Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Преступления против порядка обращения с военным имуществом, оружием, источниками повышенной опасности, использования и эксплуатации военной техники
Основным непосредственным объектом рассматриваемой группы преступлений является порядок обращения с военным имуществом, оружием, источниками повышенной опасности, использования и эксплуатации военной техники, установленный общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Оставление погибающего военного корабля (ст. 345 УК ). Порядок оставления погибающего военного корабля определен Корабельным уставом Военно-Морского Флота РФ. Объективная сторона преступления состоит в оставлении погибающего военного корабля: а) командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности; б) лицом из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения командира. В случае создания обстановки, угрожающей гибелью военного корабля, командир обязан принять все меры к спасению корабля, личного состава, военного имущества. Выполнив эти обязанности, командир покидает корабль последним. В обстановке гибели военного корабля все военнослужащие, входящие в состав его команды, обязаны точно выполнять свои обязанности по спасению корабля, личного состава, военного имущества. Без распоряжения командира (или лица, его замещающего) они не вправе покинуть корабль. Состав преступления формальный, оно считается оконченным с момента неправомерного оставления погибающего корабля его командиром или военнослужащими из состава команды корабля. Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Виновный осознает, что неправомерно покидает гибнущий военный корабль, и желает совершить эти действия. Субъект преступления специальный: а) командир корабля; б) другой военнослужащий, входящий в состав команды корабля. Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 346 УК). Порядок сбережения военного имущества установлен общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Предмет преступления - военное имущество - оружие, боеприпасы, предметы военной техники (танки, боевые машины пехоты, боевые летательные аппараты, военные корабли и др.). Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 346 УК, состоит в умышленном уничтожении или повреждении оружия, боеприпасов или предметов военной техники. Под уничтожением военного имущества понимается приведение его в полную негодность, когда оно не подлежит восстановлению, а под повреждением - приведение имущества в такое состояние, когда оно может быть восстановлено и после ремонта использовано по назначению. Состав преступления материальный, оно считается оконченным с момента уничтожения или повреждения военного имущества. Между деянием виновного и уничтожением или повреждением имущества необходимо установить наличие причинной связи. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым или косвенным умыслом. Виновный осознает, что совершает противоправные действия, предвидит возможность или неизбежность уничтожения или повреждения в результате этих действий военного имущества и желает либо сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично. Мотивы и цели не являются обязательными признаками состава данного преступления. Если умышленное уничтожение или повреждение военного имущества совершено с целью подрыва обороноспособности РФ, оно образует состав диверсии и квалифицируется в этом случае не по ст. 345 УК, а по ст. 281 УК. Субъект преступления специальный - военнослужащий. Квалифицированный состав преступления предусмотрен ч. 2 ст. 346 УК: те же деяния, повлекшие тяжкие последствия. К тяжким последствиям относятся уничтожение или повреждение имущества в крупных и особо крупных размерах способом, повлекшим гибель людей (взрыв склада боеприпасов и др.), причинение вреда здоровью человека и т.п. Уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности (ст. 347 УК). Объективная сторона преступления заключается в уничтожении или повреждении по неосторожности оружия, боеприпасов или предметов военной техники, повлекшие тяжкие последствия. Состав преступления материальный, оно считается оконченным с момента наступления тяжких последствий. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновный предвидит, что в результате его действий (бездействия) может быть уничтожено или повреждено военное имущество с причинением тяжких последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий либо не предвидит возможности их наступления, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть. Субъект преступления специальный - любой военнослужащий. Утрата военного имущества (ст. 348 УК). Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, если это повлекло по неосторожности их утрату. Нарушение правил сбережения оружия, боеприпасов или предметов военной техники выражается в хранении указанных предметов в неотведенных для этого местах, неосуществлении необходимых мероприятий по уходу за ними, отсутствии должного контроля за их сбережением и т.