Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика обучения тактике






Обучение тактике волейбола осуществляется с помощью освое­ния индивидуальных, групповых, командных тактических действий и воспитания тактического мышления.

Индивидуальные тактические действия связаны с развитием •тактического мышления и с целесообразным использованием средств тактики. К средствам тактики, как говорилось выше, относятся все действия без мяча и с мячом, т. е. перемещения по площадке, выбор места, своевременность действия и ориентировка на поле, передачи и приемы мяча, нападающие удары, блокирование и подачи.

Групповые тактические действия обусловлены взаимодействием двух и более игроков, а командные связаны с согласованными дей­ствиями игроков всей команды.

Этапы методики обучения тактике волейбола зависят от степе­ни владения занимающимися спортивной техникой.

Например, овладение каким-либо техническим приемом созда­ет предпосылки для расширения индивидуальных тактических воз­можностей волейболиста. Так, овладев техникой прямого нападаю­щего удара по ходу разбега, волейболист осваивает удары с пере­водом вправо и влево, а умение пользоваться обычной верхней пе­редачей позволяет игроку перейти к овладению отвлекающими дей­ствиями, применяемыми при скрытых передачах.

В свою очередь уровень групповых и командных действий на соревнованиях также зависит от технической подготовленности во­лейболистов.

Первый этап освоения тактики связан с изучением правил во­лейбола и элементарных индивидуальных, групповых и командных действий. В частности, на макете изучается расстановка спортсме­нов на площадке, переход игроков после отыгрыша подачи, приме­нение элементарных тактических комбинаций. Обучающимся рас­сказывается, куда следует направлять первую и вторую передачи, как лучше расставить игроков в начале игры и как они должны рас­полагаться при своей подаче и при подаче противника.

После теоретического занятия волейболисты на практике за­крепляют изучаемый по тактике материал в индивидуальных, груп­повых и командных упражнениях. Закрепление тактических дейст­вий осуществляется в двусторонних учебных и товарищеских играх, а также на соревнованиях.

Второй этап освоения тактики заключается в изучении индиви­дуальных и командных тактических действий. Он соотносится с изучением и совершенствованием разновидностей спортивной тех­ники и по существу протекает в период спортивной тренировки.

Овладение индивидуальными тактическими средствами осуще­ствляется в упражнениях, приближенных к игровой обстановке, в учебных и контрольных играх и соревнованиях.

Для приобретения тактических знаний на данном этапе необхо­димо просматривать соревнования сильнейших волейбольных команд и проводить теоретические занятия по тактике.

На третьем этапе обучения решаются задачи, связанные с вы­бором тактических систем нападения и защиты и их вариантов во всех шести расстановках игроков на площадке.

Разучивание тактических систем нападения и защиты также осуществляется в упражнениях, приближенных к игровой обстанов­ке, которые вначале проводятся при пассивном, а затем активном противодействии условного противника.

Закрепление разучиваемых систем и их вариантов производит­ся в учебных, контрольных и официальных играх. Третий этап освое­ния тактических действий осуществляется также в период совер­шенствования спортивной техники.

Таким образом, процесс обучения спортивной технике несколь­ко опережает процесс обучения тактике. Это связано с необходи­мостью иметь определенный уровень технической подготовленности к моменту изучения основ тактики волейбола. Отсутствие же навы­ков в технике игры является своеобразным препятствием для освое­ния индивидуальных, групповых и командных тактических действий.

В остальном методическая последовательность (постановка за­дач, средства и методы) при обучении тактике та же, что и при обу­чении технике.

Однако содержание и характер упражнений для овладения тактикой имеют свои специфические особенности. Ниже приводят­ся задачи, средства, методы и учебный материал для освоения индивидуальных, групповых и командных тактических действий.

Разучивание индивидуальных тактических действий

Обучение тактике приема мяча с подачи. Задача. Научить основам тактики приема мяча с подачи. Средства и методы. Рассказ и показ техники различных спосо­бов приема мяча. Выполнение приема мяча с подачи в упражнениях с облегченными условиями. Закрепление техники приема мяча с по­дачи при расположении волейболистов в игровых расстановках. Учебный материал.

Упр. 1. Выполнение приема мяча при его полете с незначитель­ной скоростью.

Упр. 2. Выполнение приема мяча с подачи при произвольном расположении игроков на площадке.

Методические указания. Упражнение выполняется следующим образом: волейболисты стоят на обеих сторонах площадки в про­извольном порядке и принимают мячи с подачи. После 10 попыток обучающиеся меняются местами.

Упр. 3. Волейболисты принимают мячи с подачи, располагаясь в игровых расстановках. После 10—15 подач занимающиеся произ­водят переход.

Упр. 4. Выполнение приема мяча с подачи при расположении обучающихся в игровых расстановках при усилившейся скорости и сложности полета мяча с подачи.

Упр. 5. Выполнение приема мяча и его передача в конкретную

зону площадки в зависимости от принятой в данной расстановке комбинации (например, при игровой передаче в зону 3).

Методические указания. Закрепление техники приема мяча следует проводить в учебно-тренировочных играх.

Обучение тактике подачи мяча.

Задача. Обучить тактике подачи.

Средства и методы. Объяснение тактического назначения по­дач, показ различных разновидностей подач и их тактических вариантов (в частности, нижней прямой и боковой подачи и верх­ней прямой и боковой).

Учебный материал.

Упр. 1. Выполнение верхней прямой подачи на точность: в зоны 1, 5 и 6.

Упр. 2. Выполнение верхней прямой подачи на точность: в зо­ны 2, 3 и 4.

Упр. 3. Выполнение верхней прямой планирующей подачи на точность: в зоны 1, 5 и 6.

Упр. 4. Выполнение верхней прямой планирующей подачи на точность: в зоны 2, 3 и 4.

Упр. 5. Выполнение верхней прямой планирующей подачи на точность с увеличением силы удара.

Методические указания. Перед выполнением подачи игрок вста­ет в 4—5 м от лицевой линии и затем производит сильным ударом подачу. При этом, несмотря на значительную скорость, мяч должен остаться на площадке.

Упр. 6. Выполнение верхней прямой планирующей подачи на точность.

Методические указания. Перед подачей волейболист, фиксируя взгляд на одном из игроков команды противника, производит по­дачу на другого игрока, который не готовится к приему мяча.

Упр. 7. Выполнение верхней боковой планирующей подачи че­рез сетку: то в дальнюю, то в переднюю части площадки.

Упр. 8. Выполнение верхней боковой планирующей подачи при увеличении силы удара. (Задание выполняется так же, как в упр. 5.)

Обучение тактике второй передачи мяча.

Задача 1. Научить тактике второй передачи мяча при выходах-к сетке в зону разводящего игрока.

Средства и методы. Показ, объяснение, выполнение упражнений, сопровождающихся указаниями тренера.

Учебный материал.

Упр. 1. Выполнение верхних передач в зону 4 после передвиже­ния игрока вперед из зоны /.

Упр. 2. Выполнение вторых передач вдоль сетки или перед со­бой после передвижения вперед в зону выходящего игрока. (Упраж­нение выполняется поточно.)

Упр. 3. Выполнение верхних передач вперед и перед собой по­сле передвижения в зону выходящего игрока при первых передачах» направленных неточно на игрока, выполняющего задание.

Упр. 4. Выполнение вторых передач вдоль сетки при перемеще­нии игроков из зоны / в зону 2, из зоны 2 в зону 4, из зоны 4 в зону 6 и из зоны 6 в зону / (поточно).

Упр. 5. Выполнение верхних передач за голову (так же, как в упр. 1 и 2) при расположении игроков около сетки.

Упр. 6. Выполнение верхних передач за голову при расположе­нии игроков треугольником в зонах 2, 3, 4.

Упр. 7. Выполнение верхних передач мяча за голову при том же построении с первой передачей из зоны 6 в зону 3 под утлом 90е.

Упр. 8. Выполнение верхних передач мяча за голову (поточно) при перемещении игроков по направлению передачи — из зоны 6 в зону 3 и из зоны 3 в зону 2.

Упр. 9. Выполнение верхних передач мяча за голову (как в аналогичных упражнениях) при расположении игрока, передающего мяч, левым боком к сетке с передачей за голову в зоны 3 и. 4.

Упр. 10. Выполнение нападающих ударов с передач, направлен­ных за голову в зону 2.

Методические указания. Во всех упражнениях необходимо сле­дить за правильностью исходного положения обучающихся, при котором кисти рук находятся над головой игрока, голова отклонена назад, туловище выпрямлено, ноги незначительно согнуты в колен­ных суставах. Следует контролировать правильность движений при встречном движении рук к мячу, добиваться плавности движений в момент соприкосновения рук с мячом и особенно при сообщении мячу нового движения, которое осуществляется в результате актив­ного разгибания ног, отклонения туловища назад-вверх и движения рук, направленных также назад-вверх.

Задача 2. Научить технике верхней передачи мяча за голову из зоны выходящего игрока после перемещения его из исходной по­зиции (из зоны 7).

Средства и методы. Объяснение и показ техники верхней пере­дачи мяча за голову с предварительным передвижением из исход­ной позиции в зону выходящего игрока. Объяснение тактического назначения таких передач. Выполнение техники передач мяча за го­лову в специальных упражнениях, сопровождающихся синхронны­ми указаниями тренера.

Учебный материал.

Упр. 1. Выполнение верхней передачи мяча за голову после перемещения выходящего игрока к сетке. Первая передача на вы­ходящего осуществляется из зоны 4.

Упр. 2. Выполнение верхней передачи мяча за голову после пе­редвижения выходящего игрока к сетке с направлением первой пе­редачи из зоны 5.

Упр. 3. Выполнение верхней передачи мяча за голову после

передвижения в зону выходящего игрока при первой передаче из зоны 6.

Упр. 4. Выполнение верхней передачи мяча за голову в зону 2 после передвижения в зону выходящего игрока при первой переда­че из зоны /.

Упр. 5. Выполнение верхней передачи мяча за голову в зону 3 после передвижения в зону выходящего игрока при первой переда­че из зоны 1.

Упр. 6. Выполнение верхней передачи мяча за голову в чередо­вании с передачами вперед при первых передачах из зон /, 4, 5, 6.

Упр. 7. Выполнение нападающих ударов из зоны 2 с передач, направленных за голову. Передача выполняется после передвиже­ния в зону выходящего игрока из зоны /.

Упр. 8. Чередование нападающих ударов с передач, направ­ленных перед собой (в зону 3) и за голову (в зону 2).

Методические указания. При выполнении верхних передач мя­ча за голову важно следить за своевременностью передвижения игрока по площадке, правильным выбором места по отношению к мячу и исходным положением. Необходимо корректировать точ­ность траектории передач мяча в соответствии с техникой их вы­полнения и чередовать передачи мяча по высоте и направлению

траектории.

Обучение тактике нападающего удара.

Задача 1. Научить тактике обводки блока с помощью ударов с переводом вправо и влево.

Средства и методы. Объяснение тактического назначения уда­ров с переводом в связи с особенностями постановки рук блокиру­ющих игроков. Показ ударов, выполняемых не в полную силу, с переводом влево и вправо при обходе блока в различных зонах площадки. Практическое выполнение заданий обучающимися.

Учебный материал.

Упр. 1. Выполнение нападающих ударов с переводом влево при проведении атак в зоне 3.

Упр. 2. Выполнение нападающих ударов с переводом влево при проведении атак из зоны 2. (Разбег выполняется под углом 90° к сетке.)

Упр. 3. Выполнение нападающих ударов с переводом вправо-при проведении атак из зоны 4 и с края сетки этой же зоны.

Упр. 4. Выполнение нападающих ударов с переводом вправо при проведении атак из зоны 3.

Упр. 5. Выполнение нападающих ударов с переводом вправо при атаках из зоны 2. (Разбег выполняется под углом 35—40° к сетке.)

Задача 2. Научить имитации сильного нападающего удара с по­следующим тихим ударом через блок противника.

Средства, методы и учебный материал те же, что и в задаче 1.

Задача 3, Научить имитации сильного нападающего удара с последующим тихим направлением мяча пальцами раскрытой ла­дони на незащищенное место площадки противника.

Средства, методы и учебный материал те же.

Задача 4. Обучить имитации передачи мяча в прыжке с по­следующим нападающим ударом.

Средства и методы те же.

Учебный материал.

Упр. 1. Стоя левым боком к сетке, имитировать передачу мяча; из зоны 3 с последующим нападающим ударом правой рукой.

Упр. 2. Стоя правым боком к сетке, имитировать передачу мяча из зоны 3 с последующим нападающим ударом левой рукой.

Обучение тактике блокирования.

Задача 1. Научить по подготовительным фазам движения на­падающего игрока определять направление атакующего удара.

Средства и методы. Наблюдение за действиями атакующих игроков. Объяснение биомеханической обусловленности основной фазы нападающего удара от подготовительной фазы блокирующих. Объяснение своевременности и точности выбора места при блоки­ровании. Практическое выполнение упражнений занимающимися.

Учебный материал.

Упр. 1. Блокирование, стоя на месте, с контролем за подгото­вительной фазой движений нападающего и предугадывание на­правления удара.

Упр. 2. То же после перемещений вправо и влево.

Задача 2. Научить определять направление атакующего удара по движению руки нападающего в безопорном положении.

Средства, методы и учебный материал те же.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал