Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 44
О ВЫРАЖЕНИИ «ЕСЛИ ПОЖЕЛАЕТ АЛЛАХ И ТЫ» РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Знание иудеев о малом ширке. 2. Понимание человеком подобных вопросов [в данном случае: понимание иудеями малого ширка. — Ред.], если у него есть желание. 3. Высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Ты что, приравниваешь меня к Аллаху? Чего же тогда заслуживает человек, который написал следующие строки: «О благороднейший из людей! [т.е. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. — Ред.]. Не у кого мне искать спасения, кроме как у тебя...» 4. Это выражение не является великим ширком, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:...в силу некоторых обстоятельств я не мог... 5. Праведное сновидение является частью Божественного откровения. 6. Оно служило основанием для некоторых законоположений. Кутейла рассказывал: Однажды к Пророку пришел один иудей и сказал: " Вы совершаете ширк, так как говорите: 'Если пожелает Аллах и ты', а также клянетесь Каабой". После этого Пророк повелел, чтобы, принося клятву, люди говорили: " Клянусь Господом Каабы", а также: " Если пожелает Аллах, а затем ты"». Этот хадис передал ан-Насаи и назвал его достоверным*. (Ан-Насаи 7/6, Ахмад 6/371 и 372; достоверный хадис). Он же передал хадис Ибн Аббаса: Один человек сказал Пророку: " Если пожелает Аллах и ты". В ответ на это Пророк спросил его: Ты что, приравниваешь меня к Аллаху? Если пожелает Один Аллах! (Передали Ан-Насаи в «Аф'аль аль-Йаум ва-ль-Лейла», Ахмад 1/214, 283, 347 и д.р.). Ибн Маджа передал хадис Туфейла, брата Аиши по матери: Однажды во сне я увидел, что подошел к группе иудеев и сказал: " Поистине, вы были бы праведным народом, если бы не говорили, что Узейр — сын Аллаха. Они ответили: " И вы были бы праведным народом, если бы не говорили: " Если пожелает Аллах и Мухаммад". Затем я подошел к группе христиан и сказал им: " Поистине, вы были бы праведным народом, если бы не говорили, что Мессия — сын Аллаха". Они сказали: " И вы были бы праведным народом, если бы не говорили: " Если пожелает Аллах и Мухаммад". Проснувшись утром, я рассказал об этом некоторым людям, а затем пришел к Пророку и также рассказал ему о своем сне. Он спросил: " Ты рассказал кому-нибудь об этом? " Я ответил: " Да". Тогда Пророк воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его, а затем сказал: " Итак, Туфейль видел сон, о котором рассказал некоторым из вас. Вы употребляли выражение, которое в силу некоторых обстоятельств я не мог запретить вам ранее. Так вот, не говорите более: " Если пожелает Аллах и Мухаммад", — а говорите: " Если пожелает Один Аллах " **. (Передали Ибн Маджа (2118), Ахмад 5/72, ад-Дарими 2/295 и др. от Хузайфы ибн Иамама). *В этом хадисе содержится объяснение причины запрета на клятву Каабой, несмотря на то, что она является Домом Аллаха, к которому отправляются для совершения большого и малого паломничества. Из него становится ясно, что запрет на ширк является всеобщим, и приобщать к Аллаху в господстве, поклонении и обладании прекрасными именами и качествами нельзя ни приближенных ангелов, ни избранных пророков, ни Дом Аллаха Каабу. Тем не менее, многие люди клянутся Каабой и взывают к ней в своих мольбах, прося то, чем владеет только Аллах, в то время как Кааба не может ни повредить, ни принести пользу. Аллах разрешил совершать обход вокруг неб, совершать поклонение около неб и сделал ее Киблой для мусульман, но Он запретил клясться ею и взывать к ней с мольбами. Что же касается выражения «Если пожелает Аллах и ты», то оно является несостоятельным, ибо на все деяния, совершаемые рабом Аллаха, непременно есть Его воля, и ничего не может произойти против желания Всевышнего. Он сказал: «Это [Коран] — ведь только напоминание мирам, тем из вас, кто желает идти по прямому пути. Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Господь миров» (Скручивание, 27—29). Это является убедительным ответом на ложные представления кадаритов и мутазилитов, утверждающих, что человек совершает часть дел не по **Шейх Мухаммад Хамид аль-Факи сказал о высказывании Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,...которое в силу некоторых обстоятельств я не мог запретить вам ранее: «Вероятно, ему мешало то, что Аллах не посылал ему по этому поводу откровения, а когда ниспослал, он донес его...» В этом хадисе также раскрывается смысл слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Праведное сновидение является одной сорок шестой частью пророчества (аль-Бухари 12/331 от Абу Саида аль-Худри, Муслим (2263) от Абу Хурайры и (2265) от Абдуллы ибн Умара). ШейхМухаммад Хамид по этому поводу сказал: «В этом хадисе Пророк сообщает о тех сновидениях, которые он видел до пророчества, когда благочестиво уединялся в пещере Хира... Это был период, когда Аллах готовил его к получению Откровения. Он длился шесть месяцев, что от двадцати трех лет срока пророчества составляет одну сорок шестую часть. Хотя Аллах ведает об этом лучше». В своем комментарии к этому толкованию шейх Абд аль-Азиз ибн Баз сказал: «Шейх Хамид, да смилостивится над ним Аллах, хотел этим сказать, что высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о праведном сновидении как об одной сорок шестой части пророчества сообщает о том, что произошло и завершилось. Однако дело обстоит не так, и дошедшие об этом рассказы (ривайи) данного хадиса указывают на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел сообщить об определенной разновидности сна, которая приносит пользу и радостную весть, как в прошлом, так и в будущем. Польза подобных сновидений в том, что они являются частью пророчества и содержат сообщения о сокровенном. Поэтому тексты рассказов об этом различаются: в некоторых упоминается одна сорок пятая часть, в других — одна сорок шестая, в третьих — одна семидесятая часть пророчества. Существуют и иные ривайи. Если бы смыслом этого было то, о чем говорил шейх Хамид, то тексты бы не различались. Причина этого различия — хотя Аллах это ведает лучше — в том, что праведность подобного сновидения в отношении к видевшему его отличается в зависимости от его собственной богобоязненности, а также сопутствующих этому обстоятельств, указывающих на правдивость сновидения. То, о чем мы упомянули, было изложено многими учеными. Ан-Навави в своем комментарии к " ас-Сахиху" Муслима писал: " Аль-Кади передал, что по мнению ат-Табари это противоречие [между ривайами. — Ред.] сводится к различию между видящими сновидение: сновидение праведного человека является одной сорок шестой частью, а грешника — одной семидесятой. Смысл этого заключается в том, что одна семидесятая часть незаметна, а одна сорок шестая — явна". Тем не менее, аль-Хаттаби передавал от некоторых ученых то, о чем говорил шейх Хамид». ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СОРОК ЧЕТВЕРТОЙ Разъяснение главы сорок второй относится и к этой главе.
|