разработке философии истории и ценностей в знаменитой работе «О граде Божьем». Идеология «града Божьего», по его мысли, должна была бы заменить идеологию аморализма и нигилизма в развивающейся Римской империи. Заметный вклад в разработку философии идеологии внес итальянский мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли. Он - автор идеи возможности политики без идеологии (морали). В работах Платона, Аристотеля, Августина Блаженного, Н. Макиавелли и других философов были развиты ценные методологические представления об особенностях познания идеологии. Впоследствии они были оформлены в относительно самостоятельные методологические подходы к изучению и применению идеологии. Так, Н. Макиавелли развил социологический подход к изучению идеологии. Французские идеологи - просветители обратили особое внимание на познавательный, гносеологический подход к ее изучению. Исследователи Э. Берху и Ш. Де Местр считали, что источником идеологии является человеческая психология, греховная и насовершенная природа человека. Именно она определяет ложный, по его мнению, характер идеологии. С помощью собственных несовершенных идей человек, на его взгляд, принципиально не способен постичь истину, источником которой является только Бог, а средством познания - откровение. В середине XIX века элементы психологического подхода к идеологии складывались под флагом борьбы с религией и защиты самоценности человека. На этом настаивал Л. Фейербах, подчеркивавший антропологический (человеческий) характер религиозных идей. Его современники Э. Кант и К.Маркс исходили из несовместимости религии и науки. Окончательно оформился психологический метод при изучении идеологии в работах ученого В. Вудта. Возникновение в ХХ веке междисциплинарной теории коммуникации привело к образованию и формированию еще одного подхода к изучению идеологии - коммуникативного. Таким образом, исследователи различают четыре подхода, тенденции, аспекта методологии изучения идеологии: гносеологический, социологический, психологический и коммуникативный. В процессе изучения курса мы с вами познакомимся с основными понятиями и категориями, такими как: этнос, народ, государство, идея, ценность, цивилизация, модернизация, учение, концепция, доктрина и т.д. Источниками курса «Основы идеологии белорусского государства» являются: нормативно-правовые акты и политические документы Республики Беларусь (Конституция, законы, декреты, постановления и т.д.); международные политико-правовые документы, подписанные белорусским государством; политические документы прошлых периодов истории; произведения отечественной и мировой философской, политической и правовой мысли, литературно- художественные произведения. Особую значимость для анализа идеологии белорусского государства имеют новейшие исторические исследования, авторы которых не были связаны какими-либо политическими ограничениями или обязательствами. Среди таких исследований следует назвать, в частности, работы М.Ф. Пилипенко, А.Ф. Ро- гачева, Е.К. Новика и Г.С. Марцуля, Э.М. Загорульского, П.Г. Чигринова, П.И. Бригадина, У.Ф.Ладысева, С.В. Морозовой и др. Проблему формирования белорусской государственности невозможно анализировать без учета содержания работ В.А. Круталевича, А.Ф. Вишневского, И.Я. Юхо и других авторов работ по истории государства и права Беларуси. Среди литературы, которой должны пользоваться студенты при изучении курса «Основы идеологии белорусского государства», следует назвать следующие работы: монографии Е.М. Бабосова «Основы идеологии современного государства», В.А. Мельника «Государственная идеология Республики Беларусь» (Концептуальные основы); учебные пособия: «Основы идеологии белорусского государства: история и теория» под общей редакцией С.Н. Князева, В.И. Чуева, «Основы идеологии белорусского государства» под общей редакцией проф. Г.А. Васелевича и Я.С. Яскевича, Минск, РИВШ, 2004г., «Основы идеологии белорусского государства» - курс лекций в 2-х частях под общей редакцией С.Н. Князева. Минск, 2005г.; «Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты», Минск, 2003г., РИВШ. Таким образом, в конце лекции можно сказать, что любому обществу необходим единый и целостный свод идей, ценностей и норм, который объединяет всех его граждан, является общей платформой согласованных действий во всех областях жизнедеятельности. Особенно возрастает значимость объединяющей идейной силы, способной сплотить граждан, придерживающихся различных взглядов, в условиях системной трансформации общества, которая осуществляется в Беларуси. Контрольные вопросы 1. Что является предметом изучения курса «Основы идеологии белорусского государства»? 2. Назовите основные методы и имена тех, кто их разработал, используемые при изучении курса «Основы идеологии белорусского государства». 3. Каковы теоретические источники курса «Основы идеологии белорусского государства»? Литература 1. Лукашенко, А. Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент / А. Г. Лукашенко // Народная газета. - 2003. - 29 марта. - С. 1-2. 2. Сташкевич, И. С. Формирование идеологии белорусской государственности / И. С. Сташкевич // Беларуская думка. - 2001. - № 2. - С. 136-147. 3. Мельник, В. А. Идеология и вызовы постсовременности (Государственная идеология) / В.А. Мельник // Беларуская думка. - 2001. - № 10. - С. 104-116. 4. Василевич, Г. Конституционное развитие и белорусское государство / Г. Василевич // Беларуская думка. - 2003. - № 2. - С. 24. 5. Основы идеологии белорусского государства: история и теория: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образование / С. Н. Князев [и др.]; под общ. ред. С. Н. Князева, В. И. Чуешова. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 312 с. 6. Бабосов, Е. М. Основы идеологии современного государства / Е. М. Ба- босов. - Минск: Амалфея, 2004. - 352 с. 7. Яскевич, Я. С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты / Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ БГУ, 2003. - 360 с. 8. Василевич, Г. А. Основы идеологии белорусского государства / Г. А. Василевич, Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ, 2004. - 477 с. Лекция 2 Идеология и ее общественное предназначение План 1 История возникновения термина «идеология» и эволюция его содержания 2 Понятие политической идеологии, ее основные функции, классификация 3 Основные идеологии современности: либерализм, консерватизм, социализм и его разновидности Основные понятия: ЛИБЕРАЛИЗМ - (от лат. ЫЪегаНз - свободный) - идеология молодой буржуазии, боровшейся против остатков феодализма. КОНСЕРВАТИЗМ - (от лат. Сошегуо - охраняю, сохраняю) - идеология крупной земельной аристократии. СОЦИАЛИЗМ - (от лат. ЗошаЛз - общественный, товарищеский) - идеология рабочего класса. НАЦИОНАЛИЗМ - принцип идеологии о национальной исключительности, превосходстве одних народов над другими. ФАШИЗМ - (от итал. Разсю - объединение, пучок) - реакционная идеология, провозгласившая идею «высшей расы», решающая внешнеполитические вопросы агрессивным методом. ГЛОБАЛИЗМ - идеологическая доктрина всемирного масштаба. 2.1 История возникновения термина «идеология» и эволюция его содержания Понятие «идеология» образовано из двух греческих слов: «эйдос» - идея и «логос» - учение, мышление, т.е. учение об идее. В Европе понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрит и Платон, однако уже до них человечество понимало роль и значение общих мыслей и духовных ценностей в жизни человека и общества. Мифы были первыми обобщениями мыслей и духовных ценностей, и это были отнюдь не сказки, т.к. люди искренне верили в них, более того, они были своего рода «руководством к действию». Так, миф о Прометее формировал убеждение в том, что идея свободы является ценностью, способной возвысить человека над традиционным страхом наказания и неотвратимости возмездия со стороны сверхъестественных сил. Роль идей в жизни человека и государства еще более глубоко была раскрыта в религии и теологии (от греч. «теос» - Бог и «логос» - учение). По сравнению с мифологическим религиозное сознание является более организованным, структурированным и исторически зрелым. Правда, многие религиозные идеи излагались в форме мифов - повествований. Например, повествование о Каине и Авеле, Давиде и Голиафе; идеи о святой Земле стали мощными мобилизующими факторами паломничества в «землю обетованную» и в Палестину у христиан, в Мекку у мусульман. Религиозно-философские идеи сформировались и в Древнем Востоке (Китай, Индия). Так, Конфуций проповедовал, что в основе общественной жизни лежит Воля Неба (культ предков), главной идеей в его учении была идея гуманности, т.е. любви младших к старшим, детей к родителям, подчиненных к начальству. Чтобы эта идея воплотилась в жизнь государства, все должны неукоснительно соблюдать заранее установленные правила поведения. Идеи конфуцианства и легизма, т.е. идеологии управления и принуждения, были нацелены на решение главной задачи - обеспечение стабильности общественной жизни. В буддизме обращается больше внимания на практический характер идей в жизни отдельного человека, т.е. поиск собственного «я» и системы ценностных координат. Будда учил, что миром управляют страдания, избавиться от которых можно, только взяв на вооружение четыре идеи: 1)жизнь, связанная со стремлением к наслаждению, является страданием, которое проявляется в болезнях, разлуке, смерти; 2) источником страданий является сама жизнь; 3) от страданий можно избавиться; 4) избавление от страданий - это вера в Будду. Древние европейские философы, начиная с Фалеса и заканчивая Платоном и Аристотелем, обосновали всеобщий (универсальный) характер науки, отсутствие в ней национальных, государственных границ. По Платону, идеи являются не столько структурными элементами сознания человека и общества, сколько надындивидуальными и надгосударственны- ми, т.е. божественными моделями вещей. Идея - это универсальный образец человеческого познания и практики, свойством идеи являются универсальность и всеобщность. Платоновское учение об идеях было частью его учения об идеальном государстве. Хотя идеи Платона пользовались уважением среди мыслителей - теоретиков, однако практики его всерьез не воспринимали. Господствовавшие вплоть до Нового времени религиозные системы выполняли в общественном сознании функции предыдеологий. Возникновение же исходных компонентов идеологии обычно связывают с учением выдающегося английского философа Ф. Бэкона об «идолах разума». (Ф. Бэкон. Новый органон // Антология мировой философии: в 4-х т., Т.2, М., 1970 г. - с.196). Известный исследователь идеологий, немецкий философ и социолог К. Манхейм утверждает: «... учение Ф. Бэкона об идолах может в известной степени рассматриваться как предвосхищение современной концепции идеологии». Дальнейшее развитие и конкретизацию учение об идеях получило в трудах французских просветителей XVIII века Э. Кондильяка, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция. Они писали о чувственных и интеллектуальных, истинных и ложных идеях. Сам термин «идеология» был впервые введен в употребление французским философом А. Дестютом де Трасси в работе «Элементы идеологии» (1804г.). Систематизируя и обобщая взгляды Бэкона, Кондильяка, Гельвеция и других философов, он обосновал целесообразность формирования специфической теории об идеях - идеологии. Идеология, по его убеждению, должна стать теоретической основой политической и экономической деятельности, служить средством улучшения общественного устройства страны. Однако, в то время политики прохладно отнеслись к учению де Трасси. Так, Наполеон утверждал (в силу того, что группа «идеологов» занимала оппозиционное положение по отношению к его режиму), что «учение идеологов - это туманная метафизика, повинная во всех ошибках и несчастьях прекрасной Франции». Тем самым было положено начало традиционной для многих мыслителей XIX - XX веков критики идеологии как ложной, извращающей действительность формы сознания. С переходом человечества к эпохе промышленных революций и выступлением на ведущее место в обществе промышленного и торгово- промышленного капитала изменяется и идеология, которая воплощает интересы новых социальных групп. Идеологические воззрения, совершенно различные у представителей различных классов, порождали и различные, порой прямо противоположные, позиции в отношении к идеологии и ее оценкам. Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике современную им идеологию буржуазии, главным образом в ее немецком варианте, как искаженное, превратное сознание, извращенно оценивающее реальную действительность. В. И. Ленин считал, что идеология представляет собой систему идей, теорий, взглядов, отражающих социально-экономическое и политическое развитие общества и выражающих интересы определенного класса - буржуазии или пролетариата, в силу чего она носит классовый характер. Критические оценки идеологии как ложного, иллюзорного сознания, сознательно или неосознанно искажающего реальные факты действительности, свойственны таким различным по своим философским, социологическим взглядам и политическим предпочтениям мыслителям, как Э. Дюркгейм, М. Шелер, М. Вебер, К. Манхейм, В. Парето, П. Сорокин, Ю. Бохеньский, Т. Пар- сонс К. Манхейм в работе «Идеология и утопия. Диагноз нашего времени» (М., 1994г., с.85) утверждает, что «.понятие идеологии (и утопии) связано с пониманием того, что, помимо обычных источников заблуждений, существуют ложные структуры сознания. одни из них опережают «современное» им бытие, другие отстают от него. В обоих случаях эти структуры сознания маскируют бытие». Широкое распространение различных концепций постиндустриального общества, воплощенных в трудах Р. Арона, Д. Белла, З. Бжезинского, Д. Рисме- на, А. Турена и др., в которых резко снижается значение и влияние идеологии, приводит в 70-х годах ХХ века к появлению в США, Франции и других западных странах теорий «конца идеологий». Д.Белл, в частности, утверждает, что «.все идеологии исчерпали себя», а З.Бжезинский подчеркивает, что в условиях бурного развития науки и наступления «технотронной эры» идеологическое всесилие сменяется «концом идеологии». (Бабосов Е.М. Идеология в современном мире. Мн., 1984г., с.64-65). Как бы ни были масштабны и влиятельны негативные оценки идеологии, ее оценки как ложного, иллюзорного, извращенного сознания, наряду с концепциями «деидеологизации» периодически возникают и распространяются призывы к «реидеологизации» общества, т.е. к восстановлению идеологии в ее правах. Так, Д.Белл, С.