Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Книга III. Об обязательствах
§ 1. Наследства умерших без завещания принадлежат по закону XII таблиц, во-первых, «своим» (ближайшим) наследникам. § 2. «Своими» же наследниками считаются те дети, которые состояли под властью наследователя (до самой его смерти), как, например, сын или дочь, внук или внучка от сына, правнук или правнучка, рожденный или рожденная от ближайшего, нисходящего агната по мужскому колену (сына, внука) и безразлично, естественные ли они дети или усыновленные (приемные). Но внук или внучка, правнук или правнучка тогда только включались в число «своих» наследников, ежели предшествующее лицо перестанет быть во власти (агнатского) восходящего, все равно, случится ли это вследствие смерти или по другой причине, как, например, вследствие освобождения из-под родительской власти. Поэтому, если он будет во власти отца во время смерти последнего, то внук от него не может быть «своим» наследником. То же самое относится и ко всем дальнейшим нисходящим. § 3. Точно также жена, которая находится под супружеской властью того, кто умирает, является ближайшей наследницей, потому что она занимает место дочери; равным образом и невестка, которая остается во власти сына (считается ближайшей наследницей), так как она занимает место внучки; это будет иметь место в том только случае, если сын, во власти которого она остается, не будет уже находиться во власти отца в то время, когда последний умирает. То же самое может сказать и о той женщине, которая в силу брака остается во власти внука, так как она занимает место правнучки. § 7. Итак, если есть сын или дочь, и от другого сына внук или внучка, то они вместе призываются к наследству, и ближайший по степени не исключает дальнейшего, так как казалось справедливым, чтобы внуки и внучки наследовали место и долю своего отца. По той же причине внук или внучка от сына и правнук или правнучка со стороны внука, – все они призываются одновременно к наследованию. § 9. Если (после умершего) не было «своих» наследников, то наследство, по тому же самому закону XII таблиц, принадлежит агнатам. § 15. Если у умершего будет брат и у другого брата сын, то брат имеет преимущество, как ясно из выше сказанного, потому что он предшествует степенью родства. Относительно «своих» наследников смысл закона объясняли другим образом. § 39. Теперь займемся наследственными имуществами вольноотпущенных. § 40. Прежде дозволялось вольноотпущенному безнаказанно обходить своего патрона в завещании, ибо закон XII таблиц тогда только призывал патрона к наследству после вольноотпущенного, когда последний умирал без завещания, не оставив никакого своего наследника. Следовательно, когда вольноотпущенный умирал без завещания и оставлял своего наследника, тогда патрон не имел никакого права па его имущество. Когда вольноотпущенный оставил своим наследником кого-либо из родных детей, тогда, по-видимому, нечего было жаловаться; но если «своим» наследником было лицо усыновленное, сын или дочь, или жена в супружеской власти, было бы явной несправедливостью не оставить никакого права патрону. § 41. Вот почему впоследствии эдиктом претора эта несправедливость права была исправлена. Именно, составлял ли вольноотпущенный завещание – он обязан был, завещая, оставить патрону половину своего имущества, а если ничего не оставлял, или оставлял менее половины, то патрону предоставляется владение половиной наследственного имущества вопреки завещанию; если же вольноотпущенный умирает без завещания, оставив своим наследником усыновленного сына или жену, которая находилась в его супружеской власти, или невестку, которая была во власти его сына, то равным образом предоставляется патрону против этих ближайших (своих) наследников владение половиной наследства. К исключению патрона служат природные дети вольноотпущенного, не только те, которые он имел под своею властью во время смерти, но тоже эманципированные и отданные на усыновление, если только они были назначены наследниками в какой-либо части, или, будучи обойдены молчанием, требовали на основании эдикта владения наследственным имуществом вопреки завещанию; ибо лишенные наследства не устраняют патрона ни в коем случае. § 42. Впоследствии, Папиевым законом увеличены были права патронов, имевших богатых вольноотпущенников. Этим законом постановлено, что из имущества вольноотпущенника, который оставлял наследство ценностью в 100000 сестерций и более, и имел менее троих детей, умер ли он с завещанием или без завещания, – патрону следовала соответственная часть. Таким образом, когда вольноотпущенник оставлял наследником одного сына или дочь, тогда патрону следует половина имущества, как если бы вольноотпущенный умер с завещанием, не оставив ни сына, ни дочери; когда же он оставлял двух наследников, все равно какого пола, то патрону следовала третья часть; ежели он оставляет троих детей, то патрон устраняется. § 58. Наследственная масса вольноотпущенника, римского гражданина, ни под каким предлогом не переходит к посторонним наследникам патрона, но она принадлежит во всяком случае сыну патрона и внукам от сына и правнукам от внука, хотя бы даже эти последние были родителем лишены наследства; имущество же латинян по аналогии пекулия рабов, также принадлежит посторонним наследникам, но оно не переходит к детям отпускателя, лишенным наследства. § 59. Точно также наследство вольноотпущенника, римского гражданина, принадлежит поровну двум или более патронам, хотя бы они не были одинаковыми собственниками этого раба; имущество же латинян принадлежит им соразмерно с той частью, в какой каждый из них был собственником. § 60. Равным образом при наследстве вольноотпущенника – римского гражданина патрон устраняет сына другого патрона, и сын патрона исключает внука другого патрона; имущество же латинян принадлежит в то же время и самому патрону и наследнику другого патрона соразмерно с той частью, в какой оно принадлежало бы самому отпускателю. § 61. Точно также, если у одного патрона трое сыновей, а у другого один, то наследство вольноотпущенника, получившего римское гражданство, разделяется поголовно, т.е. трое братьев получают три части, а один четвертую; имущество же латинян принадлежит наследникам соразмерно той части, в какой принадлежало бы самому отпускателю (па волю). § 65. Итак, освобожденный из-под отеческой власти сын, обойденный в завещании, имеет преимущество перед посторонними наследниками в имуществе латинян, хотя бы он вопреки завещанию своего родителя не потребовал владения наследством. § 75. Именно, наследственная масса тех лиц, которые, получив свободу, приобрели бы права римского гражданства, если бы не было против этого законных препятствий, предоставляется патронам в силу того же закона, по аналогии с наследством после вольноотпущенников – римских граждан; но эти лица, как полагает не без основания большинство юристов, не имеют правоспособности составлять завещания. Казалось невероятным, чтобы законодатель хотел предоставить людям низшего положения право составлять завещания. § 83. В самом деле, когда отец семейства дает себя на усыновление, или когда женщина переходит под власть мужа, то все их вещи бестелесные и телесные, равно и все вещи, которые им причитались с других, приобретаются усыновителем или фиктивным мужем, за исключением тех, которые уничтожаются вследствие умаления правоспособности, как, например, полное пользование, обязательство личных работ вольноотпущенников, клятвенно заключенное, и иск, доведенный до момента засвидетельствования спора в законном суде. § 88. Теперь перейдем к обязательствам, главное деление которых распадается на два вида; каждое обязательство возникает или из договора, или из правонарушения. § 89. Рассмотрим прежде те, которые происходят из договора; их четыре вида: именно они возникают вследствие передачи вещи, или торжественными словами, или письменным образом, или простым соглашением. § 90. Обязательство заключается передачей вещи, например, когда дают взаем. Заем в тесном смысле возникает при тех вещах, которые определяются весом, счетом или мерой, как, например, наличные деньги, вино, масло, хлеб в зерне, медь, серебро, золото; эти вещи мы даем или счетом, или мерой, или весом для того, чтобы они сделались собственностью получающих и чтобы со временем были возвращены нам не те же самые вещи, но другие того же свойства и качества. Отсюда и произошло название займа (mutuum), так как то, что мною тебе дано, из моего делается твоим. § 91. Вещью обязуется и тот, кто получил недолжное от того, кто по ошибке заплатил; против него может быть вчиняем иск по формуле: «если явствует, что такой-то обязан дать», как будто бы он получил заем. Вот почему некоторые полагают, что малолетний или женщина, которым дано без соизволения опекуна по ошибке то, что им не следует, столь же мало обязаны возвратить это по судебному требованию, как на основании займа. Впрочем, сей вид обязательства, по-видимому, не происходит из договора, так как тот, кто дает в намерении заплатить, скорее хочет прекратить обязательственное отношение, чем заключить. § 92. Обязательство словами заключается посредством вопроса и ответа, например: Обязуешься торжественно дать? Обязуюсь торжественно дать? Дам. Обещаешь? Обещаю. Дашь ли честное слово исполнить свое обещание? Даю честное слово. Ручаешься? Ручаюсь. Сделаешь? Сделаю. § 96. Точно также, если один говорит и обещает без вопроса со стороны другого, то обязательство заключено, например, если вольноотпущенник клятвенно обязался дать патрону или подарок, или оказать почтение, или исполнить известные услуги; и если только в этом случае возникает обязательство вследствие клятвы; конечно, ни в каком другом случае люди не берут на себя обязательства вследствие клятвы, преимущественно, когда дело заходит о нраве римлян. Ибо в том, что касается права иностранцев, то рассматривая право каждого государства в отдельности, мы можем придти к другому заключению. § 97. Если то, что мы стипулируем, таково что не может быть дано, то стипуляция будет бесполезна, если кто, например, при помощи стипуляции будет требовать для себя свободного человека, которого считал рабом, или покойника, которого считал живым, или священное или религиозное место, которое считал предметом человеческого права. § 97а. Точно также, если кто будет стипулировать, чтобы ему дали вещь, которая в действительности не существует, например, гиппоцентавра, то стимуляция будет недействительна. § 98. Если кто стипулирует с прибавлением невозможного условия, например, «если он коснется пальцем неба», то стипуляция недействительна. Но отказ, оставленный под невозможным условием, по мнению наших учителей, действителен, совершенно как если бы отказ был назначен без условия. Приверженцы противоположной школы держатся того мнения, что отказ столь же недействителен, как недействительна стипуляция. И в самом деле, трудно найти удовлетворительное основание для этого различия. § 99. Сверх того, стипуляция недействительна, если кто, не зная, что вещь его стипулирует, чтобы она ему была дана, так как лицо не может приобретать собственную вещь. § 100. Наконец, стипуляция недействительна, если кто-либо стипулирует таким образом: «обещаешь ли дать после моей смерти?» или: «после твоей смерти обещаешь ли дать?», но стипуляция действительна, если кто стипулировал таким образом: «когда я буду умирать, обещаешь ли дать?», т.е. обязательство стимулятора или обещателя отлагалось на последний день жизни, так как считалось неприличным, чтобы обязательство получало свое начало от наследника. Далее, мы не можем стимулировать так: «накануне моей смерти или накануне твоей смерти обещаешь ли дать?» Нельзя ведь определить конец чьей-то жизни, прежде чем последует сама смерть. Затем по наступлении смерти начало стимуляции отодвигается в прошлое и сводится до некоторой степени к следующей формуле: «обещаешь ли дать моему наследнику», очевидно такая стипуляция недействительна. § 102. Кроме того, стипуляция недействительна, если кто-либо не отвечает на предложенный вопрос, например, когда кто будет стипулировать, чтобы ты дал десять сестерций, а ты обещаешь пять сестерций, или я стипулирую безусловно, а ты обещаешь с условием. § 10За. Другое дело, если я, например, стипулирую: «обещаешь ли дать моему рабу» или «моему сыну семейства и мне?». Тогда несомненно предмет стипуляции в целости мне принадлежит и я могу требовать от обещающего все; то же самое имеет место, если я стипулирую только сыну семейства. § 105. Немой не может ни стипулировать, ни обещать, это очевидно. То же правило принято и по отношению к глухому, так как и тот, кто стипулирует, должен выслушать слова обещающего и тот, кто обещает слова стимулятора. § 106. Сумасшедший не может совершать никакого юридического акта, так как он не понимает, что делает. § 107. Малолетний совершает законно всякую юридическую сделку, лишь бы только опекун принимал участие там, где утверждение опекуна необходимо, например, когда малолетний сам обязывается; ибо обязать в свою пользу другого он может и без участия и согласия опекуна. § 108. То же самое правило применяется относительно женщин, состоящих под опекой. § 109. Во всяком случае, сказанное нами о малолетних прилагается только к тем, которые имеют известное понятие (о значении юридических сделок); ибо дитя и тот, кто близок к детству, немного разнятся от сумасшедшего, потому что малолетние этого возраста не имеют никакого рассудка. Но по отношению к малолетним, близким к детскому возрасту, в интересах пользы, принято менее строгое толкование права. § 115. За обещающего (должника) обыкновенно обязываются другие (поручители), из которых называются одни sponsorеs, другие fideipromissores, третьи fidejussores. § 116. Спонсора спрашивали так: «Обещаешь ли то же самое дать?» Фидеипромиссора так: «дашь ли честное слово, что приказываешь то же самое?». Поручителя так: «даешь ли свое честное слово, что приказываешь то же самое?». Но рассмотрим, какое собственно название мы можем придать тем, которые так вопрошаются: «Дашь ли то же самое? Обещаешь ли то же самое? Сделаешь ли то же?» § 118. Юридическое положение спонсора сходно с положением фидеипромиссора; но положение поручителя во многом отличается от положения двух предыдущих. § 124. Льгота Корнелиева закона касается всех. Этим законом запрещается одному и тому же лицу за одного и того же в один и тот же год обязаться на долговую сумму больше 20 000 и хотя бы спонсоры, фидеипромиссоры и поручители обязались на большую сумму, например, на 100 000 сестерций, но все-таки они отвечают только за 20 000. Под credita pecunia мы понимаем не только ту денежную сумму, которую мы даем, чтобы установить долговое отношение, но всякую, о которой известно, что она при заключении обязательства будет следовать, т.е. сумму, которая делается предметом обязательства без всякого условия. Поэтому и та денежная сумма, которая дастся стипуляционным образом в определенный срок, относится сюда же, так как известно, что будет должной, хотя бы ее потребовали после срока. Термином pecunia обозначаются в этом законе все предметы. И если мы стипулируем вино, хлеб, или землю, или раба, то следует обратить внимание на этот закон. § 128. Обязательство основывается на письменном документе, если, например, оно заносится в приходно-расходную книгу; внесение долга в домашнюю книгу бывает двоякого рода: или от вещи к лицу или от лица к лицу. § 129. Запись от вещи к лицу имеет место тогда, когда то, что ты мне должен по купле, найму или товариществу, я запишу за тобой как сумму, следуемую мне. § 130. Занесение долга в счетную книгу от лица к лицу имеет место, например, в том случае, когда то, что мне следует с Тиция, я занесу как сумму тебе уплаченную, т.е. если долг Тиция переводился на тебя. § 131. Другое значение имеют т.н. nomina arcaria или памятные записи займа; эти записи рождают вещное обязательство, а не письменное, так как обязательство возникает только в силу факта выдачи кому-либо денег; уплата же денег даст основание вещному обязательству, а поэтому мы правильно скажем, что эти памятные записи не рождали обязательства, а только свидетельствовали о том, что обязательство заключено. § 132. Вследствие этого неправильно говорят, что этими памятны- ми записями обязуются также и иностранцы, так как последние обязуются не вследствие личного требования, а в силу уплаты денег; этот вид обязательства принадлежит общенародному праву. § 134. Кроме того, письменное обязательство возникает, по-видимому, вследствие долговых расписок, т.е. если кто напишет, что он должен или что он даст – конечно, так, чтобы ради этого не возникала стипуляция. Этот вид обязательства свойствен иностранцам. § 135. Обязательства возникают путем простого соглашения между сторонами при купле-продаже, при найме, товариществе, доверенности.
|