Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вследствие чего были учреждены в Риме народные трибуны, способствующие усовершенствованию республики






Как доказывают все рассуждавшие о гражданском быте и как свидетельствуют примеры всей истории, учредителю и законодателю республики необходимо предполагать всех людей злыми и всегда склонными обнаруживать свою испорченность, как скоро тому представится удобный случай.

...Люди поступают хорошо только по необходимости; но, как скоро им предоставляется выбор и как скоро они могут действовать по произволу, немедленно возникают всевозможные смуты и беспорядки. Вот почему и говорят, что голод и нужда делают людей искусными, а законы — добрыми. Где дело хорошо само по себе, без всякого закона, там закон не нужен; но как скоро нет доброго расположения, необходим закон....

Глава IV

РАЗДОР МЕЖДУ НАРОДОМ И СЕНАТОМ РИМСКИМ ПОСЛУЖИЛ В ПОЛЬЗУ СВОБОДЫ И МОГУЩЕСТВА ЭТОЙ РЕСПУБЛИКИ

...Ни в коем случае нельзя основательно назвать государство неустроенным, если мы видим в нем столько примеров добродетели, ибо добрые деяния происходят от доброго воспитания, доброе воспитания — от хороших законов, а хорошие законы — от тех самых смут, которые многие безрассудно осуждают. Если хорошо вникнуть в результат этих смут, то мы увидим, что они никогда не вызывали насилий и изгнаний в ущерб общему благу, а всегда устанавливали законы и порядки для пользы общественной свободы....

Глава V

КОМУ НАДЕЖНЕЕ ПОРУЧИТЬ ОХРАНЕНИЕ СВОБОДЫ — НАРОДУ ИЛИ АРИСТОКРАТИИ И КТО ИМЕЕТ БОЛЕЕ ПОВОДОВ ВОЗБУЖДАТЬ СМУТЫ — ТЕ ЛИ, КТО ЖЕЛАЕТ ПРИОБРЕТАТЬ, ИЛИ ТЕ, КТО ЖЕЛАЕТ СОХРАНЯТЬ

Мудрые учредители республик обращали прежде всего внимание на ограждение свободы, и, смотря по тому, насколько они достигали этого, государство дольше или меньше существовало свободным. В каждой республике есть знать и простонародье, и многие сомневались, кто из них сумеет лучше охранить свободу. В древности Лакедемоняне, а в наше время Венецианцы, вручили ее знати, но Римляне вверили ее простому Народу.

...Вверять охранение свободы должно тем, кто менее алчен и менее помышляет о ее захвате. Без сомнения, рассматривая в этом отношении знать и простонародье, мы убеждаемся, что первые одержимы желанием господствовать, тогда как вторые хотят только не быть угнетенными; следовательно, они более любят свободную жизнь и менее знатных имеют средств на похищение свободы в свою пользу. Таким образом, поручая народу охранять свободу, можно надеяться, что он будет больше о ней заботиться и, не имея возможности сам завладеть ею, не позволит захватить ее и другим....

Глава VII


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал