Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реакции на пережитую травму ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Угрозы порождают непроизвольные защитные реакции, вызванные самопроизвольным действием автономной нервной системы, гормонов и мускулов. Эти реакции обычно проявляются в трех типах поведения – в бегстве, в борьбе или в оцепенении. Такие реакции относятся к наиболее древним примитивным способам борьбы за выживание, присущим как животным, так и людям. Задачей таких типов поведения является выживание до исчезнования нависшей опасности. В условиях современного общества, когда зачастую невозможно отреагировать бегством, борьбой или оцепенением, травма не изживается до конца, а затормаживается в нервной системе или в мускулах, порождая дальнейшую цепочку саморазрушительных реакций: Борьба: взрывы гнева и раздражения катализируют реакции агрессии и насилия. Бегство: страх и ужас, переплняющие все системы организма и вызывающие реакции регрессии и зависимости, могут привести к ночным кошмарам, пугающим фантазиям, пассивности и болезни. Оцепенение: шоковая реакция, душевный или телесный паралич, сопровождающийся чувством бессилия.
Что такое нормальная стрессовая реакция на травмирующие события?
Большинство людей, уцелевших в экстремальных условиях (и взрослые, и дети, и спасатели), тяжело реагируют на перенесенную травму. Их реакции могут длиться от нескольких дней до нескольких недель, и проявляться в: · эмоциональных реакциях, таких как шок, страх, печаль, гнев, чувство вины или стыда, чувство беспомощности или безнадежности, притупление чувств. · ментальных реакциях, таких как растерянность, потерянность, нерешительность, тревога, невнимательность, рассеянность, забывчивость, нежелательные воспоминания, самобичевание. · телесных реакциях, таких как стресс, усталость, нервозность, бессонница, различные боли, пугливость, перебои сердца, тошнота, отсутствие аппетита или полового влечения. · коммуникативных реакциях, таких как недоверие, сварливость, регрессия, проблемы на работе, проблемы в школе, раздражительность, утеря интимной близости, властность, чувство покинутости или отвергнутости.
Что представляют собой более серьезные реакции на травмирующие события?
Исследования показывают, что треть всех переживших тяжелую душевную травму будут проявлять более серьезные последствия, подвергающие их опасности выработать хронический пост-травматический синдром (ПТС). Основные симптомы ПТС могут включать: · симптомы потери связи с реальностью, такие как отрешенность (диссоциация), деперсонализация, утеря чувства реальности, бегство от реального мира, потеря памяти (амнезия). · Симптомы вторжения в настоящее навязчивых прошлых воспоминаний, такие как неоднократно всплывающие прошлые события, воспоминания сцен ужаса, кошмары и видения, перевозбужденность (приступы паники, гнева, нетерпимости и волнения), паническое состояние (изматывающая тревога, полная беспомощность, навязчивые мысли.) · Симптомы боязни воспоминания травмы, такие как попытки любыми радикальными способами избавиться от воспоминаний (например, при помощи наркотиков), полное притупление чувств (абсолютная неспособность проявлять эмоции, полная опустошенность), глубокая депрессия (безнадежность, отсутствие интереса к жизни, чувство никчемности).
Если не заниматься лечением последствий душевной травмы, то рано или поздно они могут перейти в серьезный ПТС. Это может случиться либо вскоре после событий, либо даже через несколько лет, и триггером к синдрому может послужить любая новая потеря или очередной жизненный кризис.
ПТС может характеризоваться любыми последующими симптомами: Хронической депрессией, навязчивыми воспоминаниями и образами, нарушениями сна и аппетита, потерей памяти, проблемами в учебе и отсутствием концентрации. В результате утери доверия к людям разрываются многие системы отношений. Многие жертвы травматических событий страдают от полного отсутсвия чувств – абсолютного их онемения. У них может пропасть половое влечение и интерес к интимной жизни. Они могут неожиденно взрываться в приступе ярости, разряжая таким образом реакцию на воспоминания травмы. Многие из них страдают «комплексом оставшегося в живых» и обвиняют себя в том, что уцелели, а не умерли вместе с другими.
Круг пострадавших: кто нуждается в помощи?
Для того, чтобы лучше разобраться в вопросе, кто нуждается в помощи, мы прибегнем к метафоре пруда со многими лягушками. Представьте себе, что в пруд брошен камень, который прямым попаданием убивает одну из лягушек. Что при этом случается с другими лягушками? Их бьют распростаняющиеся волны, и они страдают от шока. В этом заключается эффект распространения кругов страхов и паники.