Липсет, выступавшие за деидеологизацию, стали пропагандировать впоследствии необходимость «реидеологизации». Возникает вопрос - почему же так происходит? Да просто потому, что любое общество нуждается в некой объединяющей, скрепляющей его идее, ориентирующей на определенные цели и ценности. Ф. Достоевский хорошо сказал о роли объединяющей идеи: «Скрепляющая идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из России.. Это самый насущный вопрос, который только есть.» (Достоевский Ф.М. Подросток. ПСС, т.13, М., 1975г., с.54). В начале XIX века идеология стала не только формой самосознания классов и больших социальных групп людей, но и формой самоопределения и ориентации государств и отдельных индивидов. Понятие «идеология» может быть использовано в разных смыслах. Можно выделить пять определений данного понятия: 1) идеологией называют совокупность идей, выражающих интересы своего носителя (отдельные люди, социальные группы, государства); - идеологией называют совокупность политических убеждений и установок (либерализм, консерватизм и т.д.); - идеологией называют совокупность идей, отражающих экономическую структуру общества (богатых и бедных, производителей и потребителей, экономического развития и стагнации и т.д.); - специальное научное изучение позволяет различать идеологию как превратное, искаженное сознание некоторого социального класса. Маркс и Энгельс «Немецкая идеология» (1846г.) - идеология является ложным классовым сознанием, которое навязывается другим классам; - идеологией называют систему идей, обслуживающую и оправдывающую определенные виды общественной практики и отличающуюся от теоретического осмысления действительности (французские философы Барт, Деррида, Фуко). Сравнение современных определений идеологии показывает, что общим в них является ее истолкование как совокупности идей, раскрывающих интересы своего носителя. Поэтому можно сделать вывод, что идеология - это совокупность (система) идей, выражающая интересы и цели ее носителя. 2.2 Понятие политической идеологии, ее основные функции, классификация Одной из важнейших разновидностей идеологии является идеология политическая. Она представляет собой совокупность взглядов и идей, в которых различные субъекты политических отношений (отдельные люди, классы, социальные слои и группы) осознают свое положение в обществе, оценивают существующую социально-политическую действительность и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти. В политической идеологии, как и в идеологии вообще, можно выделить три уровня ее проявления: высший, средний и низший. Высший называют политико-концептуальным. Его образуют научные сочинения - монографии, статьи, доклады, диссертации и т.д. В них концептуально, т.е. в виде системы взглядов, излагаются оценки существующей социально-политической действительности, формируются общие принципы политической деятельности социальных общностей, а также обосновываются их политические устремления. На среднем, или программно-политическом, уровне общие идейные принципы и политические установки, сформированные на высшем уровне, преобразуются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги. Их содержание закрепляется в форме различного рода политических документов, прежде всего, программ политических партий, манифестов, резолюций, воззваний и т.п. В этих документах особо выделяются те или иные проблемы общественной жизни, более обстоятельно и конкретно выражаются интересы граждан, указываются пути реализации этих интересов. На данном уровне идеология становится предметом политической пропаганды. Она проникает на страницы газет и журналов, в телевизионные и радиопередачи, в учебники, в рекламу и произведения искусства. На низшем, или обыденно-актуализированном уровне, политическая идеология проявляет себя в различных формах политической активности людей. Данный уровень отражает степень освоения принципов и целей даной политической идеологии индивидами и социальными общностями, меру их воплощения в практических делах и поступках субъектов политики. Это иллюзорные, фантастические представления людей об окружающей их социальной действительности, а также вера в возможность того или иного лучшего будущего. Например, вера в «светлое» коммунистическое общество или, наоборот, вера либералов в то, что рынок сам отрегулирует и приведет к «прекрасному» обществу всеобщего процветания. Мифы довольно широко культивируются в политике, зачастую они настойчиво прививаются и эксплуатируются в качестве сильного аргумента для оправдания существующей власти и проводимого политического курса («враги народа» в сталинском режиме). Таким образом, политическая идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса. Без политической идеологии, по существу, не бывает политического действия. Именно идейно-политические представления, преобразуясь в систему убеждений человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление такой формы общественного устройства, которую он признает как наилучшую. 2.3 Основные идеологии современности: либерализм, консерватизм, социализм и его разновидности Формирование идеологии современного белорусского государства происходит не на пустом месте. Оно опирается на опыт развития и функционирования давно уже сложившихся мировых идеологий: либерализма, консерватизма, социализма и др. Все эти идеологии зародились, развивались и утверждались в условиях западноевропейской цивилизации. Для правильного понимания и истолкования различных идеологий, их сущностей, особенностей, функций, способов ориентации, сфер влияния важное значение имеет их типологизация. Типологизация идеологий может быть осуществлена по нескольким основаниям. В зависимости от пространственной распространенности и масштабов социальных общностей людей, подверженных влиянию тех или иных идей, взглядов, верований, ценностных ориентаций, стандартов поведения и т.п., идеологические доктрины могут быть подразделены на глобальные, локальные и частичные. В зависимости от содержания распространяемых концепций, взглядов, принципов, убеждений идеологии могут быть дифференцированы на научные, религиозные и политические. По направленности предлагаемых идеалов, целей, средств их достижения идеологии относятся к прогрессивным или реакционным, революционным или контрреволюционным, гуманистическим или антигуманным. 1 Возникновение идеологии либерализма было связано с утверждением в Западной Европе капиталистического общества, и по времени совпадало с периодом буржуазных революций XVIII - XIX веков. По существу, либерализм - это идеология, выражающая интересы класса буржуазии. Основоположниками либерализма являлись: Дж. Локк, Л. Монтескье, А. Смит, Т. Джефферсон, Дж. Миль. Центральное место в либерализме занимает идея индивидуальной свободы (от латинского «НЪегаШз» - свободный). Принцип свободы рассматривается либералами как важнейшее условие реализации человеком своих неотъемлемых естественных прав. В политической и экономической жизни принцип свободы трактуется либералами как свобода от чрезмерных ограничений со стороны государства. «Лучшее правительство то, - подчеркивал американский президент Т. Джеф- ферсон, - которое меньше всего управляет». Именно в либеральной идеологии была выдвинута идея приоритета гражданского общества перед государством. Как утверждал один из основоположников либерализма Дж. Локк: «...гражданское общество - это постоянная величина, а государство - производное от него». Еще одной важной особенностью либерализма является то, что его идеологи с самого начала были последовательными сторонниками разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение они считали надежным средством от узурпации власти и злоупотребления ею. Функции государства, по мнению либералов, должны сводиться к минимуму: охране частной собственности, установлению общих правил свободной конкуренции, обеспечению общественного порядка и контролю за соблюдением законов в обществе, а также защите страны от внешней опасности. В экономической сфере главными принципами либерализма являются: частная собственность, личная предпринимательская инициатива, свободный рыночный обмен, конкуренция. В социальной сфере либералы - сторонники индивидуализма и противники социального равенства. В духовной сфере - сторонники свободы взглядов, слова, совести. Таким образом, классический либерализм, каким он был в XIX - первой трети ХХ века, являлся идеологией, отрицательно относившейся к активному вмешательству государства в общественную жизнь. Однако, по мере развития капиталистического общества, выявились не только положительные, но и отрицательные стороны такого отношения. Стихийно функционировавшая рыночная экономика все чаще и чаще стала переживать кризисы перепроизводства. Эти кризисы сопровождались закрытием огромного числа предприятий, массовой безработицей, уничтожением колоссальной массы товаров и катастрофическим ростом социальной напряженности. В конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века разразился мировой кризис, поразивший все страны Западной Европы и Северной Америки одновременно и поставивший капиталистическое общество на край гибели. Под воздействием кризиса либеральная идеология претерпела серьезные изменения и возник неолиберализм (Р. Даль, Дж. Роулс и др.). Он дал возможность выработать и осуществить систему мер, по существу, преобразивших капитализм и открывших новые перспективы его развития. Главная особенность неолиберализма состоит в том, что он по-новому трактует экономическую и социальную роль государства. С точки зрения неолибералов, для того, чтобы избежать разрушительных кризисов, государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь через гибкую систему налогообложения, государственную собственность, бюджет, планирование. Оно должно формировать специальные социальные фонды, за счет которых оказывать помощь беднейшим слоям населения и тем самым способствовать разрешению социальных конфликтов. По существу, неолибералами была разработана новая модель государства, которое они назвали «государством всеобщего благоденствия». По их мнению, такое государство является надклассовым и выступает в роли посредника между разными социальными общностями, действуя ради общего блага. Неолибералы стали проповедовать принципы плюралистической демократии, которая, по их мнению, наилучшим образом может обеспечить учет интересов всех социальных общностей. Они по-новому стали толковать понимание социальной справедливости. По их мнению, это прежде всего политическая справедливость, т.е. равные политические права для всех граждан. Необходимо признать, что либерализм и неолиберализм оказали огромное влияние на развитие человеческой цивилизации. Именно они сыграли определяющую роль в процессе выработки и утверждения таких универсальных ценностей, как демократия, свобода и самоценность человеческой личности. Внедрение принципов неолиберализма в политическую практику с наибольшей полнотой имело место в США в период с 30-х годов по 70-е годы ХХ века. 2 Термин «консерватизм» происходит от латинского «сошегуе», что в переводе означает «сохраняю, охраняю». Важнейшей особенностью консервативной идеологии является то, что она ориентируется на защиту существующих устоев общественной жизни, отрицательно относится к народным движениям и революционным изменениям. Консерватизм базируется на приоритете преемственности перед нововведением, на признании незыблемости порядка, сложившегося естественным образом, а также первостепенного значения в жизни общества морали, семьи, религии и собственности. Сформировалась эта идеология в начале XIX века и явилась противовесом либерализму. Если либерализм выражал интересы буржуазии, то консерватизм - интересы землевладельческой аристократии (Англия - Э. Берк, Франция - де Местер и де Бональе). Каковы главные принципы консерватизма? Прежде всего, это принцип нравственного абсолютизма, суть которого состоит в том, что признаются неизменными и вечными нравственные идеалы и ценности, которые, по мнению консерваторов, совершенно не зависят от воли человека, а формируются социально-экономическими и политическими условиями и учреждениями. Важным принципом консерватизма является положение о том, что любые проекты лучшего общества, какими бы замечательными они ни казались, таят в себе неизвестность и поэтому должны быть отвергнуты. Осторожные реформы признаются консерваторами только как возможность избежать социальные потрясения. Не менее важен и принцип традиционализма. Он предусматривает сохранение всего лучшего, что создано в прошлом, как основы для успешного развития в настоящем и обеспечения единства поколений. Характерен для консерватизма и такой принцип, как политический реализм. Суть его в том, что всякая истина, по мнению консерваторов, сосредоточена не в теории, а в конкретном опыте, и поэтому лучшим ориентиром для политики является то, что многократно подтверждено практикой. Одним из важнейших принципов консерватизма является отрицательное отношение к идее социального равенства. Консерваторы не приемлют социальное равенство, исходя из того, что люди от природы наделены неравными дарованиями и способностями. И еще один принцип консерватизма - отрицательное отношение к политизации людей, а значит, и демократии. Консерваторы отрицают приоритет политики в жизни людей и считают, что для них гораздо важнее реализовать свои частные интересы. Политика, по их мнению, - это сфера деятельности наиболее способных и специально подготовленных для этого людей, т.е. политических элит. Можно выделить несколько разновидностей консерватизма в зависимости от того, как он относится к социальным изменениям. Выделяют консерватизм реакционный, стремящийся возродить отжившие порядки, направляющий усилия на сохранение существующего порядка, и консерватизм реформистский, которым не только признаются, но активно поддерживаются необходимые преобразования при сохранении всего лучшего из прошлого и настоящего. Большие социально-политические и экономические изменения, произошедшие в мире на протяжении XIX и ХХ веков, заставили консерваторов, также как и либералов, пересмотреть некоторые положения своей идеологии, что привело во второй половине ХХ века к появлению неоконсерватизма. Виднейшими идеологами неоконсерватизма являются Дж. Белл (США), Р. Геген, Э. Юнгер, Г. Кальтенбруннер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция). Каковы же отличительные признаки неоконсерватизма? Во-первых, он не отрицает полностью идею демократии, его идеологи только подчеркивают, что демократическое политическое устройство должно сочетаться с элитарным политическим руководством. Народ имеет право голоса, но он обязан считаться с тем, что верховная власть находится в руках лучших, наиболее способных и мудрых граждан. Во-вторых, отдавая, как и прежде, предпочтение сильной власти и сильному государству, неоконсерваторы считают, что его вмешательство в экономическую жизнь должно быть в известных пределах ограничено. В-третьих, они выступают за ограниченные социальные реформы. Однако неоконсерваторы - противники чрезмерного обложения налогами крупного капитала с целью перераспределения средств в пользу неимущих слоев населения. Индивид должен рассчитывать на свои собственные силы, а также на солидарную поддержку сограждан. Современное государство, по мнению неоконсерваторов, должно создавать равенство возможностей, но не равенство результатов. С 80-х годов ХХ века - неоконсерватизм в Англии, с 90-х годов ХХ века и по настоящее время - в США. 3 Идеи, которые впоследствии стали называть социалистическими, впервые появились в Западной Европе в XVI веке. Они стали отражением стихийного протеста наиболее обездоленных, подвергшихся жестокой эксплуатации слоев населения в условиях первоначального накопления капитала и нарождающегося капиталистического общества. В этих идеях были воплощены представления угнетенных классов о более справедливом общественном строе, который навсегда избавил бы их от эксплуатации и нищеты. С наибольшей полнотой в тот период данные идеи были выражены в «Утопии» Томаса Мора и «Городе солнца» Томазо Кампанеллы. Этих мыслителей считают основоположниками «утопического социализма». Длительное время это учение носило характер учения-мечты, которое невозможно осуществить на практике. Важнейшими элементами социалистической (коммунистической) идеологии являются идеи коллективизма, общественной собственности на средства производства, солидарности, социального равенства и справедливости, ликвидация классового разделения общества и эксплуатации человека человеком. Существует два направления в социалистической идеологии - революционное и реформистское. Идею перехода к социализму путем осуществления революции выдвинули и обосновали К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Это направление получило название марксизма. Основные принципы марксизма-ленинизма сводятся к следующему: - капиталистическое общество, основанное на частной собственности и эксплуатации человека человеком, должно быть коренным образом преобразовано в более справедливое социалистическое общество, основанное на общественной собственности, свободном труде и распределении по труду; - преобразование может быть осуществлено только путем социалистической революции; - одна из основных задач революции - слом буржуазного государства и создание государства трудящихся; - осуществить революцию и создать новое государство может только рабочий класс (пролетариат), вооруженный передовой революционной теорией; - руководящей силой в таком государстве будет коммунистическая партия как наиболее последовательный выразитель интересов рабочего класса и всех трудящихся; - государство должно провести обобществление средств производства, превратив их в собственность всего народа, обеспечить планомерное развитие народного хозяйства в интересах трудящихся; - после окончательного утверждения социалистического строя начнется переход к коммунизму. На этой стадии развитие производительных сил достигнет такого высокого уровня, а сознание населения - такой высокой степени, что осуществится принцип «от каждого по способностям, каждому - по потребности». Исчезнет деление общества на классы и отпадет необходимость в государстве как институте ограничения, подавления и принуждения. Утвердится система коммунистического общественного самоуправления. На практике реализация этого проекта столкнулась с огромными, по существу непреодолимыми, трудностями. К началу 80-х годов ХХ века влияние и популярность марксизма-ленинизма резко снизилась. Решающий удар был нанесен распадом СССР и государств «социалистического лагеря». Социал-демократическая идеология возникла из марксизма в конце XIX - начале ХХ века, ее основатели Бернштейн и К. Каутский под влиянием изменений в самом капиталистическом обществе отказались от ориентации на революцию и сориентировались на социальные реформы. Современные социал-демократы в качестве важнейшей руководствуются идеей демократического социализма: - в области политической - наличие свободных выборов; реальная возможность выбора между различными политическими программами; возможность смены правительства мирным путем; гарантии прав личности и меньшинства; наличие независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона; - в области экономической - многообразие форм собственности с преобладанием общественной; рыночные отношения в сочетании с государственным регулированием; соучастие представителей трудящихся в управлении предприятиями частнособственнического сектора; социальная направленность экономики; - в социальной области - высокая степень социальной свободы и защищенности человека; доступность всех ступеней и форм образования, духовных ценностей, благоприятное состояние окружающей среды и т.д. (С наибольшей полнотой эти идеи реализованы в Скандинавских странах, Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии). В 20-х - 40-х годах ХХ века в странах Европы, а также в ряде других регионов мира (Аргентина, Чили и др.) достаточно широкое распространение получила идеология фашизма (итал. Разю - пучок, связка, объединение). При формировании этой идеологии были взяты некоторые элитаристские идеи Платона, Гегеля, а также итальянского политолога Г. Моска, французского социолога Г. Лебона, австрийского социолога Л. Гумпловича, французского синдикалиста Ж. Сореля. Определенную роль в формировании фашистских идей сыграли Дж. Джентиле, Б. Муссолини, А. Гитлер, А. Розенберг, И. Геббельс. Наиболее полно эти идеи были реализованы в диктаторских политических режимах вначале в Италии (Б. Муссолини), а затем в Германии (А. Гитлер). Менее развитые в теоретическом и агрессивном отношении формы фашизм приобрел в режимах генерала Франко в Испании, А. Салазара в Португалии, Хорти в Венгрии, Перона в Аргентине, Пиночета в Чили. Фашизм отвергает все направления общественно-политической мысли, проповедующие свободу и социальное равенство людей независимо от их национальной и расовой принадлежности, религиозных и политических предпочтений. Он основывается на идее «органистского государства», оправдывающей агрессивные действия власти по отношению к абсолютному подчиненному ей населению, проповедует «безграничную волю» государства и руководящего им вождя (фюрера, дуче, каудильо и т.п.), прославляет милитаристскую экспансию и войну как средство ее достижения. Одной из широко распространенных идеологий глобального типа является национализм. Он представляет собой систему идей, взглядов, представлений и практических действий, основанных на этноцентризме (абсолютизации выдающейся роли своего этноса или нации и пренебрежение к другим этнона- циональным общностям) и ориентированных на дискриминацию прав и свобод людей и групп иных наций. Главной идеей данной доктрины является понимание и истолкование нации как основы и главенствующего субъекта государственно-политической и социокультурной системы общества. Идеи национализма стали формироваться в процессе образования наций и национальных государств в период промышленных революций к XVIII - началу XIX веков. Великая французская революция способствовала утверждению принципа суверенности нации как субъекта государственной жизни. Впервые революция обосновала идею о праве национального государства устанавливать права и обязанности граждан. Современные исследователи этнонациональных отношений выделяют две основные формы национализма: этнический и государственный. Этнический национализм исходит из того, что нация является высшей, наиболее развитой формой этнической общности, наделенной исключительным правом на обладание государственностью, а также всеми социальными институтами (культура, образование, право и т.п.) и всеми видами ресурсов - людских, природных, финансовых, материально-технических. Его основные идеи и принципы складывались в период возникновения наций и национальных государств в конце XVIII - первой половине XIX веков. Все основные политические, экономические и социокультурные отношения и соответствующие им учреждения строились по принципу приоритетной ценности национальных компонентов, по приоритету национального интереса. Этнический национализм получил широкое распространение в XIX - первой четверти ХХ веков, особенно в тех странах, широкие круги общественности которых выступали за национальную независимость и создание самостоятельного национального государства. Крайне агрессивные формы национализма - фашизм, национал-социализм). Второй формой национализма является гражданский (государственный) национализм, который сформировался в ХХ веке. Эта форма национализма направлена на обоснование легитимности и приоритетности национального государства, государственную экспансию или изоляционизм и широко использует в целях консолидации нации (либо граждан страны) государственную символику, средства массовой информации, устную агитационную пропаганду. Различные разновидности государственного национализма активно используются в современных США, Индии, Пакистане, Бразилии и других странах. На стыке XX и XXI веков активно и крупномасштабно начала развиваться и интенсивно функционировать еще одна идеологическая доктрина всемирного масштаба - идеология глобализма. Глобализация представляет собой постепенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставление, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия. Большинство западных социологов и политологов оценивают процесс глобализации однозначно позитивно и оптимистически, полагая, что это приведет к консолидации мира и преодолению конфликтов, подъему уровня жизни народов, социальной стабильности, всеобщему равноправию. Однако социальная реальность оказывается более сложной, противоречивой и непредсказуемой. Интенсификация транснациональных отношений неизбежно снижает статус национальных государств и их социально-политическую значимость, а это вызывает обратную реакцию - усиление националистических ориентаций и возмущение народов слаборазвитых стран. Наряду с глобальными идеологиями функционируют идеологии локальные и частичные. Локальные идеологии формируются и развиваются, как правило, в одной или нескольких сопредельных странах, обладающих сходными или близкими по содержанию особенностями языка, культуры, религиозных верований, психического самоутверждения и самовыражения (арабские государства). Характерным примером такой идеологии является исламский фундаментализм. Локальные идеологии воспринимают и идеологии глобального типа, но они их воспринимают и преобразовывают в соответствии с традициями, национальными и культурными особенностями стран, в которых они развиваются и действуют. Частичные идеологии обычно включены в национально- идеологическую панораму отдельного государства, и в своем содержании, формах проявления, идейной направленности, целеустановках выражают множественность интересов и ценностных ориентаций различных социальных групп и общностей. Конкретным проявлением наличия в обществе частичных идеологий является многопартийность, свойственная многим современным государствам - Италии, Франции, России, Польше, Германии, Беларуси, Украины и других. Частичные идеологии воспринимают, трансформируют в своем содержании и способах проявления элементы как локальных, так и глобальных идеологий, часто выражая претензии на общегосударственное и даже более широкое значение своих доктрин, например, партийные идеологии ЛДПР, «Яблока», Союза правых сил России. При всем стремлении любой локальной или частичной идеологии сконструировать свой собственный «духовно-идеологический мир», ни одна из них не представляет собой абсолютно замкнутой системы. Все они так или иначе взаимодействуют друг с другом, образуя в результате многокрасочную панораму современного мира. Беларусь относится к тем государствам, где идет процесс формирования собственной идеологии, где есть сторонники социалистической, социал- демократической, либеральной и националистической идеологических платформ. Идеи какой из этих идеологий лучше приживутся, покажет только время. Контрольные вопросы 1. Что такое идея, и какова её роль в жизни общества? 2. Как возникло понятие «идеология»? 3. Что такое политическая идеология и каковы её основные функции? 4. Назовите основные типы идеологий. 5. Чем отличаются глобальные идеологии от локальных? Литература 1. Мельник, В. А. Идеология и вызовы постсовременности (Государственная идеология) / В. А. Мельник // Беларусская думка. - 2001. - № 10. - С. 104-116. 2. Василевич, Г. Конституционное развитие и белорусское государство / Г. Василевич // Беларуская думка. - 2003. - № 2. - С. 24. 3. Основы идеологии белорусского государства: история и теория: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образование / С. Н. Князев [и др.]; под общ. ред. С. Н. Князева, В. И. Чуешова. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 312 с. 4. Бабосов, Е. М. Основы идеологии современного государства / Е. М. Ба- босов. - Минск: Амалфея, 2004. - 352 с. 5. Яскевич, Я. С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты / Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ БГУ, 2003. - 360 с. 6. Василевич, Г. А. Основы идеологии белорусского государства / Г. А. Василевич, Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ, 2004. - 477с. 7. Макаренко, В. П. Главные идеологии современности / В. П. Макаренко. - Ростов-на-Дону: Феникс монография, 2000. - 480 с. 8. Малахов, В. С. Национализм как политическая идеология / В. С. Малахов. - Москва: Университет, книжный дом, 2005. - 320 с. Лекция 3 Государственная идеология как социально-политический феномен План 1 Понятие государства как политического сообщества. 2 Идеология - атрибутивный признак государства. Ее основные функции. 3 Понятие элементов государственной идеологии. Новые понятия: НАЦИЯ - исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны следующие признаки: общая территория, экономические и культурные связи, язык, психология и традиции. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ - выражение этнокультурной или территориальной группой людей осознания себя особой нацией и своего стремления к самоорганизации (самосохранению) в качестве нации - государства. ТОЛЕРАНТНОСТЬ - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. ИНТЕГРАЦИЯ - объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведение согласованной межгосударственной экономической политики. 3.1 Понятие государства как политического сообщества Государство как институт власти возникает тогда, когда в человеческом сообществе появляется частная собственность, которую необходимо охранять. Само сообщество начинает делиться на классы в зависимости от владения ими частной собственности. Таким образом, государство - это особый аппарат, который охраняет общественный порядок. Этот аппарат состоит из особых отрядов вооруженных людей - армии, полиции, имеющих в своем распоряжении соответствующие учреждения. Необходимые для содержания госаппарата средства поступают в виде налогов, для сбора их существует армия чиновников. История знает различные типы государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Формы управления бывают различными: республика (президентская и парламентская), конституционная монархия. Существуют и диктаторские режимы. Форма правления зависит от зрелости самого общества в том или ином государстве, развитости его демократической системы и экономики. Государство, как правило, формировалось на определенной территории, где проживали определенные народы. Человеческое сообщество жило племенем, а затем появляется народность, и на этапе формирования капиталистических отношений образуется нация. Нации (народы) как государственно-организованные сообщества людей выступают одним из субъектов политических отношений. Каждый народ вырабатывает определенную сумму идей относительно своего прошлого, способов оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм взаимоотношений с другими народами, целей исторического развития. Указанную совокупность воззрений называют национальной идеологией. Доминирующее в сознании определенной общности людей представление, согласно которому они рассматривают себя в качестве нации и в силу чего считают себя вправе по собственному усмотрению строить и свою внутреннюю жизнедеятельность, и свои отношения с другими народами, принято называть национальной идеей. Национальная идея всегда выступает как ядро национального сознания народа, отражающее главный итог познания общностью самое себя и условий своего бытия; она служит основой программ деятельности общности по устройству и переустройству способов своего существования в меняющихся исторических условиях. Белорусская национальная идея начала складываться в процессе формирования белорусской нации, которая в то время не обладала своей государственностью, а занимала территорию, входившую в состав Российской империи на правах ее окраины, северо-западного края. Белорусскому народу, ощущавшему на себе тяжесть национального и социального угнетения, еще предстояло осознать себя национальной целостностью, встать вровень с другими народами на путь обретения национальной независимости и самостоятельной государственности. Этим обстоятельством и объясняется своеобразие выражения национальной идеи белорусского народа, впервые прозвучавшей в начале ХХ века в стихотворении Я. Купалы «А хто там 1дзе?». Поэт отвечает: «Белорусы». Именно в этом объединяющем слове заключалась тогда главная идея национального самоопределения и государственного становления белорусского народа. Сформулированная Я. Купалой идея национальной самобытности белорусского народа, необходимости человечески достойного национального и гражданского самосознания («людзьм1 звацца») нашла дальнейшее развитие и конкретизацию в деятельности газеты «Наша шва». В процессе развития, обогащения и конкретизации белорусской национальной идеи акцент стал смещаться от социокультурной ориентированности национального самосознания на ориентированность национально- государственную. Наиболее ярко эта идея проявилась в творчестве М. Богдановича. Таким образом, национальная идея не изобретается, а естественным образом вырастает из совокупности ментальных черт и ценностей определенного народа, предполагающих его целостность и узнаваемость другими. 3.2 Идеология - атрибутивный признак государства. Ее основные функции Теперь рассмотрим, что из себя представляет государственная идеология. Государство, будучи формой самоорганизации в единое целое определенного сообщества людей, т.е. формой бытия нации (народа), с момента своего консти- туирования становится носителем идеологии данного народа, или носителем национальной идеологии. С наибольшей полнотой данное положение находит свое проявление в жизнедеятельности общества демократического типа. На это обратил внимание Э. Дюркгейм, который интерпретировал государство как форму проявления самосознания народа: «Для демократического общества народ и государство - это только две стороны одной и той же сущности. Государство - это народ, входящий в сознание более полное, ясное». Поэтому государственная идеология может быть только национальной идеологией. И напротив, совокупность идей, которая противоречит коренным интересам данной нации, не может выступать в качестве ее национальной, а значит, и государственной идеологии. Политически, т.е. государственно, организованное сообщество всегда нуждается в государственной идеологии, позволяющей объединять народ или народы во имя будущего, во имя ясно осознанной цели, во имя обеспечения устойчивого и динамичного развития. «Государство, - писал испанский философ Ортега-и-Гассет, - каким бы оно ни было - первобытным, античным, средневековым или современным, это всегда приглашение группой людей других людских сообществ для совместного осуществления какого-то замысла. Замысел, каковы бы ни были его частности, в конечном счете заключается в организации нового типа общественной жизни. Государство и программа жизни, программа человеческой деятельности и поведения, - понятия неразделимые». (Ор- тега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2001г., с.162). Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свои черты как таковое. Разрушение государственной идеологии означает разрушение и самого государства. Подтверждение - опыт Советского Союза. В период перестройки Советский Союз лишился своей идеологической основы и перестал существовать как государство. На это, как основную предпосылку гибели СССР, указывал бывший президент США Б. Клинтон: «...Расшатав идеологические основы, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке». Хорошо сформулированная государственная идеология, таким образом, есть непременное условие эффективности как внутренней, так и внешней политики государства, обеспечения его стабильности и прочности. Она мобилизует граждан на достижение общественно значимых целей - в этом ее основное предназначение. Государственная идеология выполняет следующие функции: 1) теоретическая - она позволяет создать определенную теоретическую модель социального мира, места и роли человека в нем; 2) оценочная - дает возможность выявить и обосновать ценность тех или иных социальных явлений, из которых складывается социальная действительность, а также соотнести эту действительность с потребностями, желаниями, предпочтениями и стремлениями большинства людей; 3) целеполагания - формулирует цели, способные увлечь людей на активную деятельность. При этом призывы и требования идеологии выступают не в абстрактной, а в конкретной форме. Выявляемые цели вбирают в себя исторический опыт многих поколений, несут в себе особенности образа жизни и менталитета данного народа; 4) создание позитивного образа желаемого будущего дает возможность сформулировать такой образ общественного устройства, который бы удовлетворял потребности, интересы, стремления многих людей, желательно, их большинства; 5) образовательно-воспитательная - ее задача сформировать у людей определенные политические, нравственные, эстетические и иные убеждения и ценностные ориентации; 6) мобилизующая функция позволяет задавать людям ту или иную направленность мыслей, чувств, мобилизовывать их волю, интеллект, действия для достижения определенных целей; 7) мотивационная функция формирует мотивы действий людей, побуждающие их к определенным поступкам, делам и т.д. Сегодня идеология государства не может развиваться только на национальной почве, т.к. современный мир очень взаимосвязан и взаимозависим, отсюда явление глобализации. Идеология любого современного государства и глобализация непосредственно связаны. Это проявляется в том, что цели и задачи конкретного государства в наши дни в значительной степени определяются глобальными процессами. Процесс глобализации является не только процессом экономической интеграции государств и обмена ими технологическими достижениями, но и комплексами идей. Процесс глобализации не только расширяет границы и универсализирует содержание современных типов идеологии. Исторические и традиционные принципы, ценности и идеалы идеологии государства в таких условиях также подвергаются трансформации, универсализируются и глобализируются. Глобализация - объективный процесс, который накладывает отпечаток не только на природу идеологии, но и на особенности функционирования государства как социального института. В условиях глобализации ролль национального государства даже возрастает, т.к. оно должно выступать гарантом сохранения национальных, этнических, культурных, языковых и иных ценностей, а глобализация в таком случае не должна означать размывание всех национальных рамок и культурной специфики. С этой точки зрения важной составной частью идеологии государства в глобализирующемся мире является идея о роли и функциях государства по защите интересов народа, его коммуникативно-деловых связей во всех сферах жизни. Таким образом, государство должно сознательно осуществлять свою идеологическую функцию, т.е. разрабатывать, развивать и распространять различными способами определенную систему базовых ценностей и целей, направленных на интеграцию и развитие сообщества. 3.3 Понятие элементов государственной идеологии Государственная идеология - это сложное многокомпонентное образование. Внешними формами ее содержания выступают как отдельные идеи и идеалы, понятия и представления, нормы и установки, так и слож- носоставные идейные построения - социально-политические учения, теории, концепции и доктрины. Государственная идеология - всегда более высокоорганизованная, по сравнению с частными идеологиями, совокупность идей, т.к. каждое государство обеспечивает их систематизацию, литературное оформление и юридическое закрепление. Главным в этом отношении документом является конституция государства, т.к. именно в ней получают правовое оформление базовые идеи и ценности жизнедеятельности данного государства. Систематизируя содержание государственной идеологии, можно выделить четыре ее составляющих: культурно-историческую, политическую, экономическую и социогуманитарную. - Культурно-историческая составляющая государственной идеологии включает в себя идеи и представления о происхождении и формировании данного народа, особенностях развития его самосознания и становления в качестве особой нации, а также представления о месте и роли данного народа в мировом историческом процессе. - Политическую составляющую государственной идеологии образует комплекс идей и представлений того или иного народа об условиях становления и особенностях его государственности, о сущности политической системы страны, степени соответствия ее институтов современным требованиям. Данная составляющая государственной идеологии охватывает также и внешнеполитические аспекты жизнедеятельности народа. - Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя весь комплекс идей относительно формирования и развития национальной экономики. Это разделяемые народом представления об особенностях организации экономической жизни страны, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования, господствующие в обществе представления о справедливости в сфере распределения национального богатства и т.д. - Социогуманитарная составляющая охватывает комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Здесь речь прежде всего идет о подходе к человеку как к высшей цели и ценности общества и государства, об ответственности государства за создание условий для свободного и достойного развития личности и об ответственности граждан за неукоснительное исполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом. Государственная идеология как особый вид политической идеологии также есть многоуровневый феномен: в ней можно выделить теоретико- концептуальный, программно-политический и обыденно-актуализированный уровни ее функционирования. Теоретико-концептуальный уровень государственной идеологии образуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, статьи, доклады, написанные с использованием формального научного аппарата. Программно-политический уровень государственной идеологии составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи вутренней и внешней политики государства (Конституция, законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.). Обыденно-актуализированный уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых так или иначе пропагандируется содержание государственной идеологии - политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров и т.д. Каждое государство в целях своего самосохранения проявляет заботу об усвоении гражданами национальных идейных ценностей. В современном обществе производством политических идей и их внедрением в общественное сознание заняты не только отдельные люди, которые традиционно именуются идеологами, но и создаваемые для этой цели организации и учреждения. Совокупность лиц, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и ее систематизацией, нормативно- правовым закреплением и распространением среди членов общества, а также материализованных средств ее выражения, составляет механизм функционирования государственной идеологии. Возможны два варианта механизма функционирования государственной идеологии: централизованный государственный идеологический аппарат и идеологический механизм без внешних признаков централизации. Первый вариант был реализован в СССР через ЦК КПСС. Механизм государственной идеологии в западных странах формировался как составной элемент общего процесса становления и развития учреждений государства и гражданского общества. Кроме органов власти, производством и распространением политических идей государственной значимости на Западе занимаются университеты, исследовательские учреждения, газеты, журналы, издательства, общественные фонды, партии, движения. Функции идеологов в западных странах выполняют философы, социологи, ист
|