Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.3. Правила определения размера компенсации.






КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО НАРУШЕНИЕМ РАЗУМНЫХ СРОКОВ СУДОПРОИЗВОДСТВА

В.1. Правовое регулирование вопросов компенсации морального вреда, прич-го нарушением разумных сроков судопроизводства

В.2. Соотношению требований о присуждении компенсации с требованиями о возмещении вреда. В.3. Правила определения размера компенсации.

В.4. Преимущества, Закона о компенсации в отношении требований о компенсации морального вреда по сравнению с ГК.

В.3. Правила определения размера компенсации.

При присуждении той части компенсации, к-я является возмещением материального вреда, для определения размера возмещения должен приниматься во внимание лишь документально подтвержденный размер причиненного материального вреда. Здесь со всей очевидностью не могут иметь значения ни требования заявителя (кроме случая, если заявитель требует возмещения материального вреда в меньшем, по сравнению с причиненным вредом, размере), ни продолжительность нарушения и значимость его последствий для заявителя, ни принципы разумности и справедливости, ни практика ЕСПЧ. Значение могут иметь только обстоятельства дела, подтверждающие размер причиненного заявителю материального вреда.

Поэтому вся совокупность критериев в целом подлежит применению при определении размера той части компенсации, к-я представляет собой компенсацию причиненного заявителю морального вреда. Большинство из них не представляет собой чего-то принципиально нового по сравнению с теми критериями оценки размера компенсации морального вреда, к-е предусмотрены ст. 151 и п. 2 ст. 1101 ГК.

Так, размер компенсации морального вреда, указанный заявителем, очевидно, предполагается связанным со степенью перенесенных им страданий; к обстоятельствам дела, по к-му допущено нарушение, м б отнесены индивидуальные особенности потерпевшего и характер причиненных заявителю страданий; продолжительность нарушения и значимость его последствий для заявителя можно считать разновидностью иных заслуживающих внимание обстоятельств.

Необходимость учета принципов разумности и справедливости, названная в п. 2 ст. 2 Закона о компенсации, прямо предусмотрена п. 2 ст. 1101 ГК. Впрочем, этот критерий, в силу его неопределенности, никогда и никем не воспринимался всерьез и имеет, скорее, обрядовое, чем правовое значение. Российский суд, присуждая компенсацию морального вреда, обычно указывает, что размер компенсации морального вреда определен им с учетом требований разумности и справедливости, но как учет этих требований сказался на размере компенсации, суд, естественно, никогда не поясняет.

Существенной законодательной новизной для целей определения размера компенсации в части компенсации морального вреда является необходимость учета судом, рассматривающим заявление о присуждении компенсации, практики ЕСПЧ. Правда, по каким правилам следует учитывать практику ЕСПЧ, в Законе о компенсации не указывается. В п. 49 Постановления разъясняется, что при определении размера присуждаемой компенсации суду следует также учитывать практику ЕСПЧ, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим Судом за аналогичные нарушения. С этим разъяснением можно вполне согласиться.

С о, что в п. 9 П-я Пленума ВС РФ от 27.06.2013 N 21 " О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней", в порядке судебного толкования уже в качестве общего правила, указано, что при определении размера денежной компенсации морального вреда суды могут принимать во внимание размер справедливой компенсации в части взыскания морального вреда, присуждаемой Европейским судом за аналогичное нарушение.

К сожалению, в П-и не конкретизирован способ учета судом при рассмотрении конкретного дела о присуждении компенсации практики ЕСПЧ. Должен ли суд выбрать из всей практики ЕСПЧ по делам о нарушении ст. 6 Конвенции дело, наиболее сходное с рассматриваемым с точки зрения обстоятельств, имеющих значение для определения размера компенсации морального вреда, либо ему следует руководствоваться неким средним значением размера присужденной ЕСПЧ компенсации? В этом вопросе необходима полная определенность, поскольку, в отличие от учета требований разумности и справедливости, учет требований ЕСПЧ предполагает обязательное отражение в судебном решении способа такого учета и источника тех данных, которые использовал суд при определении размера компенсации морального вреда. Без этого решение суда не может быть признано законным и обоснованным.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал