Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Волейбол: путь к победе

(Я.МацудайраБ, Н.Икеда, М.Сайто)
(с) Y.Matsudaira, N.Ikeda, M.Saito 1972; (с) " ФиС" 1983

Под руководством Ясутаки Мацудайры мужская сборная команда Японии завоевала серебряные медали в Мехико, золотые - в Мюнхене.
Наохиро Икеда на Олимпиаде в Мехико был играющим тренером и капитаном сборной. После этого целиком занялся тренерской работой.
Масару Сайто - один из тренеров мужской сборной Японии. Разработав специальные методы физической подготовки волейболистов, внес большой вклад в подготовку команды.

Ясутака МАЦУДАЙРА " СОЗДАНИЕ ПОБЕДОНОСНОЙ КОМАНДЫ"
Наохиро ИКЕДА " ТРЕНЕРСКАЯ ПРАКТИКА"
Масару САЙТО " ТРЕНИРОВКА"
Ясутаки МАЦУДАЙРА " ВОЛЕЙБОЛЬНАЯ ТАКТИКА"

 

Ясутака МАЦУДАЙРА " СОЗДАНИЕ ПОБЕДОНОСНОЙ КОМАНДЫ"

ЦЕЛЬ – СТАТЬ ПЕРВЫМИ В МИРЕ
На соревнования приходят толпы болельщиков. Во время подачи все вскрикивают. Хорошую игру поощряют бурными аплодисментами. Такая картина совсем не редкость на соревнованиях мужских волейбольных команд. Поскольку среди болельщиков немало девушек старшего школьного возраста, находятся люди, которые по этому поводу высказываются весьма критически: дескать, не чувствуется никакой разницы с атмосферой, возникающей на концертах джазовых групп. Но что бы там ни говорили, а такую реакцию любителей волейбола я воспринимаю как искреннюю оценку наших восьмилетних трудов.

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ПОДСКАЗЫВАЕТ – ПОБЕДИТЬ НЕ МОЖЕМ
Став после Токийской олимпиады главным тренером, я решил сделать японскую мужскую волейбольную команду сильнейшей в мире. В то время мои замыслы, казалось, противоречили здравому смыслу. Во-первых, потому, что все тогда считали совершенно нереальными попытки такого рода. Тем не менее я решил бросить вызов подобным мнениям. Обычные, традиционные средства здесь не годились. Во всем, начиная с метода отбора спортсменов, способа тренировок, создания организационной структуры японского волейбольного сообщества, приходилось идти вразрез с тем, что до тех пор считалось благоразумным.
К счастью, и спортсмены, и специалисты, и представители органов информации поддерживали меня, помогали претворять в жизнь мои «неблагоразумные» идеи, благодаря чему мы достигли сейчас положения, когда можем уверенно бороться за первое-второе места в мировом волейболе. Хочется думать, что громкие похвалы, которые мы слышим сейчас, после восьми лет упорного труда, являются бесспорным свидетельством того, что нам удалось невозможное сделать возможным. Сейчас наш мужской волейбол отличается от того, каким он был в прошлом.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ К ОЛИМПИАДЕ В МЮНХЕНЕ
Вначале я разработал долгосрочный напряженный план на восемь лет, конечной целью которого были золотые медали на Мюнхенской олимпиаде 1972 г. Затем приступил к созданию такой команды, в которой руководитель, тренеры, игроки чувствовали бы себя не работниками по найму, а единым, сплоченным коллективом людей с одной судьбой.
«Если в команде не будет игроков, которых сам заметил, оценил и воспитал, то не будет и команды, которую замыслил создать» - с таким настроением начал я создавать команду, которая совсем не соответствовала привычным канонам.
Когда создают национальную команду, обычно берут, скажем, тридцать кандидатов, потом ужимают до двадцати, пятнадцати и, наконец, определяют необходимых двенадцать спортсменов. Однако я сразу отверг эту практику, решив сразу отобрать необходимую группу, но так, чтобы она подходили мне, сделать из нее костяк команды, а уже потом на него «наращивать мясо». Это был метод, прямо противоположный тому, который обычно применялся на практике.
Костяк команды составили три игрока, входившие в тогдашнюю сборную, - Икеда, Минами и Нэкота. К ним в 1965 г. добавились Сирогами (до 1969 г.), Кимура и Коидзуми (до 1971 г.), Мимори (одно время уходил, но с 1967 г. опять вошел в состав), с 1966 г. – Морита и Ёкота, с 1967 г. – Око, Сато, Симаока. В таком составе мы и выступали на Олимпиаде в Мехико. После этого, в 1969 г. появился Тамура (в том же году ушел), в 1970 г. Накамура (до 1966 г. он играл в национальной сборной, затем был перерыв) и Фукао; в 1971 г. пришли Нумакура, Ногути, Кобаяси, в 1972 г. – Нисимото и Маруяма. На этом было закончено создание команды, нацеленной на Олимпиаду в Мюнхене. Все они подавали тогда надежды, были увлеченными, тренированными спортсменами.
К тому времени я подобрал и тренерскую группу. Сделав ведущим тренером Икеду, который на Олимпиаде в Мехико был играющим тренером и капитаном команды, и пригласив в 1969 г. тренером по физической подготовке Сайто, я окончательно сформировал коллектив, нацеленный на Мюнхен. Икеда, воспитатель бомбардиров, и Сайто, тренер по физподготовке, стали ближайшими моими помощниками и внесли большой вклад в создание команды, претендующей на первое место в мире. В 1961 г. японская сборная совершила первое турне по странам Европы. Разгром – таков был результат этого турне японской команды: она проиграла двадцать две встречи подряд и воочию убедилась, насколько прочна твердыня мирового мужского волейбола. Если говорить образно, то для современного японского волейбола с шестью игроками это была эпоха раннего детства.
В том же году вошел в сборную Масаюки Минами. В 1962 г. Минами быстро вписался в когорту мастеров международного класса, а на Токийской олимпиаде прославился как «гигантский пулемет». Таким образом он обрел свое лицо – лицо, знакомое волейбольным кругам мира.
Затем из-за болезни он не играл целый год, но в 1968 г., перед Олимпиадой в Мексике, вернулся в спорт. Однако к тому моменту выросли как мастера Морита, Кимура, Коидзуми, и Минами редко выходил на площадку. Тем не менее его репутация известного спортсмена продолжала жить. Когда он выходил на площадку, чтобы заменить кого-нибудь, то соперники, помня его былую мощь, сразу же переключали на него внимание. Со времен Токийской олимпиады все хорошо запомнили, что Минами может атаковать с близкой дистанции, поэтому когда он делал обманный прыжок, то на удивление хорошо парализовывал блок соперников. Для нападающего игрока наступал благоприятный момент. Вот такую роль приманки Минами успешно играл в Мехико.
Позже Минами все чаще выступал как связующий игрок. Первоклассный разводящий, когда он выходил на переднюю линию, то хорошо гасил мяч и проводил атаки в два темпа. Минами, как правило, вступал в игру, когда приходило время «спасать» положение. Он прекрасно справился с подобной задачей в Мюнхене и сыграл главную роль в переломе хода игры во встрече с болгарами.
После Минами в 1971 г. капитаном команды стал Юдзо Накамура. Он был довольно необычным капитаном. После мирового первенства 1966 г. он ушел из сборной и, хотя в 1070 г. его пригласили вернуться, почти не участвовал в матчах. Это довольно эксцентричный капитан, который не задавал тона в игре на площадке. Место, где Накамура проявлял себя как руководитель команды, не на игровой площадке, а в тренировочном зале.
Игра – это конечный результат тренировок, направленных на то, чтобы победить команду соперника. Но для того чтобы тренировки привели к такому результату, надо в них вложить много труда. Здесь нужен постоянный поиск нового, прогрессивного. Во время тренировок Накамура во многом помогал тренеру и тянул за собой остальных игроков.
После окончания колледжа при технологическом институте в Химэдзи Накамура поступил на работу в сталелитейную компанию «Явата сэйтэцу». В следующем, 1962 г. он стал членом японской сборной и участвовал в Токийской олимпиаде, показав отличные волевые, бойцовские качества. Что-то раз решив, он готов был яростно добиваться своего. Оценив это, я вернул его в сборную после Олимпиады и сделал лидером в тренировках.
Перед Олимпиадой в Мюнхене он стал также лидером и в игре. Это произошло потому, что все признали и оценили его молниеносные резаные удары в прыжке с места, блоки, закрученные подачи.

ПОБЕДНЫЙ ВОЛЕЙБОЛ
Я твердо убежден, что для завоевания больших высот в волейболе необходимы пять следующих факторов, а именно:
1. Физическая сила, телосложение.
2. Психическая закалка, воля.
3. Тактика, техника.
3. Сыгранность команды, сплоченность.
4. Опыт.
Это важнейшие из важных факторов, ни одним из которых нельзя пренебрегать.
Чтобы побеждать на мировой арене, надо по-настоящему развивать все пять факторов, и по крайней мере три фактора должны быть развиты на сто процентов. Достижение этой цели стало для меня и для всей сборной главной задачей после Токийской олимпиады.
Далее я постараюсь объяснить, как мы добивались своего по каждому из указанных пунктов.

ПРОБЛЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ
До последнего времени эта проблема была камнем преткновения для спортсменов Японии, поскольку она вытекала из национальных особенностей физического склада японцев.
При каждом проигрыше зарубежной команде сразу же раздавались комментарии: «Слишком велика разница в физической подготовке», «Силы не хватило». Ясно, что для нас, людей, целиком отдавших себя спорту, это был очень болезненный момент.
Однако сколько ни повторяй одно и то же, а дело с места не сдвинется. Надо было создавать команду, в которой не ссылались бы на то, что проиграли из-за недостатка силы и физической подготовленности. Первоочередной задачей стало «сверхукрупнение» японской сборной.
Для такого укрупнения брать за основу среднего японца было нельзя.
Пришлось подбирать крупных парней, значительно отличающихся ростом от национального стандарта. Здесь тоже не обошлось без проблем. Иногда в совершенно определенном смысле употребляют выражение «Доходит как до жирафа». Ясно, что рослый спортсмен должен быть таким, чтобы это выражение было неприемлемым к нему.

ПОДГОТОВКА СВЕРХРОСЛЫХ СПОРТСМЕНОВ
Именно тогда родился принцип преимущественно силовой подготовки.
Необходимо было, собрав рослых спортсменов, одновременно с волевой закалкой решать вопрос их силового развития. В этом отношении мужской волейбол стал первым в Японии видом спорта, в котором главный упор был сделан на силовых тренировках. К счастью, у нас был такой человек, как тренер Сайто, который создал стройную систему физической подготовки по своей методе. Благодаря этому парни почти двухметрового роста стали прыгать легко, буквально порхать, как птички. Неуклюжие раньше, они стали подвижными, как легковесы. Теперь до самого конца даже самой трудной встречи спортсмены сохраняли прекрасную подвижность и живость на лицах, которые раньше быстро становились серыми от усталости.
Это было, пожалуй, самым наглядным свидетельством того, как, поставив конкретную цель и приложив немало стараний к ее достижению, мы добились того, что разговоры о проблеме физического развития раз и навсегда прекратились.

ПСИХИЧЕСКАЯ ЗАКАЛКА
Совершенно очевидно, что психическая закалка необходима для того, чтобы выдержать и напряженные тренировки, и труднейшие матчи. Здесь, однако, следует учитывать, что при достижении какой либо ранее поставленной цели психическое напряжение снижается. Вот конкретный пример с серебряными медалями, завоеванными в Мексике. Второе место на Олимпиаде – прекрасный результат. О большем нам можно было и не мечтать. Если бы такое настроение возобладало, то спортсменам не осталось бы ничего другого, как самим себя увенчать лаврами и почивать на них.
Чтобы этого не случилось, мне постоянно приходилось придумывать и пускать в ход различные уловки, ставить новые сложные задачи. Иногда обо мне говорили как о хвастуне. Но я твердо убежден, что если цель поставлена, то не добиться ее – это позор. Надо добиться ее во что бы то ни стало! Позови на помощь свое мужество, вывернись хоть наизнанку, но добейся! Так у нас и было заведено.
Такая постановка дела многим казалась нереальной, авантюрной, но она не давала возможности утратить цели, препятствовала психическому расслаблению и позволила привить команде те сильные волевые качества, которыми она обладает сейчас.

ТАКТИКА И ТЕХНИКА

СОЗДАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ЯПОНСКОГО ВОЛЕЙБОЛА
Здесь я хочу сказать несколько слов о создании оригинального японского мужского волейбола. На первых порах был взят такой курс: стажировка в СССР, приглашение тренеров из Чехословакии, заимствование техники из развитых волейбольных держав. Лично я, однако, считаю, что с помощью техники, перенятой у соперника, этого же соперника победить нельзя. Другими словами, если не «экспортировать» свою собственную технику, то нечего думать ни о каком доминировании на мировой арене. На этой основе и возникла задача создания собственной, имеющей «японский патент» тактики и техники волейбола.

ОЖИВЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ВОЛЕЙБОЛА «ДЕВЯТОК»
За основу я решил взять систему волейбола с девятью игроками. Эта система игры не распространена в других странах, является сугубо японской. У нее давние традиции. Таким образом, она целиком оригинальна.
«Вот взять бы эту оригинальную систему, модифицировать и создать новую тактику», - подумал я.
Позднее мне приходилось слышать о себе разговоры, что, дескать, взял технику игры «девяток», а преподнес так, как будто изобрел новинку. Я вовсе не отрицаю этого. Действительно, полностью взяв технику волейбола с девятью игроками, я перенес ее на игру с шестью игроками.
Однако то, что раньше порознь делали девять игроков, сейчас может проделать один двухметровый гигант. Иными словами, занимая определенную позицию на площадке, один игрок может продемонстрировать весь набор технических приемов, разработанных специалистами. Защита, атака, подача – всем этим он должен владеть в совершенстве. Поэтому нельзя сказать, что возрожденная в новых условиях техника игры девятью игроками целиком походит на традиционную. Это обманчивое сходство.
В строгом смысле слова все, что было сделано, возможно, и нельзя считать нововведением. В то же время возьмем, например, литературу или искусство. В истории человечества нет примеров того, чтобы что-то создавалось на пустом месте. Взять то, что было раньше, модифицировать и на этой основе создать нечто новое – вот путь человеческого созидания.

ЧУВСТВО КОМАНДЫ
Японская сборная была командой, вполне отвечавшей смыслу этого слова. Но каких бы замечательных спортсменов ни собрали вместе – это еще не коллектив, осознающий, что победа зависит от понимания общности стоящей перед всеми цели. Если речь пойдет о том, чтобы «платили деньги и ладно», с такой психологией поденщины далеко не уедешь. Решить задачу создания лучшей в мире команды с такой моралью не удастся.
Для того чтобы достичь поставленной цели, надо было воспитать коллектив, который зажегся бы общей идеей, в котором дух сплоченности был бы гораздо выше, чем в обычной команде.

ВСЕ РАДИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ
В создании командного духа есть два главных момента. Во-первых, это воспитание убежденности в том, что вся команда имеет одну, единую для всех цель. Во-вторых, это воспитание убежденности в том, что для достижения этой цели каждый член команды является абсолютно необходимым человеком.
Чувство общности в наибольшей степени проявляется в таких ситуациях, когда речь идет о единой цели и затрагивает вопросы жизни или смерти. Стремление завоевать мировое первенство, разумеется, нельзя по напряженности сравнить с ситуацией, когда от достижения цели зависит вопрос жизни или смерти. Я считал, что надо как-то приблизить нашу обычную ситуацию к такой, когда вопрос ставится именно так. Жизнь у каждого только одна. Возможность выложиться до конца, но зато стать первыми в мире тоже дается раз в жизни. Если ее сейчас не использовать, другой уже не будет. Разве не имеет смысла попытать счастья? Вот такое настроение я создавал в команде.
Если говорить проще, то настоящая сила духа и воля не родятся, если волейбол будет для игроков средством получения чего-либо «взамен». Если у спортсменов где-то в глубине души будет теплится настроение вроде такого – «а вдруг мне от этого волейбола перепадет что-нибудь, может быть, моему делу на пользу пойдет», команды из них наверняка не получится. Настоящей команды не будет, пока каждый не проникнется мыслью, не поймет, что волейбол – это и есть жизнь.

КОЛЛЕКТИВ ЛЮДЕЙ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ГОРДОСТЬ ЗА СВОЕ ДЕЛО
И еще один момент. Если в команде окажется хоть один человек с иждивенческими настроениями, сплоченный, понимающий чувство локтя коллектив создать не удастся. Настоящая команда рождается только тогда, когда она становится коллективом людей, каждый из которых понимает, что остальные без него не добьются цели, и гордится этим сознанием.
Когда такой настрой создан, можно считать, что появилась основа для создания идеальной команды.

ЗАРУБЕЖНЫЕ ТУРНЕ И РОСТ МАСТЕРСТВА ИГРОКОВ
Отчетливо сознавая тесную связь, я выкручивался как только можно, чтобы добиться, хотя это было не просто, организации поездок в Европу, чтобы набраться там опыта. Такие поездки мы старались обязательно устроить один-два раза в год. Я настойчиво подчеркивал, что каждая подобная поездка позволяет продвинуться вперед на десять лет. К счастью, несмотря на многотрудные споры с ассоциацией волейбола по финансовым вопросам,
зарубежные турне проводились ежегодно, иногда даже по три раза. Я уверен, что это в значительной мере помогло создать современный японский волейбол.
Кроме того, большим плюсом было то, что каждая такая поездка позволяла нам довести мастерство одного-двух спортсменов до высокого уровня. Так было в 1965 г. с Кимурой и Коидзуми после игр на Кубок мира, в 1966 г. с Моритой на первенстве мира в Праге и в конце того же года с Ёкотой на Азиатских играх. Дальше пришла очередь Офуру в 1967 г. во время европейского турне и Симаоки – на Олимпиаде в Мехико. На следующий год выдвинулся ТЭЦУО Сато, в 1970 г. – Фукао.
Все они росли именно так. И это наглядно показывает, какое огромное значение имеет турнирный опыт. Когда он был накоплен, оставалось только создать подходящие условия для работы.

У ИСТОКОВ «ПАРТИЗАНСКОЙ» ТАКТИКИ
Постепенно мы укрепляли костяк нашей команды. Однако за год-два всего было сделать нельзя. Нам потребовалось восемь лет. Я видел перспективу и работал с полной отдачей. Важно было не спешить самому и не давать окружающим делать слишком поспешные выводы. В этом смысле удалось использовать органы массовой информации.
В этот период мы не замыкались на одних тренировках. В соревнованиях тоже надо было побеждать. Но сил у команды не хватало. Вплоть до Олимпиады в Мехико пришлось применять «партизанскую» тактику. Мы старались тогда запутывать противника комбинациями молниеносных атак. Такова была концепция нашей игры в то время. Старший тренер команды ГДР Энтер, посмотрев на нашу игру, сказал тогда: «Мацудайра – сумасшедший. Зачем играть в волейбол с таким высоким коэффициентом поражений?».
Что касается меня, то я точно знал, что коэффициент наших поражений может составить все сто процентов. У нас не было «бомбардиров», а без них не имело смысла бояться поражений. Если бы мы растрачивали душевные силы на эту боязнь, то никогда не смогли бы рассчитывать подняться выше десятого места среди команд международного класса.
«Вряд ли вы поймете мои замыслы», - отвечал я в душе своим оппонентам и продолжал вести свою линию.

ВОСПИТАНИЕ ИГРОКОВ С ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВОЙ
Думаю, можно смело сказать, что все, чем располагала в активе японская команда до Олимпиады в Мехико, было заслугой ее руководителей, включая меня. Однако то качественно новое, что появилось в команде после Мехико, во многом является заслугой самих спортсменов, хотя мы, руководители, по-прежнему активно велим тренерско-воспитательную работу.
Дело руководителя – не дидактические разъяснения. Объяснять и натаскивать можно только до определенного уровня. Больше всего руководитель должен обращать внимание на воспитание у людей способности к самостоятельному творчеству.
Не так важно растолковать все, что только можно, в полном объеме. Гораздо важнее сделать это толкование основой, питательной средой для создания чего-то своего, оригинального. Руководитель испытывает радость и гордость, когда видит, как люди, с которыми он занимается, переходят к самостоятельному творчеству. Без этого нельзя работать.
Когда я стал тренером сборной, то заменил в команде трех игроков, взяв на их место Мориту, Ёкоту и Око. Я интуитивно чувствовал, что они могут стать прекрасными спортсменами. Но в тот момент они были очень далеки от этого. Вот почему мы так часто проигрывали в матчах. Проигрывали, но я верил, что эти игроки – настоящие таланты, хотя еще не отшлифованные. Сделать из них то, чем они могут быть, - это зависело от моего умения как наставника.
Однако если раз за разом только проигрывать, то можно потерять волю к борьбе и разочароваться в спорте. А реальных успехов добиваться было чрезвычайно трудно.
«Сейчас мы можем быть на четвертом-пятом месте. На первенстве мира слететь с первого на десятое место можно с легкостью пушинки. В решающий день достоинство завоеванного места во многом будет зависеть от настроения в игре. Учитывая, что наши игроки еще не до конца подготовлены, четвертое-пятое место для нас – это то, что в пределах реальных возможностей».
Примерно так я убеждал в то время и самого себя, и окружающих. Моя точка зрения получила поддержку в органах массовой информации. Нам повезло, что вокруг команды было создано доброжелательное настроение. Конечно, я и сам во многом способствовал этому. Думаю, что если бы этого не произошло, то сборной Японии по волейболу в ее нынешнем виде не существовало бы. Не было бы и золотых медалей в Мюнхене.

ОТ ПОРАЖЕНИЙ – К ПОБЕДАМ
В заключение хочу сказать еще об одном важном обстоятельстве, которое способствовало росту нашего профессионального мастерства. Это обстоятельство – то бедственное положение, в котором находился мужской волейбол в Японии. Крайне тяжелое положение. После Токийской Олимпиады, несмотря на завоеванные бронзовые медали, единственный вид спорта, о котором говорили как о запущенном, неорганизованном, был японский мужской волейбол. Эти трудности, однако, оказались именно той движущей силой, которая крепко сплотила в единое целое всех нас – пятнадцать человек, составивших команду. Без этого никакие тренерские усилия не зажгли бы тот огонь, который горел в нас. Когда я вспоминаю об этом сейчас, то думаю, что мы должны быть благодарны судьбе за испытания, выпавшие нам.

В ПОСТОЯННЫХ ПОИСКАХ НОВОГО
Наш путь к победе длился восемь лет. На этом трудном пути к вершинам мирового волейбола мы воспитывали наших игроков не только психологически, но и совершенствовали их техническое и тактическое мастерство. Мы постоянно старались создать что-либо новое, и я убежден, что у нас это получилось.
Спортсмены обрели способность к самостоятельному творчеству, приобрели хороший опыт.
Генеральной проверкой моей теории и методики стал Мюнхен. Не имевшая когда-то «бомбардиров», тяжелой артиллерии, японская сборная выросла к тому времени в мощный «флот». Я чувствовал, что наша команда, державшаяся на одной «партизанской» тактике, в Мюнхене готова была встретить любую лобовую атаку и горела желанием разбить противника в открытом бою – лицом к лицу.

О НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОМАНДАХ

Каким же образом формируются сборные команды, которые были нашими соперниками в других странах?
В СССР, ГДР, Чехословакии спортсмены воспитываются в клубных командах. Из самых сильных игроков внутренних чемпионатов и формируются национальные сборные. Это довольно ортодоксальная система отбора. Если взять, к примеру, советских игроков, то Чулак до 1969 г., а Зайко и Сапрыкин до 1971 г. играли в молодежных командах, а потом были приглашены в сборную страны. Спортсмены, как правило, продолжают выступать за свои клубы и одновременно являются членами сборной. Подобная система довольно значительно ограничивает объем их тренировок как игроков непосредственно сборной страны.
При таком положении становится все труднее побеждать очень сильных соперников, которые составляют элиту мирового волейбола.

СОВЕТСКАЯ КОМАНДА
Метод подбора советской команды дает возможность сохранять единообразие и стабильность руководства, поскольку он состоит в том, что все выдающиеся игроки собираются в московском клубе ЦСКА, которым руководил старший тренер Ю. Чесноков. Это говорит об усилении тенденции к созданию самостоятельной сборной команды, ядро которой составляли тогда такие игроки, как Е. Чулак, Ю. Старунский, В. Путятов, В. Домани, л. Зайко, В. Борщ и др.

КОМАНДА ГДР
Старший тренер Г. Энтер при формировании сборной применял такой метод. Все сильные спортсмены со всей страны собирались в лейпцигском клубе, которым он руководил. Большинство игроков сборной ГДР принадлежали этому клубу. Их шутя называли «семейством Энтера». Таким образом, состав этой клубной команды очень близок к составу сборной. Учитывая, что после Олимпиады в Мехико команда ГДР очень быстро поднялась к вершинам мирового волейбола, можно, видимо, считать, что такой путь тоже принес свои плоды.

КОМАНДА ЧЕХОСЛОВАКИИ
В сборной ЧССР также было много игроков из клуба «Спарта» (Брно). Это Петлак, Шенк, Коуделка, Станчо, Резничек и др. Руководил ими Лазничка – старший тренер сборной. К этому ядру добавлялись талантливые игроки из других команд, и таким путем создавался сильный коллектив, входящий в элиту мирового волейбола.

 

Наохиро ИКЕДА " ТРЕНЕРСКАЯ ПРАКТИКА"

ТРЕНЕРСКИЕ УДАЧИ
Долг тренера – быть советником команды. Причем советником можно быть в двух сферах – тактики и техники. Моя главная задача состояла в том, чтобы быть советником по вопросам техники игры. Основная цель заключалась в подготовке игроков для команды, нацеленной на завоевание мирового первенства.
Однако, несмотря на одинаковые методы и приемы воспитания, применяемые ко всем спортсменам, результат зависит от «материала», то есть от индивидуальности каждого в отдельности. Поэтому в каждом отдельном случае следует пользоваться определенными приемами, поскольку от индивидуального подхода зависит, пойдут ли эти воспитательные приемы на пользу спортсмену или же нанесут ему непоправимый вред. В этом отношении задачи тренера весьма ответственны, а работа требует большого доверия и старания. Зато и радость испытываешь большую, когда твои труды дают хорошие результаты.
Примером такой удачи может быть игрок Фукао, который был боевой ударной силой в матчах Мюнхенской олимпиады.

(ПРИМЕР С ИГРОКОМ ФУКАО)
СОСТЯЗАНИЕ В ТЕРПЕЛИВОСТИ
Фукао появился в сборной в 1970 г. во время весенних тренировочных сборов перед мировым чемпионатом. Из числа тех, кто два года назад в составе команды завоевал серебряные медали в Мексике, выпал, во-первых, я сам, как играющий тренер, а затем ушел Сирогами. Фукао появился как его приемник.
Решение о приходе Фукао в команду было принято единодушно руководителем команды, тренерской группы и всеми игроками. Когда Мацудайра собрал команду, чтобы посоветоваться, то все игроки поголовно проголосовали за Фукао. В то время он играл в молодежной сборной. Игроки очень хвалили его человеческие качества.
«Если этот парень будет у нас в команде, он станет серьезной поддержкой в борьбе за мировое первенство» - таково было общее мнение. Рослый, хорошо сложенный; основа есть, подзакалить его – и толк будет – с такой оценкой вопрос был решен.

ПРОБЛЕМА ИГРОВОЙ СМЕЛОСТИ
Через год, благодаря заботам тренера Сайто, а также технике, над которой мы с ним работали вместе с капитаном команды Накамурой, Фукао вырос прямо на глазах, приобрел прекрасную физическую форму. Но появилась другая забота. Недоставало волевой закалки. Играл он хорошо, но стоило допустить промах, как начинал повторять ошибки одну за другой.
Возникла проблема игровой смелости. Это стало тормозом для дальнейшего роста Фукао, непреодолимой стеной. Такое случилось впервые после его вступления в сборную.
Я часто говорил Фукао: «Ну, ошибся! Не один же ты ошибаешься. Постарайся на ошибках учиться, умей исправлять их». В то же время мы с Мацудайрой ломали головы над тем, откуда у парня эта психологическая слабость. И мне подумалось, не идет ли это от тренировок в клубе «Торэ», к которому принадлежал Фукао?

СУРОВОСТЬ НЕ ВЕДЕТ К УСПЕХУ
Старший тренер клуба «Торэ» Сугавара был мне хорошо знаком – мы играли в одной команде на Токийской олимпиаде. Неловко об этом говорить, но у него есть недостаток – словесная несдержанность. Когда спортсмен допускает какую-либо ошибку, Сугавара обрушивает на него громы и молнии, а причину ошибки детально растолковать затрудняется. Он тренер так называемого типа «делай, как я», то есть все «объясняет телом», а теоретического руководства мало. Вот поэтому спортсмен, на которого обрушиваются громы и молнии, не понимает, из-за чего это происходит, а только извиняется и обещает больше «не допускать». Сам Сугавара тоже на этом успокаивается.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПООЩРЕНИЕ ЗА ХОРОШУЮ ИГРУ
Итак, Фукао все время слышал: «Ты не умеешь ничего. Старайся!» А ведь он был как-никак членом сборной Японии. Он должен был помочь ей стать первой в мире. Ясно, что однообразная долбежка на тему «ты не умеешь» никак не способствовала появлению у Фукао чувства твердости, уверенности.
Мы вместе с Мацудайрой поехали в клуб «Торэ» на встречу с тренером Сугаварой. «Нельзя ли попробовать не только ругать парня, но и хвалить, когда игра идет хорошо. У него уверенность появится и вкус к игре…» - попросили мы тренера.
Для спортсмена все важно – и выносливость, и скромность. Фукао по своей природе был чересчур застенчив, настолько, что это вело к психологической слабости. Ему надо было стать потверже, даже посамоувереннее, убедить себя в том, что никому не проиграет, если выйдет на площадку.
Конечно, просьба, с которой мы обратились к тренеру Сугаваре, была «вмешательством во внутренние дела», но он тут же согласился, заявив, что если дело у Фукао пойдет на лад, то это будет хорошей поддержкой и для
клуба. Он даже пошел на то, что заменил капитана и поставил на его место Фукао. После этого Фукао как бы распрямился, он пробил первый психологический барьер и потом равномерно рос как мастер.

КОГДА ИГРОКУ НЕ ВЕЗЕТ
Однако известно, что «барьеры» и «заторы» постоянно попадаются на пути спортсмена и их надо преодолевать, чтобы совершенствовать свое спортивное мастерство.
У того же Фукао на пути вскоре появился еще один барьер. Это было в 1971 г., перед нашим турне по Европе. Фукао опять стал допускать срывы, на этот раз из-за погрешностей в самой технике. Мацудайра, посмотрев как-то на игру Фукао, заявил: «Ну, если таким темпом будем идти, то к Мюнхенской олимпиаде вряд ли успеем подготовиться. Надо, видимо, решиться и отстранить парня».
На это-то я и не мог решиться. Верно, техника у него еще была незрелой. Слабость волевой, психической закалки тоже сказывалась. Но расстаться с его мощным блоком и молниеносными резаными ударами у меня не хватало духу. Тем более, что впереди еще больше года работы.
«Раз уж столько сил затратили, еще раз попробую сделать из Фукао человека», - заявил я упрямо.
Где-то в глубине души я уверен, что воспитание спортсмена – соревнование в терпеливости между ним и тренером. С одной стороны – руководитель команды и я, с другой – Фукао, который пришел в команду с одобрения всех игроков. Из этого надо было исходить. По каким-то причинам он допускал просчеты в игре, а сильные стороны оставались в тени. Надо было терпеливо добиваться выявления сильных сторон. Это задача и тренера и других игроков. Если при этом возникает человеческое взаимопонимание и сердечность, тогда и появляется возможность воспитать настоящего спортсмена.

СТАНЬ САМЫМ ЛУЧШИМ!
Я попросил Мацудайру закрыть глаза еще раз на то, что дела у Фукао идут пока не очень хорошо, и дать нам возможность поработать дальше. Мацудайра согласился. После этого я сказал Фукао: «Пришел решающий час. Стань самым лучшим!».
Конечно, я не сказал Фукао ни слова о том, что просил для него у Мацудайры «дополнительный срок». Однако Фукао кое о чем догадался, «вычислил». Да тут еще мои слова. Я увидел как что-то изменилось в его взгляде. Когда мы выехали на турне, он каждый день сам тянул меня на тренировку и не отставал, пока я не соглашусь позаниматься.
Дело прошлое, но сам Фукао, вспоминая то время, говорит: «Не только потому, что сказал Икеда-сан, мне и самому стало ясно, что это последнее зарубежное турне японской сборной. У меня появилось настроение – сделать все, что можно, напоследок, и если уходить, то достойно».
После этого неудачи, преследовавшие Фукао, кончились. Мне самому, кстати, знакомо такое состояние самоотвержения и самозабвения. Команда университета Фукуока, из которой я вышел, не блистала в волейбольных кругах. Мне частенько напоминали об этом, и за что бы я ни брался, все приходилось пробивать самому. Поэтому у меня не раз бывало такое настроение, что за меня никто ничего делать не будет, а посему нечего стесняться. Провалюсь – сам виноват. Во всяком случае я и в сборной Японии был не самым последним и тренером был назначен. Вот почему когда я почувствовал у Фукао это настроение самоотверженности, то решил – все в порядке.
По крайней мере в этом турне Фукао тренировался до седьмого пота, с утра до вечера. К концу месяца, который заняла эта поездка, он в матчах в Москве и Ленинграде играл просто замечательно. Как средний блокирующий он четко останавливал мощные атаки игроков советской команды и сам успешно проводил молниеносные пушечные удары. Так Фукао заполучил в руки билет на Мюнхенскую олимпиаду.

ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ПОРАЖЕНЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ
Для Фукао такой опыт был очень полезен. После возвращения из европейского турне он написал мне письмо, в котором высказал мысль о том, что раньше у него была готовность к поражениям, а после поездки он как бы пропитался победным настроением. Это письмо натолкнуло меня на мысль о существе моих тренерских задач. Ведь именно вкус победы помог Фукао преодолеть еще один барьер, который встал на его пути.
Это произошло весной 1972 г. во время поездки в СССР. Он опять попал в полосу неудач и как будто растерял свое искусство выполнять высокие блоки и блестящие атаки. Но я был спокоен. Я знал, что Фукао способен теперь сам справиться с собой и преодолеть любой барьер.
Как раз, когда Фукао был не в форме, стал выдвигаться недавно пришедший в сборную Нисимото. В результате Фукао стал в основном «Греть скамейку» для запасных. Если бы это был прежний Фукао, то он наверняка стал бы рассуждать так: «Ни на одну игру не ставят. Все ясно. Из состава, нацеленного на Мюнхенскую олимпиаду, точно исключат!» Но Фукао, глядя, как активен Нисимото, только накалялся. Когда вернулись домой, он как одержимый накинулся на тренировки.
Я ни слова не говорил ему, ограничивался лишь общими методическими советами, поскольку был уверен, что он сам справится с собой. Так и случилось. В последовавших потом встречах с советской командой, уже в Японии, он играл чрезвычайно активно и быстро поменялся местами с Нисимото. Благодаря своим знаменитым блокам он в этих матчах оказался самым результативным игроком.

ИСПЫТАНИЕ ВОЛЕВОЙ ЗАКАЛКИ СПОРТСМЕНА
Во время этих игр с командой СССР стало ясно, что наш руководитель Мацудайра относится к Фукао так же, как и я. В третьей встрече, проходившей в городе Мидзуто, в четвертой партии японская сборная ликвидировала большой разрыв в счете и, когда он сравнялся, допустила ошибку – из-за неправильной оценки ситуации был испорчен прямой нападающий удар. Это была большая ошибка, которая привела к проигрышу встречи.
После игры Мацудайра заявил журналистам во время интервью, что этот удар стал причиной поражения, и назвал его автором Фукао. До того, говоря о поражениях, Мацудайра никогда не называл имен игроков. И вдруг назвал Фукао. Это был из ряда вон выходящий случай. Для меня же причина такого заявления была совершенно ясной. Я сам на месте Мацудайры действовал бы точно также. Дело в том, что Фукао был уже совсем не таким, как раньше. То, что было упомянуто его имя, только прибавило ему спортивной злости. В четвертой и пятой встречах Фукао действительно стал главным кузнецом побед. Все произошло так, как мы с Мацудайрой и предвидели. В первой партии не обошлось без промахов, но потом он взял себя в руки и в третьей и четвертой партиях играл так, что мог быть образцом для подражания.
Итак, Фукао, пройдя весь этот путь, стал незаменимой для японской сборной ударной силой. Когда я увидел его впервые, то сразу понял, что из него может получиться отличный игрок. Потом, временами похваливая, временами ругая или предоставляя его самому себе, я искал воспитательные методы, которые способствовали бы росту мастерства спортсмена и которые могут служить примером успешной работы тренера.
На примере с Фукао я хорошо понял, насколько важно в процессе воспитания спортсменов терпение. На тренере лежит задача воспитать не только техничного игрока, но и человеческую личность. Преодолевая один за другим стоящие перед ним технические барьеры, спортсмен шаг за шагом совершенствуется и как личность. С другой стороны, тренер, анализируя развитие спортсмена как личности, должен так руководить им, чтобы использовать его человеческие качества для повышения технического мастерства.

(ПРИМЕР С ИГРОКОМ ОКО)
ТРЕНЕР, СООТВЕТСТВУЮЩИЙ СПОРТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ИГРОКА
Проблема этого соответствия проявляется на примере с Око, о котором говорят как о блестящем бомбардире. Основа, с которой начиналось мужание как игроков Фукао и Око была совершенно различной.
Фукао, Сато и другие, не имея фундаментальной подготовки, все-таки играли в волейбол в средней школе и, придя в спортивные клубы, сразу выдвинулись в первые ряды, продемонстрировали знакомство хотя бы с азбукой волейбола.
С Око дело обстояло иначе. После средней школы он поступил в институт, где впервые начал играть в «волейбол на лужайке». Попробовал – показалось интересно. Решил играть всерьез. Пришел в клуб «Нихон кокан» и, не умея толком ни передавать, ни принимать мяч, все же обратил на себя внимание, после чего надел форму сборной страны. По сути дела, с «лужайки» он вдруг оказался в национальной сборной команде. Естественно, здесь ему и пришлось с азов начать изучение настоящего волейбола.
Получилось, что по отношению к Око, который как бы перескочил из начальной школы сразу в университет, мне пришлось поначалу стать репетитором, который взялся частным порядком обучать тому, что было пропущено в средней школе.

РАЗЪЯСНЕНИЕ ВСЕХ ТРУДНОСТЕЙ
До того времени Око не знал трудностей, связанных с волейболом. Я много объяснял и показывал ему на своем примере. Мне пришлось с проверки объема нагрузок, которые он мог выдержать, чтобы иметь силы для тренировок на следующий день.
Однажды он повредил плечо. Поскольку раньше такого с ним никогда не случалось, то Око решил, что дело кончено, и забеспокоился. У меня самого не раз случалось нечто подобное. В таких случаях я продолжал игру, делая обезболивающие уколы, и плечо постепенно укреплялось. Тот же метод я рекомендовал и Око, и он полностью справился с болями в плече.
При обучении технике было то же самое. Он впитывал все, как сухой песок воду, потому что здесь у него еще не было никакого багажа. В сборную он пришел в девятнадцать лет. В этом возрасте все схватывают быстро. Так что за те шесть лет, что оставались до Мюнхенской олимпиады, Око быстро прогрессировал.
Все эти шесть лет шел также процесс его формирования как человека. На каждом этапе мужания требовались и соответствующие методы воспитания. Умение подыскать такие методы очень важно для тренера, поскольку стоит лишь раз ошибиться – и можно испортить спортсмена. Мы все время советовались с Мацудайрой и старались найти наилучшие для данного момента методы, что, конечно, было не просто.

ВОСПИТАНИЕ ВЕРЫ В СВОИ СИЛЫ
Когда Око допускал ошибку, я обрушивал на него все громы и молнии. Я выжимал из него все соки, пока он не сваливался. Бывало, прибегали и к медицинской помощи. Это все, однако, было одним из способов достижения
цели. Не думаю, что медицинская помощь могла понадобиться не самом деле. Может быть, свалившийся Око сам и подумывал, что ему нужна такая помощь, но я проверил: стоило мне оставить его в покое, как он тут же приходил в себя.
Все это просто объяснить словами. Надо было заставить Око почувствовать свое собственное тело. Важно было, чтобы он понял, что хотя порой ему и кажется необходимой медицинская помощь, но человек гораздо сильнее, чем он сам о себе думает. Только так появляется уверенность в своих силах.
Ясно, что такой метод годится только для начала. Пройдя через этот опыт, Око значительно вырос, и тренеру надо было думать о методике, соответствующей его росту. Теперь он больше не распекал игрока перед другими игроками. Он уже говорил с ним один на один, когда нужно.

УВАЖАТЬ ДОСТОИНСТВО СПОРТСМЕНА
Человек растет, растет и его чувство собственного достоинства. Задеть достоинство человека можно по-разному: например, отругать его в присутствии других, и это может вызвать не воспитательный, а обратный эффект. Помню, как после Олимпиады в Мехико я еще гонял Око или, попивая чай, вел с ним воспитательные беседы на тему: почему не сделал так или эдак, почему там поспешил, а здесь опоздал и т.д.
Пока ему не исполнилось 20 лет, я его воспитывал и прямо на игровой площадке. Но потом наступил другой этап, когда понадобились личные беседы с глазу на глаз. После этого отношения стали еще доверительнее. Короче говоря, очень важно воспитательную работу соотносить с развитием спортсмена как личности.

ДОЛОЙ САМОУВЕРЕННОСТЬ
Есть еще один метод ведения воспитательной работы с уже сложившимися спортсменами. Вспоминаю случай, который произошел на тренировочных сборах перед Мюнхенской олимпиадой. У Око плохо пошло дело с приемом передач, и я усиленно тренировал его, чтобы исправить положение. Око брал все мячи – спереди, сзади, справа, слева, но отбивал в самых невероятных направлениях. Игроки, которые были с ним рядом, капитан команды Накамура и Ёкота, делали все, чтобы подстраховать его, но, поскольку он принимал мячи очень плохо, у них тоже ничего не получалось.
Никакой вины Накамуры или Ёкоты в этом не было. Хорошо зная это, я тем не менее ругал их. Для Око это было мучительно. Он прекрасно понимал, что виноват именно он, а достается все Накамуре и Ёкоте – более опытным и старшим по возрасту игрокам.
В этой ситуации Око страдал вдвойне. Во-первых ему было неловко за то, что у него плохо шла игра, а во-вторых, было стыдно перед старшими товарищами, которых он подводил. Таким образом, для Око сложилась такая психологическая атмосфера, что он был готов на все, чтобы исправить свои промахи с приемом. Я все это взвесил, рассчитал и специально создал такую психологическую обстановку.
Попробуй я так поступить в то время, когда Око только начинал у нас, - ничего бы не получилось. Он бы так понял ситуацию: «У меня все нормально. Это у Накамуры с Ёкотой не получается, вот их и ругают». Но к тому
времени, о котором идет речь, Око уже прошел достаточную школу, чтобы сделать самокритичный вывод о том, что все дело в нем самом. Вот почему я смело применил такой воспитательный метод – понимал, что Око «дозрел», чтобы правильно отреагировать на него.

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ
В работе с Око больше всего мне запомнился случай, когда он впервые сумел пройти на руках девять метров. Когда Око пришел в команду, только он один не мог пройти такое расстояние на руках. Руководитель команды Мацудайра часто говорил: «У каждого человека есть свой комплекс. Трудно даже представить, какую уверенность человек в себе приобретает, если избавляется от него».
Поэтому я решил во что бы то ни стало заставить Око пройти эти девять метров.
Начали с двух метров и постепенно увеличивали дистанцию. Дошли почти до девяти метров, а дальше – никак. В обычной ситуации я бы не очень настаивал, но поскольку у меня был свой расчет, то я заставлял Око повторять это упражнение раз за разом. Наконец, наступил момент, когда он, стиснув зубы, выполнил упражнение. Вся команда, стоявшая вокруг буквально затаив дыхание, радовалась от души вместе с Око, а он тогда сказал: «У нас в команде все как один замечательные парни».
Око был счастлив тем, что все так радовались за него. Именно в тот момент он осознал себя членом команды, ощутил чувство локтя, связывающее его со всеми игроками.
Кроме того, вместе с исчезновением комплекса слабости возникло убеждение в том, что нет ничего такого, чего нельзя добиться упорным трудом. Я убежден, что с этого случая начался тот процесс, который сделал Око тем, кем он стал.

 

Масару САЙТО " ТРЕНИРОВКА"

ЗАРОЖДЕНИЕ АКРОБАТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
С функциональной точки зрения, тренировку можно разбить на шесть основных направлений, призванных развивать у спортсмена следующие качества:
1. Мышечная сила,
2. Резкость,
3. Взрывная сила,
4. Выносливость,
5. Гибкость,
6. Координация (быстрота реакции, чувство ритма, чувство равновесия).
Из этого перечня в физической подготовке японской сборной внимание в первую очередь было обращено на шестой пункт – развитие координации движения, умение владеть своим телом. Это было важно потому, что все
игроки в команде подобрались высокорослые. Стояла задача – сделать так, чтобы такие рослые парни научились двигаться как гимнасты, освоили акробатические элементы и применяли освоенные навыки в волейболе.
В первое время, когда Мацудайра поставил такую задачу, уверенности в том, что ее удастся выполнить, откровенно говоря, не было. У меня был опыт тренерской работы с командами учащихся, студентов, но работать с такими гигантами, какие собрались в сборной, не приходилось. Сумею ли справиться с этим делом – я и сам не знал.
Подумал, что предпринять, и решил начать с обучения самым простым элементам. Например, с переворота вперед, потом сальто и т.д., шаг за шагом наращивая сложность, научить ребят делать переворот назад. После этого готовить их по всем шести пунктам параллельно с чисто волейбольными тренировками, чтобы привести в хорошую физическую форму, готовность к высоким матчевым нагрузкам.

НЕПРЕРЫВНАЯ ГИМНАСТИКА ВОЛЕЙБОЛИСТА
Продумав общее направление тренировок, я начал изобретать серию непрерывных упражнений, основанных на ритме игры в волейбол. Я решил включать эти серии в обычную гимнастику, постепенно усложняя их и делая более продолжительными.
Для выработки выносливости решил применять интенсивный бег, причем в резком волейбольном ритме. Короче говоря, были придуманы 23 упражнения, которые надо было выполнять непрерывно, укладываясь в период времени от 35 до 50 секунд. Они и составили основу нашей «волейбольной гимнастики».
Впервые такой метод тренировки был применен в 1969 г. перед Кубком мира. Объектами его стали молодые игроки Симаока и Сато, а также Око, у которого тогда была травма колена. Что касается Сато и Симаоки, то их я нагружал в полную меру, а для Око из-за травмы пришлось подбирать специальные упражнения.
Если в отношении общего физического развития Око и Симаоки у меня не было опасений, то Сато на первый взгляд казался неспособным выдержать интенсивную волейбольную нагрузку, поскольку был очень хрупкого сложения. При таком сложении трудно наращивать мышцы, а у Сато нет. Из-за этого у него была плохая прыгучесть, торс тоже был слабоват. При своем росте 198 см. он выглядел вялым, неактивным.
Я долго ломал голову над тем, как решить главную задачу в отношении Сато – развить его мышечную силу и резкость, и придумал для него специальный комплекс упражнений.
Постепенно результаты моих трудов стали сказываться. Мацудайра тоже заметил это и поддержал меня и мою методику тренировки. Впервые у меня появилась уверенность в том, что избранная методика наверняка позволит привести спортсменов в ту физическую форму, которая им необходима, чтобы выдержать нагрузки волейбольных матчей.

УПРАЖНЕНИЯ С ВРАЩАЮЩИМСЯ МЯЧОМ
Работа с теми тремя игроками, на которых я впервые опробовал свою методику, подсказала мне еще один метод работы – использование мягких матов. Все трое были очень рослыми, поэтому возникло опасение, что интенсивные двигательные упражнения могут привести к травмам при падениях на пол. Тогда я решил использовать маты и придумал упражнение «вращающийся мяч». Упражнение состояло в том, что к мячу привязывался шпагат и затем этот мяч вращали на шпагате с различной скоростью, на разной высоте, а спортсмены должны были подныривать под него или перепрыгивать. Такое упражнение способствовало развитию прыгучести и умения оценивать скорость движений.
Я испытал эти упражнения на Ёкоте, Морите и Симаоке, которые тогда еще были студентами, во время зимних тренировок после Кубка мира. В 1970 г., в конце марта, перед приездом в Японию команды Болгарии, я был официально назначен тренером сборной и получил возможность применить свои специфические методы в тренировках всей команды.

ТРЕНЕРСКАЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ
Итак, все предварительно испытанные методы пошли в ход. Вместе с тем приходилось постоянно придумывать что-то еще. Дело в том, что если вести тренировки по раз и навсегда определенному плану, то прироста силы не происходит, поскольку человеческое тело имеет способность к «запоминанию». Можно потребовать самых высоких нагрузок, и хотя спортсмены будут их старательно выполнять, в силу естественных законов сила не будет расти. Поэтому в рамках заданного направления приходилось создавать сложные комбинации упражнений, каждый день отличающиеся друг от друга. Для этого, конечно, пришлось поломать голову. Каждую новую идею, которая возникала зачастую неожиданно, как озарение, надо было сразу же трансформировать в движение. Я добивался, чтобы привилась именно такая система тренировок, когда надо думать, работать головой.
В результате такой работы за два месяца у Мориты, Ёкоты и Симаоки высота прыжка вверх с места выросла почти на семь сантиметров. При обычных методах тренировок, чтобы добиться такого результата, требуется от трех месяцев до полугода. Правда, может быть, во многом таким успехам способствовало то, что ребята были в том возрасте, когда идет интенсивное физическое развитие организма.

СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ТРЕНИРОВОК, ПИТАНИЯ И ОТДЫХА
В тот период меня часто радовал своими успехами только что пришедший в команду Фукао. Однако во время тренировок он иногда вдруг падал в обморок. Я подумал, что, может быть, у парня неблагополучно с сердцем или эпилепсия, и попросил доктора обследовать его.
Обследование никаких отклонений не показало. После этого мне пришла в голову мысль проверить, как обстоят дела у спортсменов с соблюдением режима тренировок, питания и отдыха.
Как выяснилось, в клубе, в котором игра Фукао, тренер Сугавара сильно перегружал его. На работе в фирме он тоже был занят в полную меру. Оказалось, что питание Фукао не компенсировало затрат его сил. По количеству калорий пища его была достаточна для обычного служащего, но не для интенсивно загруженного спортсмена ростом 194 см.
Посоветовавшись с Мацудайрой, мы приняли меры к тому, чтобы не только для Фукао, но и для всех спортсменов были организованы соответствующие условия питания и отдыха, позволяющие выдержать напряженные тренировки. После этого Фукао на глазах стал набирать силу. Когда он пришел в команду, его вес был 78 кг., а через два месяца – 88 кг. Ни при каких нагрузках он уже не падал в обморок, а то, что при этом он набрал 10 кг. Веса, показывало, как важно при усиленных тренировках соблюдать правильный баланс нагрузок, питания и отдыха.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА
Эффективность нашей методики тренировок проявилась еще одним неожиданным образом. Случай с Минами произошел в 1970 г. в разгар матчей с польской командой, приехавшей в Японию. Во время игры после прыжка, он приземлился на ногу другого игрока – в результате растяжение связок. Обычно такая травма требует лечения в течение месяца, а Минами уже через день-другой вышел на площадку, как после пустякового повреждения.
Дело в том, что в момент приземления он мгновенно переменил точку опоры. Здесь как раз и проявилась выработанная на тренировках способность моментально реагировать на все происходящее во время игры. В профессиональном бейсболе, футболе и других играх процент спортсменов, выбывающих из игры из-за травм, довольно высок. Однако в японской сборной по волейболу, несмотря на очень напряженные тренировки и игры, такие случаи были крайне редки. Однажды сильную травму получил Нэкота, но не по своей вине, и предотвратить ее было невозможно. Других примеров значительных травм не было. Думаю, что это можно отнести на счет специфической эффективности тренировок.

ЕЩЕ РАЗ О РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ
Непосредственно перед Мюнхенской олимпиадой в тренировках я сделал упор на наращивании физической силы игроков. Вопрос с выработкой координации движений, умения владеть своим телом был в целом решен, пришло время вернуться к основополагающим, «базисным» вещам.
Мацудайра тоже был доволен тем, что было сделано и проявлялось в игроках: сила мышц, прыгучесть, резкость удара и т.д. Он благодарил меня за результаты работы. Для меня было большой радостью слышать похвалу, потому что она служила признанием правильности моих умозаключений и разработанной методики.
Дальше я постараюсь рассказать о тех приемах, которые я использую в своей тренерской работе.

РАЗМИНКА
Разминка – это важный ключ, открывающий путь к эффективности следующих за ней основных физических упражнений. Проводить ее надо, хорошо продумав многие аспекты, среди которых такие, как техническое мастерство спортсмена, его физическое состояние, пол, а также содержание основных упражнений, температура воздуха и т.п.
Проводить разминку кое-как не имеет никакого смысла. Наоборот, здесь не может быть мелочей. Например, задумано отработать упражнение в беге. При этом нельзя заставлять спортсменов однообразно бегать в одну сторону, скажем поворачивая все время влево. В волейболе, как известно, приходится бегать во все стороны, а если длительное время повторять одни и те же «левые» движения, то тело, естественно, запомнит их, хотим мы того или нет.
На разминку ложится вся черновая работа, подготавливающая организм к дальнейшему выполнению силовых упражнений. Разминка – это еще и время, необходимое для подготовки сердца и психики спортсмена к выполнению основных нагрузок, что также очень важно.

УСЛОЖНЕННАЯ ТРЕНИРОВКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВСЕСТОРОННЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Как мы уже говорили, с функциональной точки зрения физические упражнения можно классифицировать по шести направлениям, но это не означает, что их можно брать порознь одно за другим и считать дело сделанным. Уметь быстро бегать или быть сильным, чтобы поднимать большой вес, - это еще далеко не все, что нужно. Важно, чтобы развитие этих качеств было увязано с техникой волейбола. Тренировки направлены на развитие физической формы спортсмена, необходимой именно для игры в волейбол.
В процессе физической и технической подготовки спортсменов приходится, конечно, смотреть, что есть нового в этой области в Америке и Европе, поскольку там, надо признать, ведется гораздо большая, чем в Японии, работа в области спортивной науки. Однако между американскими и европейскими спортсменами, с одной стороны, и японскими, с другой, существуют различия и в физическом строении, и в психологическом отношении. Мацудайра собрал в сборную Японии рослых парней, которые дали себе зарок не отступать в борьбе за мировое лидерство в волейболе. Но если даже просто взять этих парней и сравнить их физические данные с данными таких же по росту европейских и американских игроков, то сразу видна разница. При одинаковом росте у европейцев руки, например, на 10-15 см длиннее. В свое время, когда пытались проводить тренировки, копируя их у европейцев или американцев, ничего путного не вышло. Стало ясно, что нужна методика, предназначенная именно для японцев и созданная применительно к данному виду спорта. И для японской сборной по волейболу такая специфическая, новая методика была создана, причем она вобрала в себя все лучшее, что было в этом смысле в Японии и в других странах мира.
Я попытаюсь частично рассказать об этом, хотя тренировки шли по таким сложным комплексным планам, что четко разграничить их на шесть упоминавшихся разделов просто невозможно.
Следует принять во внимание, что все тренировки были построены на «ритмике волейбола» - от начала и до конца.

А. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ
1. Отжимание от пола с упором только на пальцы рук и ног.
2. Подскоки из положения упора на полу на ладони и носки. Обе руки отбрасывают в стороны насколько возможно. Можно применить поочередное отбрасывание рук.
3. Для мышц брюшного пресса. Сидя на полу, зажать мяч между ступнями и, подняв ноги, дотянуться до мяча руками, принять V-образную позу, сохраняя равновесие. Эффект от упражнения можно усилить, делая ножницеобразные движения, т.е. увеличивая и уменьшая угол между поднятыми ногами и туловищем.
4. Для мышц спины. Лежа на животе с мячом в руках. Приподняв верхнюю часть тела, выписывать максимально широкие восьмерки зажатым в вытянутых руках мячом.

Б. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ РЕАКЦИИ
Вот несколько примеров.
1. Из положения низкого старта сделать рывок метра на три, упасть вправо, перевернуться лицом вверх, потом вниз, вернуться на три метра назад и повторить все сначала. Проделывать упражнение в максимально быстром темпе.
2. Перекаты вперед через плечо, «подскоки» назад.
3. Бег на месте высоко поднимая колени – десять движений. Затем десять движений – бег на носках, как можно быстрее и легче касаясь пола. После этого – рывок до линии зоны атаки и касание линии обеими руками.
Весьма эффективны были следующие упражнения по выработке быстроты реакции.
Волейбольную сетку занавешивали полотном так, что не было видно движения падающего мяча. Спортсмен должен определять и принимать неожиданно появившийся над сеткой мяч или отбивать его нападающим ударом.

В. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЗРЫВНОЙ СИЛЫ
1. Прыжки вправо-влево, высоко и резко поднимая колени, как будто делая пинок ногами.
2. Группами по два человека, стоя по обе стороны сетки, сделать два шага на сближение, шаг назад и прыжок на блок, затем шаг вперед и снова блок.
Еще упражнения: пружинящие прыжки на месте с мешком песка весом в 3 кг; из положения в блоке «гасящий» удар по мешку с песком; упражнение для выработки способности «зависать» - в одном прыжке наносить два удара по мешку с песком.

Г. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ
В понятие выносливости входят как общая выносливость организма, связанная с дыханием, так и выносливость отдельных групп мышц. Для развития той и другой есть самые различные методы. В своей практике мы использовали в основном методику, получившую название непрерывной волейбольной гимнастики, которая включала все движения, необходимые в волейболе, и развивала выносливость в процессе их интенсивного непрерывного повторения.
Методика, о которой я говорю здесь, была уже третьей модификацией этой гимнастики. Особой разницы в количестве упражнений не было, но в первом варианте все движения выполняют в течение 35 секунд, тогда как в третьем – 55 секунд. Как видим, двигательная насыщенность этой гимнастики высока. Даже сейчас, когда по этой методике занимаются наша спортсмены, прошедшие ее когда то с первых шагов, частота пульса на тренировках достигает у них 160-170, иногда даже 180 ударов в минуту. Когда я использую в тренировках эти непрерывные упражнения, то, несмотря на допускаемые поначалу ошибки, заставляю игроков выполнять их с максимальной скоростью. Постепенно добиваюсь того, чтобы упражнения выполнялись точно, в полную силу и максимально быстро.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ:
• Прыжки зигзагом вправо-влево с высоким подниманием бедер по три раза (1).
• Высокий прыжок из глубокого приседа (2, 3)
• Упор прямыми руками об пол, вытянуть ноги назад, принять положение приседа и из этого положения выполнить прыжок (4 - 6)
• Прыжок в падении влево (10 - 13)
• Прыжок вправо-влево на одну ногу, затем прыжок в сторону с падением
• Перекаты влево-вправо в положении лежа на полу на расстояние 3 м.
• Двигаясь вперед на расстояние до 8 м, поочередно касаться левой рукой правой ноги перед собой (1), правой рукой - левой ноги (2), затем левой рукой правой - ноги (3) и правой рукой - левой ноги (4).
• Прыжок в блок у сетки (1), шаг вправо и снова прыжок в блок (2), затем прыжок влево-назад с падением (3-4)

Д. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ
На тренировках мы использовали различные сложные упражнения, вырабатывающие координацию движений, ритмику, чувство равновесия, умение расслабляться и концентрироваться. Наиболее эффективными из них мне представляются упражнения с вращающимся мячом. Делают их на толстых матах, что не только уменьшает опасность травматизма, но и служит дополнительным средством развития взрывной силы, поскольку прыжки на мягких матах требуют еще и преодоления силы инерции.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ:
• Подскоки из положения лежа на животе (1 - 3)
• Непрерывные подскоки с падением из положения стоя (4 - 7)
• Прыжки с падением назад с поворотом тела в полете на 180 градусов (8 - 15)
• Перевороты назад (16 - 18), перевороты назад (19 - 22)

Е. ГИБКОСТЬ
Гибкость и пластичность игрока служит не только хорошей страховкой от травматизма, но и способствует успешному усвоению технических элементов волейбола. Есть общая пластика, которая видна при выполнении соответствующих упражнений, и пластика движения, проявляющаяся в гармонии движения с ритмом игры в волейбол. Одно вытекает из другого, и те игроки, которые не предают этому значения и полагаются только на техническое мастерство, не могут стать выдающимися спортсменами.
Волейбол – игра движения, поэтому она требует хорошей подвижности всего тела, максимально возможной гибкости всех суставов: коленных, локтевых, плечевых, кистевых, голеностопных и т.д. Упражнения на развитие гибкости и пластичности делают после того, как мышцы достаточно разогреты легкой гимнастикой, когда у спортсменов появляется испарина на теле. Упражнения такого рода способствуют снятию усталости, поэтому очень важно вводить их отдельными сериями по ходу тренировки. Рисунки дают примеры упражнений на развитие гибкости.

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ
Я уже вкратце рассказывал о своих методах физической подготовки спортсменов, которым предстоит выдерживать нагрузки волейбольных матчей. Сейчас, когда эта методика признана успешной, я особенно ясно понимаю, как вакеа4жна для каждого вида спорта своя система тренировок. Уже давно у нас раздаются голоса о том, что для каждого вида спорта необходимы особая физическая подготовка, особые упражнения, но на практике соответствующая методика еще не разработана.
Что касается меня, то я в соответствии с задачами, поставленными Мацудайрой, разработал методику тренировок, предназначенную для физической подготовки именно в волейболе.

ТРЕНЕР ДОЛЖЕН ЗНАТЬ СВОЙ ВИД СПОРТА
Может быть, это прозвучит несколько самонадеянно с моей стороны, но я изложу свою точку зрения на то, каким должен быть тренер по физической подготовке. Прежде всего тренер должен знать свой вид спорта, то есть иметь личный опыт участия в соревнованиях.
До недавнего времени у нас люди, отвечавшие за физическую подготовку по различным видам спорта, сами, как правило, никакого отношения к этим видам спорта не имели. Например, в профессиональном бейсболе много тренеров из бывших легкоатлетов – бегунов или прыгунов. Они действительно достаточно сведущи по части бега, прыжков и просто «накачивания» физической силы. Но достаточно ли это для того, чтобы вести тренировки именно по такому виду спорта, как бейсбол?
Возьмем бег в бейсболе. Это совсем не то же самое, что бег на 100 метров. Здесь бегают не по прямой, а по периметру квадрата, иногда и назад, при «захвате базы». При разминочном, разогревающем беге человек, привыкший к легкоатлетической дорожке, ведет бег, все время поворачивая в левую сторону. Если это проделывать ежедневно в течение года, то преимущественное развитие получает определенная группа мышц и вырабатывается определенный двигательный стереотип. Поэтому необходимо проводить упражнения в беге с поворотами вправо и влево.
Вот почему я говорю о необходимости хорошо знать определенный вид спорта и разрабатывать методику тренировок применительно к данному виду, а затем работать по этой методике со спортсменами.
Я впервые выехал в заграничное турне в 1970 г. во время соревнований на первенство мира по волейболу. Внимательно приглядываясь к методам тренировок зарубежных коллег, я понял, что действую правильно, хотя до того момента многое мне пришлось постигать методом проб и ошибок.
Не раз мне приходилось спрашивать себя: «А верно ли то, что я делаю?»
Много раз я обращался за советом к старому тренеру сборной Х. Тоёда и в итоге создал свою нынешнюю систему тренировки.

ДОВЕРИЕ СПОРТСМЕНОВ К ТРЕНЕРУ
Какую бы замечательную методику тренировок вы ни разработали и как бы рьяно ни проводили ее в жизнь, все окажется бесполезным, если спортсмены за вами не по

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Условия финансирования | VII областная Спартакиада учащихся «Олимпийские надежды Южного Урала» в городе Усть-Катаве.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал