Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приложения. Пророчество о приходе Будды Майтреи⇐ ПредыдущаяСтр 53 из 53
Пророчество о приходе Будды Майтреи
После учения вы разъедетесь по домам, а я вернусь в Москву. Но не забывайте о тех учениях, о тех советах, что вы получили во время ретрита, держите мои наставления в своем сердце. Эти советы помогут вам в суете городской жизни.
С безначальных времен вы получали столько знаний, столько информации, но все это служило лишь каким-то временным целям, не имело другой пользы. Когда ситуация менялась, все ваши знания становились непригодными. К примеру, вы получили экономическое образование. Но когда меняется ситуация в стране, меняется ее экономика, сама экономическая структура, соответственно, все те знания, что вы приобрели раньше, изучая прежние экономические законы, обесцениваются. То же относится к знаниям в области политики или бизнеса. Стоит поменяться каким-то деталям, небольшим закономерностям, как меняется и вся система образования в этих областях. Вам приходится учиться заново, поскольку ваши старые знания уже непригодны.
Но то образование, которое вы получаете сейчас, основано на законах самой природы, закономерностях кармы, которые никогда не изменятся. Так и некоторые научные знания, основанные на законе причинно-следственной связи, остаются неизменными. До тех пор пока непреложен закон причинно-следственной взаимосвязи, законы, основанные на нем, остаются истинными.
Это учение основано на механизме нашего сознания. До тех пор пока у нас остается сознание, пока остаются живые существа, это учение будет истинным, не изменится. То учение, которое дал самый первый Будда из тысячи будд нашей кальпы, ничем не отличалось от того учения, которое вы слушаете теперь. Когда придет Будда Майтрея, он будет давать то же самое учение, потому что оно основано на механизме действия нашего сознания.
Как проявляются кармические отпечатки учения? Даже если теперь, получив это учение, вы не достигнете никаких реализаций в его практике, в будущем, родившись человеком во времена Будды Майтреи и встретившись с его учением, вы примете это учение очень близко к сердцу. Допустим, вы услышите от него такие слова: «Себялюбие — это ваш истинный враг». Но для вас эти слова будут не просто информацией. Они пронзят ваше сердце, потому что в тот момент у вас проявятся кармические отпечатки этого учения, заложенные ранее. Проявившись, они позволят вам немедленно постичь самую суть этих слов. Вы осознаете, что себялюбие действительно является вашим врагом, т. е. в тот момент вы достигнете реализации.
Когда Будда Майтрея произнесет две строки учения, которые гласят: «Обвиняй во всем одно — свое себялюбие. Памятуй о доброте матерей — живых существ», то эти две строки учения окажут на ваш ум сильнейшее воздействие, вы не сможете сдержать слез.
Во времена Будды Шакьямуни, когда он публично проповедовал учение из четырех строк: «Благородную истину о страдании следует признать. Благородную истину об источнике страдания следует отбросить. Благородную истину о пресечении страдания следует осуществить. На благородную истину о пути следует медитировать», среди его учеников оказались и те, которые ранее были учениками Будды Кашьяпы, а в этом своем воплощении стали учениками Будды Шакьямуни. Когда они услышали эти четыре строки, проявились отпечатки этого учения, заложенные ранее в их сознании. Поэтому, услышав, они тут же достигли постижения, реализации этого учения. Некоторые из них сразу достигли пути накопления, а некоторые благодаря этой мгновенной реализации достигли пути подготовки. Все это случилось из-за того, что в предыдущих жизнях в их сознание были заложены соответствующие кармические отпечатки. Если я сейчас произнесу те же самые слова учения, они не особо-то на вас повлияют.
Итак, даже если вы не достигнете реализации этого учения сейчас, в этой жизни, то в будущем, во времена Будды Майтреи, вы, несомненно, постигнете это учение, лишь только услышав его. Но я думаю, что это удел наихудших учеников — они достигнут реализации во времена Будды Майтреи. Хорошие ученики достигнут реализации, может быть, в следующей жизни или через одну жизнь. Ведь между нынешним временем и приходом Будды Майтреи еще миллионы лет.
Согласно пророчеству сначала человеческая жизнь постепенно будет укорачиваться и достигнет средней продолжительности в десять лет, а люди уменьшатся и станут очень маленького роста. В этот период к людям придет в человеческом облике Будда Майтрея, который будет раза в два превосходить их по росту. Это произойдет еще очень нескоро, через миллионы лет.
Но это будет еще не высшая Нирманакая Майтреи, а лишь его эманация, которая будет где-то с локоть высотой. Увидев Будду Майтрею, люди будут удивляться и спрашивать, как ему удалось вырасти таким большим. На что Будда Майтрея ответит, что он создал для этого благие заслуги, и, объясняя, каким образом создал их, он даст первые учения по буддизму, очень краткие. В основном это будет учение о карме, о десяти неблагих деяниях и десяти позитивных деяниях. Люди поверят словам эманации Будды Майтреи и перестанут совершать негативные действия, будут создавать больше позитивной кармы.
Я не знаю, насколько это правда, но в некоторых подлинных буддийских текстах содержатся такие пророчества. Но я не знаю, насколько реально с научной точки зрения, чтобы люди уменьшились до такого крошечного размера. Но если мы говорим о периоде во многие тысячелетия, то, может быть, тогда будет возможно все. Возможно, за эти тысячелетия генетика и иммунная система людей настолько придут в упадок из-за дурного поведения, что они деградируют и станут такими крошечными. Все возможно.
В те времена жизнь будет настолько быстротечной, что, не успев родиться, новорожденный ребенок сразу будет уметь разговаривать и первым делом спросит: «Мама, что мне сделать по хозяйству?» Это будет уже готовый помощник, который встанет и пойдет помогать маме. Сейчас маленькие дети стали очень активными, быстро всему учатся. Возможно, это признак того, что мы уже приближаемся к тем временам, к состоянию лилипутов. Я не знаю, каковы научные теории на этот счет, но в буддизме высказывались подобные теории.
Итак, эманация Будды Майтреи придет и заложит основы для того, чтобы в дальнейшем явился Будда Майтрея в форме Нирманакаи и дал полное учение Дхармы. Благодаря тому что люди ему поверят, они станут совершать добродетельные поступки и постепенно их поведение станет более нравственным. Тогда произойдет обратный процесс: из лилипутов люди опять превратятся в рослых и срок их жизни вновь увеличится. В результате практики тех учений, которые дала эманация Будды Майтреи, продолжительность их жизни достигнет нескольких сотен или даже нескольких тысяч лет. Люди станут долгожителями, и тогда, согласно пророчеству, в этот мир явится Нирманакая Будды Майтреи.
Но я не могу утверждать, что подобное определенно произойдет, я не уверен в этом. У меня нет оснований, чтобы отрицать эти пророчества, но я не могу и поверить в них на все сто процентов. Однако я могу вам точно сказать, что Будда Майтрея явится в этот мир. Это несомненно. Но до сих пор мне не верится в то, что продолжительность жизни людей может настолько сократиться и затем настолько возрасти. Я не понимаю, по каким причинам это должно произойти. Но поскольку такие утверждения содержатся в подлинных первоисточниках, я думаю, что они должны быть достоверны. Если вы верите в это, очень хорошо, а если не можете поверить, ничего страшного. Я не могу поверить во все, и у меня есть право на сомнения. Но я безоговорочно верю, что Будда Майтрея однажды придет в этот мир. Я сомневаюсь лишь в тысячелетней продолжительности человеческой жизни. Возможно, здесь есть некоторое преувеличение.
Кстати, спросите ученых, что они думают о том, что будет происходить с нашей жизнью через миллионы лет. Может быть, они выскажут какие-то свои догадки, основанные на научных теориях. Среди вас есть ученые? Что будет с продолжительностью нашей жизни через миллионы лет? Мы будем жить дольше или, наоборот, меньше?
Реплика из зала: Земля начнет вращаться быстрее, поэтому, хотя люди и будут жить столько же, сколько прежде, сам год будет удлиняться, поэтому количество прожитых ими лет станет меньше… Геше-ла: Поэтому жизнь будет уменьшаться, да? Ответ из зала: Да.
Была высказана интересная гипотеза о том, что Земля начнет вращаться быстрее и из-за этого в итоге человеческая жизнь сократится. Продолжим эту научную теорию и попытаемся совместить ее с буддийскими пророчествами. Значит, сначала Земля начнет вращаться все быстрее, и человеческая жизнь станет очень короткой. А потом она постепенно начнет опять вращаться все медленнее, и тогда у людей будет невероятно долгая жизнь. Я шучу.
Вопросы и ответы
Вопрос: Допустим, если какой-то человек приносит вред другим людям, то, даже если он мне лично не принес вреда, возникает гнев на этого человека. Но ведь это тоже неправильно. Как быть в этой ситуации? Ответ: Да, если кто-то не вредит вам, но вы видели, как этот человек вредит другим, и гневаетесь на него за это, подобный гнев тоже недостоверен. Рассматривайте этого человека как беспомощного, находящегося под властью омрачений, тогда вы, наоборот, почувствуете сострадание к нему. Вопрос: Но как же быть с чувством сострадания к тем людям, которым он причиняет страдания? Ответ: Ваш гнев не поможет этому человеку. Но из сострадания постарайтесь удержать его от причинения вреда другим.
Вопрос: Уважаемый Геше Тинлей, объясните, как отличить сентиментальность, «добренькость» от истинного сострадания. Приведите, пожалуйста, примеры. Ответ: Сентиментальная доброта не основана на глубинной философии. Это такое поверхностное чувство: например, когда группа людей вокруг вас плачет, и вам хочется плакать. А если эта группа вокруг вас смеется, тогда и вам хочется смеяться. Это просто эмоциональность. Но настоящее великое сострадание — забота о том, чтобы все живые существа избавились от страданий. При этом, даже если все вокруг вас смеются и произносят тосты с водкой, вы будете сидеть и плакать, думая о страданиях всех существ. Вы думаете не только о том, как существа временно страдают, но и том, как они вращаются в сансаре, как сами загоняют себя в сансару. Тогда ваше желание, чтобы они освободились от страданий, будет великим состраданием.
Любой может почувствовать сострадание к человеку, который потерял ногу. Но великое сострадание означает следующее: до тех пор пока этот человек не освободится от омрачений, он будет страдать всегда. Пока он еще не потерял ничего, но рано или поздно он все потеряет. Из-за своих омрачений он родится в аду.
Например, врач видит перед собой двух пациентов, которые приняли яд. Один из них не принимает противоядие, поскольку еще не испытывает на себе последствия этого яда, тогда как второй пациент уже испытывает последствия. Но врач чувствует сострадание и к первому пациенту, и ко второму, потому что знает, что муки первого пациента — лишь вопрос времени. Все живые существа, если они не освободятся от омрачений, рано или поздно родятся в аду или среди животных и будут постоянно испытывать страдания. Такое чувство — пусть все живые существа освободятся от страданий и причин страданий (омрачений) — и называется великим состраданием. Оно охватывает всех живых существ.
Наше маленькое, ограниченное сострадание — это желание, чтобы некий человек избавился от одной маленькой проблемы. При этом вы не мечтаете, чтобы все избавились от страданий, а лишь один этот человек и лишь от какого-то одного страдания. Это не великое сострадание, но все-таки сострадание.
Вопрос: Геше-ла, мы как существа, еще не достигшие Пробуждения, несовершенны, тем не менее, нам надо делать добро другим живым существам. Но ведь мы не знаем, что для них на самом деле будет благом, а что нет. Что же нам делать в этой ситуации? Ответ: Вообще, чтобы помогать живым существам, не является совершенно обязательным стать буддой. Можно помогать им, даже не будучи Пробужденным. Та реальная помощь, которую вы можете им оказывать, — это помощь в порождении позитивных качеств ума и в уменьшении негативных качеств, когда вы даете им хорошие советы, пытаетесь привести их к Дхарме, помогаете им стать духовными, более добрыми людьми. Вы также можете помочь, давая им хорошие книги. Вопрос: Но даже хорошая книга может быть использована во вред теми, кому мы ее дали. Мы же в силу своих омрачений даже не узнаем об этом. Ответ: Но книги, к примеру, о бодхичитте, о любви и сострадании никому в принципе не могут причинить вреда. Вот если вы дадите кому-то книгу о высшей тантре, то вполне возможно, что вы навредите этому человеку. Как сказал Шантидева, «если бы все будды собрались на совещание, чтобы определить, какое учение полезнее всего для живых существ, они бы единогласно решили, что это учение о бодхичитте».
Вопрос: Дети всегда отвечают за негативные действия своих родителей. Они очищают карму родителей, совершая негативные поступки по отношению к ним, а потом страдают от этого. Что делать родителям, чтобы предотвратить их проступки? Что можно сделать, чтобы дети не страдали? Ответ: Теория, что дети ответственны за грехи своих родителей, на самом деле ошибочна. Вопрос: Они не ответственны, но, очищая карму родителей, они сами создают негативную карму. Ответ: Все равно на самом деле это не так. Дети должны очищать свою негативную карму, а родители — свою. Негативная карма подобна употреблению яда. Если родители принимают яд, а дети принимают лекарство, то родителям это не помогает. А если дети принимают яд, то им придется самим пить лекарство, чтобы вывести яд из организма. Если же родители хотят освободиться от своего яда, им и нужно в этом случае принимать лекарство. Итак, негативные кармические отпечатки подобны яду. В одной из джатак Будда говорит: «Если вы втайне от всех совершаете негативные действия, это все равно что втайне от всех пить яд».
Вопрос: Геше-ла, у нас в качестве основного механизма ума сейчас функционирует себялюбие. Оно порождает негативные эмоции. Потом мы пытаемся заменить один механизм другим, то есть себялюбие заменяем умом, заботящимся о других, который порождает позитивные эмоции. И себялюбие, и забота о других (иначе говоря, то, что мы создаем, и то, что мы разрушаем) являются механизмами. Почему в этом случае утверждается, что у гнева нет достоверной основы, а у сострадания и бодхичитты достоверная основа есть? Ответ: Себялюбие — это механизм, основанный на неведении. Когда порождается это основанное на неведении себялюбие, из него в свою очередь возникают все остальные омрачения. Получается, что все производные себялюбия, такие как гнев, зависть и так далее, имеют недостоверную основу в виде неведения. Потому что все они основаны на себялюбии, а себялюбие базируется на неведении. Неведение и есть недостоверная основа. А с другой стороны, ум, который заботится о других, основан на мудрости. Поскольку мудрость — это достоверный вид ума, соответственно, все остальные качества, такие как любовь, сострадание и так далее, которые на этом основаны, тоже становятся достоверными. Поэтому в «Праманаварттике» Дхармакирти сказано: «Все негативные состояния ума возникают из-за непонимания того, что достоверно». Из-за недостоверного ума возникают все омрачения, а на основе достоверного ума возникают все позитивные качества. Поэтому очень важно знать, что достоверно, а что недостоверно. Далее Дхармакирти начинает анализировать, что такое достоверное познание, которое в свою очередь подразделяется на достоверное прямое восприятие и достоверное косвенное познание (умозаключение).
Вопрос: Если у позитивных состояний есть достоверная основа, то почему они не существуют непрерывно? Ответ: Потому что мы не способны удерживать эту достоверную основу непрерывно. А у Будды и тех, кто способен поддерживать ее, позитивные состояния существуют непрерывно.
Вопрос: А что такое в этом случае «достоверная основа»? Ответ: Это ясное и правильное понимание всего, это неизвращенное восприятие. Мы все время что-то воспринимаем и все время приписываем воспринимаемым нами объектам истинное существование. Из-за этого у нас сразу возникает недостоверное сознание. Это одна из основных причин наших страданий и негативных эмоций. У нас останется это недостоверное, ошибочное сознание вплоть до восьмого бхуми бодхисаттвы. Мадхьямака Прасангика говорит, что у обычных людей все виды восприятия ошибочны. Того, что мы видим (меня, других людей), на самом деле нет. Это нелегко понять. Учение о пустоте нужно получать как можно больше, с разных точек зрения, слушать вновь и вновь, даже если вам показалось, что вы уже хорошо понимаете эту тему. Не удовлетворяйтесь полученными знаниями, думая, что вам уже не надо это изучать. Продолжайте слушать учение до тех пор, пока не увидите полную, целостную картину пустоты. Когда в вашем сознании сложится целостный механизм, с какой бы стороны вы ни посмотрели, везде вы будете видеть гармонию между пустотой и взаимозависимым происхождением.
В силу того, что все существует взаимозависимо, все пусто от самобытия. Также в силу того, что феномены пусты от самобытия, они имеют взаимозависимое происхождение. Вы уже не будете видеть в этом ни малейшего противоречия. Как правило, если перед вами нечто проявляется, у вас сразу возникает цепляние за его истинное бытие. У обычных людей феномены становятся причиной их впадения в крайность этернализма, потому что заставляют их верить в истинное бытие вещей. Но когда вы по-настоящему поймете теорию Мадхьямаки Прасангики, сами явления будут освобождать вас от крайностей постоянства.
Обычно, когда мы ведем речь о пустоте, мы впадаем в нигилизм. Когда мы проверяем, что есть «я», не найдя нигде самосущего «я», мы приходим к выводу: «Моего «я» не существует». Когда же вы по-настоящему поймете пустоту, сами размышления о пустоте будут спасать вас от крайности нигилизма. Вы будете развивать убежденность: «Поскольку нечто пусто, оно должно существовать зависимо». Только когда это понимание будет возникать у вас непроизвольно, тогда можно будет сказать, что вы поняли воззрение Мадхьямаки Прасангики. В этом-то как раз и заключаются два уникальных качества воззрения Прасангики, которых лишены все остальные философские школы.
Вопрос: У нас же нет мудрости, у нас все равно нет рационального мышления. Как же мы можем использовать эти знания о пустоте? Ответ: Да, хотя настоящей мудрости у нас пока нет, если мы, например, развиваем в себе сострадание, нужно понимать, что есть три уровня сострадания. Первый вид сострадания — это сострадание, созерцающее живых существ, которое является простым желанием, чтобы они все были свободны от страдания. Это невысокий уровень сострадания, потому что в таком сострадании еще существует неведение. Но при этом желание, чтобы живые существа были свободны от страдания, — это позитивное качество. Но мы желаем, чтобы они освободились от страдания, думая, что они самосущи. Это представление об их самосущности — неведение, поэтому такое сострадание не является чистым.
Второй вид сострадания — это сострадание, созерцающее Дхарму. Такое сострадание сопряжено с осознанием непостоянства. Понимая, что все существа непостоянны, что они с каждой минутой приближаются к распаду, разрушаются, вы желаете, чтобы они освободились от страданий сансары.
Третий уровень называется безобъектным состраданием. Эти три вида сострадания описаны во вступлении к «Введению в Мадхьямаку» Чандракирти. Это один из базовых текстов по философии в буддизме. Безобъектное сострадание сопровождается постижением пустоты от самобытия, это самый что ни на есть достовернейший вид ума. Вопрос: А второй вид сострадания — это через прямое постижение тонкого непостоянства или грубого? Ответ: Да, он связан с постижением тонкого непостоянства. Это хороший вопрос. Когда вы доходите до такого анализа, тогда уже очень важно обращаться к учениям, изложенным в великих трудах, великих трактатах. Не зная положений этих великих буддийских первоисточников, вы не сможете найти ответы на свои вопросы и вам везде будут мерещиться противоречия.
Если вы действительно серьезно изучаете Ламрим и пытаетесь глубже постигать это учение, вам обязательно придется изучить пять великих трактатов: 1. «Виная» — учение, основанное на школе Вайбхашика. 2. «Абхидхарма» — труд Васубандху, в котором все рассматривается с точки зрения низших школ — Вайбхашики и Саутрантики, в основном на основе воззрений Саутрантики. 3. «Праманаварттика» Дхармакирти — учение о достоверности, которое в основном базируется на школах Читтаматра и Саутрантика. 4. Трактат «Абхисамаяаланкара» («Украшение ясного постижения») Майтреи, основанный на воззрениях Мадхьямаки Сватантрики. 5. «Мадхьямака-аватара» («Введение в Мадхьямаку») Чандракирти. Этот труд основан, конечно же, на школе Мадхьямака, в особенности на воззрении прасангиков. Таковы пять великих трудов.
Вопрос: Геше-ла, а какой из трех видов сострадания нужно порождать в такой ситуации. Допустим, я опускаю рыбу в маленький пруд. Я знаю, что она может съесть остальную рыбу. Как я должен поступить и какой вид сострадания из трех надо применить? Ответ: Лучше всего бросить эту рыбу в другой пруд, побольше. Но вообще три уровня сострадания соответствуют трем уровням понимания Дхармы. Если вы развиваете сострадание с пониманием тонкого непостоянства, то это второй уровень. А если порождаете сострадание с пониманием пустоты от самобытия, это третий уровень, уровень безобъектного сострадания.
Вопрос: Первые два уровня сострадания не имеют достоверной основы? Ответ: Какую-то достоверную основу они имеют. Но имеют и какое-то неведение. Например, когда вы желаете, чтобы живые существа освободились от страдания, это желание достоверно. Но когда вы при этом думаете, что они самосущи, это недостоверно. Так что все зависит от того, с какой стороны здесь посмотреть. Но полностью достоверным является лишь третий вид сострадания, когда, понимая пустоту живых существ от самобытия, вы при этом желаете им освобождения от страданий.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему, например, у архата Хинаяны нет сострадания? Ответ: У архатов есть сострадание. Они желают, чтобы все живые существа освободились от страданий. Чего у архата нет, так это высшего помысла, или сверхнамерения. А что такое это сверхнамерение? Это когда бодхисаттва, помимо того что он желает всем живым существам освобождения от страданий, берет на себя ответственность за их освобождение. Он принимает решение: «Я сам лично освобожу их от страдания». Сострадания и любви, сопряженных с высшим помыслом, у архата Хинаяны нет, поэтому считается, что у него нет бодхичитты. А бодхичитта — это как раз и есть любовь и сострадание, связанные со сверхнамерением. Это не просто желание, чтобы все живые существа освободились от страдания и обрели счастье, а это уже ответственное решение: «Я лично освобожу их от страданий и приведу их к счастью».
После появления такого намерения на следующем этапе возникает бодхичитта. Высший помысел является основной причиной порождения бодхичитты. Это подробно объясняется в труде Майтреи «Абхисамаяаланкара». В будущем, какие бы мастера ни давали учения, все их наставления должны проистекать из этих пяти основных трактатов. В противном случае, если они не основаны на этих первоисточниках, учения не могут считаться достоверными.
Нет никаких отдельных кагьюпинских, гелугпинских или ньингмапинских учений. Все подлинные учения, которые распространились в Тибете, были основаны на этих пяти основных великих индийских трактатах. Но и эти тексты, в свою очередь, обязательно должны быть основаны на сутрах, то есть на Слове Будды, тогда они могут быть приняты как достоверные. Итак, лама Цонкапа говорил по этому поводу, что, насколько чиста река, можно узнать по ее истоку: является ли ее источником снежная вершина горы. По подобному же критерию проверяется и чистота учения: берет ли оно начало в коренных текстах. Зная об этом, мы сможем сохранить чистое учение. А иначе, если мы будем говорить, что мое учение чистое, потому что так сказал мой духовный наставник, точно так же может сказать любой другой человек, и тогда уже будет невозможно отличить подлинное учение от неподлинного.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, Геше-ла, а в этом контексте учения терма не основываются непосредственно на сутрах и тантрах? Ответ: Вообще, учения терма основаны на учениях тантры. Если мы говорим о каких-то учениях, относящихся к сутре, то все они должны быть основаны на сутрах Будды. Если мы говорим о подлинности тантрических учений, все они должны быть основаны на тантрах, которые передал Будда Ваджрадхара. Да, Гуру Падмасамбхава написал некоторые тайные учения, которые он предпочел спрятать, потому что в то время для этих учений еще не было достойных преемников. Он написал эти учения и сокрыл их с целью, чтобы потом, когда придет время, их могли прочесть. Он писал: «Эти мои тайные учения терма полезны лишь немногим, далеко не всем». Однако те терма, которые написал Гуру Падмасамбхава, также были основаны на тантрах, проповеданных Буддой Ваджрадхарой. Сам Гуру Падмасамбхава был воплощением Будды Ваджрадхары.
Вообще, терма на определенном этапе стали так популярны в Тибете, что стало очень много фальшивых терма, так что с терма следует быть осторожнее. Естественно, есть много подлинных терма, но также много и ложных терма.
Однажды великий йогин Пабо Рабджам, который жил во времена Пятого Далай-ламы и был его близким другом и учеником, был настолько недоволен, что в Тибете распространилось очень много фальшивых терма, что однажды украл у Пятого Далай-ламы его колокольчик и ваджру.
Он спрятал колокольчик с ваджрой в дупле большого дерева, которое затем законопатил, а потом явился к Пятому Далай-ламе и сказал: «Я, Пабо Рабджам, тоже хочу открыть терма». «А с какой стати тебя интересует терма?» — спросил Пятый Далай-лама. «Потому что я хочу быть великим йогином, — ответил тот. — Если я не открою терма, люди не будут считать меня великим йогином, поэтому я тоже хочу открыть терма». Его Святейшество Пятый Далай-лама засмеялся, но он знал, что Пабо Рабджам и так великий йогин, который полностью превзошел восемь мирских дхарм. «Наверное, есть какая-то причина на то, что Пабо Рабджам изъявил желание открыть терма, — подумал Пятый Далай-лама и сказал: — Хорошо, я тоже буду присутствовать на церемонии открытия тобой терма».
Пабо Рабджам сказал: «Я хочу открыть терма и показать его людям в полнолуние». А затем он широко разнес весть о том, что он, Пабо Рабджам, откроет терма. Все были изумлены. Поэтому, когда настало время полнолуния, все явились в указанное место, в том числе пришел и Его Святейшество Пятый Далай-лама. Затем Пабо Рабджам явился перед всеми с огромным пурбу в руках, с большим колокольчиком. Озираясь по сторонам с широко раскрытыми глазами, он вдруг уставился в небо, будто увидел там нечто особенное. Тогда все тибетцы закричали: «О, какой он великий йогин!» — и пали ниц. Наконец, он дошел до того заветного дерева и метнул в него пурбу. «Вон оно, терма! — сказал он. — Там, где мой пурбу врезался в дерево. Сейчас я его открою». Тогда он расконопатил дупло в дереве и торжественно извлек оттуда колокольчик и ваджру. Все присутствующие были в восторге. После чего Пабо Рабджам торжественно поднес колокольчик с ваджрой Его Святейшеству Пятому Далай-ламе со словами: «Это мой дар Вам».
Но когда Далай-лама увидел, что это за подарок, он сказал: «Так это же мои колокольчик с ваджрой!» «Да, это ваши колокольчик и ваджра, — ответил Пабо Рабджам. — Если бы я не положил их туда, как бы я их нашел? Без причины результат невозможен. В наши дни стало настолько популярно открывать терма, что я тоже захотел так сделать. В наши дни отречение, бодхичитта и мудрость, познающая пустоту, не имеют для тибетцев большой ценности. Но зато в наши дни тибетцы очень высоко ценят терма. Но самое драгоценное во всех учениях Будды — это три основы пути, ведь именно они освободят нас от страданий. А такие объекты терма, как колокольчик с ваджрой, не смогут спасти меня от страданий, даже если я поставлю их себе на голову. Я решил поступить так, чтобы показать людям, какова истинная ценность всего этого».
Но не впадайте в крайности, утверждая, что терма вообще недостоверны. Существует много подлинных учений терма. Утверждать, что все они недостоверны, тоже значит оскорблять Дхарму. Тем самым вы создадите тяжкую негативную карму. В то же время вы можете говорить: «Я не доверяю всем учениям терма». В этом нет ничего дурного.
Вопрос: Основным условием выполнения практики лоджонг является внимательность. Как развивать внимательность в повседневной жизни? Ответ: В повседневной жизни развивайте внимательность главным образом так: не позволяйте своему уму блуждать где попало. Необходима самодисциплина. Раньше у вас не было никакой дисциплины, и ваш ум блуждал везде, где хотел, потому что вы позволяли ему блуждать где ему заблагорассудится. Поэтому у вас не было внимательности. Эту ситуацию нужно изменить: практикуйте самодисциплину, самоконтроль, тогда постепенно у вас разовьется внимательность.
Что бы вы ни делали, все время следите за действиями тела, речи и ума. Например, когда вы идете, просто сосредоточьтесь на ходьбе, осознавайте свои шаги. Когда вы говорите, прислушивайтесь к своим словам: как вы говорите, что вы говорите. Когда вы думаете о чем-то, наблюдайте за своими мыслями. Вы обнаружите массу интересного для себя: увидите, о каких глупых вещах вы часто думаете. Если вы не следите за тем, о чем вы думаете, вы даже не замечаете всех этих глупостей.
Вопрос: Во время практики тонглен от соприкосновения со страданиями живых существ эго разрушается. Откуда оно берется во время второго вдоха? Ответ: Нет, это не продолжение процесса, а начало нового цикла. Опять эго у вас внутри, опять вы его разрушаете.
Вопрос: Как заниматься практикой тонглен, если мы одновременно понимаем, что все является результатом нашей кармы: мы ничего не можем взять у других и ничего не можем дать другим? Ответ: Да, это так. Фактически вы этого сделать не можете. Но эта практика необходима для развития силы вашего ума. Вы не можете принять на себя в реальности их страдания, тем не менее, если вы закаляете себя подобной практикой, то, когда кто-то будет действительно нуждаться в вашей помощи, вы будете полностью готовы помочь этому человеку, даже если ради него вам придется пожертвовать собой. Кроме того, когда вы занимаетесь практикой тонглен, вы отдаете другим свое счастье и свои заслуги — это тоже практика даяния. А даяние, как известно, в первую очередь готовность отдать.
Вопрос: Когда Иисуса распинали на кресте, я думаю, ему было бы весьма трудно сравнить свою проблему с еще большей проблемой. Есть ли способ преобразовать трудности в путь без этого сравнения? Некий средний путь — без сравнения с большей или меньшей проблемой. Ответ: Да, есть средний путь. Давая наставление сравнивать свои проблемы с худшими проблемами других, я не имел в виду, что это универсальный метод для любой ситуации. Прибегайте к сравнению только тогда, когда считаете, что ваша проблема огромна. Когда вы столкнулись с большой трудностью, сравнивайте ее с еще большей трудностью у кого-то другого, тогда она не покажется вам столь непереносимой. Конечно, если у вас будет серьезная проблема, решив, что это вообще не проблема, вы подвергнете себя опасности. Если вы не будете предпринимать никаких действий, просто пренебрегая проблемой, это опасно. Это хороший вопрос.
Если вы не знаете всех подробностей учения, то любую свою трудность вы будете сравнивать с большей трудностью других и говорить, что вы всегда счастливы. Но на самом деле вы не будете счастливы. Основная цель этого упражнения состоит в том, чтобы не сосредоточивать все внимание только на собственных муках. Но, тем не менее, нужно внимательно отнестись к своей проблеме и обнаружить ее причину. Мудрый человек осторожно обходится даже с небольшим источником огня. Но если разумный человек увидит небольшой пожар, он не будет испытывать страдания и не впадет в уныние, он пойдет и потушит.
Точно так же, если у вас какая-то небольшая трудность, следует найти ее причины и устранить. Проблемы возникают из причин. Если вы занимаетесь бизнесом, то проблемы возникают, когда вы принимаете неправильные решения. Ваши болезни возникают от неправильной диеты, а также из-за того, что вы не принимаете лекарства, поэтому обратитесь к врачу и пройдите надлежащий курс лечения. Нужно соблюдать равновесие.
Когда некоторые люди становятся духовными, они считают, что духовная составляющая покрывает всю их жизнь, и пренебрегают другой частью жизни. Это неправильный подход. Некоторые тибетцы, когда заболевают, говорят, что это их карма, и не хотят идти в больницу. Это неправильное отношение. Они не понимают, что такое карма. Карма — это закон причины и следствия. Если есть причина страдания и есть условие для ее проявления, тогда возникает страдание. Но если условия нет, то причина не может проявиться. Произрастание страдания зависит также от условий. Я имею причину испытать страдание от огня, но, если я приставлю палец к раскаленному железу, мне будет больно, поскольку есть условие. Причина есть всегда, а условие создается тем, что я подношу палец к раскаленному железу. Решив, что это моя карма, поэтому я страдаю, я так и не отдерну свой палец. Но все-таки лучше отдернуть палец от раскаленного предмета, убрать это условие.
Точно так же ваша болезнь является следствием кармы. Но если вы устраните условия тем, что примете лекарства, то боль пройдет. Принятие лекарства устраняет условие проявления болезни. Поэтому очень важно ясно понимать действие кармы. Если вы правильно практикуете Дхарму, то вы будете делать это каждый день, но люди вокруг этого не заметят. Когда вы больны, вы упражняетесь в Дхарме. Когда вы развлекаетесь на вечеринке, вы тоже осуществляете Дхарму. Практикуя Дхарму каждый момент времени, вы достигнете успеха.
Можно привести следующую аналогию: на устойчивом пламени, когда горит дерево, можно вскипятить воду. Но если поджечь бумагу, то огня не хватит, чтобы довести воду до кипения, — он вскоре погаснет, и вода останется холодной. Так же происходит, если приезжает какой-то очередной мастер, чему-то учит вас, вы удаляетесь в затворничество и какое-то время интенсивно занимаетесь практикой, а затем полностью прекращаете свои упражнения — это подобно поджиганию очередной бумаги. Так вода никогда не закипит, т. е. ум не достигнет реализации. Постарайтесь понять учение и потом последовательно практиковать его, для начала хотя бы на десять процентов. Я всегда говорю, что вначале не нужно сто процентов внимания отдавать практике Дхармы. Если бы вы могли постоянно это делать, было бы замечательно, но вы не сможете. Поэтому вначале уделяйте Дхарме десять процентов времени и внимания, потом увеличивайте длительность практики до пятнадцати процентов, потом до двадцати и т. д. Это будет разумный, практичный подход.
Вопрос: Не является ли название проявлением кармических отпечатков? Ответ: Нет, название — это то, что дается нашим умом, это концепция. А если, например, кто-то изобрел новый предмет, у этого предмета нет никаких собственных характеристик, на основе которых ему следует дать определенное название. Очевидно, что совершенно новый предмет вы можете назвать как угодно. На основе этого вы можете найти несоответствие в теории мадхьямиков сватантриков, которые утверждают наличие у вещей собственных характеристик.
Почему в примере со змеей и веревкой сватантрики утверждают, что у змеи должны быть собственные характеристики змеи? Поскольку змея — это хорошо известный всем объект, кажется, что у нее есть какие-то собственные характеристики. Но когда мы создаем какой-то принципиально новый предмет, у него нет никаких собственных характеристик. Допустим, группа изобретателей собралась и обсуждает, как назвать новое изобретение. Никто из них не скажет: «Мы должны дать этому предмету только такое название, потому что, если мы дадим ему другое название, он не сможет функционировать необходимым образом».
Когда я давал названия Дхарма-центрам, у меня не возникало никаких сложностей. Я не думал: «Если я не назову этот центр «Тарой», он не сможет функционировать, потому что у него есть собственные характеристики Тары. Другое название этому центру не подойдет». На самом деле, если бы в свое время я назвал уфимский центр «Тушита» «Тарой», а омский центр «Тара» я бы назвал «Тушитой», сейчас омичи думали бы о себе как о «Тушите», а уфимские ученики думали бы о себе как о центре «Тара». Никаких проблем бы у них в связи с этим не было. Тогда уфимский центр чувствовал бы большую близость к Таре, потому что его именно так назвали.
Однако после того как вы дали название какому-либо предмету и люди привыкли отождествлять предмет с этим названием, вы уже не сможете его просто называть по-другому. Поскольку определенное количество людей успели узнать, как этот предмет называется, они не поймут вас, назови вы его иначе. Это и есть первая из трех характеристик достоверной основы для обозначения: общеизвестность названия в качестве наименования определенной объектной основы — это первый из трех критериев достоверности вещей на относительном уровне. Поэтому сейчас, если бы я назвал уфимский центр «Тушита» «Тарой», вы бы усмотрели в этом противоречие.
Молитвенное чувство ума и сердца, изреченное словами просьбы
Из сострадания не покидающий живых существ, Силой мудрости устраняющий все омрачения, Воплощение Авалокитешвары в человеческом теле, Тебе, святой духовный учитель, поклоняюсь!
Над моей головой, на сиденье из лотоса, Ты восседаешь — будд трех времен воплощенье, Ваджрадхара в форме Самбхогакайи. Твой святой ум, подобно луне, Свободной от облаков омрачений, Чистейшие лучи источает, Раскрывающие лотос моего сердца, И семя мудрости в нем созревает.
Я, сын твой, от всего сердца Только тебе себя вверяю. Молю тебя, отец мой, жизнь за жизнью Меня защищай.
Находясь во власти омрачений, Не обуздав свой собственный ум, Как я могу других укротить? Надо сначала собой овладеть!
В городской суете, разделяя мир на друзей и врагов, Очень трудно свой ум укротить. Но когда живешь в уединении, Исчезают соблазны, стихают мысли, Ум проясняется, Сильная вера рождается в Дхарму, И укрепляются ее основы.
Наставник, божества и Три Драгоценности, Молю, ниспошлите свое благословение, Даруйте, прошу вас, Три Ваджры.
Гром, как бы мощно он ни звучал, Всего лишь пустой звук. Радуга, прекрасным видением сверкнув в небесах, Радует нас лишь на миг. Мирское счастье, каким бы оно ни мечталось, Наступит ли, нет ли, — это всего лишь сон. Человек жив-здоров был вчера, А сегодня — в бардо. Того, чем владел я вчера, Сегодня уж нет. Все это — уроки непостоянства. Не блуждай, сын благородной семьи! Радости сансары подобны соленой воде. Сколько ни пей, жажды не утолишь. Упиваясь соленой водой, Я отравлял себя и обманывался. Отныне откажусь от иллюзий сансары: Пришло время стремиться к прочному!
Наставник, божества и Три Драгоценности, Благословите меня на свершение этого! Молю вас, даруйте нектар непривязанности И драгоценный ум отречения!
С безначальных времен были добры ко мне мои матери — живые существа. Если они страдают, как мне радоваться моему собственному счастью? Чтобы освободить их от мучений, Я целиком полагаюсь на Дхарму, Практику Дхармы вверяю нищенской жизни, Нищенскую жизнь — голой пещере, А пещеру — смерти.
Наставник, божества и Три Драгоценности, Благословите меня на свершение этого! Даруйте, прошу Вас, зерно сострадания И помогите взрастить бодхичитту!
Дитя, не узнающее мать, в беспамятстве блуждает в сансаре И страдает в шести мирах. Из-за цепляния за истинность бытия субъекта и объекта Я связываю себя цепями смятения. Не хочу больше быть в этих путах. Я разрезаю нити, я разбиваю цепи.
Наставник, божества и Три Драгоценности, Благословите меня на свершение этого! Вручите, прошу Вас, мне меч Манджушри, Даруйте знание чистых воззрений!
Есть быстрый путь, безмерной любовью к живым ведомый. Как божество проявляется сострадающий ум. В чистом воззрении утвердившись, Он познает пустоту самобытия. В нем одновременно присутствуют метод и мудрость – Уникальное нечто, чего нет в сутрах. Принимая на путь Три Кайи, Я приду к единению ясного света и иллюзорного тела.
Наставник, божества и Три Драгоценности, Благословите меня на свершение этого! Даруйте, прошу Вас, нектар самайи И наставления о том, как достичь Единства блаженства и пустоты!
Над горным ущельем пусть воссияет радуга и благоухают цветы. Пусть там живет юный лебедь и окрепнут его два крыла. И взлетит высоко белоснежная птица, И пустится вдаль с царем лебедей. Да одолеет она океан парамит И станет держателем трона Отца. Да высохнет океан страдания, Да пребудет счастье во всех мирах!
Пока существует пространство, пока живые живут, Да буду и я вместе с ними — страданий рассеивать тьму.
Чекава Еше Дордже. Семь смыслов тренировки ума
Сначала изучи предварительные.
Все явления воспринимай как сон. Проанализируй нерожденную природу осознавания. Противоядие исчезнет само собой. Природа пути покоится в алае. Вне медитации воспринимай явления как иллюзорные. Тренируйся давать и брать попеременно. Привяжи эти два к своему дыханию. Три объекта, три яда и три корня добродетели. Во всех действиях тренируй себя в крайностях. Начни тренировку последовательно с себя.
Когда весь мир полон зла, Привноси все неудачи на путь освобождения. Во всем вини одно. Размышляй о доброте всех существ. Пустота — безупречная защита, Тем самым иллюзорная видимость познается как Четыре Каи. Лучший из методов — иметь четыре практики. Чтобы привнести на путь неожиданное, Начинай тренироваться немедленно.
Сущностные наставления суммируются кратко: Привнеси пять сил в практику. О том, как умирать, Махаяна учит этим пяти силам. Важно то, как ты действуешь.
Вся Дхарма имеет единую цель. Полагайся на лучшего из двух свидетелей. Будь всегда полон бодрости. Имея опыт, можно практиковать даже в смятении.
Всегда тренируйся в трех общих положениях. Измени свою позицию и твердо держись ее. Не обсуждай слабые стороны. Не имей суждений о действиях других людей. В первую очередь работай над сильнейшим из своих осквернений. Откажись от надежд на результаты. Откажись от отравленной пищи. Не будь связан чувством долга. Не отвечай оскорблением на оскорбление. Не жди в засаде. Не задевай слабые места других. Не перекладывай ношу дзо на воловью спину. Не хвали со скрытыми мотивами. Не злоупотребляй средством. Не низводи бога до уровня демона. Не пользуйся страданием.
Делай все с одним устремлением. Во всех напастях применяй одно средство. Следует сделать две вещи — в начале и в конце. Терпи то из двух, что случается. Даже если это будет стоить тебе жизни, храни два. Тренируй себя в трех трудных дисциплинах. Прибегни к трем необходимым факторам. Медитируй на трех вещах, которые не должны ухудшаться. Три предмета поддерживай неразделимыми. Тренируйся беспристрастно на каждом поле, Твоя тренировка должна быть глубокой и всеохватывающей. Всегда медитируй на том, что неизбежно. Не будь зависим от внешних факторов. В этот раз делай то, что важно. Не совершай ошибок. Будь последователен в практике. Будь усерден в тренировке. Освобождай себя путем анализа и испытаний. Не воспринимай то, что делаешь, слишком серьезно. Не бывай в дурном расположении. Не будь темпераментным. Не ожидай награды.
Эта очищенная суть наставлений, Превращающая нарастающие волнения пяти вырождений В путь Пробуждения, Была передана Серлингпой. Взрастив карму прошлой тренировки И чувствуя сильное вдохновение, Я презрел страдание и хулу И нашел наставления, чтобы подчинить свое себялюбие. Хоть я и могу умереть, теперь у меня не будет сожалений.
[1]Понятие страдания в буддизме очень широко, оно включает в себя все переживания, которые существа испытывают, находясь под контролем омрачений, в том числе и приятные. Сами загрязненные тело и ум, которые эти переживания испытывают, называются всепроникающим страданием. Источником страдания являются омрачения и загрязненная карма. — Прим. ред.
[2]Основным путем в контексте учения о четырех благородных истинах является мудрость, познающая пустоту, т. е. абсолютную природу феноменов. — Прим. ред.
[3]Здесь речь идет о ретрите как о том периоде, когда учение передается в режиме «погружения» в течение нескольких дней. Целью подобного ретрита, как говорит Геше Тинлей, является «создание благоприятных условий для практики тех учений, которые вы получаете». — Прим. ред.
[4]Нгулчу Тхогме Зангпо (1295–1369), автор «Тридцати семи практик бодхисаттвы». — Прим. ред.
[5]Тонглен — практика принятия (страданий других) и даяния (им своего счастья), основанная на визуализации и дыхании. Подробнее эта практика будет объяснена ниже, в главе о методе обмена себя на других. — Прим. ред.
[6]Начальный уровень практики связан с заботой о благоприятном перерождении, а промежуточный, или средний, — с развитием устремленности к освобождению от сансары. — Прим. ред.
[7]Загрязненная карма — любое действие тела, речи и ума, совершаемое без прямого познания пустоты. — Прим. ред.
[8]Доказательства неизбежности смерти: 1) никакие условия не могут остановить смерть, 2) жизнь с каждым моментом укорачивается, 3) я умру независимо от того, найду или не найду время для практики Дхармы. Доказательства неопределенности момента смерти: 4) продолжительность жизни в этом мире не определена, 5) условий для смерти много, а условий для выживания мало, 6) мое тело слабое и уязвимое. Доказательства того, что в момент смерти полезна только Дхарма: 7) в момент смерти мне не помогут материальные блага и репутация, 8) в момент смерти мне не помогут друзья и родные, 9) в момент смерти мне не поможет мое тело. — Прим. ред.
[9]Восемь свобод: свобода от рождения в аду, мире голодных духов, мире животных и мире богов, свобода от рождения неполноценным человеком, в отдаленном от Дхармы районе, от приверженности к ложным взглядам и от неприязни к Будде. — Прим. ред.
[10]Десять благоприятных условий: человеческое тело, полноценные органы, центральный район (место, где есть Дхарма), вера в Дхарму, несовершение пяти тяжелейших злодеяний, присутствие в этом мире Будды, его последователей, Дхармы, моего Учителя, получение помощи от других. — Прим. ред.
[11]Семь пунктов этого метода таковы: признание всех существ своими матерями; памятование об их доброте; развитие желания отблагодарить их за доброту; любовь; сострадание; ответственное решение (высший помысел, тиб. lhag bsam); как результат анализа предыдущих пунктов — порождение бодхичитты. — Прим. ред.
[12]Субстанциональная причина (тиб. nyer len, санскр. upā dā na) — причина, полностью переходящая в результат. — Прим. ред.
[13]Тиб. lhag bsam — означает принятие на себя ответственного решения привести к Пробуждению всех существ. — Прим. ред.
[14]Балин (санскр., тиб.: gtor-ma) — ритуальное подношение из муки и других ингредиентов. — Прим. ред.
[15]Основа всего (санскр. ā laya). — Прим. ред.
[16]Три характеристики достоверной основы для обозначения, согласно Прасангике, это: 1) общеизвестность в качестве основы для определенного обозначения, 2) непротиворечие относительной достоверности, 3) непротиворечие абсолютному анализу. — Прим. ред.
[17]Пхова донджук — практика переноса сознания в мертвое тело. — Прим. ред.
[18]Нёндро (тиб. sngon ‘gro) — подготовительные, или основополагающие, практики. — Прим. ред.
[19]Акаништха. — Прим. ред.
[20]Туммо (тиб. gtum-mo) — йога внутреннего тепла, одна из шести йог Наропы. — Прим. ред.
|