Когда травматическое событие убивает кого-то, то и свидетели происшествия испытывают травму. Семьи, потерявшие своих близких, друзья и ровесники пострадавших – все они становятся жертвами травмы. Страдают также журналисты и отряды спасателей, первыми прибывающие к месту несчастья и сталкивающиеся с ужасами смерти и увечий. Затем круг пострадавших продолжает расширяться за счет медицинского персонала, социальных работников, психологов и учителей, близко к сердцу принимающих травму своих пациентов или учеников. Многие из них впоследствии сами становятся скрытыми жертвами травмы, души которых отмечены невидимыми шрамами. Зачастую они сами не осознают, насколько серьезна их травма. Так что не раз случается, что и профессиональные службы оказания душевной помощи страдающим от пост-травматического синдрома выпускают их из виду.
Необходимость быть выслушенным.
Травма дорого обходится как ее жертвам, так и их окружающим, причиняя им мучительные душевные страдания. Шок, беспокойство, боль, гнев, вина и отчаяние не перестают теребить израненную душу. Травматические переживания нуждаются быть осознанными и выраженными. Какая-нибудь заботливая душа должна выслушать их, стать их свидетелем, безоговорочно принять их и проявить к ним терпеливое внимание, чтобы помочь им исцелиться. К сожалению, существует немало обстоятельств, подавляющих естественную потребность жертв травматических событий поделиться с другими и излить душу. Упомянем лишь несколько наиболее частых факторов, мешающих людям открыто высказаться: · Зачастую травмирующие события настолько ужасны, что просто не хватает слов, чтобы рассказать о неописуемой душевной боли, об ужасных образах, запахах, воспоминаниях. · Семья и друзья пострадавшего часто не могут или не хотят проявить терпение, чтобы стать даже отдаленными свидетелями такой сильной боли. · Иногда пострадавшему негде искать поддержки. Его непосредственное окружение может быть безразличным или даже враждебным к нему, превращая его в отверженного.
Протянуть руку помощи. Из-за бытующего заблуждения, что за пару недель пострадавшие «отойдут» и успокоятся, как правило вся поддержка и сочувствие, проявленные средой в первые дни после травмы, исчезают как раз тогда, когда потерпевшие особенно нуждаются в ней. В этот период многие пострадавшие не решаются просить особую помощь. Одни боятся пробудить в памяти тяжелые воспоминания, другие испытывают страх показаться слабыми или беспомощными, а третьи просто не верят в возможность залечить глубокие душевные раны. Как раз в этот период они нуждаются, чтобы им протянули руку помощи, которая направит их на путь открытия в себе скрытых навыков преодоления кризиса и научит заново почувствовать себя хозяином своей судьбы.
В чем нуждаются жертвы травмы? · Каждому человеку требуется его личный срок, чтобы справиться с последствиями травмы. Важно, чтобы все тераписты уважали потребность пострадавшего прислушиваться к своему внутреннему ритму и к своим личным биологическим часам. · Желательно поощрять потерпевших обращаться за поддержкой к близкому кругу семьи и друзей. Но каждый должен следовать своим чувствам, с кем, о чем и когда он сможет и захочет делиться. · Большинство перенесших душевную травму не пытаются обращаться за профессиональной помощью. Если все же профессиональная помощь возможна сразу же после травматических событий, то самым эффективным способом терапии становится внимательное и терпеливлое выслушивание, без каких бы то ни было попыток пытаться выяснять отношение или реакции пострадавших на пережитое. Дайте человеку высказаться так, как ему того хочется, не расспрашивая ни о чем. Этим вы поможете ему исцелиться наиболее естественным для него путем. · Люди могут развивать и улучшать свои естественные навыки к преодолению кризисов по типу модели «ЧУДО И Вы».
Не только взрослые, но и дети не защищены от душевных травм. Даже самые любящие родители не в состоянии оградить своих детей от столкновения с болезнями, авариями или смертью. Трагические события в семье, в семьях друзей или в мире могут привести ребенка в растерянность, запугать его, породить в нем неуверенность в себе. В ребенке может развиться комплекс неполноценности, и в результате он может даже искать спасения в наркотиках. В особо тяжелых случаях дети могут пытаться бежать из дому или даже покончить жизнь самоубийством. Наиболее тяжело ранимыми становятся те маленькие дети, у которых еще не сформировались их личные способы преодоления кризисов и понимание мира которых полностью зависит от воспитывющих их взрослых. Потеря семьи, друзей или воспитателей способна пошатнуть весь их внутренний мир и подвергнуть их смертельной опасности. Травмированные дети впадают в регрессию, теряют аппетит и сон, у них пропадает вера в людей, снижается способность концентрации и понижаются школьные успехи. Часть из них становятся грубыми и агрессивными. Маленькие дети часто возвращаются к воспоминаниям травмирующего события в своих играх; во снах их продолжают преследовать ночные кошмары.
Еще до достижения совершеннолетия дети могут неоднократно сталкиваться с душевными травмами. С одной стороны, ребенок, травмированный в раннем детстве, может расти постоянной жертвой, страдая от многократных повторных эксцессов. С другой стороны, такой ребенок сам может стать обидчиком других или преступником. Последние исследования показывают, что по меньшей мере 80% заключенных в тюрьмах несут в себе душевные травмы раннего детства. Родители, учителя и тераписты могли бы предотвратить долгие годы страдания этих людей и разорвать пагубный круг насилия, если бы они сумели на ранней стадии выявлять признаки травмы у детей и оказывать им поддержку, пользуясь современными творческими подходами оказания помощи.
Карты COPE для детей.
Когда жертвами травмы становятся маленькие дети, приходится прибегать к особым подходам, чтобы помочь их реабилитации. Рассмотрим основные особенности работы с детьми: · У детей ограниченный словесный запас и ограниченные способности осмыслить пережитое. · У детей рассеянное внимание, и они не способны долго концентрировать его на чем -то. · У детей спонтанно появляются фантазии. · Игровой элемент постоянно присутствует в жизни ребенка, выполняя роль естественной «само-терапии».
Установление контакта с детьми при помощи карт COPE налаживается в три этапа: · Ребенку предлагается выбрать одну карту и при ее помощи представиться перед терапистом или перед группой (в группе всегда должно быть не больше пяти детей.) · Карте предоставляется право «голоса» рассказать свой сюжет. Ребенок рассказывает, что чувствовал герой, изображенный на карте, во время происшествия и что он чувствует сейчас. · Проводится обсуждение, в котором предлагаются разные способы, как «справиться» с сюжетом героя на картинке (как ему спокойнее спать, как избавиться от страхов и ночных кошмаров, как показать, что он сердится и т.д.) Все обсуждение остается на уровне символических образов. Рассмотрим, как одна учительница воспользовалась картами после травмирующих событий. Утром после бессонной ночи, когда отгремели отголоски взрывов и звуков стрельбы, учительница разложила перед группой учеников набор карт рубашкой вверх. Затем она предложила каждому ребенку вытянуть по одной карте и рассказала им правила новой игры: каждый ребенок, когда выпадет его очередь, расскажет сюжет своей карты. Учительнице выпала карта с птицей, и на ее примере учительница показала, как можно играть: Птица сказала: «Доброе утро. Я птица, и меня зовут Карр-Карр. Я живу в этой деревне на высоком дереве, с которого мне видна вся округа. Вчера вечером, когда я была на моем дереве, до меня долетели страшные звуки. Я сразу же спряталась в своем гнезде, стараясь из него рассмотреть, что же происходит. У меня сильно забилось сердце, и я почувствовала, будто мои крылья прилипли к телу. Скажите, кто-нибудь из вас слышал этот шум?»
Затем каждый из детей рассказал о своих личных страхах и волнениях, ощущениях и поведении при помощи героев выпавших им карт. Затем птица Карр-Карр выбрала новую карту и рассказала о своих опасениях и переживаниях, а за ней и другие участники игры продолжили выбирать карты и описывать свои чувства и реакции на произошедшее. На следующем этапе птица выбрала ту карту, которая должна была описать, что ей помогло справиться с переживаниями прошлой ночи. И за ней все участники игры добавили по одной карте – той, что помогает - и поделились со всеми, что же им «помогло». В конце игры каждый ребенок положил на пол первую карту, символизировавшую «страхи», и накрыл ее той картой, которая символизировала «помощь». Таким образом никто не пытался замалчивать страхи или приукрашать ситуацию, а все старались достичь равновесия при помощи символики способов преодолния кризиса.
Как пользоваться комплектом карт COPE для усиления сопротивляемости стрессам и для эффективного преодоления негативных последствий травмы?
Кризис = угроза + шанс
Травмирующий стресс может приводить к кризису как в жизни отдельного человека, так и в жизни группы. Но, как это ни парадоксально, он способен, вопреки ожиданиям, привести к развитию и к росту, если он пробуждает ранее дремлющие внутренние силы. Наиболее эффективным способом преодоления кризисной ситуации являются работа над самим переживанием, восстановление чувства контроля над собой и приобретение новых прозрений в результате проделанной работы.
Выработка душевной закалки.
Душевная закалка - это наша способность справиться с кризисом (самостоятельно или с помощью других), несмотря на временные неудачи, провалы или сомнения. Чтобы постичь секреты душевной силы, нам нужно сместить фокус нашего воспрятия с положения, где мы задаемся вопросом «как мы стали неудачниками», в положение, где мы стараемся понять «как люди переживаюют кризис и продолжают развиваться». По своей природе люди созданы для выживания, и все мы оснащены достаточно широким набором «средств первой помощи» для преодоления кризисных ситуаций и стрессов. Однако, для того, чтобы не только физически уцелеть в кризисной ситуации, а еще и выйти из нее с возросшими душевными силами, нам необходимо как пробудить многие дремлющие в нас способы поведения, так и в связи с новой создавшейся ситуацией переосмыслить наши позиции, пересмотреть наши ожидания и обучиться новым навыкам. Для того, чтобы улучшить наши реабилитационные способности, нам необходимо прибегнуть к помощи всех ресурсов, входящих в «ЧУДО И Вы» – к чувствам, к разуму, к физической деятельности, к семье и обществу, к творческой игре воображения, к вере и духовности. В этом сложном процессе, независимо от того, проводится ли он самостоятельно или при поддержке профессиональных терапистов или тренеров, могут пригодиться некоторые заранее разработанные реабилитационные пособия. Наиболее эффективными при этом являются те средства, которые помогают добраться до запечатленных в нашем мозгу травмирующих переживаний, пробудить их как в целях идентификации травмы и ее выражения, так и в целях уточнения наиболее подходящих способов ее преодоления. В этом и состоят основные цели работы с картами COPE, способствующими росту нашей душевной закалки и повышающими реабилитационные способности.
Изложение сюжета травматического события и нахождение внутренних ресурсов для его преодоления с помощью карт COPE.
Каждая карта COPE в отдельности или любая комбинация этих карт могут послужить триггером повествования травмирующего сюжета или нашей реакции на него. Работа с картами COPE дает нам возможность пробудить воспоминания о травматическом событии и рассказать о них в рамках безопасной и симпатизирующей обстановки. Люди, страдающие от пост-травматических последствий, могут чувствовать себя «зацикленными на травме», неспособными вспоминать происшедшее без страха захлебнуться в потоке эмоций. Они могут страдать от нежеланных воспоминаний как раз в то время, когда им меньше всего хотелось бы об этом помнить. Целью повествования деталей травмирующего сюжета с помощью карт COPE является мысленный возврат к месту происшествия и освобождение от постоянного чувства страха и ужаса. Метафорические сюжеты, всплывающие под влиянием изображений на картах, на волосок отдалены от давящей действительности. Это «метафорическая отдаленность» облегчает способность вспомнить происшедшее и переосмыслить его. Обращение к изображениям на картах и к игре воображения служат защитным экраном от переполняющей интенсивности чувств. Когда воспоминания становятся такими тяжелыми, что рассказчику невмоготу справиться с ними, он может либо вернуться к воображаемой истории героя его карты, либо выбрать другие карты, способные стать спасательными кругами для выживания, преодоления опасности и залечивания травмы.
Карты COPE в качестве пособия для духовного исцеления.
Духовный рост относится к тем способам исцеления, которые всегда могут приносить нам пользу. У жертвы же, как правило, после происшествия стремление к духовности подавляется. Работа с картами COPE может заново стимулировать рост духовности, возвращая участнику игры его право на место в жизни и ощущение полноты восприятия происходящего. Он может вновь обрести чувства принадлежности к этому миру, чувства восхищения и преклонения перед силами природы. По мере творческого процесса повествования сюжета у рассказчика, как правило, восстанавливаются способности радоваться жизни и удивляться неожиданностям; возрастают его душевное спокойствие и уравновешенность. Со временем, постольку, поскольку процесс исцеления протекает на всех душевных уровнях, потенциал духовного роста перенесшего травму человека может не только возрасти по сравнению с его состоянием до травмирующего происшествия, но и даже стать большим, чем у других людей, которым не доводилось встречаться со смертельной угрозой.
Руководство к работе с картами COPE.
Работа с картами COPE ставит основными своими целями: Защищать: помогать участникам игры развивать как чувства уверенности в личной безопасности и неприкосновенности, так и веру в собственные силы. Налаживать связи: Помогать участникам игры открыто общаться (будь-то друг с другом, с руководителем группы, с семьей или с друзьями) в целях оказания взаимной поддержки. Подтверждать: Воспользоваться возможностью работы с картами для того, чтобы подтвердить каждому участнику, что его реакции, волнения, страхи, способы преодоления кризиса и планы на будущее являются нормальными и заслуживающими внимания.
Начинаем работу с картами
Карты COPE относятся к распространенному разряду ассоциативных карт, а именно, к серии карт (носящей английское название «OH!»), позволяющих нам при помощи творческих подходов по-новому относиться к нашей жизни. Карты помогают развивать в нас творческие силы и игру воображения, делать нас более гибкими и выносливыми, углублять мироощущние и улучшать ментальные способности. При помощи карт COPE участник игры может самостоятельно распознавать в себе свои уникальные стили преодоления кризисных ситуаций. Карты COPE способны помочь нам добраться до наших скрытых болевых точек и обнаружить скрытые в нас источники внутренней силы. Картами можно пользоваться по-разному. В процессе испробования различных методов, упражнений или игр, происходит нечто вроде виртуальной тренировки, когда мы рассматриваем различные экстремальные ситуации, переносим себя во времени и в пространстве, экспериментируем с различными вариантами возможных решений проблем – и все это в рамках безопасного, богатого образами символического мира метафоры. Извлекая случайно карту за картой, мы отвлекаемся от рассмотрения наших проблем в терминах «поражения» или «успеха» и открываем для себя мир новых ассоциаций и идей. В результате такого подхода мы учимся реальнее оценивать элементы риска и возможностей различных ситуаций и приобретаем большую решительность при встрече с неожиданностями. Наибольшей заслугой этих лечебных карт является тот факт, что они поощряют коммуникацию, лишенную тени соперничества или критического разбора. Сюжеты, излагаемые участниками, являются уникальными, оригинальными, сугубо личными, отражающими наиболее глубокие переживания рассказчиков. Карты COPE могут быть использованы как для работы с маленькими группами, так и для индивидуальной работы. Играть можно по схемам любых примеров, приведенных в этом руководстве. Можно прибегать к помощи профессионального руководителя группы, можно просить друга быть ведущим, а можно и играть самим, важно лишь в любом случае помнить, что задачей изображений на картах является обращение к нашим чувствам в целях исцеления. И что самое важное - в процессе этой работы быть честными с самим собой. Пожалуйста, помните, что рассмотренные примеры и предложения не являются строгими инструкциями или единственно правильными методами обращения картами. Число карт, которым вы решите пользоваться, каким способом вы решите открывать карты – все эти правила игры вы можете выбирать себе сами в зависимости от ваших конкретных обстоятельств. Вы можете либо пользоваться всеми 88 картами комплекта или предварительно отобранной его частью; вы можете пользоваться различными сочетаниями наборов карт, играть сами или в группе. Нам бы хотелось, чтобы вы относились к этим картам, как к набору красок: они созданы, чтобы помочь вам творить. Экспериментируйте и создавайте свои собственные стили работы, но только всегда оставайтесь в рамках норм этики, ранее изложенных в этом руководстве.
Во всех последующих примерах карты COPE можно разделить на четыре типа:
1. Происшествия 2. Реакции на травматические события 3. Способности к преодолению кризисов 4. Исцеление
Каждый тип содержит произвольное число карт, и каждый волен по своему усмотрению в зависимости от конкретной ситуации отнести ту или иную карту к любому из предложенных четырех типов. Затем можно извлекать карты, заранее зная, к какой категории мы хотим обратиться.
Примеры работы с реабилитационными картами COPE
ИГРА№ 1 – «ЧУДО И Вы» – шесть категорий внутренних ресурсов.
Этот тип работы позволяет участникам познакомиться с различными категориями внутренних ресурсов, помогающих справиться как с обычными бытовыми проблемами, так и с экстремальными ситуациями. Участник сможет выявить, какие из этих ресурсов малодоступны ему в моменты стресса и сможет лучше прочувствовать, к каким внутренним силам ему стоит обращаться за помощью.
Процесс игры: 1. Ведущий расскладывает в ряд шесть карт «ЧУДО И Вы». Сначала он рассказывает участникам о каждой из этих карт, а потом говорит: «Перед вами колода карт COPE. Подумайте о каком-нибудь примере стресса/ кризиса или травмы из вашей жизни и вытяните из колоды шесть случайных карт. Затем, не открывая ваших карт, разложите их по одной на каждую из шести карт «ЧУДО И Вы». Потом участнику предлагается открывать по одной карте, узнавая в каждой из них свой особый стиль выражения конкретной категории внутренних ресурсов, как в его положительных, так и в отрицательных проявлениях. 2. Ведущий говорит: «А теперь выберите три карты, описывающие стрессовоое состояние или травматическое происшествие из вашей жизни.» Выбор карт производится участником сознательно, когда все карты колоды открыты. После того, как рассказ происшествия выслушан, ведущий продолжает: «А сейчас обратите внимания на характерные для Вас стили преодоления кризиса. К каким ресурсам Вы прибегали для преодоления данного кризиса, а к каким нет?» Рассказчик отвечает на вопрос, переворачивая изображением вниз все те карты, ресурсами которых он не пользовался. 3. Ведущий подытоживает: «Карты рубашкой вверх относятся к тем категориям ресурсов, которые блокируются у Вас в момент кризиса. Сейчас Вам нужно выбрать одну или несколько карт, которые подскажут, какие душевные силы понадобятся для пробуждения заблокированных ресурсов.» На этом этапе участник заново создает свой рассказ с учетом всех ресурсов, раскрывшихся перед ним.
Игра №2. – «Вращающиеся двери» – что нас тормозит, а что способствует нашему развитию. Эта игра способствует концентрации внимания на факторах, как тормозящих участника при решении проблемы, так и способствующих мобилизации сил для преодоления кризисов.
Процесс игры.
Все карты COPE открыто выложены на столе. Участнику предлагается выбрать шесть карт: 1. Карту, описывающую проблему, экстремальное состояние или травмирующее происшествие в его жизни, с которым он успешно справился. 2. Карту, описывающую, что мешало ему для достижения цели. 3. Карту, описывающую, что ему помогало найти решение. 4. Карту, описывающую, кто мешал ему найти решениие. 5. Карту, описывающую, кто помогал ему найти решение. 6. Карту, описывающую решение проблемы. (Под картой обычно подразумевается либо единичная карта, либо группа карт. Кроме тех случаев, где специально оговаривается количество карт, каждый участник игры решит сам, сколько карт ему потребуется для ответа на конкретный вопрос.)
Игра № 3 – Рост после разрушения.
Стресс так же как и кризисная или травматическая ситуации причиняют сильные физические и душевные страдания. Они разрушают устои нашего привычного мира, но, с другой стороны, они же могут способствовать процессам восстановления и дальнейшего роста. Эта игра ставит задачей осветить процесс «роста впоследствии травмы».
Процесс игры.
Ведущий просит участника перетасовать колоду и, не открывая карты, разделить ее на четыре стопки. Затем он говорит: «Представьте себе какой-нибудь пример стресса/ кризиса или травмы из Вашей жизни. Откройте верхнюю карту каждой из стопок. Отнеситесь к картам каждой стопки, как отвечающим на следующие вопросы;: 1. Первая стопка – Что Вы потеряли в этом кризисе? 2. Вторая стопка – Чем Вы были готовы пожертвовать? 3. Третья стопка – Что Вы приобрели в результате данного происшествия? 4. Четвертая стопка – Что бы Вы хотели приобрести в результате пережитого? Важно отметить: если одной карты из какой либо стопки не достаточно для ответа на поставленный вопрос, или какая-нибудь карта не соответствует переживаниям участника, то он может по своему усмотрению открывать дополнительные карты из соответствующей стопки.
Игра №4 – Создаем сюжет – от личного сюжета к сюжету групповому. Человек, переживший тяжелый личный кризис, может почувствовать себя изолированным от своего обычного окружения. Часто он жалуется, что «никто его не понимает, никто его не жалеет». Следующая игра ставит своей задачей помочь участникам разрушить невидимые стены, изолирующие их от внешнего мира, и в рамках группы поддержки взглянуть на свои переживания с новой точки зрения. Этот тип рекомендуется главным образом в рамках узкого круга семьи.
Процесс игры.
1. Каждый участник вытягивает из колоды перевернутых карт по две карты. Ведущий говорит: «Откройте ваши карты, рассмотрите их и покажите остальным участникам. Какой сюжет рассказывают вам эти карты?» 2. Каждый участник по очереди излагает свой сюжет. 3. Все участники открыто выкладывают свои карты в центре стола. Ведущий предлагает: «Сейчас перед нами выложены все карты. Давайте все вместе создадим новый сюжет.» 4. Групповой сюжет может либо включать в себя элементы личных сюжетов, либо стать совсем иным рассказом. Можно закончить игру на этой стадии, а можно ввести дополнительный вопрос: 5. Каждый участник рассмотрит две свои начальные карты и ответит, изменилось ли в результате проделанной работы их значение для него.
Игра №5 – Внутренняя тень.
В результате столкновения с кризисной ситуацией человек может оказаться раздираемым внутренними противоречивыми чувствами, испытывая конфликт между саморазрушительными силами и силами, ведущими к освобождению от страхов и к обретению смысла жизни. Эта игра способствует выявлению в нас таких противоречивых сил и может привести к трансформации постоянного трения и сопротивления в плавно текущий жизненный поток.
Процесс игры.
1. Карты СОРЕ открыто раскладываются на столе. 2. Ведущий говорит: «Выберите одну из карт по образу вашей внутренней тени – она будет означать все, что вас подавляет, ваши неразрешенные проблемы, боли и печали.» Все участники выбирают по карте и кладут ее слева от себя. 3. Ведущий прдолжает: «Выберите другую карту, которая символизирует все ваши мечты, ожидания, стремления.» Участники выбирают вторую карту и кладут ее справа от себя. 4. Ведущий перетасовывает оставшуюся часть карт СОРЕ и предлагает участникам вытянуть из нее вслепую еще по три карты. Затем эти карты открываются и выкладывются между первыми двумя картами, образуя «мост» между «тенью» и «мечтаниями». 5. Участникам предлагается придумать сюжет о переходе моста от карты сомнений и внутренний борьбы к карте надежд и осуществлений мечты.
Игра №6 – Развилка.
Кризисные ситуации заставляют нас остановиться и задуматься. Мы можем пересмотреть свое прошлое, открыть в себе дремлющие возможности, выявить мечты и чаяния, раскрыть новые творческие подходы для решения проблем. Эта игра способствует переоценке ценностей во времена кризиса и выбору правильной дороги для выхода из него.
Процесс игры.
1. Карты СОРЕ перетасовываются и выкладываются рубашкой вверх. 2. Каждый участник сосредотачивается на своей проблеме и вытягивает вслепую по пять карт. 3. Ведущий говорит: «Открывайте ваши карты одну за другой. Первая карта описывает вашу кризисную ситуацию. Вторая карта означает корень проблемы из вашего прошлого. Третья карта описывает ваши чаяния в создавшейся ситуации. Четвертая карта показывает, какими ресурсами вы располагаете для разрешения создавшейся ситуации. Пятая карта изображает решение таким, каким оно вам видится сейчас. Теперь все ваши дороги раскрыты перед вами. Вам предстоит решить, в каком направлении вам двигаться и что вам может оказать помощь в дальнейшем путешествии. Выберите из оставшейся колоды вслепую одну карту и решите, куда бы вы хотели положить ее, чтобы узнать, в каком направлении вам стоит идти и что вам необходимо для достижения вашей цели. Откройте выбранную карту и положите ее изображением вверх на одну из ранее выбранных пяти карт «развилки». Изложите всплывший у вас сюжет.»
Игра №7 - «давать и получать»
«Научиться получать, не чувствуя себя оскорбленным и униженным, научиться давать, не возгордившись собой.»
Процесс игры
Ведущий перетасовывает карты и кладет их на стол двумя стопками рубашками вверх. Затем он говорит участнику: «Та стопка, что по правую руку от вас, содержит все, что вам бы хотелось получить от этого мира. Та стопка, что по левую руку содержит все, что вам хотелось бы дать этому миру. Перетасуйте каждую стопку по отдельности, а затем откройте в каждой из них по одной верхней карте. Теперь вы готовы получить ответы на свои вопросы: 1. «Что я научился получать в результате пережитых кризисов?» 2. «Что я научился давать в результате пережитых кризисов?»
|