п. Под утратой рассматриваемых предметов следует понимать выход их помимо воли военнослужащего из его владения. Преступление может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Состав преступления материальный, оно считается оконченным с момента утраты военного имущества, вверенного военнослужащему в служебное пользование. Субъективная сторона преступления предполагает наличие неосторожной формы вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновный предвидит, что в результате его действий (бездействия) могут быть утрачены вверенные ему для служебного пользования оружие, боеприпасы или предметы военной техники, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение утраты либо не предвидит возможности утраты указанных предметов, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть их утрату. Субъект преступления специальный - военнослужащий, которому вверены для служебного пользования оружие, боеприпасы или предметы военной техники. Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (ст. 349 УК). Порядок обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, определен общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, иными нормативными правовыми актами. Дополнительный объект преступления - жизнь и здоровье человека, сбережение военного имущества. Предмет преступления - оружие, боеприпасы, радиоактивные материалы, взрывчатые или иные вещества и предметы, представляющие повышенную опасность для окружающих. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 349 УК, состоит в нарушении правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, уничтожение военной техники либо иные тяжкие последствия. Понятие тяжкого или средней тяжести вреда здоровью определяется в ст. ст. 111, 112 УК. К иным тяжким последствиям, помимо уничтожения военной техники, следует отнести повреждение важных военных и гражданских объектов, заражение воздуха, воды, больших участков земли, массовое уничтожение рыбных запасов, животных и т.п. Состав преступления материальный, оно считается оконченным с момента причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, уничтожения военной техники либо наступления иных тяжких последствий. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновный предвидит, что в результате нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, может быть причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью человека, уничтожена военная техника либо наступят иные тяжкие последствия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит возможности наступления указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть. Субъект преступления специальный - любой военнослужащий. Квалифицированный состав преступления предусмотрен ч. 2 ст. 349 УК: то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека. Особо квалифицированный состав содержится в ч. 3 ст. 349 УК. Особо квалифицирующим признаком признается причиненная по неосторожности смерть двух и более лиц. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин (ст. 350 УК). Порядок использования и эксплуатации передвижной военной техники (машин) предусмотрен общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, иными нормативными правовыми актами. Предмет преступления - боевые машины (танки, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортеры и др.), специальные машины (бульдозеры, скреперы и др.), транспортные машины для перевозки личного состава, оружия, боеприпасов и иного военного имущества. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 350 УК, состоит в нарушении правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Правила вождения и эксплуатации боевых, специальных или транспортных машин определены Правилами дорожного движения, общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, иными нормативными правовыми актами. К нарушениям указанных правил относятся выпуск в рейс технически не подготовленных машин, допуск к управлению военнослужащих в болезненном состоянии, превышение установленной скорости движения, неправильный обгон движущегося транспорта, выезд на полосу встречного движения и др. Состав преступления материальный, оно считается оконченным с момента причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Понятие тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека раскрывается в ст. ст. 111, 112 УК. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновный предвидит, что в результате нарушения правил вождения или эксплуатации машин может быть причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью человека, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит возможности причинения указанного вреда, хотя при необходимой внимательности и осмотрительности должен был и мог предвидеть его причинение. Субъект преступления специальный - военнослужащий, управляющий машиной или отвечающий за ее эксплуатацию. Квалифицированный состав преступления предусмотрен ч. 2 ст. 350 УК: то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека. Особо квалифицированный состав преступления содержится в ч. 3 ст. 350 УК. Особо квалифицирующим признаком является причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. Нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 351 УК). Правила полетов, подготовки к ним, иные правила эксплуатации военных летательных аппаратов определены Воздушным кодексом РФ, специальными наставлениями Вооруженных Сил РФ, иными нормативными правовыми актами. Предмет преступления - военные летательные аппараты: самолеты, вертолеты, планеры и др., находящиеся на вооружении в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшем по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Нарушения правил полетов, подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов могут выражаться в отклонении от установленного маршрута полета, заданной высоты и иных обязательных условий производства полета, выпуске в полет технически неисправного летательного аппарата, допуске к полету членов экипажа, находящихся в болезненном или ином состоянии, препятствующем производству полета, и т.п. К иным тяжким последствиям следует отнести причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью нескольких лиц, уничтожение летательного аппарата, разрушение военных и гражданских объектов, срыв выполнения важного боевого задания и др. Субъективная сторона преступления предполагает наличие неосторожной формы вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновный предвидит, что в результате нарушения правил полетов, подготовки к ним или иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов может быть причинена смерть человеку или иные тяжкие последствия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит возможности причинения указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и осмотрительности должен был и мог их предвидеть. Субъект преступления специальный - военнослужащий, управляющий военным летательным аппаратом либо отвечающий за его подготовку к полету и эксплуатацию. Нарушение правил кораблевождения (ст. 352 УК). Порядок вождения и эксплуатации военных кораблей определен Корабельным уставом Военно-Морского Флота, иными нормативными правовыми актами. Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшем по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия. Нарушение правил вождения военного корабля выражается в неправомерном уклонении от установленного курса, превышении скорости вблизи берегов и отмелей, неправильной буксировке другого корабля и т.п. Под нарушением правил эксплуатации военных кораблей следует понимать изменение установленного порядка обслуживания различных агрегатов военного корабля, непроведение в установленный срок ремонтных и профилактических работ по обслуживанию военного корабля и др. Иными тяжкими последствиями признаются причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью нескольких лиц, серьезное повреждение военного корабля, срыв важного боевого задания и т.п. Состав преступления материальный, оно считается оконченным с момента причинения по неосторожности смерти человеку или иных тяжких последствий. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновный предвидит, что в результате нарушения правил вождения или эксплуатации военного корабля может быть причинена смерть человеку или иные тяжкие последствия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит возможности причинения указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и осмотрительности должен был и мог их предвидеть. Субъект преступления специальный - военнослужащий, на которого возложены обязанности по вождению корабля (командир корабля, его помощники, штурман) или по его эксплуатации.
Вопрос 62. Общая характеристика и виды преступлений против мира и безопасности.
В УК России впервые включена самостоятельная глава о преступлениях против мира и безопасности человечества, которые относятся к международным преступлениям, посягающим на основные принципы международного права, обеспечивающие мир и безопасность человечества. Современное международное право признает только индивидуальную уголовную ответственность физических лиц за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества. Если преступные деяния таких лиц связаны с преступной деятельностью государств, последние должны нести международную ответственность, а физические лица - уголовную. Лицо, совершившее преступные действия во исполнение приказа своего правительства или начальства, не освобождается от уголовной ответственности. Официальный статус лица (глава государства или правительства) также не может служить основанием для освобождения его от уголовной ответственности. Однако следует иметь в виду, что многие международные преступления против мира и безопасности человечества могут быть не связаны с политикой соответствующих государств и их правительств (наемничество, геноцид и др.). За совершением таких преступлений может стоять не государство, а какая-нибудь группа лиц, организация, партия или общественное движение. Источниками норм об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества в международном праве считаются: Устав Международного военного трибунала по делу главных военных преступников в Германии, виновных в развязывании Второй мировой войны, а также Устав Токийского международного военного трибунала. В этих Уставах отсутствует определение преступлений против человечества, но в них сформулированы основания уголовной ответственности за такие деяния, а также приведена их классификация. Всеобщее значение уставов этих трибуналов было подтверждено специальными Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 1946 и 1947 гг., а также с определенными уточнениями уставами международных трибуналов для Югославии и Руанды и Статутом международного уголовного суда. Согласно ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала к преступлениям против мира и безопасности человечества относятся три группы преступных деяний: 1) преступления против мира: планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных документов, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеперечисленных действий; 2) военные преступления, а именно нарушение законов или обычаев войны (убийство, истязание или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийство или истязание военнопленных или лиц, находящихся в море; убийство заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень, не оправданное военной необходимостью, и др.). Этот перечень был дополнен и конкретизирован Уставом Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г., а также Уставом Международного уголовного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января по 31 декабря 1994 г. В данный перечень были включены биологические эксперименты; принуждение военнопленного или гражданского лица служить в вооруженных силах неприятеля; взятие гражданских лиц в качестве заложников и др.; 3) преступления против человечности, а именно убийство, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью совершения или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала независимо от того, являлись эти действия нарушением внутригосударственного права страны, где они были совершены, или нет. Этот перечень также был дополнен уставами международных трибуналов для Югославии и Руанды, включением в него таких преступлений, как пытки, заключение в тюрьму, изнасилование, а также терроризм. После Нюрнбергского и Токийского процессов был принят ряд международно-правовых документов, в которых к преступлениям против человечества были отнесены такие деяния, как геноцид (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.), колониализм (Декларация 1960 г. о предоставлении независимости колониальным странам и народам), применение ядерного оружия (Декларация Генеральной Ассамблеи ООН 1961 г. о запрещении применения ядерного оружия для целей войны), расизм и расовая дискриминация (Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.), апартеид (Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. В настоящее время в Комиссии международного права ООН проводится работа по разработке проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества на основании Резолюции 177 Генеральной Ассамблеи ООН 1947 г. На своей 43-й сессии в 1991 г. Комиссия международного права в предварительном порядке приняла проект Кодекса и передала его правительствам государств, с тем чтобы они высказали свои предложения и замечания. Генеральная Ассамблея в декабре 1991 г. предложила Комиссии в рамках работы над проектом Кодекса провести дальнейшее рассмотрение и анализ проблем, касающихся вопроса об органе уголовной юстиции, включая предложения о создании международного уголовного суда. В Комиссии международного права проводится также работа по совершенствованию редакции многих статей проекта. В новом тексте ст. 1 этого документа преступлением против мира и безопасности человечества предлагается считать любое действие или бездействие лица, которое само по себе представляет серьезную и непосредственную угрозу миру и безопасности человечества или приводит к их подрыву. В проекте Кодекса предусматривается 12 преступлений против мира и безопасности человечества: 1) агрессия; 2) угроза агрессии; 3) вмешательство (во внутренние и внешние дела другого государства); 4) колониальное господство и другие формы иностранного господства; 5) геноцид; 6) апартеид; 7) систематическое и массовое нарушение прав человека; 8) исключительно серьезные военные преступления; 9) вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; 10) международный терроризм; 11) незаконный оборот наркотических средств; 12) преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде. 17 июля 1998 г. в Риме Дипломатическая конференция полномочных представителей под эгидой ООН приняла Римский Статут Международного уголовного суда. Этот документ содержит положения, относящиеся к материальному и процессуальному уголовному праву, к судоустройству, к сотрудничеству государств, обеспечивающему деятельность суда. Юрисдикция Суда ограничена наиболее серьезными преступлениями, затрагивающими интересы международного сообщества в целом. К таким преступлениям отнесены: преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступление агрессии. В Статуте даны развернутые составы перечисленных преступлений. При этом подчеркивается, что относящиеся к преступлениям против человечности действия подпадают под юрисдикцию Суда лишь в том случае, если они совершены " в рамках широкомасштабных или систематических нападений на любых гражданских лиц". А военные преступления - если они совершены в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений. К юрисдикции Суда отнесены и военные преступления, совершаемые в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера. Статут не содержит определения преступления " агрессия". Государства не смогли его согласовать. Было принято решение, что Суд сможет осуществлять свою юрисдикцию в отношении такого преступления только после того, как страны-участницы договорятся о таком определении и внесут в установленном порядке соответствующие положения в Статут. Таким образом, на международном уровне пока еще нет окончательной классификации преступлений против мира и безопасности человечества, что порождает определенные трудности для государств при принятии ими национального уголовного законодательства. Однако гл. 34 УК РФ в целом соответствует действующим и разрабатываемым международно-правовым документам. Родовым объектом преступлений против мира и безопасности человечества являются общественные отношения, складывающиеся в результате соблюдения норм международного права и обеспечивающие основы существования государств и народов, а также основные принципы обеспечения международного мира и безопасности (принцип мирного разрешения споров, неприменения силы, неприкосновенности границ, территориальной целостности, самоопределения народов и невмешательства во внутренние дела других государств, уважения прав человека и добросовестного выполнения международных обязательств), которые в целом обеспечивают мирное урегулирование споров и разрешение конфликтов между народами и государствами, а также охраняют безопасные условия существования человечества. Поскольку разд. XII УК не подразделяется на главы, родовой и видовой (групповой) объекты рассматриваемых преступлений совпадают. В число обязательных признаков некоторых составов анализируемой группы преступлений входит предмет преступления (например, в ст. 355 УК - химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения). Составы почти всех преступлений против мира и безопасности человечества являются формальными. Их объективная сторона в качестве обязательного признака включает только совершение общественно опасного деяния, а наступление общественно опасных последствий лежит за рамками состава. Только характеризуя объективную сторону экоцида, законодатель указал, что совершение этого деяния наказуемо при условии, что оно способно вызвать определенные общественно опасные последствия - экологическую катастрофу. Совершение всех преступлений против мира и безопасности человечества предполагает выполнение виновным действий. В объективную сторону некоторых составов (например, применение запрещенных средств и методов ведения войны) в качестве обязательного признака входит особая обстановка совершения преступления - обстановка вооруженного конфликта или военных действий. Субъективная сторона всех преступлений, предусмотренных в гл. 34 УК, характеризуется виной в виде прямого умысла. Для некоторых преступлений законодатель предусматривает в числе обязательных признаков субъективной стороны специальную цель их совершения (например, для геноцида - цель полного или частичного уничтожения национальной, этнической, расовой или религиозной группы; для нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, - цель провокации войны или осложнения международных отношений). Субъектами преступлений против мира и безопасности человечества могут быть лица, достигшие 16 лет. Некоторые преступления предполагают наличие специального субъекта (например, лицо, занимающее высшие государственные должности РФ или субъекта РФ, - ст. 353 УК, участник вооруженного конфликта - ст. 356 УК). В зависимости от непосредственного объекта преступления рассматриваемой группы можно классифицировать следующим образом: 1) преступления против мира (ст. ст. 353 - 355 УК); 2) военные преступления (преступное нарушение правил и обычаев ведения войны - ст. 356 УК); 3) преступления против человечности (ст. ст. 357, 358 УК); 4) посягательство на принципы правового регулирования вооруженных конфликтов (ст. 359 УК); 5) посягательство на неприкосновенность лиц и учреждения, пользующихся международной защитой (ст. 360 УК). Преступления против мира Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК). На первое место среди преступлений против мира и безопасности человечества законодатель ставит преступления против мира: планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны. Непосредственным объектом этого преступления, как и других преступлений против мира, являются общественные отношения по охране мира и мирного сосуществования государств, т.е. система отношений, построенная на принципах неприменения силы, неприкосновенности границ, территориальной целостности, самоопределения народов и невмешательства, которые в целом обеспечивают мирное урегулирование споров и разрешение конфликтов между государствами и народами. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК, состоит в планировании, подготовке или развязывании агрессивной войны. Понятие агрессивной войны приводится в решениях Генеральной Ассамблеи ООН, в частности в специальной Резолюции 3314/XXIX от 14 декабря 1974 г. " Определение агрессии". Согласно этому определению под агрессией понимается применение вооруженной силы государства против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН. Аналогичное положение содержится и в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Однако приведенное определение касается агрессии, совершаемой государствами, а не отдельными лицами, и оно сформулировано как руководство для Совета Безопасности, а не как определение для использования судебными органами. Поэтому согласно сложившейся международной практике, нашедшей отражение в подготовленном проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, возбуждение судебного преследования физических лиц за агрессию возможно лишь в случае, если Совет Безопасности ООН сначала вынесет определение о том, что данное государство совершило акт агрессии в обстоятельствах, когда преступление агрессии является предметом обвинения. Под планированием агрессивной войны понимается деятельность по разработке планов начала и ведения военных действий. Например, планирование агрессии Германии против СССР во время Второй мировой войны подтверждается Директивой Генерального штаба сухопутных войск от 31 января 1941 г. по сосредоточению войск (план " Барбаросса"). Германским командованием были спланированы также акты нападения и порабощения других стран (Чехословакия - план " Грюн", Польша - операция " Вейс", Югославия и Греция - операция " Марита", неоккупированная часть Франции - операция " Атиля", планировалась оккупация Англии - план " Зеелеве" и Швейцарии - операция " Танненбаум"). Подготовка агрессивной войны означает совершение действий по обеспечению реализации соответствующих планов начала и ведения войны. Они могут состоять в наращивании производства военной техники; увеличении количества подразделений действующей армии; создании новых армейских подразделений (например, в ходе Второй мировой войны на стадии подготовки формировались специальные подразделения для массового убийства людей - " эйнзацкоманды" - и спецчасти для повсеместного грабежа - штаб " Ольденбург" и т.д.); проведении соответствующих учений и маневров войск; создании резервов продовольствия и горючего; активизации деятельности разведслужб и т.д. Развязывание агрессивной войны представляет собой совершение конкретных действий по ее началу и осуществлению первого акта агрессии. В соответствии с решениями Генеральной Ассамблеи ООН, а также с проектом Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества актом агрессии, независимо от факта объявления войны, считаются: а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер они ни носили, являющиеся результатом такого вторжения или нападения, или любая с применением силы аннексия другого государства или части ее; б) бомбардировка вооруженными силами одного государства территории другого государства или применение любого оружия против территории другого государства; в) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; г) нападение вооруженными силами одного государства на сухопутные, морские или воздушные силы либо флоты другого государства; д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства, по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на этой территории по прекращении действия соглашения; е) действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства; ж) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в нем; з) любые другие деяния, квалифицируемые Советом Безопасности ООН в качестве актов агрессии в соответствии с положениями Устава ООН. Как видно, перечень проявлений агрессии не является исчерпывающим, и право квалифицировать деяние как акт агрессии принадлежит Совету Безопасности ООН, причем любое его определение наличия такого акта имеет обязательную силу для национальных судов. Состав преступления, предусмотренного ст. 353 УК, формальный, оно признается оконченным с момента совершения действий, указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что своими действиями осуществляет планирование, подготовку или развязывание агрессивной войны, и желает совершить эти действия. Субъектом этого преступления может быть лицо, занимающее высшую государственную должность РФ или субъекта РФ. Часть 2 ст. 353 устанавливает уголовную ответственность за квалифицированный состав данного преступления. Его объективная сторона характеризуется четвертой, наиболее опасной стадией агрессивной войны - ее ведением. В отличие от третьей стадии - развязывания войны, которая представляет собой начало осуществления акта агрессии, ведение - это совершение действий по продолжению агрессивной войны. Ведение войны представляет собой умышленную деятельность по реализации преступных планов, разработанных в стадии планирования и подготовки. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК). Объективная сторона характеризуется публичными призывами к развязыванию агрессивной войны, которые могут выражаться в устной, письменной или любой иной форме. Указанные призывы должны быть публичными, что в данном случае означает их совершение в присутствии значительного числа лиц либо в расчете на их ознакомление с подобными призывами впоследствии (например, наклеивание плакатов или лозунгов соответствующего содержания). От подстрекательства к развязыванию агрессивной войны публичные призывы отличаются тем, что носят общий характер, они не связаны с психологическим и иным воздействием непосредственно на волю конкретного лица, которое может выступать субъектом развязывания агрессии. Состав рассматриваемого преступления формальный, оно окончено с момента совершения описанных действий независимо от дальнейшего развития событий и наступивших при этом последствий. Если в результате призывов какое-либо официальное лицо совершило действия по развязыванию агрессивной войны, оно несет самостоятельную уголовную ответственность по ст. 353 УК. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что публично призывает к совершению действий по развязыванию агрессивной войны, и желает поступать таким образом. Мотивы преступления могут быть различными и не влияют на квалификацию. Субъектом преступления могут быть гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее возраста 16 лет. Часть 2 ст. 354 УК в числе квалифицирующих признаков предусматривает совершение тех же действий с использованием средств массовой информации (призывы к развязыванию агрессивной войны, опубликованные в печати или распространяемые с использованием радио- и телепрограмм, а также иных средств массовой информации), а также лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ. Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения (ст. 355 УК) Предмет преступления представляет собой химическое, биологическое, токсинное оружие, а также другие виды оружия массового поражения, запрещенные международным договором Российской Федерации. В соответствии с определением, выработанным ООН еще в 1948 г., к оружию массового уничтожения (поражения) должно быть отнесено оружие, действующее атомным взрывом, оружие, действующее при помощи радиоактивных материалов, а также смертоносное химическое и биологическое оружие и любое разрабатываемое в будущем оружие, обладающее характеристиками, сравнимыми по разрушительному действию с атомной бомбой и другим упомянутым выше оружием. Согласно действующим международным договорам к оружию массового поражения, находящемуся под всеобъемлющим запретом, относится биологическое и химическое оружие. Их запрещено не только применять на войне, но также разрабатывать, производить и накапливать, а имеющиеся запасы должны быть уничтожены или переключены на мирные цели (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.; Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г. и др.). В отношении ядерного оружия действуют ограничение производства и запрещение применения. В УК 1960 г. содержалось определение, согласно которому под биологическим оружием понимается любой живой организм, в том числе микроорганизм, вирус, другой биологический агент, а также любое вещество, произведенное живым организмом или полученное методом генной инженерии, или любое его производное, а равно средства их доставки, созданные с целью вызвать гибель, заболевание или иное неполноценное функционирование человеческого или иного живого организма, заражение окружающей природной среды, продовольствия, воды и иных материальных объектов. К биологическому оружию не относятся биологические агенты либо средства их доставки, разрабатываемые и используемые в мирных целях, например профилактических или медикозащитных. К токсинному оружию относятся токсины бактериального, растительного или животного происхождения, способные при попадании в организм животных или людей вызывать заболевания или гибель. Бактериальные средства могут применяться с помощью специальных ракет, артиллерийских снарядов, авиационных бомб и других боеприпасов. В соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. каждое государство - участник Конвенции обязуется не разрабатывать, не производить, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять микробиологические или другие биологические агенты или токсины, каково бы ни было их происхождение или метод производства, таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей, а также оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах. К химическому оружию относятся отравляющие вещества и средства их боевого применения (специальные ракеты, мины, химические гранаты, фугасы и т.д.). Поражающее действие химического оружия основано на токсичных свойствах химических соединений, которые, находясь в парообразном, жидком или аэрозольном состоянии, могут проникать в организм через органы дыхания, кожные покровы, слизистые оболочки, пищевой тракт. В соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. к химическому оружию относятся (в совокупности или в отдельности): а) токсичные химикаты и их прекурсоры, за исключением тех случаев, когда они предназначены для целей, не запрещаемых по этой Конвенции, при том условии, что их виды и количество соответствуют таким целям; б) боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсичных свойств указанных токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств; в) любое оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением указанных боеприпасов и устройств. Указанная Конвенция обязывает государство, являющееся ее участником, не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом и не накапливать или не сохранять химическое оружие или не передавать его прямо или косвенно кому-либо; не применять химическое оружие; не помогать, не поощрять или не побуждать кого-либо к проведению деятельности, запрещенной Конвенцией. Ядерное оружие - оружие, в котором средством поражения является ядерный заряд (устройство, содержащее запас ядерной энергии). Действие ядерного оружия основано на использовании поражающих факторов ядерного взрыва (грандиозного по масштабам и разрушительной силе взрыва, вызываемого высвобождением ядерной энергии). Поражающими факторами такого взрыва являются: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное загрязнение. Ряд международных договоров ограничивает и запрещает проведение испытаний ядерного оружия: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г., Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. и др. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 355 УК, характеризуется действиями в пяти предусмотренных законом формах: разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения. Разработка означает осуществление исследовательских, испытательных и иных работ по созданию оружия, соответствующего по своим свойствам оружию массового поражения. Производство предполагает изготовление анализируемых видов оружия как промышленным, так и кустарным способом. Накопление оружия массового поражения - это наращивание его запасов. Приобретение представляет собой любой способ получения оружия массового поражения (купля, обмен, получение в дар и т.д.). Сбыт - это возмездное или безвозмездное отчуждение предмета преступления, передача любому физическому или юридическому лицу либо государству. Состав рассматриваемого преступления формальный, оно считается оконченным с момента совершения любого из указанных в законе действий. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что совершает действия по производству, приобретению или сбыту оружия массового поражения, запрещенного международным договором, и желает их совершить. Субъектом преступления является любое лицо, достигшее возраста 16 лет.
|