Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интенсив Общество Тренировочные задания

А 1. Определение: «Развернутая в пространстве и развивающаяся во времени сфера бытия человека, среда и продукт жизнедеятельности людей» относится к понятию 1) Формация 2) общество 3) государство 4) культура

 

А 2. Какой из признаков характеризует общество как систему?

1) постоянное развитие 2) часть материального мира 3) обособление от природы 4) способы взаимодействия людей

 

А 3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество – это население Земли, совокупность всех народов.

Б. Общество – это определенная группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А 4. Понятие «общество» включает в себя

1) окружающий мир 2) природную среду обитания 3) способы взаимодействия людей 4) сохранение связи с природой

 

А 5. Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества?

А. Начиная с определенного уровня развития производства общество избавляется от прямой зависимости от климатических факторов.

Б. Влияние природных условий на жизнь общества является решающим и будет оставаться таковым.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А 6. Понятия «нация», «этнос» относятся

1) к экономической сфере 2) к социальной сфере 3) к политической сфере 4) к духовной сфере

 

А 7. Понятие «собственность», «производство», «обмен» относятся

1) к экономической сфере 2) к социальной сфере 3) к политической сфере 4) к духовной сфере

 

А 8. Верны ли следующие суждения об основных сферах жизни общества?

А. Основные сферы жизни общества достаточно автономны и вместе с тем неразрывно связаны.

Б. Изменения в одной сфере жизни общества не влияют на другие сферы и общество в целом.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А 9. К элементам духовной сферы жизни общества можно отнести

1) классы, социальные группы 2) политические партии 3) мораль 4) рабочую силу

 

А 10. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию

1) стагнация 2) прогресс 3) регресс 4) модернизация

 

А 11. Верны ли следующие суждения о критериях общественного прогресса?

А. Критерием общественного прогресса может быть уровень развития производительных сил.

Б. Критерием общественного прогресса может быть уровень развития общественных институтов, в том числе науки и культуры.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А 12. Характерной чертой регресса в обществе является

1) переход от низшего к высшему 2) движение назад к менее совершенному

3) переход от простого к сложному 4) движение вперед к более совершенному

 

А 13. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.

Б. Общественный прогресс графически можно изобразить в виде восходящей изломанной линии.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А 14. Определение: «Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным» относится к понятию

1) модернизация 2) эволюция 3) революция 4) реформа

 

А 15. Верны ли следующие суждения о сущности революции?

А. Революция – это изменение (преобразование, переустройство) какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Б. Революция – это постепенный переход общества из одного состояния в другой.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А 16. Определение: «Коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества» относится к понятию

1) контрреволюция 2) реформа 3) революции 4) контрреформа

 

А 17. Верны ли следующие суждения о реформах?

А. Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.

Б. Реформы могут изменять общественный строй или типы хозяйственной деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А 18. Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества является (ются)

1) регрессивная направленность 2) революционные изменения 3) постепенные процессы 4) скачкообразные перемены

 

А 19. Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?

А. Для индустриального общества характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда.

Б. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А 20. Какой признак относится к индустриальному обществу?

1) развитие индивидуализированного сознания 2) возникновение и лидерство массовой культуры

3) наличие однородного характера культуры 4) преобладание устной передачи информации

 

А 21. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?

А. В традиционном обществе преобладает индивидуализм, а ценность человека заключается в нем самом.

Б. В традиционном обществе люди стремятся властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможную пользу.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А 22. Общественно-экономическая формация – это

1) определенный тип экономической системы

2) форма существования общества

3) определенный тип общества, взятый в единстве всех его сторон и сфер

4) совокупность проявлений культуры как таковой

 

А 23. Верны ли следующие суждения о формационном подходе к анализу общественного развития?

А. Формационный подход позволяет увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов.

Б.Формационный подход ставит в центр исследования человека и его деятельность.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А 24. Определение: «Совокупность уникальных экономических, социальных, духовных, нравственных, психологических, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от другой» относится к понятию

1) общество 2) культура 3) формация 4) цивилизация

 

А 25. Верны ли следующие суждения о сущности понятия «цивилизация»?

А.Цивилизация – это стадия общественного развития, следующая за дикостью и варварством.

Б. Цивилизация – это состояние общества, признающего ценности мира, экономического процветания, свободы, закона.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А 26. Верны ли следующие суждения о цивилизационном подходе к анализу общественного развития?

А. Цивилизационный подход позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии.

Б. Цивилизационный подход ставит в центр исследования человека и его деятельность.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А 27. В структуру общественно-экономической формации входит следующий элемент

1) производственные отношения 2) культура как совокупность общественных ценностей

3) способ производства 4) государство как система господства меньшинства над большинством

 

А 28. В структуру общественно-экономической формации входит следующий элемент

1) общественные производительные силы 2) способ общения

3) государство как система управления делами общества 4) производственные отношения

 

А 29. Верны ли следующие суждения о причинах возникновения глобальных проблем?

А. Причина возникновения глобальных проблем заключается в невиданном расцвете производительных сил, в результате которого техногенная нагрузка на Землю резко возросла.

Б. Причина возникновения глобальных проблем состоит в том, что человек оказался недостаточно разумен, чтобы вовремя предусмотреть пагубные последствия технического влияния.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А 30. К глобальным проблемам современности относится

1) проблема войны и мира 2) проблема религиозных конфликтов

3) проблема развития торговых связей 4) проблема развития стран СНГ

 

А 31. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

А. Глобальные проблемы порождены деятельностью одной страны или группы стран.

Б. Глобальные проблемы угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А 32. К глобальным проблемам современности относится (ятся)

1) энергетическая проблема 2) проблема освоения недр в странах Востока и Латинской Америки

3) проблема взаимодействия России и Запада 4) все указанные выше

 

А 33. Верны ли следующие суждения о социологии?

А. Социология – это наука об обществе как целостной системе.

Б. Социология – это наука, изучающая историю и закономерности возникновения государства и права.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А 34. Отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности, называются

1) экономическими 2) цивилизационными 3) общественными 4) политическими

 

А 35. В понятие социальный институт не входит 1) школа 2) брак 3) армия 4) дружба

 

Часть 2 (В)

В 1.1 Запишите слово, пропущенное в схеме.

 
 

 


В 1.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБЩЕСТВ
2

               
   
       
 
 
Традиционное

 

 


В 1. 3.

 


В 2. 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс».

Социальная реформа, стагнация, социальная революция, общественное развитие, модернизация.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс».

 

В 2. 2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «цивилизация».

Социальная революция как основная форма движения; общественные производительные силы; классовая, двухполюсная структура общества; культура как совокупность общественных ценностей; способ общения.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «цивилизация».

 

В 2. 3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «духовные отношения».

Политические отношения; религиозные отношения; производственные отношения; философские отношения.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «духовные общественные отношения».

 

В 3. 1. Установите соответствие между типами общества и их основными чертами:

ТИП ОБЩЕСТВА 1) традиционное общество 2) индустриальное общество

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

А) высокая социальная мобильность Б) деспотическое государство

В) неразделенность административной власти Г) признание демократических прав и свобод личности

Д) включенность всех в коллектив

 

В 3. 2. Установите соответствие между типами общества и их основными чертами:

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 1) социальная сфера 2) политическая сфера

УЧРЕЖДЕНИЯ

А) парламент Б) система здравоохранения В) общественные организации

Г) правительство Д) коммунальные службы

 

В 3. 3. Установите соответствие между типами общества и их основными чертами:

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА 1) реформа 2) революция

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

А) разрушение основ существующего социального строя Б) активное политическое действие народных масс

В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни

Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса

Д) сохранение фундаментальных основ существующего строя

 

В 4. 1. Найдите в приведенном ниже списке специфические черты общества

1) самодостаточность 2) предсказуемость 3) статичность 4) динамичность 5) линейность 6) сложноорганизованность.

 

В 4. 2. Найдите в приведенном ниже списке специфические черты общества

1) проблема образования народных масс 2) демографическая проблема 3) продовольственная проблема

4) торговая проблема 5) проблема использования космоса 6) научная проблема

 

В 5. 1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Общество – продукт совокупной деятельности множества людей. (2) По мнению древнегреческого философа Аристотеля, только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество, что делает человека «политическим животным». (3) Как способ существования людей общество должно выполнить набор определенных функций, для реализации которых формируются соответствующие организации (институты) и отношения. (4) На наш взгляд, одна из самых злободневных проблем современности, от решения которой зависит будущее человечества, является проблема взаимосвязи общества и природы.

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

 

В 5. 2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Человечество в целом, по нашему мнению, никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться. (2) Французский философ-просветитель Ж-А. Кондорсе признавал общественный прогресс, считая его критерием развития разума. (3) Прогресс идет по многим направлениям во всех областях человеческой деятельности и в то же время у него есть побочные эффекты, неприятные, отрицательные последствия. (4) Считается, что понятие прогресса в современных условиях все более транспортируется в сторону обогащения его гуманистическими характеристиками.

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

 

В 5. 3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Реформа – это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы. (2) По мнению большинства исследователей, реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (реакционными). (3) С точки зрения советской исторической науки, поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результаты реформ всегда ниже ожидаемого. (4) Однако степень реформаторских преобразований, на наш взгляд, может быть очень существенной, даже изменять общественный строй.

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

 

В 6. 1. Прочитайте приведенный ниже текст и заполните пропуски

«Понятия «индустриальное общество» и «индустриальная _______ (1)» можно использовать как синонимы. Французский философ и социолог Р.Арон описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное ______ (2) и сословная _________ (3), к передовому, промышленно развитому «индустриальному обществу». С точки зрения сторонников данной теории, именно характеристики крупной ________ (4) и обусловливают _________(5) во всех иных ______________ (6) общественной жизни».

А) сфера Б) государство В) хозяйство Г) сознание Д) процесс Е) революция

Ж) промышленность З) цивилизация И) иерархия

 

2. Прочитайте приведенный ниже текст и заполните пропуски

«____ (1) прогресса французские просветители видели в развитии человеческого ___ (2), в распространении _____(3). Столь оптимистический взгляд на историю сменился в ХIХ в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривал прогресс в переходе от одной общественно-экономической ___ (4) к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной __ (5), рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом ___ (6), т.е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному».

А) стабилизация Б) модернизация В) разум Г) формация Д) просвещение

Е) критерий Ж) цивилизация И) структура

 

3. Прочитайте приведенный ниже текст и заполните пропуски

«Исторический ____ (1) растянулся на тысячелетия и рассматривает разные этапы развития человеческого общества вплоть до наших дней. Он интегрирован в социальные _____ (2), являющиеся неотъемлемой его сущностью: ___ (3) людей (индивидов, социальных групп), продукты человеческой ______ (4) (материальные, духовные), суждения, высказывания (теории, идеи, концепции). Его основу составляют _____(5), т.е. те или иные прошедшие или проходящие факты или явления общественной жизни. Именно в них воплощаются экономические, социальные, политические и культурные связи и _____ (6)».

А) отношение Б) прогресс В) фактор Г) процесс Д) опыт Е) действие

Ж) событие З) деятельность И) структура

 

Часть 3 (С)

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

«Общество – сложнейший социальный организм и оценить его в одномерной системе координат невозможно. Необходимо использовать группу, совокупность критериев, каждый из которых видоизменял бы ведущий (основной, решающий) критерий применительно к разным периодам человеческой истории и к отдельным сферам жизни общества.

Следует при этом иметь в виду, что в публикациях на эту тему общественный прогресс и социальный прогресс рассматриваются обычно как синонимы. Между тем они не тождественны, как и связанные с ними отношения. Социальные отношения – это лишь часть общественных отношений. Следовательно, общественный прогресс включает в себя прогрессивные изменения как в собственно социальной сфере (отношения между классами, внутриклассовые изменения, отношения между городом и деревней, физическим и умственным трудом, развитие социально-классовой структуры общества и политической надстройки), так и за ее пределами: производственные (экономические), идеологические, внешнеполитические и другие отношения. Значит, и критериями общественного прогресса должны быть схвачены более широкие явления и процессы, чем собственно социальные.

Для того чтобы общесоциологический критерий прогресса мог быть установлен, требуется также определить область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер. Это значит, что такая область не может быть устранена ни в каком обществе, ни в какую историческую эпоху.

Она должна быть единым общим признаком, непременным свойством для любого общества, причем невозможно его существование и развитие. Еще одно к ней требование: непрерывность функционирования, что обеспечивает преемственность общества, а значит и объективную возможность сравнения, сопоставления уровней развития» (Миголатьев А.А. Общественный прогресс и регресс: философский аспект Социально-гуманитарные знания. 2004, №3 С.81-82)

 

С 1. Каким образом можно объективно оценить то или иное общество? Чем обусловлен такой способ его оценки?

С 2. Опираясь на текст, укажите, чем различаются понятия «общественный прогресс» и «социальный прогресс». Какое из них является более широким по своему содержанию?

С 3. Укажите непреходящие, вечные факторы (область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер») существования общества, его изоляции?

С 4. Сформулируйте общий критерий общественного прогресса в условиях современной цивилизации. Раскройте его социальный смысл.

 

С 5. 1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.

2. Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности.

3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «цивилизация». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о цивилизации.

 

С 6. Раскройте на двух примерах характеристику общества как системы.

 

С 7. 1. Познакомьтесь с утверждением российско-американского социолога П.Сорокина: «Каждое последующее поколение становится неизбежным наследником предыдущего, … Жизнь, судьба и деятельность каждого поколения предопределены жизнью и деятельностью предшествующих поколений … Каждое последующее поколение сковано нерасторжимой цепью с предыдущим. Оно может погибнуть, но разбить эту цепь бессильно».

Какое значение в жизни современного общества имеет опыт предшествующих поколений? В истории были трагические события, прерывающие связь поколений, порождающие «Иванов, не помнящих родства». Может ли это служить аргументом против вывода П.Сорокина о «нерасторжимой цепи» поколений? Свою позицию обоснуйте.

2. При характеристике глобальных проблем современности приходится слышать мнение о том, что человечество идет к своему концу, у людей нет сил спасти самих себя, провозглашается обреченность мирового сообщества. Назовите три важнейших признака глобальных проблем. Согласны ли вы с приведенным мнением? Свою позицию аргументируйте.

3. Один из авторов учебника по истории утверждал, что при освещении исторического процесса следует перенести центр тяжести с изучения истории культуры и духовной жизни. Необходимо раскрыть специфический способ развития человеческого общества, отраженный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Какой подход к анализу исторического процесса предлагал использовать автор учебника? Укажите два достоинства и два недостатка данного подхода.

 

С 8. Изложите свои мысли (точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных ниже высказываниях проблем. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Белинский)

1. «Созидается общество началами нравственными» (Ф.Достоевский)

2. «Регресс имел место так же часто, как и прогресс» (Г.Спенсер)

3. «Любая реформа, кроме моральной, бесполезна» (Т.Карлейль)

4. «Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес)

5. «Культура – это душа человечества, цивилизация его тело» (Г.Матюшов)

 

 

Ответы на тренировочные упражнения на тему «Общество»

                                   
                                   
                                   
                                   

В 1- исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество и др.);

2 – индустриальное; 3- революция;

В 2 – 1- стагнация, 2- классовая, двухполюсная структура общества, 3- производственные отношения

В 3 – 1 – 21121, 2-21221, 3- 22121

В 4 – 1-146, 2-235, 3-356

В 5 – 1- АБАБ, 2- ББАБ, 3- АБББ

В 6- 1- ЗВИЖДА, 2- ЕВДГИБ, 3- ГВЕЗЖА

С 1 Необходимо использовать совокупность критериев, каждый из которых видоизменял бы ведущий критерий применительно к разным периодам человеческой истории и к отдельным сферам жизни общества. Такой способ оценки обусловлен тем, что общество является сложнейшим социальным организмом. Поэтому оценить его, опираясь только на один какой-либо критерий, невозможно.
С 2 Понятие «общественный прогресс» включает в себя прогрессивные изменения не только в социальной, но и в политико-правовой, экономической, духовной сферах жизни общества, в то время как понятие «социальный прогресс» объединяет прогрессивные изменения в собственно социальной сфере (отношения между классами, между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, развитие социально-классовой структуры общества). Поэтому понятие «общественный прогресс» по своему содержанию шире, чем понятие «социальный прогресс».
С 3 В качестве непреходящих, вечных факторов существования общества, его эволюции могут быть указаны человек, производство
С 4 Общим критерием общественного прогресса в условиях современной цивилизации является человек, в котором аккумулируются все основные достижения производства, науки, просвещения и культуры. Социальный смысл данного критерия состоит в том, что производство, политика, НТР должны развиваться не сами по себе и не сами для себя, а для человека, его блага.
С 5 1. Институт общества – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей. Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества – сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др.
С 5 2. В качестве причин возникновения глобальных проблем могут быть названы: Совершенствование и развитие производительных сил, т.е. результат развития материальной культуры общества. Результат социального прогресса и др.
С 5 3. Понятие «цивилизация» используется в нескольких значениях: - как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством; - как синоним культуры; - как уровень (ступень) развития того или иного региона, отдельного этноса; - как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка. Примеры предложений: В современных условиях известны такие основные цивилизации, как западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская. Каждая цивилизация базируется на ценностях культуры, которые она выражает, развивает и воплощает в процессе жизненного цикла. Цивилизация является глубинной и длительной социальной общностью с точки зрения своей истории. Цивилизация не сводится только к одному параметру развития общества, а включает другие компоненты, что обусловливает ее неповторимость и уникальность и др.
С 6 1. В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, но и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно-энергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т.д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.
С 6 2. В качестве примеров, иллюстрирующих взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с помощью предотвращения новой мировой войны, могут быть приведены: Значительное количество локальных вооруженных конфликтов приходится на страны «третьего мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт). Из-за обострения проблемы обеспечения сырьем и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война). Бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации) и др.
С 6 3. В качестве примеров, раскрывающих характеристику общества как системы, могут быть приведены: Общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, подсистем. Общество не сводимо к людям, его составляющим, оно включает вне- и надиндивидуальные формы, связи и отношения, которые человек создает своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования и др.
С 7 1. Опыт – исторически развивающийся процесс взаимодействия человека с объективным миром и результат этого взаимодействия; совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков. Таким образом, опыт предшествующих поколений - необходимое условие развития современного общества, хотя не всегда передача этого опыта осуществлялась от поколения к поколению. Исторический процесс показывает, что возможно возобладание стремлений начать все заново, зачеркнув опыт предков. Однако прерывание связи поколений скорее носит катастрофический характер для общества.
С 7 2. Само понятие «глобальные проблемы» предполагает, что им присущи следующие важнейшие признаки: - они порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечество в целом; - они угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле; - они решаемы лишь при условии объединения усилий всего мирового сообщества. Происходящая в современных условиях информационная революция создает реальные технико-технологические основы для решения глобальных проблем. Все большее распространение получает экономика, построенная на сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования стихийных экономических процессов, позволяющая осуществляющая осуществлять эффективную социальную защиту населения, преодолевать конфликт между эффективностью производства и социальными интересами людей. Постепенно утверждается в умах политиков и становится реальностью идея ненасилия, решения возникающих проблем не силой, а переговорами, поиском компромиссов. Уходит в прошлое непримиримое идейное противостояние, выливавшееся в психологическую войну. Основы для терпимости и взаимного сотрудничества в рамках мирового сообщества постепенно укрепляются, что создает условия совместных действий, по решению глобальных проблем.
С 7 3. Автор учебника предлагает использовать цивилизационный подход к анализу исторического процесса. Среди достоинств данного подхода могут быть указаны: Позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике. Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, духовная жизнь, психология и др.). Ставит в центр исследования человека и его деятельность и др. Среди недостатков данного подхода могут быть указаны: Приводит к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом. Создает возможность отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ. Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интеллектуальное развитие ребенка: Теория Пиаже | Приложение № 1.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.031 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал