Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начальные причины и три разновидности детерминант поведения






Мы пытались показать, что имманентно в любом поведении имеются некоторые непосредственные «находящиеся в нем» цели и познавательные процессы. Эти определяемые функционально переменные являются послед­ним звеном в причинном уравнении детерминант поведения. Они должны быть открыты и определены с помощью соответствующих эксперименталь­ных приемов. Они являются объективными, и это мы, внешние наблюдате­ли, которые открыли их, выводим или выдумываем их в качестве имма­нентных детерминант поведения. Они являются последними и наиболее непосредственными причинами поведения. Мы называем их «имманентны­ми детерминантами».

Но эти имманентные детерминанты, в свою очередь, причиняются стимулами из окружающей среды и первоначальными физиологически­ми состояниями. Такие стимулы окружающей среды и такие физиологи-

1 Perry R.B. A behavioristic view of purpose // J. Philos. 1921. V.18. P.85. 2Op. cit. P.97. 3Op. cit. P. 102.

'Cm. Weiss A.P. A theoretical basis of human behavior.Columbus, 1925. P. 346; Laguna de GA. Speech, its function and development. Ch. 6. New Haven, 1927.


Толмен Э. Поведение как молярный феномен 143

ческие состояния мы обозначаем в качестве конечных или «первоначаль­ных причин» поведения. Имманентные детерминанты включаются в при­чинное уравнение между начальными причинами и поведением как ко­нечным результатом.

Однако необходимо внести ясность. Кроме непосредственных имма­нентных детерминант имеются реально два других класса детерминант поведения, включающихся между стимулом (и первичными физиологи­ческими состояниями) и поведением. Они должны быть обозначены как «способности» и «приспособительные акты». <...> Здесь необходимо об­ратить внимание на факт их существования и предложить лишь несколь­ко предварительных характеристик.

Первая касается способностей. Как это выступило теперь с достаточ­ной очевидностью в умственных тестах и в утверждениях об индивиду­альных и генетических различиях, природа возникающих имманентных детерминант будет в любом случае зависеть не только от характера пер­воначальных причин — стимула и физиологических состояний — но так­же и от способностей индивидуального организма или вида организмов, которые рассматриваются. Стимулы и первоначальные состояния воздей­ствуют через способность порождать имманентные цели и познавательные детерминанты и лишь таким образом приводят к поведению как своему конечному результату.

Вторая касается приспособительных актов. Необходимо отметить, что в некоторых специальных типах ситуаций обнаруживается, что имманент­ные цели и познавательные процессы, в конечном счете, дают возможность функционировать в организме тому, что можно назвать приспособительны­ми актами. Приспособительные акты образуют замещение реального пове­дения или их можно определить как то, что менталисты называют осознан­ностью и идеями. Они являются уникальными органическими событиями, которые могут при некоторых обстоятельствах появляться в организме как замещение или суррогаты актуального поведения. И они действуют, чтобы производить некоторый сорт изменений или усовершенствований в первич­но-возбуждаемых имманентных детерминантах организма, так что его ко­нечное поведение, соответствующее этим новым измененным имманент­ным детерминантам, отличается от того, которое в противном случае имело бы место.

Подведем итоги. Первичными причинами поведения являются сти­мулы из окружающей среды и исходные физиологические состояния. Они действуют через детерминанты поведения. Детерминанты поведения под­разделяются на три класса:

а) непосредственно «находящиеся в нем» объективно определяемые
цели и познавательные процессы, т.е. «имманентные детерминанты»;

б) цели и познавательные «способности» данного индивида или ви­
да, которые занимают промежуточное положение специфических имма-


144 Тема 2. Становление предмета психологии

нентных детерминант в качестве результата данного стимула и данного первичного состояния;

в) «приспособительные акты» (behavior-adjustments), которые произ­водятся при некоторых специальных условиях имманентными детерминан­тами. Они замещают актуальное открытое внешнее поведение и оказыва­ют обратное воздействие на имманентные детерминанты, «корректируя» последние и производя, таким образом, новое внешнее поведение, отличаю­щееся от того, которое появилось бы в противном случае.

Резюме

Поведение как таковое является молярным феноменом в противо­положность молекулярному феномену, который составляют лежащие в его основе физиологические процессы. Описательные свойства поведения как молярного феномена таковы: оно направлено на целевой объект или исходит из него, осуществляется с помощью некоторых объектов и путей, выбираемых в качестве средств преимущественно перед другими, и обра­зует специфическую картину обращения с этими выбранными в качестве средств объектами. Но это описание в терминах «направлено на» и «ис­ходит от» «выбора пути» и «картина обращения с» подразумевает опре­деленные непосредственные имманентные цели и познавательные аспек­ты в поведении. Эти два аспекта поведения являются, однако, объективно и функционально определяемыми сущностями. Они подразумевают факт понятливости, обучаемости как характерный для поведения. Ни в послед­нем анализе, ни вначале они не определяются интроспективно. Они равноочевидны как в актах поведения кошки и крысы, так и в более утонченных речевых реакциях человека. Такая целенаправленность и познавательные аспекты, такая обучаемость, очевидно, являются функци­ей организма как целого1. Наконец, нужно отметить, что в дополнение к имманентным детерминантам имеются два других класса детерми­нант — соответственно способности и приспособительные акты. Они вме­шиваются в уравнение между стимулом и первичными физиологически­ми состояниями, с одной стороны, и поведением — с другой.

1 Я должен отметить, что Коффка (The Growth of the Mind. N. Y., 1928) и Мэд (A behavioristic account of the significant symbol // J.Philos. 1922. V. 19. P. 157—163) предлагают термин «conduct» для обозначения того же самого, что мы обозначаем здесь как behavior qua behavior, т.е. как поведение как молярный феномен.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал