![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности проведения спортивного отбора наразных этапах многолетней подготовки
Требования при отборе на том или ином этапе многолетней подготовки основываются на цели всего процесса подготовки и промежуточных целях и определяются, исходя из модельных характеристик сильнейших волейболистов для различных этапов многолетней подготовки, содержания соревновательной деятельности, специфики игровой функции, возрастных особенностей юных волей-, болистов и их возможностей на соответствующих этапах. Начальный отбор. Процесс начального отбора в организационном отношении самый сложный. Он проводится в три этапа. На втором этапе начального отбора с помощью испытаний (тестов) и специальных наблюдений получают данные, по которым можно судить о способностях детей успешно овладевать навыками и умениями игры в волейбол. Это уровень развития физических способностей применительно к специфике игры, способность овладеть техникой (специфические координационные способности) и тактикой (тактическое мышление), антропометрические данные. Все показатели дифференцируют по значимости, разрабатывают таблицу оценки, где они находят количественное выражение в очках. Количество очков может соответствовать месту, занятому отдельным абитуриентом в каждом виде испытаний (первое место — одно очко, пятое — пять и т. д.). В этом случае меньшая сумма всех очков соответствует более высоким показателям. Ведущий принцип здесь — комплексный учет всех показателей. Если в комплексе учащийся показывает высокий результат, значит, заниматься волейболом он будет успешно. Большое значение имеют наблюдения за учащимися в играх, определение и оценка так называемых бойцовских качеств. На втором этапе последовательно иыявляют способности, анатомо-физиологические особенности, особенности строения организма и его функциональные возможности применительно к волейболу. Этот этап может длиться (в зависимости от количества желающих заниматься) от недели до месяца. Спортивный отбор- это процесс поиска наиболее одаренных людей, способных достичь высоких результатов в конкретном виде спорта. Производить отбор - значит, выделять среди занимающихся данным видом спорта только наиболее подходящих лиц. А ориентация преследует цель - помочь человеку выбрать спортивную специализацию, которая соответствовала бы его увлечениям. Отбор и ориентация волейболисток, как впрочем, и спортсменов любой другой специализации, событие не одномоментное, а практически непрерывный процесс, включающий пять основных этапов, связанных с определенными этапами многолетней спортивной подготовки. Первичный отбор. Задача - определить для каждого конкретного занимающегося целесообразность занятия волейболом. Основные критерии: 1) возраст, благоприятный для начала занятий волейболом; 2) отсутствие серьезных отклонений в состоянии здоровья и склонности к заболеваниям, препятствующим занятиям спортом; 3) соответствие морфологических особенностей требованиям волейбола; 4) соответствие уровня двигательных способностей требованиям волейбола. Предварительный отбор. Задача - оценка способностей юных волейболисток к эффективному спортивному совершенствованию. Основные критерии: 1) отсутствие препятствующих этому отклонений в состоянии здоровья; 2) соответствие структуры и потенциальных возможностей мышечной системы, энергетического потенциала, анализаторных систем и двигательных способностей требованиям волейбола; 3) подверженность основных функциональных систем и механизмов адаптационным перестройкам под влиянием рациональной тренировки. Промежуточный отбор. Задача - оценка возможностей достижения волейболистками высокого мастерства в конкретных соревнованиях. Основные критерии: 1) устойчивая мотивация к достижению высокого спортивного мастерства; 2) отсутствие отклонений в состоянии здоровья, способных воспрепятствовать успешному спортивному совершенствованию; 3) психологическая и функциональная готовность к перенесению больших нагрузок; 4) резервы дальнейшей адаптации функциональных систем и механизмов, прироста двигательных качеств, совершенствования важнейших элементов техники, составляющих тактической и психологической подготовленности, определяющих результативность в волейболе. Основной отбор. Задача - оценка перспектив достижения результатов международного класса. Основные критерии: 1) степень мотивации к достижению вершин мастерства и отсутствие препятствий к этому по состоянию здоровья; 2) психологическая и функциональная подготовленность к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок, в том числе в различных сложных условиях - непривычном или неблагоприятном климате, смене часовых поясов, условиях среднегорья, психологически напряженной атмосферы ответственных соревнований и др.; 3) способность к максимальной реализации достигнутой подготовленности в условиях жесткой конкуренции на главных соревнованиях и к достижению в таких соревнованиях личных рекордов; 4) способность к адекватному восприятию соревновательной ситуации, варьированию различными компонентами технической, физической, тактической и других видов подготовленности. Заключительный отбор. Задача - оценка целесообразности продолжения волейболисткой занятий спортом и прогнозирование продолжительности сохранения ей высокого спортивного мастерства. Основные критерии: 1) наличие соответствующей мотивации и отсутствие препятствующих сохранению мастерства отклонений в состоянии здоровья; 2) возраст волейболистки и ее соответствие оптимальному для наивысших результатов в волейболе, а также продолжительность сохранения ей высокого мастерства; 3) наличие необходимых для сохранения достигнутой подготовленности резервных возможностей организма; 4) благоприятствующее продолжению занятий спортом высших достижений социальное и материальное положение.
|