Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выдержки из Законов Хаммурапи
Тематические разделы кодекса: 1. Суд (ст.ст.1-5); 2. Собственность (ст.ст.6-125); 3. Брак и семья (ст.ст.126-195); 4. Преступления против личности (ст.ст.196-214); 5. Договоры найма (ст.ст.215-282).
§6. Если человек украдет достояние бога или дворца, (то) этого человека должно убить; а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить. §8. Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо лодку; то, если (это) божье (или), если (это) дворцовое, он может отдать (это) в 30-кратном (размере), а если (это принадлежит) мушкенуму[1], - он может возместить в 10-кратном (размере); если же вору не чем отдать, (то) его должно убить. §9. Если человек, у кого пропало что-либо, схватит пропавшую вещь в руках (другого) человека, (и) тот, в чьих руках будет схвачена пропавшая (вещь), скажет: " Мне, мол, продал продавец, я купил, мол, при свидетелях", а хозяин прощавшей (вещи) скажет: " Я мол, представлю свидетелей, знающих мою пропавшую (вещь", то) покупатель должен привести продавца, продавшего ему (вещь), и свидетелей, при ком он купил; также и хозяин пропавшей (вещи должен привести свидетелей, знающих его пропавшую (вещь). Судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, при которых была произведена покупка, и свидетели, знающие пропавшую (вещь), должны рассказать перед богом то, что они знают и (тогда) продавец - вор, его должно убить, хозяин пропавшей (вещи) должен получить свою пропавшую (вещь обратно); покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца. §10. Если покупатель не приведет продавца, продавшего ему, и свидетелей, при которых он купил, а только хозяин пропавшей (вещи) приведет свидетелей, знающих его пропавшую (вещь, то) покупатель - вор, его должно убить; хозяин пропавшей (вещи) должен получить свою пропавшую (вещь). §11. Если хозяин пропавшей (вещи) не приведет свидетелей, знающих его пропавшую (вещь, то) он лжец, взводит напраслину; его должно убить. §16. Если человек укроет в своем доме беглого раба или рабыню, (принадлежащих) дворцу или мушкенуму. и не выведет (их) на клич глашатая, (то) этого хозяина дома должно убить. §17. Если человек поймает в степи беглого раба или рабыню и доставит его господину его, (то) господин раба должен дать ему 2 сикля серебра. §21. Если человек сделает пролом в доме, (то) перед этим проломом его должно убить и зарыть. §22. Если человек свершит грабеж и будет схвачен, (то) его должно убить. §23. Если грабитель не будет схвачен, (то) ограбленный человек должен клятвенно показать перед богом все пропавшее у него, а община и рабианум[2], на земле и в пределах которых совершен грабеж, должны возместить ему, что у него пропало. §24. Если (при этом загублена) жизнь, (то) община и рабианум, должны отвесить 1 мину серебра его родственникам. §36. Поле, сад и дом редума, баирума или приносящего доход[3] не могут быть отданы за серебро. §37. Если человек купит поле, сад или дом редума, баирума или приносящего доход, (то) его табличку должно разбить, а также он теряет свое серебро. Поле, сад и дом возвращается их хозяину. §38. Редум, баирум или приносящий доход не может отписывать из поля, сада или дома, (связанных) с его повинностью, своей жене или дочери, а также отдавать за свой долг. §39. Из поля, сада или дома, которые он купил и приобрел он может отписывать своей жене или дочери, а также отдавать за свой долг. §42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, (то) его должно изобличить в том, что он не делал (необходимой) работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи. §43. Если он не обработает поля и бросит (его, то) он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи, а поле, которое он бросил, должен вспахать (?), взборонить и вернуть хозяину поля. §44. Если человек арендует на 3 года целину для поднятия, но, по лености, не возделает поля, то на четвертый год он должен поле вспахать (?), вскопать и взборонить и вернуть поле хозяину поля, а также, отмерить (ему) по 10 курру хлеба за 1 бур. §45. Если человек отдаст свое поле земледельцу за арендную плату и получит арендную плату за свое поле, (а) потом Адад[4] затопит поле или наводнение унесет (жатву, то) убыток (падает) только (на) земледельца. §46. Если он не получит арендной платы, или отдаст поле из-полу или из третьей доли, (то) находящийся на поле хлеб земледелец и хозяин поля должны делить по (условленному) соотношению (частей). §48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеба, (то) он может в этом году хлеб сво (ему) за (им) одавцу не возвращать и увлажнить[5] свой документ; также и проценты за этот год он может не отдавать. §53. Если человек поленится укрепить плотину своего поля, и, (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины, то) человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил. §54. Если он не может возместить хлеб, (то) должно отдать его и его (движимое) имущество за серебро, и (это серебро) должны разделить между собой люди возделанной земли (общины), хлеб которых унесла вода. §55. Если человек, открыв свой арык для орошения по небрежности допустит, что водой - будет затоплено поле его соседей, (то) он должен отмерить хлеб, как у его соседей. §56. Если человек выпустит воду, и водой будет затоплено подготовленное для посева (?) поле его соседа, (то) он должен отмерить (ему) по 10 курру хлеба за 1 бур. §59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины серебра. §60. Если человек даст садоводу поле для (насаждения сада, (а) садовод насадит сад (и) будет растить сад (в течение) 4-х лет, (то) на пятый год хозяин сада и садовод делят между собой поровну; хозяин сада должен выбрать и взять свою долю (первым), §61. Если садовод не окончит насаждение сада на поле и оставит часть невозделанною, (то) невозделанная часть должна войти в его долю. §62. Если он не превратит поле, которое ему дано, в сад, (то), если это - обработанная земля, садовод должен отмерить хозяину поля арендную плату за годы, в которые она находилась а запустении, как у соседей, а также выполнить работу (на) поле и возвратить (его) хозяину поля. §66. Если человек возьмет в (долг) серебро у тамкара, и его тамкар будет настаивать (на уплате долга) (?), а ему не чем будет отдать, и он отдаст тамкару свой сад после оплодотворения, и скажет: " Все финики, выросшие в саду, забери за свое серебро", (то) этот тамкар не может соглашаться (на) то. Выросшие в саду финики должен взять только хозяин сада и удовлетворить тамкара серебром и процентами на него согласно своему документу, а остальные финики, выросшие в саду, должен вз(ять) только хозяин сада. (Следует лакуна). §78. (Если...) живущий (в доме) человек отда(ст) хозяину (дома) полностью (его) годовую наемную плату, (но) хозяин дома прикаж(ет) жи(льцу) вый(ти) до истечения (его) срока, (то) хозяин дома, ра(ди того), - что он заставил жильца (выйти) из своего дома до истечения (его) срока, (теряет) серебро, которое да(л ему) жилец. (Следует лакуна). §90. Если человек, который взял долг (под проценты), не имеет серебра для возвращения (долга), а имеет только хлеб, (то), согласно царским установлениям, тамкар должен взять в качестве своего процента (из расчета) 100 ка на 1 курру только хлебом. §91. Если тамкар от/кажется (?) и/ превысит процент в 100 ка зерна на 1 курру или серебром 1/6 сикля и 6 ше на 1 сикль и возьмет (его, то) он теряет, что дал. §94. Если тамкар даст хлеб или серебро в долг (под проценты) и когда будет давать (в) долг, выдаст (серебро) меньшим (вес/ом (или) хлеб меньшей меркой, или когда получает, примет серебро /большим вес/ом) (или) хлеб (большей меркой), (то) этот тамкар теряет, что дал. §95. Если тамкар дает хлеб или серебро /в долг (под проценты), в то время как контролер (?) не/ присутствует (?), (то) он теряет, что дал. §99. Если человек даст человеку серебро в (порядке) товарищества, (то) прибыль или убыток, который будет, они должны перед богами разделить поровну. §111. Если корчемница отпустит в долг 60 ка своего (?) пива (?), (то) во время жатвы она должна получить 50 ка хлеба. §115. Если человек имеет за человеком (долг) хлебом или серебром и будет держать его заложника, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, (то) это не основание для претензии. §117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, (то) они должны служить в доме их покупателя или заимодавца 3 года; на четвертый над должно отпустить их на свободу. §118. Если он отдаст в долговую кабалу раба или рабыню, (то) тамкар может передать (его или ее) дальше, может отдать (его или ее) за серебро; (он или она) не может быть требуем (или требуема) (назад) судебным порядком. §121. Если человек ссыпет свой хлеб в доме человека, то он должен отдать в год за (каждый) курру хлеба 5 ка наемной платы за житницу. §122. Если человек отдает человеку на хранение серебро, золото или что бы то ни было, (то) он должен предъявить свидетелям все, сколько он отдает, заключить договор и может отдавать на хранение. §125. Если человек отдаст что-нибудь свое на хранение, и там, куда он отдаст, либо вследствие пролома, либо вследствие взлома (?) пропадет что-нибудь (из принадлежащего) ему вместе с чем-либо (принадлежащим) хозяину дома, (то) хозяин дома, который был небрежен и дал пропасть чему-либо отданному ему на хранение, должен восполнить и возместить хозяину имущества (отданное ему на хранение). Хозяин дома может разыскивать все пропавшее (у) него и получить со своего вора. §215. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и излечит (этого) человека или снимет бельмо (?) человека бронзовым ножом и вылечит глаз человека, (то) он должен получить 10 сиклей серебра. §218. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит смерть (этому) человеку или снимет бельмо (?) человека бронзовым ножом и повредит глаз человека, (то) ему должно отрезать пальцы. §219. Если врач сделает тяжелый надрез бронзовым, ножом рабу мушкенума и причинит ему смерть, (то) он должен возместить раба за раба. §221. Если врач срастит сломанную кость человеку или вылечит болезненную опухоль (?), (то) больной должен отдать врачу 5 сиклей серебра. §228. Если строитель построит человеку дом и завершит ему (его, то тот) должен дать ему в подарок 2 сикля серебра за (каждый) cap (площади) дома. §229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, (то) этого строителя должно убить. §230. Если он причинит смерть сыну хозяина дома, (то) должно убить сына этого строителя. §231. Если он причинит смерть рабу хозяина дома, (то) он должен отдать хозяину дома раба за раба. §232. Если он погубит достояние, (то) он должен возместить все, что он погубил; а за то, что построил дом не прочно, так что он обвалился, должен отстроить обвалившийся дом за собственный счет. §233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, (то) этот строитель должен упрочить стену за собственное серебро. §234. Если корабельщик соорудит человеку судно (вместимостью) в 60 курру, (то) тот должен дать ему в подарок 2 сикля серебра. §235. Если корабельщик соорудит человеку судно и сделает свою работу ненадежно, так то судно в том же году станет течь (?) (или) получит (другой) недостаток, (то) корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное за собственный счет и отдать прочное судно хозяину судна. §236. Если человек отдаст свое судно в наем корабельщику, а корабельщик будет небрежен и потопит или погубит судно, (то) корабельщик должен возместить судно хозяину судна. §237. Если человек наймет корабельщика и судно, нагрузит его хлебом, шерстью, (растительным) маслом, финиками или каким бы то ни было грузом, (а) этот корабельщик будет небрежен и потопит судно или погубит находящееся на нем, (то) корабельщик должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем. §238. Если корабельщик потопит судно, но поднимет е/го/ (из воды, то) он должен отд/ать/ серебром половин/у е/го/ покупной цены. §239. Если человек наймет /корабельщика, он должен дав/ать ему/ 6/курру хлеба/ в год. §242-243. Если человек наймет на 1 год (скотину, то) он должен отдать ее хозяину: наемную плату за рабочего вола - 4 курру хлеба, наемную плату за корову- (?) - 3 курру хлеба. §245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или побоями, (то) он должен хозяину быка возместить быка за быка. §247. Если человек наймет быка и повредит ему глаз, (то) он должен отдать хозяину быка серебром половину его покупной цены. §248. Если человек, наймет быка и сломает ему рог, отрежет ему хвост или повредит ему ноздри (?), (то) он должен отдать серебром 1/5 его покупной цены. §268. Если человек наймет быка для молотьбы, (то) его наемная плата - 20 ка хлеба. §269. Если он наймет осла для молотьбы, (то) его наемная плата 10 ка хлеба. §274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, Плату /.../ 5 ше серебра, плату землекопа (?) 5 (?) /ше сереб/ра, /плату пор/тного (?) /... ше сереб/ра, /плату камне/реза /... ше сереб/ра, /плату.../ /.../ ше серебра,. /плату куз/неца (?) /... ше серебра/, плату/ столяра 5 (?) ше серебра, /плату/ кожевника /.../ ше серебра, плату плотника /.../ ше серебра §275. /Если че/ловек наймет /судно вниз по течению/, (то) 3 ше серебра в день его плата. Вот справедливые законы, которые установил Хаммурапи, могучий царь, тем самым давший стране истинное счастье и доброе управление.
Вопросы 1. Дайте общую характеристику данного источника: время и место возникновения, кем и для каких целей составлен. 2. Можно ли утверждать, что экономика Древнего Вавилона носила преимущественно натуральный, а не товарно-денежный характер? Аргументируйте примерами из текста. 3. Дайте характеристику института прав собственности в Древнем Вавилоне. 4. Какие формы хозяйственно-деловой практики применялись в ту эпоху? Изменились ли они в наши дни и почему?
[1] Мушкенум - свободный подданный, не принадлежащий к высшему слою общества, занимающий по службе подчиненное положение. Так же - свободный подданный, житель покоренных областей. [2] Рабианум - староста общинного поселка по царскому назначению. [3] " Приносящий доход" - наследственный арендатор надела царской земли. [4] Адад - бог грома. [5] Увлажнить документ - то есть, смочить глиняную табличку и таким образом уничтожил, выдавленные на ней клинописные знаки.
|