Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы организации психологической службы
Из поставленных задач вытекает вывод о необходимости сочетания диагностики развития личности учащихся и выявления психолого-педагогических причин его нарушения, принятия профилактических, предупредительных мер. Итак, основными направлениями деятельности школьного психолога являются диагностическая, профилактическая и психокоррекционная, консультативная работа. Как правило, начинающие специалисты злоупотребляют первым направлением работы в ущерб остальным, что не может не отразиться на практических результатах. В результате постепенно снижается кривая их популярности. Поэтому большее значение имеет не размах деятельности, а ее глубина. Психолог может обследовать большое число детей и сообщить об итогах своих наблюдений. Но он может изучить одного ребенка и помочь ему справиться с единственной проблемой. Здесь важен практический результат: и для того, с кем работает психолог, и для окружающих. Для практического психолога очень важно не остаться только диагностом, а постепенно овладевать опытом консультанта, лектора, пропагандиста психологических знаний, арбитра, психотерапевта, навыками психокоррекции. Положение о школьной психологической службе составляет лишь общий ориентир, но не вносит конкретности в работу практического психолога. Содержание его деятельности будет оптимальным и результативным, если оно преодолеет безадресность и анонимность. На наш взгляд, лучший вариант психологической службы в школе — авторский, адекватно отвечающий потребностям школы. Начинающему психологу необходимо преодолеть путь проб и ошибок в построении содержания своей работы. Наиболее типичны на этом пути следующие ошибки: либо специалист навязывает педколлективу свою программу, свои знания в невостребованном виде (это никому не нужно), либо начинает работать по заявкам (всех, кому что-то нужно). И в том и в другом случае задерживается профессиональное самоутверждение психолога, теряется эффективность его работы. Чтобы избежать этих ошибок, имеет смысл в самом начале деятельности получить ответ на вопросы: «Кого что интересует?», «Кто в чем нуждается?» и «Кто какой помощи ждет?» Ответы на эти вопросы можно получить через диагностические анкеты для учащихся, педагогов и родителей.
|