Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подходы к оценке результативности рынка






Собственно концепция экономического анализа отраслевой организации рынков, стала формироваться, по мнению большинства исследователей, в 1930-е годы, когда были опубликованы работы Э. Мэйсона и, чуть позже, – Дж. Бэйна. Гарвардские исследователи обратили внимание на то, что такие явления как «структура рынка» (Structure), «поведение фирм» (Conduct) в отраслях и «результативность функционирования рынков» (Performance) представляют собой взаимосвязанные явления, которые входят существенными составными элементами в рыночный механизм связи производителей и потребителей.

Исследователи «Industrial Organization», как правило, исходят из того, что результативность функционирования отраслевых рынков в значительной мере зависит от сложившейся структуры рынка, особенностей поведения на них продавцов и покупателей. От того, какова концентрация производителей на рынке, насколько дифференцирован продукт и каков уровень барьеров, в значительной степени зависит поведение производителей. Как следствие этого, фирмы проводят определенную стратегию, устанавливают цены, осуществляют продвижение продукта. Со временем все большее число исследователей начинало задумываться над проблемой результативности функционирования товарной организации хозяйствования, хотя в практике исследования отраслевых рынков, понятие результативности рынка (market performance) редко используется в особенности российскими экономистами.

У русского термина «результативность функционирования рынка» существуют варианты «действенность рынка», «результат деятельности рынка», «эффективность рынка». Большинство мнений в пользу того, что термин результативность функционирования рынка или просто результативность является наиболее уместным, поскольку только он может передать интегральный характер английского «market performance», включив в себя различные результаты деятельности рынка, в том числе, например, эффективность его работы в области использования ограниченных ресурсов. Интересен и такой факт, что при переводе на русский язык книги Д.Шерера «Industrial Market Structure and Economic Performance» из ее названия выпала целая половина, указывающая на результативность. Российские читатели знают оригинальное название «Структура отраслевых рынков», хотя, очевидно, более точным переводом было бы «Структура отраслевых рынков и результативность экономики».

Большинство экономистов сторонятся использования понятия результативность рынка. Сторонники же его употребления, как правило, используют результативность рынка как качественную характеристику. Одни исследователи утверждают, что рынок становится более результативен, если на рынке расширяется поле для конкуренции. Логика примерно такова. Если монополия вырастает из конкуренции, то расширение конкуренции на рынке предполагает снижение уровня монополизации, а, следовательно, рынок становится более результативен, поскольку при конкуренции достигается наилучшим образом аллокация ресурсов. Отсюда, возникает стремление обосновать необходимость поддерживать и сохранять конкурентную среду. Иногда это сводится к стремлению повышения состязательности фирм на отраслевых рынках.

Другие ученые видят рост результативности в трансформации несостоятельных рынков в сторону их состоятельности, т.е. в направлении формирования таких рынков, которые способны самостоятельно осуществлять рациональное использование ограниченных ресурсов.

Таким образом, и сторонники расширения конкуренции и роста состязательности рынков, и сторонники трансформации несовершенных рынков в сторону состоятельности формулируют однозначный, качественный показатель результативности деятельности рынков.

Ощущая высокую степень неопределенности качественного представления о результативности рынка, группа исследователей в «Industrial Organization» попытались рассмотреть результативность рынка как результат взаимодействия ряда параметров. Так Р. Кэйвс выделяет четыре направления проявления результативности отраслевого рынка:

  1. Экономика должна быть эффективна, распределяя ограниченные ресурсы таким образом, чтобы они приносили наибольший возможный реальный доход;
  2. Экономика должна быть прогрессивна, должна пополнять запас факторов производства, улучшать качество и разнообразие товаров, улучшать способы организации факторов производства;
  3. В экономике должна достигаться максимальная занятость, но не за счет избыточного повышения общего уровня цен;
  4. Экономика должна быть справедливой, распределение реального дохода между ее членами должно удовлетворять их важнейшие потребности и разумные ожидания, в то же время вознаграждая их производительные усилия.

В данной трактовке Р. Кэйвс рассматривает результативность рынка как многофакторное явление, не имеющее единого показателя.

Ф. Шерер видит проявления результативности рынка как результативность рынка достижении, по крайней мере, следующих целей, порядок перечисления которых необязательно совпадает с их важностью:

А. Решения о том, что, сколько и как производить, должны быть эффективны в двух отношениях: ограниченные ресурсы не должны расточаться, решения, что и сколько производить, должны соответствовать количественно и качественно требованиям потребителей.

Б. Деятельность производителей должна быть прогрессивной, они должны использовать преимущества науки и техники для увеличения выпуска продукции на единицу затрат и обеспечивать потребителей наилучшими новыми продуктами. При этом также должен поддерживаться долгосрочный рост реальных доходов на душу населения.

В. Деятельность производителей должна способствовать полному использованию ресурсов, особенно трудовых. Либо, по крайней мере, не препятствовать использованию для этих целей микроэкономических инструментов.

Г. Распределение дохода должно быть справедливым. Справедливость чрезвычайно трудно определить. Но она предполагает по крайней мере, что производители не получают доход сверх уровня, необходимого для возмещения затрат по предоставленным услугам. С этой целью связано желание обеспечить разумную стабильность цен, так как неуправляемая инфляция искажает распределение дохода самым нежелательным образом.

Данные цели не обязательно должны логически следовать одна за другой. Однако, на сколько это возможно, эффективная результативность отрасли означает наиболее полное максимальное достижения всех четырех целей. При этом даже простое измерение степени достижения целей будет нелегким.

Если детальнее разграничить факторы, от которых, по мнению Р. Кэйвса и Ф. Шерера, зависит результативность рынка, то они предстают в виде следующих направлений.

· Ограниченные ресурсы не должны расточаться, причем, это относится и к производителям, которые, с одной стороны, не должны проявлять стремление перекладывать часть расходов на третьи лица, с другой, не должны подталкивать потребителей к расточительному потреблению.

· Гармония во взаимосвязи производства и потребления должна достигаться через товарный механизм рынка, т.е. когда производители ориентируются на изменения спроса, а фирмы принимают стратегические решение о производстве самостоятельно, ориентируюсь на сигналы рынка.

· В долгосрочном периоде должен поддерживаться устойчивый рост доходов на душу населения.

· Поведение производителей не должно утрачивать восприимчивость к использованию новых технологий, технических новшеств с целью снижения затрат на создание единицы полезного эффекта продукции.

· Результативный рынок должен обеспечивать полное использование всех ресурсов, в том числе и трудовых.

· Рынок должен обеспечивать справедливость в распределении доходов.

Представляется, что перечисленные факторы, в целом дающие представление о результативности, но все же вряд ли их можно превратиться в систему конкретных показателей, пригодных для количественной оценки. Многие из факторов противоречивы, и будучи представленными в виде системы показателей, дадут не совсем точную картину. Вместе с тем, постановка вопроса о многофакторности результативности рынка является достаточно плодотворной идея.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал