Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Врачебный контроль и самоконтроль
Для предупреждения травматизма и сохранения здоровья занимающихся большое значение имеют врачебный контроль и самоконтроль за их физическим состоянием и самочувствием. В связи с этим занимающиеся закрепляются за одним из лечебно-профилактических учреждений (врачебно-физкультурный диспансер, кабинеты врачебного контроля, врачебные кабинеты в поликлиниках, школах, средних специальных и высших учебных заведениях) и проходят углубленное медицинское обследование не менее одного-двух раз в год. Кроме этого на учебных, учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях и сборах должны проводиться врачебно-педагогичес-кие наблюдения. Они дают возможность врачу и педагогу определить текущее состояние здоровья занимающихся и своевременно выявить отклонения в нем. Перед каждым занятием преподаватели должны выяснять настроение занимающихся, самочувствие, желание тренироваться.
Утомление и переутомление должны быть своевременно обнаружены в процессе занятий. Его основные признаки следующие: снижение внимания к учебному процессу, вялость, апатия; ухудшение качества исполнения упражнений; нарушение координации движений; побледнение, дрожание рук, ног и др. В этих случаях необходимо снизить нагрузку; не разучивать сложнокоорди-нированные, требующие риска движения; использовать методические приемы, облегчающие исполнение упражнения, в отдельных случаях надо прекратить тренировку, а занимающегося направить к врачу. После болезни или длительного перерыва в занятиях занимающемуся необходимо пройти тщательное врачебное обследование и получить разрешение на допуск к учебно-тренировочным занятиям. В этом случае педагог должен в процессе учебно-тренировочной работы учесть рекомендации врача и не форсировать подготовку (заниматься ОФП, снизить нагрузку, уменьшить количество подходов, рекомендовать выполнять упражнения, хорошо изученные ранее, или их отдельные элементы), усилить внимание к страховке, оказывать физическую помощь и постепенно подвести занимающегося к выполнению полного объема работы. Категорически запрещается допускать учащихся к учебным или учебно-тренировочным занятиям без разрешения врача. Особое значение для предотвращения травматизма имеет самоконтроль. В специальном дневнике регистрируются самочувствие, настроение, степень утомления, вес, пульс, аппетит, сон, болевые ощущения; учитывается соблюдение правильного режима работы, отдыха, питания. Значительную роль в профилактике травматизма играет агитационно-пропагандистская работа по врачебному контролю и самоконтролю. Все это позволяет педагогу методически правильно строить учебный процесс. Итак, для предупреждения спортивных травм при занятиях гимнастикой необходимо применять комплексные профилактические меры. К ним относятся методика проведения учебно-спортивной работы, гигиенические требования и медицинское обеспечение. Наряду с важностью всех профилактических мероприятий основное внимание следует уделять устранению методических погрешностей, поскольку большинство травм вызвано недостатками в методике обучения и тренировки. Методические и организационно-педагогические меры профилактики травматизма должны учитываться в документах планирования учебно-тренировочной работы. Студентам физкультурных учебных заведений надо тщательно изучать меры профилактики травматизма и использовать их в своей педагогической деятельности, добиваясь полного исключения травм из практики (схема 1). Глава 5. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
|