Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 50. Налоговые преступления. Уголовно-правовая характеристика
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК). Объектом преступления, предусмотренного ст. 198 УК, является порядок уплаты налогов и других обязательных платежей. Отношения по установлению и взиманию налогов и сборов регулируются Налоговым кодексом РФ. Объективная сторона преступления выражается в уклонении от уплаты налога: - путем непредставления налоговой декларации или иных документов в случаях, когда их представление является обязательным; - путем включения в декларацию или иные документы, подлежащие представлению в соответствии с налоговым законодательством, заведомо искаженных данных о доходах или расходах. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ). Под сбором (п. 2 ст. 8 НК РФ) понимается установленный налоговым законодательством обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) и местные налоги (ст. 12–15 НК РФ), а также специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ). При этом ответственность по ст. 198 или 199 УК РФ наступает в случае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов. Уклонение от уплаты налога на доходы физических лиц или единого социального налога состоит в бездействии (невыполнении требований налогового законодательства) или совершении действий (занижение доходов и пр.), повлекших полное или частичное не поступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (ч. 1 ст. 80 НК). Под иными документами, указанными в ст. 198 и 199 УК РФ, следует понимать любые предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов. К таким документам, в частности, относятся: выписки из книги продаж и из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций, копия журнала полученных и выставленных счетов‑ фактур (ст. 145 НК РФ), расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости (ст. 243 и 398 НК РФ), справки о суммах уплаченного налога (ст. 244 НК РФ), годовые отчеты (ст. 307 НК РФ), документы, подтверждающие право на налоговые льготы. Уклонение от уплаты налога на доходы физических лиц в форме непредставления налоговой декларации в случаях, когда это является обязательным, означает недекларирование доходов лицами, указанными в ст. 228 НК РФ. Уклонение от уплаты налога на доходы физических лиц путем внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и расходах представляет собой недостоверное декларирование, в ходе которого налогоплательщик умышленно вносит в декларацию сведения, не соответствующие действительности. Под включением в налоговую декларацию или в иные документы, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений следует понимать умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов. Включение в налоговую декларацию или иные обязательные для представления документы заведомо ложных сведений может выражаться в умышленном неотражении в них данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения, в уменьшении действительного размера дохода, искажении размеров произведенных расходов, которые учитываются при исчислении налогов (например, расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода). К заведомо ложным сведениям могут быть также отнесены не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и т. п. В тех случаях, когда лицо в целях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов осуществляет подделку официальных документов организации, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также штампов, печатей, бланков, содеянное им при наличии к тому оснований влечет уголовную ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 198 или 199 и ст. 327 УК РФ. Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления, относящимся к деянию, является крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов (примечание к ст. 198 УК). Его определение для целей уголовного закона различается в зависимости от доли неуплаченных налогов и (или) сборов в общей сумме подлежащих уплате налогов и (или) сборов. Общую схему исчисления крупного размера можно обрисовать следующим образом. Вначале в соответствии с налоговым законодательством определяется общая сумма подлежащих уплате налогов и (или) сборов, которая была либо полностью неуплачена, либо неуплачена частично, и непосредственно сумма неуплаченных налогов и (или) сборов. При этом допускается сложение общих сумм различных подлежащих уплате налогов и (или) сборов, которые не были уплачены полностью либо частично, однако все это должно охватываться единым умыслом. В любом случае определение общей суммы подлежащих уплате налогов и (или) сборов ограничено пресекательным отрезком времени: сумма должна подсчитываться за период в пределах трех финансовых лет подряд, т.е. за период времени, начинающийся в любой момент календарного года и равный тридцати шести календарным месяцам, следующим подряд (ст. 6.1 НК). Если крупный размер образуется за сколь угодно меньший промежуток времени, то не нужно изучать финансово-хозяйственную деятельность лица за три предшествующих года (если, конечно же, нет оснований предполагать наличие особо крупного размера неуплаченных налогов и (или) сборов). С другой стороны, если крупный размер образуется от общей суммы налогов и (или) сборов, но части такой общей суммы не укладываются во временной промежуток в три финансовых года подряд, то крупного размера нет. Указанные временные сроки исчисляются соотносительно с общими установленными налоговым законодательством сроками уплаты налогов и сборов (ст. 57 НК) или измененными сроками уплаты налогов и сборов (ст. 61 НК). Вторым шагом является исчисление процентной доли суммы неуплаченных налогов и (или) сборов от общей суммы подлежащих уплате налогов и (или) сборов: превышает ли она 10% либо же меньше или равна 10%. Третьим шагом будет непосредственное определение крупного размера: сумма налогов и сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и сборов, либо превышающая 1 800 000 руб., а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд сумма более 3 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 9 000 000. Состав преступления формальный; преступление является длящимся и признается оконченным применительно к налогам с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налоговый период в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, а применительно к сборам - с момента фактической неуплаты сбора в должном размере. Иными словами, преступление окончено не с момента истечения срока подачи налоговой декларации (п. 6 ст. 80 НК) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным (как при неподаче налоговой декларации и иных документов, так и при их подаче с содержащимися в них заведомо ложными сведениями), а с более позднего момента - с момента неуплаты налогов и (или) сборов по истечении установленного срока уплаты (ст. ст. 44 - 45, 57 - 58 НК). Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и целью избежать уплаты налогов и обязательных платежей. Субъект - специальный: лицо, обязанное в соответствии с законодательством о налогах и сборах уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы. Законные представители несовершеннолетнего налогоплательщика (п. 2 ст. 27 НК) не являются субъектами рассматриваемого состава преступления. Часть 2 ст. 198 устанавливает квалифицированный вид уклонения от уплаты налогов по признаку особо крупного размера. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК). Объектом преступления, предусмотренного ст. 199 УК, является порядок налогообложения юридических лиц, установленный нормами Налогового кодекса РФ. Объективная сторона по ч. 1 ст. 199 выражается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с организации. Уклонение, то есть действия или бездействие, направленные на неуплату налогов, совершается следующими способами: путем непредставления налоговой декларации или иных документов в случаях, когда их представление является обязательным; путем включения в декларацию или иные документы, подлежащие представлению в соответствии с налоговым законодательством, заведомо искаженных данных о доходах или расходах. Уклонение от уплаты налогов с организации признается уголовно наказуемым деянием, если оно совершено в крупном размере, то есть, как указано в Примечании к ст. 199, сумма налогов и (или) сборов составляет за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 000 000 руб., при условии что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышает 6 млн руб. Преступление является оконченным с момента неуплаты налогов в крупном размере (момент неуплаты, как и в ст. 198, наступает по истечении срока для уплаты налогов). Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной в форме прямого умысла. Цель преступления – избежание уплаты налогов и сборов в сумме, эквивалентной фактически получаемым доходам. Субъект преступления – лицо, в обязанности которого входит уплата налогов с организации, или индивидуальный предприниматель. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»[2], к субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика. Иные служащие организации-налогоплательщика (организации плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК РФ как пособники данного преступления (ч. 5 ст. 33 УК РФ), умышленно содействовавшие его совершению. Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации‑ налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т. п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 УК РФ. Часть 2 ст. 199 устанавливает квалифицированные виды уклонения от уплаты налогов с организаций: соучастие в форме группы лиц по предварительному сговору (п. «а» ч. 2 ст. 199); особо крупный размер (п. «б» ч. 2 ст. 199) – в соответствии с Примечанием к ст. 199 – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн руб. Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК). Объектом - установленный порядок уплаты налоговыми агентами налогов и (или) сборов. Объективная сторона преступления заключается в бездействии, т.е. неисполнении обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Согласно налоговому законодательству в ряде случаев непосредственное исполнение обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов возлагается не на самих налогоплательщиков, а на иных лиц, именуемых налоговыми агентами (ст. 24 НК). К примеру, НДС при реализации товаров на территории России налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах, исчисляется, удерживается и уплачивается налоговыми агентами - организациями и индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в налоговых органах и приобретающими такие товары (ст. 161 НК); организации являются налоговыми агентами в отношении доходов физических лиц, полученных последними от этих организаций (ст. 226 НК). Соответственно неисполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей ведет к неуплате налогов налогоплательщиком, но привлечь последнего к уголовной ответственности нельзя, поскольку хотя он и обязан уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК), однако непосредственное исполнение этой обязанности " за него" возлагается на налогового агента и именно он не исполняет ее в нарушение законодательства. Следует также иметь в виду, что, хотя в рассматриваемой статье устанавливается ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента относительно сборов, тем не менее законодательством о налогах и сборах на налоговых агентов не возлагаются обязанности по исчислению, удержанию или перечислению сборов (п. 1 и пп. 3 п. 3 ст. 24 НК), так что совершить данное преступление в этой его разновидности юридически невозможно. Способы совершения преступления различны и на квалификацию не влияют. В частности, преступление может совершаться путем прямой неуплаты налога, занижения подлежащей уплате суммы налога, сокрытия налоговой базы и т.д. Обязательным признаком объективной стороны, относящимся к деянию, является крупный размер неуплаченных вследствие неисполнения обязанностей налогового агента налогов. Его размер и исчисление аналогичны размеру и исчислению крупного размера в ч. 1 ст. 199 УК (примечание к ст. 199 УК). При этом допустимо как сложение общих сумм различных подлежащих уплате налоговым агентом налогов, так и сложение общих сумм налогов, подлежащих исчислению, удержанию и перечислению по разным налогоплательщикам, однако неуплата этих сумм должна охватываться единым умыслом. Состав преступления формальный. Преступление носит длящийся характер и признается оконченным с момента неисполнения обязанностей по уплате налога в порядке (ст. 45 НК) и в срок, установленные налоговым законодательством. Так, организации, являющиеся налоговыми агентами в отношении доходов физических лиц, полученных последними от таких организаций, обязаны по общему правилу перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода (п. 6 ст. 226 НК); соответственно преступление будет окончено по истечении этого дня при условии непредставления в банк в этот день поручения на уплату соответствующего налога (п. 2 ст. 45 НК). Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны является также мотив совершения преступления, в качестве которого выступают личные интересы виновного. Как правило, такие интересы имеют корыстную природу, хотя не исключаются и иные социально негативные в основе своей побуждения. Субъект преступления специальный. В случае если налоговый агент - физическое лицо, то оно является субъектом данного состава преступления. Если же налоговым агентом является юридическое лицо - организация, то признаки субъекта преступления в целом совпадают с признаками субъекта преступления, предусмотренного ст. 199 УК. Квалифицированный состав преступления характеризуется особо крупным размером неуплаченных налогов. Его исчисление аналогично исчислению крупного размера в п. " б" ч. 2 ст. 199 УК (примечание к ст. 199 УК). Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК). Предметом сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов являются денежные средства в валюте Российской Федерации и (или) иностранной валюте (ст. 140 ГК), принадлежащие организации или индивидуальному предпринимателю и находящиеся на счетах в банках, или наличные денежные средства, принадлежащие индивидуальному предпринимателю, а также иное имущество организации или индивидуального предпринимателя (ст. 128 ГК)(предмет преступления). Объективная сторона характеризуется действием (бездействием), заключающимся в сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. В соответствии с налоговым законодательством при образовании недоимки, т.е. суммы налога или суммы сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 НК), налоговые органы вправе прибегнуть к принудительному исполнению обязанности по уплате налога или сбора посредством обращения взыскания на денежные средства или иное имущество налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента. В случае с юридическими лицами взыскание последовательно обращается на денежные средства на счетах в банках (ст. 46 НК) и на иное имущество (ст. 47 НК). В случае с физическими лицами взыскание последовательно обращается на денежные средства на счетах в банках, наличные денежные средства и иное имущество (ст. 48 НК). Соответственно уголовно наказуемым является сокрытие денежных средств и (или) имущества, принадлежащих организации или индивидуальному предпринимателю, являющимся налогоплательщиками (плательщиками сборов) или налоговыми агентами, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. Следует обратить внимание на то, что сокрытие денежных средств и (или) имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание пени за несвоевременную уплату налога или сбора (п. 9 ст. 46, п. 7 ст. 47, п. 11 ст. 48 НК), не является уголовно наказуемым. Под сокрытием следует понимать действия по фактическому утаиванию денежных средств или имущества, утаиванию информации о них и документов, их удостоверяющих (в том числе бухгалтерских и иных учетных документов), утаиванию носителей любой информации о денежных средствах или имуществе (в том числе бухгалтерских и иных учетных документов) либо бездействие в форме несообщения такой информации, когда ее носителем выступает человек. Сокрытие информации возможно и в форме действия - сообщения заведомо ложных сведений о денежных средствах или имуществе, - поскольку тем самым утаивается истинная информация. Сокрытие образует также передача имущества в иное владение, т.е. сопряженная с утаиванием и основанная на обоюдном согласии сторон передача имущества как в законное (титульное), так и в незаконное владение другого лица. Сокрытие возможно и в форме отчуждения денежных средств или имущества, под которым с учетом положений п. 1 ст. 235 ГК понимается не связанное с исполнением правовой обязанности безвозмездное, неэквивалентное или бесхозяйственное добровольное отчуждение имущества либо безвозмездная, неэквивалентная или бесхозяйственная растрата денежных средств, влекущие прекращение права собственности. Отказ от права собственности (п. 1 ст. 235, ст. 236 ГК) состава преступления не образует. Обязательным признаком объективной стороны деяния является крупный размер сокрытого, под которым понимается сокрытие денежных средств или имущества, стоимость которых превышает 250 тыс. рублей (примечание к ст. 169 УК). При оценке размера сокрытого допускается сложение стоимости сокрытых одновременно денежных средств и иного имущества. Обязательным признаком объективной стороны является время совершения преступления: сокрытие должно иметь место после образования недоимки по налогам и (или) сборам. Состав преступления формальный, и преступление признается оконченным с момента совершения действий по сокрытию. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Субъект преступления специальный. Им является собственник либо руководитель организации-налогоплательщика (плательщика сбора) или организации - налогового агента, либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в такой организации, либо индивидуальный предприниматель-налогоплательщик (плательщик сбора) или индивидуальный предприниматель - налоговый агент. Последние три понятия раскрываются применительно к ст. ст. 195 - 196 УК и к примечанию 1 к ст. 201 УК. Что касается собственника организации (точнее - собственника имущества организации), то по ст. 199.2 УК уголовную ответственность могут нести только физические лица, создавшие финансируемое собственником учреждение (п. 2 ст. 48, ст. 120 ГК). Собственниками государственных и муниципальных предприятий (точнее - собственниками их имущества) выступают Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, не являющиеся субъектами уголовной ответственности (ст. 19 УК).
Вопрос 51. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления полномочиями. Объектом преступления, предусмотренного ст. 201 УК, являются взаимоотношения управленческого характера в негосударственных организациях. Объективную сторону составляют три элемента: 1) использование лицом своих полномочий вопреки законным интересам организации; 2) последствия в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства; 3) причинная связь между поведением служащего и этими последствиями. Управленческие функции, в соответствии с Примечанием к ст. 201, могут носить организационно‑ распорядительный или административно‑ хозяйственный характер. Организационно‑ распорядительные полномочия состоят в руководстве организацией или ее подразделением, возможности принимать решения правового характера, связанные с внутренним распорядком (прием на работу и пр.) либо с управлением организацией (решение об открытии филиала, реорганизация, ликвидация и пр.), осуществлением контроля за деятельностью организации или ее подразделения. Административно‑ хозяйственные полномочия подразумевают возможность лица от имени организации совершать сделки и представлять ее во взаимоотношениях с другими организациями и государством. Преступления, предусмотренные ст. 201–204 УК, могут быть совершены только лицом, имеющим определенное служебное положение в негосударственной организации (в том числе функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров либо иного коллегиального исполнительного органа), поскольку злоупотребления лиц, занимающих должности на государственной службе, наказываются в соответствии с нормами гл. 30 УК. Злоупотребления полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в негосударственных организациях, могут выражаться в заключении этим лицом от имени организации сделок, заведомо убыточных для нее, сокращении производства и количества рабочих мест при отсутствии к тому оснований и пр. Обязательным условием наступления ответственности по ч. 1 ст. 201 является причинение существенного вреда законным правам и интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства. При этом необходимо установить наличие причинной связи между действиями виновного и наступившими последствиями. Вред законным правам и интересам граждан может быть причинен в результате безосновательного сокращения количества рабочих мест, невыплаты заработной платы работникам предприятия в течение длительного времени и др. Вред правам и законным интересам других организаций состоит, например, в вытеснении их с рынка товаров демпинговой политикой или с помощью иных видов недобросовестной конкуренции. Вред, причиняемый законным интересам общества или государства, состоит в снижении налогооблагаемой базы и пр. Существенность вреда определяется трудностями по его устранению и связывается с крупным размером убытков, понесенных организацией в результате действий виновного, и иными последствиями, ведущими значительные материальные затраты. Преступление является оконченным с момента наступления последствий в виде причинения существенного вреда интересам других организаций, граждан, общества или государства. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. В диспозиции ч. 1 ст. 201 указаны специальные цели преступления: извлечение выгод и преимуществ для виновного или других лиц; нанесение вреда другим лицам. В умысел виновного входит осознание того факта, что с помощью предоставленных ему управленческих полномочий он сможет реализовать соответствующую преступную цель. Субъектом преступления может быть только лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно‑ распорядительные или административно‑ хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, либо лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа (п. 1 Примечания к ст. 201 УК). Часть 2 ст. 201 в качестве квалифицированного вида преступления называет злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия. К тяжким последствиям можно отнести банкротство или ликвидацию юридического лица в результате действий виновного и пр. Причинная связь между действиями виновного и наступившими последствиями входит в предмет доказывания по делам о таких преступлениях. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК). Дополнительным непосредственным объектом состава преступления выступают права и законные интересы граждан и организаций, а также охраняемые законом интересы общества и государства. Объективная сторона состава преступления включает в себя: а) совершение действий (бездействие) вопреки целям деятельности; б) причинение существенного вреда субъектам права; г) причинную связь между деянием и вредным последствием. Задачами нотариальной деятельности является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий (ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. в редакции Федерального закона от 23 декабря 2003 г.). Законодательством РФ установлен порядок совершения этих действий. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. " Об аудиторской деятельности" в редакции Федерального закона от 30 декабря 2001 г Злоупотребление полномочиями предполагает совершение любых незаконных действий, в том числе " обычных" нотариальных действий при отсутствии установленных в нормативных актах оснований (условий). Круг основных правомочий частных нотариусов очерчен в ст. 35 Основ законодательства о нотариате. Полномочия аудитора - это полномочия по осуществлению независимых обязательных или инициативных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и т.д. (составление декларации о доходах и бухгалтерской отчетности; оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов). Существенность причиненного вреда не имеет установленных законом критериев и каждый раз должна мотивироваться в процессуальных документах. Применительно к деятельности нотариуса вред может выражаться в утрате лицом имущественных или жилищных прав, заключении незаконных сделок, утрате доказательств, подрыве деловой репутации организации и т.п. Существенно вредные последствия незаконной деятельности аудитора могут быть связаны с крупными материальными убытками субъекта предпринимательской деятельности, в сокрытии значительных нарушений порядка ведения бухгалтерской отчетности либо других нарушений, незаконном привлечении к ответственности и т.п. Субъективная сторона преступления - прямой умысел и специальная цель - извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам (путем улучшения положения на рынке того или иного хозяйствующего субъекта, воспрепятствования осуществлению следственно-судебной деятельности и т.п.). Субъект преступления - частный нотариус или аудитор. Частный нотариус - это лицо, наделенное в установленном порядке (ст. ст. 2, 12, 20 Основ законодательства о нотариате) полномочиями нотариуса, не работающего в государственной нотариальной конторе. Аудитор (индивидуальный аудитор) - это физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора, которое занимается аудиторской деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (ст. 3 Федерального закона " Об аудиторской деятельности"). Квалифицирующие признаки - совершение деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 202 УК в отношении несовершеннолетнего или недееспособного.
|