Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть I. О целях общества
I. В землях, населенных украинским племенем, должно быть основано общество «Вільна Спілка» — «Вольный Союз», которое поставит себе задачею работу для политического, экономического и культурного освобождения и развития украинского народа и живущих среди него иноплеменных колоний. Примечание. Так как украинский народ живет в разных государствах: В России, в Австрии (в Галиции и Буковине) и в Венгрии (в восточных комитетах) при различных политических условиях (хотя и при значительно-сходных условиях социальных и культурных) ^т- то в каждой из этих политических областей приемы общественной деятельности должны быть различны. Поэтому в каждой из вышеупомянутых украинских областей должны быть образованы и особые политические общества — скорее вполне самостоятельные, чем отделы одного и того же, — которые впрочем, по самой силе вещей должны будут прийти в соглашение между собою относительно известной солидарности в действиях и взаимной помощи. Настоящий проект, выработанный при участии украинцев российских, имеет в виду почти исключительно Украйну российскую же. II. «Вольный Союз» должен стремиться к достижению своих целей в согласии с подобными ему обществами среди других народов, интересы которых соприкасаются с интересами украинского народа.... III. Важнейшей задачей «Вольного Союза» в России в настоящее и ближайшее время должна быть работа для преобразования этого государства на началах политической свободы, приблизительно на следующих основаниях: 1. Под словами — политическая свобода должно разуметь: А) Права человека и гражданина: а) Неприкосновенность тела для позорных наказаний и смертной казни. б) Неприкосновенность личности и жилища для полиции без судебного постановления.... в) Неприкосновенность частным писем и телеграмм. г) Свобода выбора места жительства и занятий. д) Неприкосновенность национальности (языка) в частной и публичной жизни. е) Свобода совести (веры и неверия) и всякого публичного богослужения и обрядов, не противных общественному стыду.... ж) Свобода речи, печати, театров и обучения. з) Свобода сходок, прошений и заявлений внешними знаками (рисунками, знаменами, процессиями и др.) без нарушения внешнего порядка и безопасности в населенных местах. и) Свобода товариществ и обществ. і) Право ношения оружия и военных упражнений без нарушения внешнего порядка и безопасности в населенных местах. к) Право гражданского и уголовного иска против должностных лиц и учреждений за незаконное нарушение интересов лица. л) Право сопротивления незаконным действиям чиновников. м) Равенство всех в гражданских правах и обязанностях.... Б) Самоуправление а) Местное: общинное (сельское и городское); волостное; уездное. Областное[220]. б) Государственное. 2. Самоуправление это должно представляться сходами, или же выбранными собраниями, пред которыми должны быть ответственны все должностные лица, кроме судей, положение которых должно быть определено особо. Примечание. В основных своих чертах теперешнее судоустройство по уставам 20 ноября 1864 г. может быть признано удовлетворительным. 3. Все лица, достигшие 21-летнего возраста, должны пользоваться избирательным правом и правом быть избираемыми во всякие представительные собрания и должности общинные, волостные и уездные; для права же быть избранным в собрания и должности областные и государственные необходим 25-летний возраст. Примечание I. Законы об избирательных сходах и округах должны быть составлены таким образом, чтобы выбранные могли представлять не только жителей всех местностей, но и, по возможности, всех родов занятий, а также не только большинства, но и меньшинства. Примечание II. Избиратели должны иметь право составлять для своих выборных наказы. 4. В селах общественными делами должен заведовать сход и выбираемая им управа с выбранным сходом же старшиною. 5. В городах (и местечках), волостях, уездах и областях для заведования общественными делами должны быть учреждены думы, выбранные на основании особых, составленных без нарушения пункта 3-го, законов об избирательных сходах и округах, — а также управы, выбранные думами.... 7. Сельские сходы, а также городские, уездные и областные думы должны иметь право поручать своим управам вести гражданские и уголовные иски против всякого рода должностных лиц за незаконные их действия. 8. Указанные в §§ 4 и 5 учреждения общинные, волостные и уездные должны заведовать в своих округах делами местного общественного хозяйства (обществ, имущество, базары, ярмарки и т.п.), благоустройства (пути сообщения, публичные здания, почты и т.п.) и благосостояния (оздоровление, продовольствие, призрение, страхование, охрана скота от эпизоотии и т.п.) и общественным начальным и (по мере средств) средним обучением. 9. Областным думам и определенным от них управам и другим органам должно принадлежать: заведование делами местного общественного хозяйства, благоустройства и благосостоянии, которые превосходят средства одного уезда, принятие общих мер по области по всем делам общественного хозяйства, благоустройства и благосостояния: надзор за всею экономической деятельностью в области (земледелием, копями, лесами, промыслами, заводами, фабриками и др.) и принятие мер к сохранению природных богатств области и к правильному ими пользованию, а также к обеспечению и увеличению всеобщего богатства населения области: надзор (инспекция) за публичным обучением в области и заведование школами средними, содержимыми на областной счет, а также школами высшими, и учебными учреждениями (академиями и пр.). 10. Сельские сходы, а также волостные, городские, уездные и областные думы должны иметь право издавать по всем делам, входящим в круг их действий, обязательные постановления (не противные основным законам и общим интересам государственного союза) назначать для удовлетворения подлежащих их ведению общественных нужд налоги и входить в сношения и соглашения с другими подобными учреждениями в пределах государства относительно удовлетворения общих им нужд. Примечание... II. Равным образом особыми установлениями должны быть определены и отношения к органам местного самоуправления представителей общегосударственного правительства (министров и областных наместников). Но для того, чтобы местное самоуправление было действительным, необходимо, чтоб представители государства могли приостанавливать только такие постановления и действия органов местного самоуправления, которые не согласны с основными законами и общими интересами государственного союза и чтоб возникшее таким образом столкновение разрешалось Сенатом (высшим судом) с ответственностью государственного чиновника за последствия произведенной им остановки.... 13. Заведование делами, общими всему российскому государственному союзу и общегосударственное законодательство должно принадлежать двум думам: А) Государственной Думе, гласные которой должны выбираться избирательными сходами по округам, которые должны быть определены особым на этот счет установлением на основании №3-го и Б) Союзной Думе, гласные которой должны выбираться областными думами. Примечание. Областные думы должны давать своим представителям в Союзной Думе наказы и иметь право во всякое время заменять этих представителей другими. 14. Обе общегосударственные думы на время перерыва своих собраний должны составлять из себя Наблюдательную Комиссию. 15. Министры, назначаемые Главою Государства, должны быть ответственны перед обеими думами и могут быть отдаваемы ими под суд. 16. Думе Союзной, как представительнице областей, кроме участия в общегосударственном законодательстве и управлении, должно принадлежать в частности заведование государственными иму-ществами, как общим всем областям государства запасом.... 17. Все названные думы должны обязательно собираться в определенные сроки на очередные собрания.... 18. Глава Государства может, с согласия Союзной Думы, распустить Государственную Думу, но в таком случае распускается и Союзная Дума, а в манифесте о том должен быть назначен и срок избрания новых членов этих дум; одновременно с изданием этого манифеста должны собираться областные думы, которые и должны заседать до собрания новых общегосударственных дум. 19. В случае незаконного захвата государственной власти с чьей бы то ни было стороны, должны собираться по собственному почину областные думы, которые и примут меры к восстановлению законного порядка.... 20. Для суда над министрами за преступления по должности, а также над членами Государственной и Союзной Думы за государственную измену должен собираться Верховный Суд из членов уголовного департамента Сената и Союзной Думы. 21. Сенаторы должны назначаться пожизненно главою государства из кандидатов, предложенных ему Союзною Думою непременно из лиц, получивших высшее юридическое образование и бывших уже членами судебных палат, областных или общегосударственных дум. 22. Думы уездные и областные, а также Глава Государства, должны иметь право поднимать вопрос о несогласии постановлений Государственной и Союзной Думы с основными законами (уставом, конституцией) государства; вопросы эти должны разрешаться Сенатом в общем собрании его департаментов. 23. Никакие перемены в основных законах государства не должны быть производимы без предварительного согласия двух третей голосов Государственной и Союзной Дум и без утверждения Государственного Собора. 24. Государственный Собор должен составляться из членов соединенных Государственной и Союзной Думы, а также из нарочитых гласных, избранных областными собраниями в таком количестве, чтоб число членов Союзной Думы и этих нарочитых гласных было равно числу членов Думы Государственной. 25. Глава Государства должен быть обязан обнародовать законы, принятые общегосударственными собраниями, и постановления Сената, лишающие их силы, а также постановления Государственного Собора, наблюдать за исполнением законов и преследовать в законном порядке их нарушения. Примечание. Глава Государства может быть наследственный Император, равно как и избранный на срок Председатель Всероссийского Государственного Союза. В первом случае за его действия должны быть ответственны министры, в порядке, указанном ⧧15и21, аво втором он ответственен сам в том же порядке. IV. Из выше изложенных начал политического преобразования России должно считать особенно важными: 1) права человека и гражданина и 2) самоуправление местное; правление же всею Россией посредством центрального представительного собрания, без признания и обеспечения этих прав и местного самоуправления, должно считать так же мало охраняющим свободу вообще и интересы Украины в частности, как и теперешнее устройство Российской империи. V. По осуществлении вышеизложенного или подобного плана политического преобразования России в целом, или в важнейших частях его, члены «Вольного Союза» должны взять на себя обязанность обратить свои усилия к облегчению угнетающих теперь жителей российской Украины общественных тягостей и к обеспечению каждому из них средств к жизни и развитию. Для этого члены «Вольного Союза» должны обязаться проводить, при помощи свободы и через органы самоуправления, всякие меры, направленные: I. К уменьшению тяжестей военной повинности, впредь пока общие международные отношения дадут возможность заменить постоянную армию временно-собираемыми народными ополчениями.... 8. К предоставлению, по возможности, каждому земледельцу участия в пользовании или во владении землею и лесом, — посредством раздачи их из государственных имуществ, переселения на незанятые места, выкупа прикредит и пособии от общественных учреждений, покупки общественными учреждениями земель и лесов у частных лиц.... 10. К поддержке и развитию громадского и товарищеского землевладения и арендования, и всякой другой товарищеской и артельной работах. I1. К выкупу копей, вод, лесов, железных дорог и т.п. в собственность государства, областей, уездов, волостей или общин и к предоставлению их в пользование населению, возможно дешевое и с применением по возможности артельного способа добывания и обработки продуктов.... VI. Проведение вышеочерченных экономических мер составляет наименьшее из обязанностей, принимаемых на себя членами «Вольного Союза», по установлении в России начатков политической свободы; члены же, которые будут считать эти меры недостаточными, могут после этого установления без нарушения своего слова, удалиться из общества, для действования по своему усмотрению. Заключение. После всего сказанного цели украинского общества «Вільна Спілка», в настоящее время могут быть сжато выражены в следующих словах: I. Цели общегражданские: а) Права человека и граждаша — как необходимое условие личного достоинства и развития. б) Самоуправление — как основа для движения к социальной справедливости. И. Цель частнонациональная: Политическая свобода — как средство для возвращения украинской нации в семью наций культурных.
|