Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеграционные союзы: ЕС, ЕАСТ, нафта






 

Европейский Союз является наиболее продвинутой с точки зрения форм экономической интеграции группировкой в мире.

Исходной точкой формирования ЕС принято считать подписа­ние 18 апреля 1951 г. в Париже Францией, ФРГ, Италией, Бельги­ей, Нидерландами и Люксембургом Договора о создании Европей­ского объединения угля и стали. Через шесть лет (25 марта 1957 г.) в Риме этими же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Вместе с Парижским договором Римский договор 1957 г. заложил конституционные основы Европейского сообщества, став фундаментом для создания зоны свободной торговли шести стран. В соответствии с Римским договором миссия сообщества заключается в том, чтобы путем создания общего рынка и постепенного сближения экономичес­кой политики государств-членов способствовать гармоничному развитию экономической деятельности во всем сообществе, непрерывному и сбалансированному экономическому росту, по­вышенной стабильности, ускоренному подъему уровня жизни и более тесным связям между государствами, которое оно объединя­ет. Конкретные положения договора касаются создания единого рынка товаров, организованного и ограниченного общими прави­лами и политикой, в особенности в области сельского хозяйства.

Можно назвать три группы основных инструментов проведения региональной политики ЕС[2, c. 274]:

1. Европейский фонд регионального развития;

2. Широкий круг финансовых учреждений и фондов, средства которых могут использоваться в региональных целях:

· Европейский инвестиционный банк;

· Европейский социальный фонд;

· Европейский комитет угля и стали;

· Европейский сельскохозяйственный фонд управления и гарантий (отделение управления);

3. Другие средства координации:

· политика конкуренции;

· региональные налоги;

· планы-предложения регионального развития стран-членов ЕС;

· концепции совместного развития;

· оперативные программы и инициативы сообщества;

· периодические доклады;

· приоритеты (и стимулы) в региональной политике стран ЕС.

Европейское сообщество оказывает помощь населению и предпринимателям в тех или иных ареалах посредством предоставления субсидий и ссуд. Субсидии выделяют в основном три структурных фонда:

· Европейский фонд регионального развития (European Regional Development Fund — ERDF), созданный в 1975 г. с целью содействия сокращению социально-экономических различий между регионами сообщества (4, 5 млрд. экю в 1989 г.).

· Европейский социальный фонд (European Social Fund — ESF), задача которого — способствовать занятости (3, 5 млрд. экю в 1989 г.).

· Отделение управления при Европейском сельскохозяйственном фонде управления и гарантий (Guidance Section of the European Agricultural Guidance and Guarantee Fund — EAGGF).

Назначение фонда — способствовать ускорению приспособления структуры сельского хозяйства отдельных стран и регионов к условиям общей аграрной политики ЕС, способствовать развитию сельских ареалов (1, 5 млрд. экю в 1989 г.).

Источниками ссуд ЕС являются такие учреждения как[2, c. 280]:

· Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank — EIB);

· Новый инструментарий сообщества (New Community Instrument — NCI);

· Европейское общество угля и стали (European Cool and Steel Community — ESCS);

· Европейское атомное общество (Euratom).

Соотношение различных субсидий и ссуд для остальных проектов должно отвечать следующим правилам: 50 % общих расходов может покрываться в форме субсидий одного или нескольких структурных фондов, 70 % при сочетании субсидий и ссуд для финансирования тех же самых проектов (эта верхняя граница в некоторых случаях может быть повышена, но не должна составлять более 90 % общих расходов). Кроме того, могут привлекаться и другие финансовые источники.

Подход сообщества, суть которого в том, что любое достижение в области регионального развития рассматривается как результат от совместных усилий районов стран-участниц и комиссии сообщества, базируется на трех принципах: партнерстве, субсидиарности и дополнительности.

Партнерство определяется как тесное сотрудничество между комиссией сообщества и страной, которую представляют на национальном, региональном, локальном и прочих уровнях компетентные органы. Оно распространяется на подготовку, финансирование, реализацию, сопровождение и оценку мероприятий сообщества. Смысл партнерства в том, что различные экономические агенты, ориентируясь в своих действиях на официальные стратегии и программы, достигают общих целей как один партнер. Естественно, партнерство не исключает определенной децентрализации совместных действий, при которой лучше учитываются реальные экономические условия, и тем самым создается основа субсидиарности.

Субсидиарность — перенесение компетенции на тот уровень (более высокий или более низкий), на котором наиболее эффективно решаются проблемы.

Дополнительность — совместное финансирование мероприятий. При этом увеличение финансовых средств структурных фондов сообщества и их концентрация в определенных странах или регионах достигают своего эффекта, когда расходы соответствующих стран (т. е. национальные расходы), по меньшей мере, остаются постоянными.

Мероприятия сообщества дополняют соответствующие национальные мероприятия или содействуют им [2, c. 276].

3. Концепции совместного развития

Чтобы региональная политика ЕС способствовала максимально возможному использованию ресурсов отдельных стран и регионов, вела к повышению их конкурентоспособности, принимаются концепции совместного развития (КСР). Разработка и реализация концепций совместного развития включает четыре этапа.

Этап 1 — разработка планов-предложений. В 1989 г. комиссия ЕС впервые обозначила в основных направлениях деятельности сообщества на перспективу общие ориентиры по региональной политике, целевые задачи и критерии определения списка регионов, на которые распространяются мероприятия сообщества. При этом странам — членам ЕС не указывалось, что должно быть в их планах, а разъяснялись основные положения и приоритеты, на которые страны должны ориентироваться при составлении своих планов-предложений. Последние с изложением собственной стратегии в рассматриваемом периоде и указанием необходимых для этого средств, как национальных, так и ожидаемых от сообщества, страны-члены ЕС представляли на рассмотрение комиссии. Комиссия ЕС, получив в свое распоряжение обоснованные сведения о приоритетных целях (задачах) и потребностях в финансировании по отдельным странам сообщества, затем работала над концепцией совместного развития (КСР), согласовывая ее со всеми странами-участницами. При разработке КСР и планов предложений предписывалось пользоваться общепринятой классификацией территории (NUTS).

1. 66 регионов Европейского сообщества;

2. 174 административных образования (районы);

3. 829 областей (ареалов), на которые расчленяются образования уровня NUTS II.

Было установлено, что на уровне территориальных образований второй группы NUTS разрабатываются планы развития регионов, попадающих под цель 1. Однако Ирландия, Греция и

Португалия, попадающие главным образом под цель 1, представили планы-предложения, разработанные на национальном уровне. Это было сделано в надежде на получение возможно большего синергетического эффекта.

На уровне территориальных образований третьей группы NUTS разрабатывались планы региональной и социальной перестройки (цель 2) и планы содействия развитию сельских ареалов (цель 5Ь).

При представлении планов-предложений в рамках целей 1, 2, 5Ь необходимо было указать региональные, локальные и прочие органы, на которые можно было возложить ответственность за проведение отдельных мероприятий.

Планы-предложения по борьбе с долговременной безработицей (цель 3) и по включению молодежи в трудовую жизнь (цель 4) составлялись на национальном уровне. При этом особо выделялись расходы для регионов и ареалов, попадающих под цели 1, 2, 5, и затраты для прочих регионов и ареалов.

При разработке национальных планов-предложений следовало координировать планы районов, которые внутри одной страны попадали под единую цель, а также согласовывать мероприятия, которые в рамках разных целей относились к одной географической области. Возможность участия сообщества в финансировании мероприятий планов-предложений определялась[3, c. 299]:

· степенью тяжести специфических проблем, прежде всего региональных или социальных;

· финансовыми возможностями соответствующей страны, при этом учитывалось относительное благополучие этой страны;

· особой значимостью, которая придавалась мероприятиям на уровне сообщества;

· особым интересом к мероприятиям на региональном уровне.

Масштабы участия сообщества определялись исходя из следующих условий:

· финансировалось не более 75 % и не менее 50 % общих расходов на мероприятия в регионах, попадающих под цель 1;

· финансировалось не более 50 % и не менее 25 % общих расходов в остальных регионах;

· для инвестиций, в результате которых ожидалось получение дохода, границы не устанавливались;

· полностью финансируются сообществом мероприятия по оказанию помощи в разработке планов-предложений, концепций совместного развития, а также оперативных программ, проводимых по инициативе комиссии ЕС.

Этап 2 — разработка концепций совместного развития. После рассмотрения комиссией ЕС представленных планов-предложений, согласования спорных вопросов со всеми партнерами, особенно с партнерами разных региональных уровней, причастных к принятию решений по основным пунктам планов-предложений, было разработано 140 концепций совместного развития для 12 стран-участниц. Эти концепции распределялись по целям следующим образом:

Цель 1------------------------------------------18

Цель 2------------------------------------------57

Цель 3, 4 (вне регионов цели 1)------------9

Цель 5 ----------------------------------------56.

Этап 3 — реализация концепций совместного развития. Формы участия сообщества в реализации концепций совместного развития многообразны:

· оперативные программы;

· глобальные субсидии (гранты);

· средства на техническую помощь и исследования; и др.

Цель оперативной программы — увязать долговременные мероприятия, для осуществления которых могут быть задействованы один или несколько структурных фондов, средства Европейского инвестиционного банка и прочие финансовые источники. Оперативные программы разрабатываются и реализуются по инициативе или страны или комиссии сообщества с согласия соответствующей страны-участницы. Если оперативная программа требует участия нескольких структурных фондов и (или) нескольких финансовых источников, то она реализуется как интегрированная оперативная программа.

Глобальные субсидии (гранты) определяются комиссией сообщества с участием страны-участницы и компетентных органов, ее представляющих. Страна-участница возлагает на уполномоченные для этой цели учреждения задачу управления выделяемыми средствами (грантами) по мероприятиям, проводимым несколькими малыми или средними по размеру участниками проектов.

Средства на техническую помощь и исследования выделяются из различных бюджетных источников[5, c. 322]:

· 0, 3 % средств структурных фондов расходуется на финансирование исследований и технической помощи при разработке планов-предложений, концепций совместного развития и оперативных программ;

· 0, 5 % средств ERDF — на финансирование проектов сотрудничества между регионами, локальными учреждениями и локальными объединениями;

· 5 % средств ESF выделяется на финансирование инновационных проектов, проводимых большинством стран-участниц по профессиональному обучению молодых кадров и повышению квалификации лиц, уже имеющих профессию;

· 1 % средств EAGGF выделяется на финансирование исследовательских проектов в области сельского и рыбного хозяйства (такого рода проекты учитываются в концепции совместного развития, но финансируются как самостоятельные проекты).

Конкретные формы участия сообщества в реализации КСР зависят от целей, под которые эти концепции составлены. Можно выделить три формы реализации концепций совместного развития.

Во-первых, концепции, составленные на основе региональных планов-предложений под цели 1, 2, 5, реализуются через[5, c. 325]:

· оперативные программы (сроком на 3 – 5 лет). Для одного и того же региона возможно несколько видов оперативных программ (например, по инфраструктуре, по социальным секторам). Оперативная программа может финансироваться одним или несколькими структурными фондами, которые должны использоваться путем сочетания субсидий и ссуд.

Средства, поступающие от структурных фондов, согласовываются ежегодно. Финансирование КСР сообществом осуществляется в виде авансов и платежей по окончании;

· большие проекты. Эта форма относится только к мероприятиям, финансируемым из Европейского социального фонда. Для производственных инвестиций минимальный финансовый объем составляет 10 млн. экю, для инфраструктурных инвестиций — 15 млн. экю;

· глобальные субсидии — субсидии из ERDF, ESF, EAGGF. Управление бюджетными средствами по фонду ERDF комиссия ЕС возлагает на соответствующие учреждения в регионах;

· содействие национальным методам регулирования. Сообщество выделяет субсидии для предприятий, если их деятельность отвечает правилам конкуренции в рамках ЕС. Критерии для содействия со стороны ЕС определяются на основе КСР.

Во-вторых, концепции, составленные на основе национальных планов-предложений под цели 3, 4, реализуются через:

· горизонтальные оперативные программы содействия национальным методам регулирования в рамках целей 3, 4;

· глобальные субсидии;

· инновационные мероприятия.

Критерии для содействия сообщества мероприятиям в рамках этой группы КСР должны не только вытекать из сути концепции, но и соответствовать критериям и приоритетам ESF.

Географические границы здесь не играют никакой роли.

В-третьих, концепции, составленные под цель 5а, реализуются через:

· субсидии, предоставляемые для улучшения производственных структур;

· оперативные программы;

· глобальные субсидии для улучшения элементов производственных структур, занятых переработкой продукции сельского и лесного хозяйств.

Этап 4 — сопровождение и оценка концепций. Сопровождающие мероприятия — это мероприятия по адаптации к конъюнктурным и структурным изменениям на всех уровнях реализации КСР.

В целях контроля над расходом денег сообщества предусмотрен следующий механизм оценки и контроля структурных мероприятий. Оценка мероприятий сообщества осуществляется с позиции общего воздействия на обозначенные цели и, особенно на укрепление социально-экономических связей в сообществе, а также с позиции долговременных последствий мероприятий на уровне оперативных программ. Оценка производится по экономическим индикаторам на базе региональных и национальных статистических данных и данных исследований и анализа. Выводы представляются Европейскому парламенту и социальному комитету в рамках ежегодных докладов.

Проводя контроль, комиссия может сократить или прервать финансирование, если выясняется нерегулярность и незаконность действий, изменение способа или условий проведения мероприятий.

Незаконно выплаченные суммы возвращаются комиссии, с невозвращенных сумм, в соответствии с бюджетным порядком и предписаниями комиссии, взимаются пени за просрочку исполнения обязательств [5, c. 365].

В развитие этих идей и был разработан и заключен договор о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА).

НАФТА представляет сегодня крупнейшую региональную зону свободной торговли, где 392 млн. чел. производят совокупный ВНП стоимостью 8, 7 трлн. долл. (1997 г.), и ее участником являются США — единственная оставшаяся в мире сверх держава.

Объединение дало дополнительный импульс взаимной торгов­ле, и уже за первые шесть месяцев 1994 г. только Соединенным Штатам рост экспорта их товаров и инвестиций в Канаду и Мекси­ку принес дополнительно 100 тысяч рабочих мест, а темп роста этого экспорта за тот же период вдвое превысил аналогичный темп роста во все остальные страны мира. Возрос и импорт США из этих двух стран — благодаря ослаблению взаимного таможенного режима. В целом же в соответствии с подписанным Соглашением о североамериканской интеграции на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между страна­ми должны быть ликвидированы (за исключением некоторых, осо­бо важных для каждой страны отраслей, специально поименован­ных в соглашении), таможенные барьеры — отменены[3, c. 164].

В ходе последующих конференций министров торговли 34 стран Западного полушария (в июне 1995 г. и марте 1996 г.) выяви­лись два основных подхода к развитию интеграции. Первый ини­циируют США (при поддержке других членов НАФТА) и Чили. Они предлагают разработать основы будущего интеграционного процесса по секторам экономической деятельности и расширять НАФТА путем присоединения к этому соглашению других стран региона в индивидуальном порядке. Другой путь предлагают Бра­зилия, другие члены МЕРКОСУР и страны Андской группы — че­рез развитие в 2000—2005 гг. субрегиональных интеграционных объединений и их поэтапное слияние.

Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай начали процесс интеграции несколько раньше, чем НАФТА, и добились к настоя­щему времени значительных успехов в экономической и политической областях. Реализация положений Асунсьонского договора в 1991 г. позволила им не только увеличить масштабы взаимной торговли более чем в 3 раза, но и заложить основы экономического союза. В соответствии с соглашением об учреждении МЕРКОСУР (январь 1995 г.) в зоне свободной торговли четырех стран ликвиди­рованы таможенные пошлины и другие ограничения на 90% това­ров, согласованы общие внешние тарифы на 85% импортируемых товаров, налажен механизм регулярных консультаций на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел, эко­номики, финансов, торговли, социального обеспечения, культуры, в ходе которых осуществляется координация национальных поли­тик. Для руководства процессом интеграции в переходный период в конце 1994 г. были созданы Совет общего рынка (в составе ми­нистров иностранных дел), Группа общего рынка — исполнитель­ный орган, функционирующий постоянно и имеющий админис­тративный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео, а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэконо­мической политики, наземного и морского транспорта, промыш­ленной технологии, сельского хозяйства и энергетики[3, c. 167].

 

 

Заключение

Интеграция представляет собой объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития. Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, она ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов.

В настоящее время в мире насчитывается около 20 международных экономических объединений интеграционного типа в основных регионах и на континентах земного шара. Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить следующие: в Западной Европе — Европейский союз (ЕС) и Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ); в Северной Америке — Североамериканскую ассоциацию свободной торговли (НАФТА); в Азиатско-Тихоокеанском регионе — Ассоциацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС); в Азии — Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН); в Латинской Америке — Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАЙ) и «Меркосур»; в Африке — Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) и Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК).

Европейский Союз является наиболее продвинутой с точки зрения форм экономической интеграции группировкой в мире.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал