Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Серия 1.
Инструкция: «Итак, переходим к основной серии задач. Суть каждого задания примерно такая же, что и в заданиях разминки. Только теперь вам предлагаются не два, а три слова. Вы подбираете к ним такое четвертое, которое бы подходило к каждому слову-стимулу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. например, быстрый, зеленый, полный; словом-ответом может служить слово поезд. Вы можете также изменять слова грамматически, использовать предлоги. например: часы, скрипка, единство. Ответом может служить слово мастер: часовой мастер, скрипичный мастер, единственный мастер, или вариант с предлогом — мастер по часам. Если в ответ на предложенные стимулы у вас возникает не одна, а несколько ассоциаций, напишите все. Ответы пишите на этих же карточках. Если вы изменяете слова-стимулы, то словосочетания записывайте целиком, если же не изменяете слова-стимулы, то пишите только предлагаемое слово. Работайте в любом удобном для вас режиме, во времени вы не ограничены. Так как здесь важны сугубо ваши личные результаты, пожалуйста, не отвлекайтесь и работайте индивидуально».
СЕРИЯ 2. Инструкция к данной серии дается другими словами: «Сегодня я даю вам задания, подобные прошлым, но цель наша становится более интересной, несколько даже усложняется. Постарайтесь, чтобы те образы, те ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были бы как можно оригинальнее и ярче, необычными, образными. Пусть это будут словосочетания, которые в обычной жизни даже не употребляются и звучат весьма необычно. Постарайтесь создать нечто новое и оригинальное. Условия те же: вы можете менять грамматическую форму слов, использовать предлоги. Свои ответы пишите на карточках. Еще раз напоминаю вам о цели сегодняшней работы: постарайтесь продемонстрировать в своих ответах оригинальность и самобытность своего мышления. Итак, постарайтесь на каждое задание дать как можно больше ответов, оригинальных и необычных».
Таким образом, вторая серия основных задач практически не отличается по стимульному материалу от первой серии. Все результаты, полученные на группе, фиксируются и сводятся в общую таблицу, где по вертикали заносятся фамилии, а по горизонтали — ответы на слова-стимулы. На каждую серию делается отдельная таблица.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: 1. Количество ассоциаций:
где X — общее количество ответов, Y — общее количество заданий. В данном варианте в каждой серии по 20 заданий. Если испытуемый предложил 28 ответов, его индекс Na будет равен 28/20=1, 4 2. Индекс оригинальности:
Сначала считается «индекс оригинальности» каждого ответа, а затем «индекс оригинальности» всех ответов испытуемого. Подсчет проводится следующим образом: на каждый стимул составляется список ответов, предложенный всей группой. Считается частота встречаемости каждого ответа (количество таких же ответов в группе — г). Индекс оригинальности (Z 0 каждого ответа равен единице, деленной на количество таких ответов в группе.
где Zi — индекс оригинальности каждого ответа; i — номер задания; r — частота встречаемости каждого ответа. Все индексы оригинальности ответов конкретного испытуемого складываются.
где Nop — индекс оригинальности работы испытуемого; х — общее количество ответов. например: на стимул быстрый, зеленый, полный из 50 испытуемых 46 дали ответ поезд, индекс оригинальности данного ответа будет равен 1/46. Таким образом, просчитываются индексы всех ответов данного испытуемого и получается сумма индексов всех ответов испытуемого: 1/5 + 1/6 + 1/7 + 1/24 +... = 9, 8. Индекс оригинальности данного испытуемого будет равен 9, 8/20 + 0, 49.
3. Индекс уникальности ответов: Уникальным считается ответ, у которого индекс оригинальности Zi = 1.
где Nyn — индекс уникальности ответов (относительно данной выборки); I - количество уникальный ответов, то есть имеющих Zi = 1. При анализе результатов более информативными являются качественные показатели (Nop, Nya). Испытуемые упорядочиваются по шкале творческого мышления по показателю оригинальности, затем корректируются по показателю уникальности.
|