![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация работы налоговых органов с налогоплательщиками
Главной целью налоговых органов, несмотря на разнообразие практического опыта, остается сбор налогов, поэтому подавляющая доля физических и материальных ресурсов расходуется на функции, непосредственно связанные с обеспечением исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в демократических странах неразрывно связано с правами налогоплательщиков. Набор прав налогоплательщиков основывается на гарантированных конституцией базовых правах, поэтому является довольно стандартным. В него (в той или иной форме) включаются следующие права: - право на получение информации и помощи от налоговых органов; - право на обжалование действий налоговых органов; - право на уплату корректной суммы налога; - право требовать от налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах: - право на соблюдение налоговой и коммерческой тайны. Обязанности налогоплательщиков также едины и включают в себя: - обязанность уплачивать налоги и сборы в установленные сроки; - представлять требуемые документы; - вести бухгалтерский и налоговый учет в установленном законодательством порядке; - вставать на учет в налоговых органах, если это предусмотрено законодательством. Во многих развитых странах права и обязанности налогоплательщиков, закрепленные в налоговом законодательстве, сведены в единый документ – декларацию, доступную на официальном сайте в электронном виде и в физическом виде – в налоговых инспекциях. В такой декларации права и обязанности налогоплательщиков расписаны более подробно с объяснением основных процедур, выполняемых налоговыми органами. Подобная форма служит дополнительным способом информирования налогоплательщиков, повышения прозрачности деятельности налоговых органов. В свою очередь, обязанности налоговых органов построены таким образом, чтобы обеспечить налогоплательщикам реализацию их прав. Налоговые органы обязаны предоставлять необходимую информацию, отвечать на вопросы налогоплательщиков, соблюдать налоговую и коммерческую тайну, соблюдать законодательство о налогах и сборах и т.д. Рассмотрим основные направления работы налоговых органов с налогоплательщиками в современной системе налогового администрирования в зарубежных странах. В условиях всеобъемлющего охвата налоговой системой экономических отношений в обществе, залогом эффективности фискальной функции налогообложения служит своевременное и полное информирование налогоплательщиков об их правах и обязанностях, порядке и условиях налогообложения, ответственности за несвоевременную уплату налога, работе налоговых органов и т. п. С развитием компьютерных технологий и интернета процесс информирования налогоплательщиков заметно упростился и, безусловно, стал менее затратным. В настоящее время значительная часть информации регулярно предоставляется в открытом доступе на официальных сайтах налоговых органов (см. Приложение 5.1). Как правило, структура сайта позволяет выделить информацию, актуальную для отдельных групп налогоплательщиков (физических и юридических лиц), а также налоговых специалистов. Работники налоговых органов подготавливают специальные документы, разъясняющие нормы налогового законодательства, с учетом каждой группы налогоплательщиков. Те налогоплательщики, которые не имеют возможности получить доступ к информации через интернет, могут получать информацию в налоговых инспекциях, размещенную на информационных стендах, в специальных брошюрах, на видеоносителях, а также обратиться в налоговую инспекцию по телефону. В настоящее время также активно развиваются электронные и онлайн сервисы для налогоплательщиков. Теперь многие налогоплательщики имеют возможность заполнить декларацию в электронной форме и прислать на указанный адрес налоговой инспекции или заполнить декларацию на сайте налоговой службы в режиме онлайн. Во многих странах с недавнего времени появилась услуга «личного кабинета» налогоплательщика, с помощью которой налогоплательщики могут не только заполнить декларацию, но и заплатить налоги, узнать об имеющейся задолженности и погасить ее посредством электронного платежа, обратиться в налоговую службу, подать заявления на вычеты и даже зарегистрироваться для получения идентификационного номера налогоплательщика. В среднем в странах ОЭСР доля занятых в данной сфере составляет около 30% от общего числа работников налоговых органов. Причем на долю IT-специалистов приходится порядка 10-15%[15]. Еще одним важным направлением деятельности остается работа с теми налогоплательщиками, которые уплатили некорректную сумму налогов или своевременно не исполнили свои обязанности по уплате фискальных платежей. Взысканием задолженности в странах ОЭСР в среднем занято около 10% от общего числа сотрудников налоговых служб, тем не менее, данный вид работы является значимым, поскольку, несмотря на усилия в области информирования и консультирования налогоплательщиков, никто не застрахован от ошибок, а также от недобросовестных действий самих налогоплательщиков. Практически повсеместно налоговые органы взыскивают задолженность сами. Однако в некоторых странах эти функции возложены на отдельные структуры, исполняющие бό льшую часть работы по взысканию. Так, в Чили функции по взысканию задолженности с налогоплательщиков возложены на Казначейство, которое также отвечает за взыскание других государственных долгов. В Швеции взысканием налоговой задолженности занимается самостоятельный исполнительный орган – Орган принудительного исполнения (Enforcement Authority), выделенный в 2006 г. из налоговой службы. Этот орган также занимается взысканием иной задолженности перед государственными органами, хотя до сих пор остается организационно сопряженным с налоговой службой (в части информационных технологий и управлением персонала). Очевидно, что результативность и эффективность деятельности по взысканию налоговой задолженности во многом определяется характером и масштабом санкций, которые могут быть применены к неплательщикам. В опыте развитых стран распространено, что законодательной основной для применения санкций, как правило, является отдельная система законодательных актов, регулирующих налоговое администрирование. Здесь также возникает вопрос о масштабе полномочий налоговых органов в отношении взыскания налоговой задолженности. Как показывает исследование, проведенное ОЭСР[16], налоговые органы в большинстве исследуемых стран обладают стандартным набором таких полномочий, а именно: 1) предоставлять налогоплательщикам возможность уплаты налога в последующем; 2) уведомлять налогоплательщика об обязанности погасить задолженность; 3) взимать задолженность с третьих сторон, у которых есть обязательства перед налогоплательщиками (например, с работодателей; с банков, в которых налогоплательщик держит свои средства и т.п.); 4) взимать задолженность за счет имущества налогоплательщика (в некоторых странах (Австралия, Италия, Мексика, Португалия, Чили и т.д.) для этого необходимо судебное решение); 5) списывать налоговую задолженность за счет уменьшения налоговых вычетов налогоплательщика; 6) инициировать банкротство налогоплательщика (в некоторых странах для этого также требуется судебное решение). Кроме этого, в части стран налоговые органы могут обладать такими полномочиями, как: обременение имущества налогоплательщика залогом; удержание государственных платежей в пользу погашения налоговой задолженности; требование полного погашения налоговой задолженности для целей заключения государственных контрактов; возложение налоговых обязательств на генеральных директоров при удовлетворении определенных условий; ограничения на перемещение налогоплательщиков за границу; отзыв лицензий на осуществление какой-либо деятельности налогоплательщика; приостановление доступа налогоплательщика к другим государственным услугам. Также в большинстве стран уделяется внимание различным формам досудебного урегулирования налоговой задолженности до применения санкций и инициирования судебных разбирательств, которые включают в себя отсрочку или рассрочку платежа, списание задолженности.
Следует отметить, что возможности досудебного урегулирования задолженности, подкрепленные расширенными полномочиями налоговых органов по принудительному погашению неплатежей, во многих странах обеспечиваются выделением в организационной структуре налоговых служб специального подразделения, занимающегося расследованиями серьезных дел о налоговых правонарушениях и попытках ухода от налогообложения. В некоторых странах, например, в Италии, эти функции возложены на самостоятельную службу – Финансовую инспекцию (Guardia di Finanza). Аналогично организована работа по расследованиям в Швеции. В связи с организацией работы налоговых органов с налогоплательщиками следует отметить такое явление как службу налогового адвоката (омбудсмена). В развитых странах в структуре налоговых органов стала выделяться данная должность, постепенно переросшая в целые подразделения. Если расследование налоговых правонарушений, различные способы досудебного урегулирования платежей, а, тем более, полномочия по силовому исполнению обязанности по уплате налогов и сборов в первую очередь служат фискальным интересам властей, то функции налогового адвоката предполагают содействие налогоплательщикам в их взаимодействии с налоговыми органами. Служба налогового адвоката (омбудсмена) предоставляет помощь налогоплательщикам в решении сложных проблем, например, связанных с подачей апелляции по обжалованию действий налоговых органов; получением отсрочки и рассрочки платежа и т.п. Кроме этого, в некоторых странах (например, Канада) в функции налогового адвоката (омбудсмена) входит предоставление ежегодного отчета о деятельности налоговых органов, выработка рекомендаций, как по вопросам налогового законодательства, так и по вопросам организации налогового администрирования. При этом, как отмечается в нормативных документах самих налоговых органов, служба налогового адвоката является частью организационной структуры налоговых органов, но обладает относительной независимостью, подчиняясь напрямую руководителю налоговой службы, министру финансов или другому лицу, принимающему решения. В установленных законодательством обстоятельствах спорные вопросы решают в судебном порядке. При этом в некоторых странах (Австрия, Индия, Испания, Италия, Канада, США, ФРГ, Швейцария и др.) действуют специализированные – налоговые – суды. Во многом возможности административных разбирательств, т.е. досудебных решений, связаны с наличием либо отсутствием презумпции невиновности налогоплательщика. Суть презумпции невиновности заключается в следующем: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законодательством порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. На практике правовое влияние этого принципа может выходить далеко за рамки уголовного права, приобретая межотраслевой характер. В сфере налоговых правоотношений действие презумпции невиновности налогоплательщика значительно ограничивает полномочия налоговых органов по взысканию обязательных платежей и санкций за их неуплату, поскольку требует судебного решения в отношении каждого неплательщика. Очевидно, что необходимость обращения в суд резко снижает эффективность основной – фискальной - функции налогообложения, реализуемой налоговыми органами. Как правило, в большинстве зарубежных стран презумпция невиновности в сфере налоговых отношений используется ограниченно, что позволяет налоговым органам взыскивать платежи и санкции с сумм, не превышающих установленного лимита; во многих развитых странах данная презумпция в отношении налогоплательщиков не используется вовсе (до тех пор, пока ответственность за налоговое правонарушение не перейдет в разряд уголовной). В налоговом праве зарубежных стран (например, ФРГ, Франция) фактически закрепляется презумпция вины налогоплательщика: уклонение от уплаты налога, равно как и покушение на уклонение или содействие уклонению от уплаты налога рассматривается как налоговое преступление и влечет за собой административную или уголовную ответственность. В суды обращаются как налоговые органы, например, для взыскания особо крупных сумм задолженности, взыскания налогов за счет имущества налогоплательщика, объявления налогоплательщика банкротом; так и налогоплательщики в целях обжалования решений налоговых органов. Как показывает исследование ОЭСР[17], во многих развитых странах налоговые органы вправе взимать спорные платежи даже в период административного, а в некоторых странах – в период судебного разбирательства.
|