Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Заикание. Заикание означает произношение звуков со спазматической неровностью и с повторениями или даже моментами полную невозможность говорить
Заикание означает произношение звуков со спазматической неровностью и с повторениями или даже моментами полную невозможность говорить. У многих заик уже с самых ранних лет можно установить начало заикания. Я располагаю довольно большим материалом, на основании которого можно говорить, что заикание начинается с двух-трех лет. На четвертом или пятом году жизни возможно установить в известных пределах переход начальной стадии в сформировавшийся дефект. Это не является случайностью, но тесно связано с развитием детской речи. Заикание можно наблюдать у умственно развитых и живых детей. Они обращают внимание на все, что видят и слышат, и имеют потребность по возможности скорей выразить свои мысли. Но органы речи еще не имеют достаточного навыка, а также ребенку не хватает нужных слов. Ребенок начинает заикаться, часто останавливается на середине слова, ищет другое выражение, которое после повторных попыток все же не находит. В большинстве случаев эти маленькие затруднения исчезают сами по себе с дальнейшим развитием, речи, но при единственном условии, что родители и окружающие не волнуют его постоянными указаниями и напоминаниями о его дефекте, а говорят с ним спокойно и помогают ему разумно, но ненавязчиво. Нередко родители бывают вспыльчивы, хотят строгостью и наказаниями отучить его от этой «скверной манеры говорить». Ребенок становится робким и далее не решается свободно и доверчиво высказывать свои мысли: Таким образом дефект усиливается и первоначальное заикание вследствие затруднения подыскать нужное слово переходит в более или менее стойкий дефект речи, так как к нему присоединяется боязнь говорить. По той же причине многие дети начинают заикаться с началом школьного обучения. С поступлением в школу к ребенку предъявляются новые требования; он попадает в детский коллектив, до того ему мало известный. Он должен отвечать в то время, когда на него обращено внимание всего коллектива и учителя; он чувствует себя как бы выставленным напоказ и что его речь очень контролируется. Вполне возможно, что у ребенка нет уверенности в своем ответе и что он несколько боится педагога. Если ребенок от природы боязлив, робок и застенчив, то в его речи легко появляется расстройство координации. Так возникает заикание у детей, которые говорили нормально до поступления в школу. Наступление периода полового созревания особенно благоприятствует развитию заикания и дислалии. Макс Надолечны (М. Nadoleczny) (СНОСКА: См.: Nadо1есzпу М. Die Sprach- und StimmstSrungen im Kindesalter. — Leipzig: Voge). 1926, — 187 S.) и другие исследователи установили, что упомянутые недостатки речи часто возникают в период возмужалости. Это случается, когда происходят существенные изменения в гортани. В это время заикание и дислалия весьма часто достигают наивысшей степени. И вообще приходится иметь в виду, что заикание и дислалия, как наследственные, так и приобретенные, тесно связаны с невропатией и психопатией детей. Заикание встречается в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек. Этот факт установлен многими авторами, мы также его признаем. Объясняется он отчасти тем, что среди мальчиков гораздо больше левшей, речь которых становится ненормальной, если их принуждают заменить левую руку правой. Заикание часто появляется после заболевания или в связи с каким-либо нервным потрясением (например, мальчик тонул или на девочку напали гуси; крыса укусила ухо; после нападения медведя на 14-летнего юношу он потерял речь, и через год после того она восстановилась, но с сильным заиканием; у 16-летней девушки тотчас после смерти матери и т. п.). Некоторыми исследователями эти факты объясняются тем, что один из связующих путей мозга бывает как бы прегражден каким-либо аффективным расстройством. При крике или пении человек может совсем не заикаться, так как в этих случаях он пользуется иной сетью проводящих путей мозга. Следовательно, человек, который заикается, говоря на своем родном языке, может не заикаться, говоря на иностранном языке, выученном позднее. Медико-педагогическая коррекция заикания и дислалии, которая в девяти случаях из десяти дает несомненно хороший результат, состоит прежде всего в лечении нервной системы ребенка и укреплении его организма. Чтобы понять всю важность этого основного принципа коррекции заикания, вспомним один из миллионов случаев. Петя, 10 лет, сын рабочего, с 5-летнего возраста страдает сильным заиканием, которое у него пропадает каждое лето. Почему? Потому, что мальчик уезжает из Москвы в деревню. Там он дышит свежим воздухом, значительно лучше питается, купается, там нет матери, которая только жалеет мальчугана, но там есть разумный и с твердой волей дед, умело способствующий ребенку вырабатывать уверенность в себе. На втором по важности месте при коррекции заикания и дислалии стоит систематически проводимая психотерапия; затем речевая гимнастика, которая будет играть роль тогда, когда она хорошо комбинируется с психотерапией.
|