Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм регулирование рынка ценных бумаг






 

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам.

Внешнее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

• государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

• регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;

• общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение.

Цели регулирования рынка ценных бумаг:

1) поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

2) защита участников рынка от недобросовестности отдельных лиц или организаций;

3) обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

4) создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

5) в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т. п., воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей.

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

• создание нормативной базы функционирования рынка;

• отбор профессиональных участников рынка;

• контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

• систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке. Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг:

• разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой;

• выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных;

• максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;

• необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости;

• при разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

• обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;

• соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и всерастущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, так как повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

• оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления.

Рынок – это механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги. Если в этом механизме выделить самое существенное, то следует отметить, что это совокупность актов купли и продажи, то есть главные герои рынка – спрос и предложение.

Закон спроса и предложения.

Спрос отражает зависимость объёма продукции, который потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определённого периода времени.

Спрос показывает то количество товара, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах.

Коренное свойство спроса заключается в том, что при понижении цены спрос возрастает и наоборот, то есть существует отрицательная, обратная связь между ценой и величиной спроса.

Эта обратная связь и получила название закона спроса.

Спрос может быть и индивидуальным, и рыночным. На рынке, как правило, есть много покупателей и есть конкуренция, поэтому спрос одного индивидуального покупателя отличается от характера спроса многих покупателей. Рыночный спрос определяется суммированием по горизонтали всех индивидуальных величин спроса при одинаковой цене. Но на рынке может быть тысячи покупателей, поэтому практически рыночный спрос определяется произведением величины спроса одного покупателя на число покупателей.

Говоря об изменении спроса необходимо обратить внимание на различия в содержании понятий «изменение спроса» (сдвиг кривой спроса) и «изменения величины спроса» (изменение количества покупок), или перемещение от одной точки спроса к другой на стабильной кривой спроса, то есть переход от одной комбинации цена, объём, к другим их комбинациям.

Причиной изменения величины спроса является изменение цены данного продукта, а изменения спроса, то есть смещение кривой спроса, вправо – увеличение, влево – уменьшение, обусловлено рядом факторов:

1. Вкусами или предпочтениями потребителей;

2. Числом потребителей на рынке;

3. Денежными доходами потребителей;

4. Ценами на сопряженные товары и др.

Влияние ряда факторов совершенно понятно и логично, а вот влияние цен сопряженных товаров целесообразно пояснить.

Сопряженные товары могут быть взаимозаменяемыми товарами или сопутствующими продуктами.

Например: сливочное масло и маргарин представляют собой взаимозаменяемые товары. Когда цена на сливочное масло возрастает, потребители покупают его в меньшем количестве, а это вызывает повышение спроса на маргарин. В этом случае потребитель сливочного масла передвигается вверх по кривой спроса на масло, но одновременно кривая спроса маргарина сдвигается вправо (спрос возрастает), а это значит, сбыт увеличивается, и цена на маргарин тоже возрастает.

Итак, когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

Для сопутствующих пар продуктов характерно то, что спрос на них сопряжённый. Например, когда цена на бензин повышается, поездок становится меньше, а это ведёт к тому, что спрос на моторное масло тоже падает, то есть спрос на бензин и моторное масло сопряжен.

Закон предложения отражает прямую зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара. Предложение показывает какое количество продукта будет предъявлено к продаже по разным ценам, притом все прочие факторы остаются неизменными. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения, со снижением – сокращается и предложение. Так же как при анализе спроса необходимо различать изменения в величине предложения и изменении предложения, то есть смещения кривой предложения. На смещение кривой предложения влияют следующие факторы: цены на ресурсы, технология производства, налоги и дотации, цены на другие товары, число продавцов на рынке и т. п.

Для того, чтобы определить характер смещения кривой предложения необходимо проанализировать ситуацию с изменениями издержек производства. Между издержками производства и предложением существует самая тесная связь: снижение издержек производства ведёт к увеличению предложения. А величина издержек определяется главным образом стоимостью ресурсов, то есть снижение цен на ресурсы увеличит предложение – сдвинет кривую предложения вправо и вниз.

Если свести вместе понятия спроса и предложения, то можно выяснить, как взаимодействия решений покупателя о покупке продукта и решения производителей о его продаже определяет цену продукта и количество, которое реально покупается и продаётся на рынке.

Таким образом, рыночная равновесная цена и определяет ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО? и СКОЛЬКО? производить продукции. Следует отметить, что равновесие никогда не бывает статичным, оно постоянно меняется под воздействием как спроса, так и предложения. Рассмотренные нами кривые спроса и предложения отражают идеальную картину рынка и его механизма. В реальной жизни спрос и предложение испытывают на себе влияние многочисленных факторов и по-разному реагируют на них. Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризуется коэффициентом эластичности по цене Эс.

Практическое использование величины эластичности спроса по цене можно проиллюстрировать на становление акцизного налога. Выбирая какие товары обложить акцизным налогом, Правительство принимает во внимание эластичность спроса на них. Если на какой-то товар увеличить налог, то соответственно возрастёт цена этого товара, а это приведёт к сокращению продаж его в силу эластичности спроса и соответственно упадёт доход от налогообложения. Но, если повысить налог на продукт с неэластичным спросом, то не произойдёт потеря налога. Поэтому акцизный налог установлен на алкоголь, табак и т. п., спрос на которые неэластичен.

Эластичность предложения по цене – характеризует чувствительность предложения к изменению цены на товары

Эластичность предложения имеет меньшее практическое значение, чем эластичность спроса. Эластичность предложения зависит от возможностей производителя увеличить мощность производства, поэтому на коротком отрезке времени эластичность предложения мала.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал