Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятийный ряд.
Шамаш − бог Солнца, правосудия и предзнаменований, который считался строгим блюстителем справедливости на Небе («судья богов») и на Земле. Служба царю выдвинула классы баиру (охотники), ридсабе (служилые люди, солдаты). Мишарум − царский указ. Авилумы («человек», «сын человека») − составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Мушкенумы − лица более низкого социального статуса («падающие ниц», т.е. бившие челом, обращающиеся к царю с просьбой о принятии на службу). Тамкар - ростовщик, кредитор, торговец, человек, связанный с торговой, ростовщической деятельностью дворца. Заключение.
Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству. В условиях существования частной собственности, как на движимое, так и на недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Семейные отношения тоже требовали формального документа, которым стал письменный договор, между будущим мужем и отцом невесты. Однако в Уголовном праве и процессе законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признаются преступными. Хотя из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи. Цель в правосудии Вавилона было «возмездие». Судьи судили одинаково: как уголовные, так и гражданские дела. При этом основным наказанием была смертная казнь или членовредительство. Изучая эти законы и «ту» жизнь мы видим, что Законы Хаммурапи, дошедшие до нас, есть величайшее наследие человечества. По ним мы можем судить о той жизни и людях, что жили в далекой древности. Их быт и социальное устройство. Благодаря этой реликвии огромный исторический пласт стал доступен для изучения.
Библиографический список.
Батыр, К.И. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 1-2 / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М., 2000
Батыр, К.И. Всеобщая история государства и права: Учебник/Под ред. К.И.Батыра.− М.: Юристъ, 1999.− 456 с.
Иллюстрированная энциклопедическая библиотека. Древний Восток. История. Философия. Религия. Искусство. Серия «Наследие Знаменитых энциклопедий»./Под ред. В. Бутромеева.− М.: «Деконт+», 1996.− 400 с.: ил.
Софронова С.А. Государство и право Древнего Шумера и Вавилона: Лекция./С.А. Софронова.– Вологда: Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 2007.− 24 с.
|