![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К данному изданиюСтр 1 из 25Следующая ⇒
КАРЛ КЕНИГ Т Р И П Е Р В Ы Х Г О Д А Р Е Б Е Н К А
ОБРЕТЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ПРЯМОХОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЕ РОДНОМУ ЯЗЫКУ ПРОБУЖДЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ
С О Д Е Р Ж А Н И Е
К данному изданию…………………………………………………3 Предисловие к первому изданию…………………………………..4 Введение……………………………………………………………..5 Приобретение способности к прямохождению……………………6 Общие характеристики процесса движения……………………….6 Выработка способности ходить…………………………………….8 Разделение себя и мира…………………………………………….10 Врожденные и приобретенные движения………………………...13 Ход года и этапы обучения ходъбе………………………………..18 Обучение родному языку………………………………………….20 Речь как выражение, называние и говорение…………………….20 Анатомия органов речи…………………………………………….22 Три составные части языка: произнесение, называние, разговор.26 Этапы развития речи………………………………………………..28 Тройственность речевого процесса………………………………..35 Пробуждение мышления……………………………………………37 Предпосылки пробуждения мышления…………………………....37 Мышление в человеке……………………………………………….39 Первая предпосылка мышления…………………………………...42 Память: приметить, припомнить, вспомнить……………………..46 Детская фантазия и игра……………………………………………49 Первые достижения ребенка в мышлении…………………….......52 Пробуждение Я………………………………………………………55 Первый период упрямства………………………………………….58 Развитие трех высших чувств.......................................................60 О чувстве речи и чувстве мысли……………………………………60 Постепенное формирование чувства слова или пробуждение чувства слова в ребенке…………………………….65 Вселенское мгновение Элен Келер………………………………..74 Физический орган чувства слова………………………………….75 Физический орган чувства мысли…………………………………82 Чувство Я……………………………………………………………87 Примечания…………………………………………………………93
К ДАННОМУ ИЗДАНИЮ
Работа по подготовке данного издания на русском языке завершается практически одновременно с выходом в свет биографии Карла Кёнига, написанной Хансом Мюллером-Видеманном и начинающейся следующими словами: «Жизнь Карла Кёнига (1902-1966), врача и лечебного педагога, может служить убедительной иллюстрацией того, в каких условиях приходилось действовать человеку XX века и какие требования к духовно ищущей индивидуальности этот век предъявлял. В личности Кёнига проявилось присущее всем внутреннее стремление: уравновесить объективированное научное мышление моральной интуицией. Эту задачу - в равной мере как личную, так и общечеловеческую - Кёнигу пришлось решать в условиях духовных столкновений и катастроф, определивших характер ушедшего столетия: рожденный в еврейской семье в Вене, Кёниг, эмигрировавший из Австрии накануне Второй мировой войны, смог уберечься от организованного истребления европейского еврейства. Из смертельных потрясений Средней Европы он вынес свою жизненную задачу - взрастить семена новой социальной жизни. Так был вызван к жизни Кемпхилл. Это было попыткой, исходя из антропософии Рудольфа Штайнера, вне всяких рас, наций и конфессий обновить христианско-среднеевропейский дух, возродить его после заката прежних традиций.»* *Ханс Мюллер-Видеманн «Карл Кёниг. Биография среднеевропейца XX века» - Калуга, «Духовное познание», 2001, с. 7. Блестяще образованный врач, Карл Кёниг в разные периоды жизни углубленно занимался эмбриологией, психологией, имел многочисленную практику. На фоне надвигавшейся мировой катастрофы, в аннексированной Австрии, Карл Кёниг с группой молодых единомышленников вынашивали образ социально-терапевтического сообщества, готовились к лечебнопедагогической работе. Этот образ получил реальное воплощение уже в годы второй мировой войны, когда в Абердине (Шотландия) возникло Кемпхилл-сообщество: жилая коммуна для недоразвитых детей и взрослых, школа, больница, учебный семинар для сотрудников, семинар медицинских сестер. Это уникальное явление привлекло в послевоенные годы молодых людей, которые нуждались в обучении и специальной подготовке. Уже осенью 1949 года Карл Кёниг начал регулярные курсы, а затем и трехлетний образовательный семинар. Для самого Карла Кёнига обучение шло рука об руку с его исследовательской деятельностью. Как в самом Кемпхилле, так и во вновь открывавшихся в Великобритании и других странах поселениях возрастал поток поступавших детей. Изучению проблем развития таких детей и выработке терапевтических и лечебнопедагогических мероприятий Карл Кёниг придал форму регулярных конференций, «clinics». «То, как Кёниг осматривал детей, говорил с ними и, наконец, обсуждал с присутвовавшими врачами назначения медикаментов, производило глубокое впечатление на всех, кто мог присутствовать на этих clinics. Кёниг быстро ориентировался в состоянии и жизненной ситуации каждого ребенка. На этих встречах он выступал во всеоружии своих сил; каждого ребенка он как бы охватывал своим взглядом, исполненным понимания и доброты.»* *Там же, с. 244 В течение многих лет Карл Кёниг обследовал сотни детей, множество детей были ему представлены для консультации в ходе его частых поездок по Англии, а также Германии, США, Южной Африке, Северной Европе. Ход развития и терапия детей подробно документировались. Подробнейшие записи Карл Кёниг делал также при подготовке к докладам. Все это требовало обработки, чтобы стать публикациями. Но время и возможность для подобной обработки представились только в 1956 году, когда после тяжелой болезни Карл Кёниг был вынужден на время прервать свою публичную деятельность. Так появились «Три первых года ребенка», «Констелляции рождения братьев и сестер», большая монография о монголоидности. В последние годы наблюдается новый всплеск интереса к книгам Карла Кёнига. Они переиздаются и переводятся на многие языки, готовятся к публикации и издаются записи его докладов, архивные материалы. По-видимому, это связано с тем, что, с одной стороны, все больше и больше вырисовывается значение личности Карла Кёнига и его вклада в медицину, лечебную педагогику, социальную практику. С другой стороны, психология детского развития и нарушений развития, накопив в истекшие годы значительный фактологический опыт, нуждается в том феноменологически ориентированном подходе, с точки зрения которого, в частности, в этой книге Карл Кёниг исследовал становление трех важнейших человеческих способностей, способности прямохождения, способности говорить и понимать речь, способности мыслить, и трех высших чувств, чувства речи, чувства мысли, чувства Я. Л. Б. ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Первые три главы этой книги вначале были опубликованы в «Das Seelenpflege-bedü rftige Kind», лечебнопедагогическом журнале. Автор, пытаясь показать цельный и всеобъемлющий образ человека, имел перед своим мысленным взором сотни известных ему человеческих нарушений и уродств. Это и побудило его направить свое особое внимание на архетипический образ первых трех лет жизни ребенка. В то же время он счел необходимым указать на те три дара, которые каждый ребенок проносит с собой через врата рождения: это способность к прямохождению, речь и мышление. В этой книге исследуется, как осваиваются эти дары, и намерением автора было показать ступени развития духовной составляющей человека в раннем детстве. Хотя здесь не представлено развитие животной и растительной природы человека, этот аспект, без сомнения, следует рассматривать как чрезвычайно важный. Но эта сторона становления в годы детства часто описывалась и не нуждается в новом представлении. С другой стороны, способность ходить, речь и мышление едва ли были исследованы в той полноте, как они того заслуживают. Конечно же, существует множество детальных наблюдений и отчетов, но способности ходить, речи и мышлению редко придавалось то значение, которое они имеют, будучи рассматриваемы, как их описывал Рудольф Штайнер, в качестве «духовных даров». Лишь три этих царских дара делают возможным для человека стать тем, кем он на самом деле является - существом, одаренным способностью к познанию и поиску собственного Я. Поэтому автор счел подходящим добавить четвертую и наибольшую главу к первым трем, в которой представлено развитие трех высших человеческих чувств, впервые описанных Рудольфом Штайнером. Это чувство речи, чувство мысли и чувство Я. Лишь тогда, когда эти чувства осознаются в качестве результата развития умения ходить, речи и мышления, мы можем достичь истинного понимания пробуждения человеческого духа в течение первых трех лет жизни. Есть надежда, что этим трудом сделан вклад в то, чтобы пролить новый свет на скрытые глубины развития ребенка. Автор чувствует, что лишь теперь пришло время для того, чтобы эти мысли и образы были переданы более широкому кругу читателей. Он надеется на внимание и понимание. Январь, 1957 Карл Кёниг, д-р мед.
|