Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ЯВЛЕНИЯХ.
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЗАКОНОМЕРНОГО И СЛУЧАЙНОГО
Общая теория государства и права выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процессов. Она апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам проявления. Реальная же жизнь всегда более сложна и многообразна. Иными словами, конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений во времени и пространстве. Например, существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма, так как и республика, и монархия при рабовладельческом строе – лишь различные формы проявления экономической и политической власти рабовладельцев, разные инструменты достижения единых задач и целей. Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание. Таким образом, представление об объективных и существенных факторах правового развития лучше всего отражается в категории «закономерность». Любые попытки вести осмысленную, целенаправленную деятельность, то есть ставить и выполнять конкретные практические задачи, исходят из того, что действительность не хаотична, а подчиняется определенным объективно существующим правилам. С научной точки зрения эти «правила игры» предстают как природные и социальные закономерности. Мало кто из ученых довольствуется обнаружением отдельных, оторванных друг от друга фактов: наука всегда стремится найти между ними связь, установить закономерности. Государственно-правовая закономерность - одна из классических категорий теории государства и права, активно используемая учеными при исследовании многих фундаментальных юридических проблем. В настоящее время остается практически общепризнанным, что именно государственно-правовые закономерности представляют собой основную часть предмета теории государства и права как науки. В дореволюционный период российское правоведение, достигшее высокого уровня развития, успешно выявляло многие государственно-правовые закономерности, но методологические вопросы о понятии и видах закономерностей, о принципах их познания и возможностях практического использования еще не ставились. Указанные вопросы стали активнее изучаться в советское время, но юридическая наука не могла добиться в этой области самостоятельных результатов. Следует отметить, что положения работ того времени отражали тогдашнее состояние теоретической юриспруденции и к настоящему времени в значительной степени устарели, поскольку, в отличие от многих других разработок советских юристов, носят чрезмерно идеологизированный характер. В последнее десятилетие практически не появлялось новых исследований по данной теме, где были бы учтены достижения философии и других социальных наук, переживших за это время заметный прорыв в своем развитии. Выделяется диссертация к.ю.н. Ветютнева Ю.Ю. (Волгоград) «Проблема соотношения закономерного и случайного в государственно-правовых явлениях».
Кроме того, необходимо также учитывать достижения таких научных направлений, как кибернетика, занимающаяся изучением процессов управления и передачи информации, и синергетика, имеющая дело с функционированием неравновесных самоорганизующихся систем. Выводы по теме: 1. Государственно-правовая закономерность представляет собой объективную, систематическую повторяемость взаимосвязанных фактов и явлений в сфере государства и права. 2. Вместе с тем необходимо четко отличать закономерности от иных факторов государственно-правового развития. Государственно-правовая закономерность не тождественна социальному закону. Закон — наиболее жесткая, императивная форма закономерности, не терпящая исключений, действующая с неумолимой силой. Иначе говоря, закон влечет неизбежное следование одного факта за другим, закономерность же может носить более гибкий, вариативный характер и допускать более сложный и менее линейный ход событий. От тенденции, напротив, закономерность отличается тем, что тенденция может носить краткосрочный, неустойчивый характер, проявляться «пунктрирно», то есть обладать недостаточной систематичностью действия, чтобы можно было считать ее закономерностью. Закономерностью является далеко не всякая, а лишь самая последовательная, стойкая, доминирующая тенденция в развитии права.
1. Можно выделить следующие основные виды государственно-правовых закономерностей: по содержанию - закономерности возникновения, закономерности функционирования и закономерности развития; по структуре - однообъектные и многообъектные; по типу связи - причинно-следственные и функциональные; по масштабу — глобальные и локальные; по степени обобщения - эмпирические и теоретические; по времени действия - постоянные и временные; по логической природе - логически допустимые и логически необходимые; по сфере действия - общие и специальные. В целом систему государственно-правовых закономерностей можно представить состоящей из трех уровней: - глобальные закономерности, - закономерности отдельных правовых явлений, - закономерности функционирования правовых явлений.
2. Условием действия закономерности является динамический характер государственно-правовой жизни; остановка движения и развития означает впадение в хаос, гибель правовых закономерностей, а вместе с ними и самого права. В каждой точке имеется несколько вариантов выбора, каждый из которых по-своему закономерен. Когда выбор совершается, государственно-правовая закономерность получает свое воплощение в конкретном факте или явлении. 5. Субъективный фактор не присоединяется к механизму действия государственных закономерностей, а является его составной центральной частью. Государственно-правовые закономерности вполне совместимы со свободой личности именно потому, что имеют своим источником саму личность: они носят характер не внешней механической силы, а внутреннего органического фактора, двигателя человеческой активности в области права. Государственно-правовые закономерности - это условия и границы, в которых протекает свободная активность субъектов правовой жизни.
3. Случайностью в правовой науке следует именовать непредвиденное, нетипичное стечение обстоятельств в сфере государства и права, происходящее с малой степенью вероятности и не обусловленное их сущностью. Закономерность, как правило, определяет лишь общие контуры любого факта и явления, его основное содержание, конкретные же частности остаются на долю случайности. Однако возможно качественно иное соотношение закономерности и случайности в государственно-правовой жизни, когда они меняются местами и случайность занимает доминирующее положение. Особым способом бытия государственно-правовых закономерностей, когда все или почти все они реализуются через случайности, является «правовой хаос» — состояние неупорядоченности правовой жизни, крайней непредсказуемости и нестабильности ее проявлений.
4. Объект теории государства и права таков же, как и объект всей юридической науки: им является правовая жизнь общества. Предметом же теории государства и права как научной дисциплины являются общие закономерности политико-правовой жизни общества, а также наиболее рациональные и эффективные способы деятельности в сфере государства и права. При этом первый элемент отражается в содержании науки в форме понятий, классификаций, иных констатирующих суждений, второй же элемент — в форме научных требований и рекомендаций.
5. Формы и способы, при помощи которых закономерности государства и права отражаются в индивидуальном и общественном сознании, могут быть весьма разнообразны. Как представляется, можно вести речь о трех основных путях духовно-практического освоения государственно-правовых закономерностей: - эмоционально-психологическом, - идеологическом - и научном. В числе наиболее общих методологических принципов познания государственно-правовых закономерностей можно указать принципы рациональности, критического мышления, системности, диалектического мышления и методологического плюрализма. Научное исследование государственно-правовой закономерности включает в себя следующие познавательные операции: выбор области исследования; определение используемой терминологии; установление исходных фактов; установление повторяемости фактов; установление систематического характера связи; установление объективного характера связи; установление причинной обусловленности (объяснение) закономерности; верификация (проверка) закономерности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение объективных закономерностей функционирования и развития государства и права - чрезвычайно масштабная и ответственная познавательная задача, выполнение которой является вопросом не одного исследования и даже не делом какой-то одной науки, но всей совокупности юридических дисциплин, а также иных социальных наук — социологии, культурологии, политологии, социальной психологии и др. Понимание государственно-правовой закономерности как объективной систематической повторяемости взаимосвязанных фактов не оставляет сомнений в том, что государственно-правовая жизнь действительно носит закономерный характер. Действительно, отсутствие закономерностей в сфере государства и права означало бы, что каждое из государственно-правовых явлений носит абсолютно уникальный, единичный характер и не имеет никаких аналогов ни в прошлом, ни в настоящем.
2. Государственно-правовые закономерности представляют собой раскрытие внутренней природы государства и права в ходе практической деятельности людей. Таким образом, действие государственно-правовых закономерностей не в последнюю очередь основано на человеческих потребностях и интересах, побуждающих людей вести себя в данных условиях определенным образом. При этом речь идет не о выгодности самих закономерностей, а о том, что поведение отдельных субъектов государственно-правовой жизни, каждый из которых преследует собственные цели, слагается в некий суммарный эффект, не планируемый никем из них и в силу этого носящий характер объективной государственно-правовой закономерности.
3. По этой причине государственно-правовые закономерности нисколько не противоречат субъективной воле, а всецело строятся на ней. Отсутствие государственно-правовых закономерностей привело бы к полному распаду всей государственно-правовой жизни и, как следствие, положило бы конец действию свободной воли в данной области; отсутствие субъективного фактора означало бы невозможность реализации государственно-правовых закономерностей, которые действуют исключительно через посредство человеческого поведения.
4. Действие государственно-правовых закономерностей неразрывно связано с такими явлениями, как хаос и случайность. Однако они не являются противоборствующими, а скорее сотрудничающими, взаимодополняющими силами. Закономерности определяют основное, центральное содержание государственно-правовой жизни; случайностями определяются индивидуальные особенности отдельных событий и явлений в сфере государства и права. В правовой жизни нет абсолютно упорядоченных и абсолютно хаотичных областей, нет абсолютно детерминированных и абсолютно стихийных процессов или явлений: эти начала всегда взаимодействуют, сочетаются в той или иной пропорции.
5. Несмотря на существенные изменения в облике и общей концепции теоретико-правового познания, исследование государственно-правовых закономерностей нисколько не снизило своей актуальности. Если познание стремится получать объективно истинные выводы с достаточно обширной сферой действия, то оно неизбежно имеет дело с закономерностями (безотносительно того, используется ли эта категория в данном конкретном случае). Так, теория государства и права призвана вырабатывать наиболее общие, универсальные положения о государственно-правовых явлениях, а это означает, что в предмет ее исследования входят именно государственно-правовые закономерности, которые отражаются в научных категориях, классификациях, иных обобщенных суждениях о государстве и праве.
6. Общая методология исследования государственно-правовых закономерностей основывается на таких принципах, как рационализм, плюрализм (право любой позиции на существование и обсуждение), критический подход (постановка любого утверждения под сомнение и непредвзятый анализ приводимых в его пользу аргументов). Конкретные методы, применяемые при анализе государственно-правовых закономерностей, могут быть самыми разнообразными, но во избежание эклектизма должны быть хорошо согласованы между собой. 7. Государственно-правовые закономерности являются важным фактором практической деятельности в юридической сфере. Будучи установлены, они должны по возможности учитываться и использоваться в прогнозировании и проектировании, в принятии наиболее важных решений. Конкретные пути такого использования определяются прикладными исследованиями и зависят от системы ценностей, положенной в основу правовой политики государства. От адекватного познания существующих закономерностей и правильного выбора вариантов их использования в значительной степени зависит эффективность всего государственно-правового развития.
|