![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аналогия и ее виды ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Распространенным в науке и практике приемом получения новых знаний об окружающем мире является – аналогия (от греч. слова analogia – сходство). Умозаключение по аналогии – это логический вывод, заключающий знание о признаках одного предмета на основании знания того, что этот предмет в существенных признаках имеет сходство с другим предметом. Основаниями для умозаключения по аналогии являются: 1) практическая деятельность человека, позволяющая устанавливать связи между признаками предметов и явлений; 2) общая закономерность, которая выражается в существенных признаках и связях предметов и явлений.
В результате общественно-практической деятельности человеческий ум настолько привыкает к аналогии, что эта привычка начинает действовать как бы механически и человек использует ее в разных обстоятельствах. Например, по аналогии были открыты золотоносные рудники в Австралии. Некто Гаргревс, приехавший в Австралию из североамериканской Калифорнии, обратил внимание на то, что горные породы в Новом Южном Уэльсе в Австралии сходны с горными породами в Калифорнии, где он добывал золото. На основании сходных горных пород он пришел к выводу: если в Калифорнии такие породы содержат золото, то оно может быть и здесь. И он не ошибся. М.В. Ломоносов на основании аналогии сделал вывод о том, что свет есть форма материи. Он рассуждал так: «Один свет затемняет другой, например, Солнце – свет свечи; подобно тому, как более сильный голос заглушает другой, слабый. Отсюда следует, что свет есть материя». Аналогия очень доступна и поэтому она очень широко применяется во всех науках и практике. Ход мышления при умозаключении по аналогии можно представить в виде следующей формулы: Даны два явления: А и В. А имеет признаки: a, b, c, d. В имеет признаки: a, b, c. Вероятно, В имеет признак d. Здесь мы на основании сходства трех признаков у двух явлений сделали предположение о наличии признака d в явлении В. Наше предположение не является произвольным. В его основе реальная действительность. Качество конкретного предмета предполагает определенные, необходимо присущие ему свойства. И если предмету А присущи свойства: a, b, c, d, то предмет В, обладающий свойствами a, b, c – вероятно имеет то же качество, что и А, а следовательно, может обладать и свойством d. Наше мышление руководствуется при этом следующим правилом: «Если два предмета или явления сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов или явлений». Условия, определяющие вывод по аналогии.
Выводы по аналогии носят, в основном, вероятный характер и лишь часть выводов являются достоверными. Поэтому возникает вопрос о степени вероятности этих выводов. Степень вероятности выводного знания определяется рядом условий: 1) от сходства существенных признаков, рассматриваемых предметов и явлений; 2) от учета различий между сравниваемыми предметами и явлениями. Если различия между признаками сравниваемых предметов несущественны, то вывод по аналогии допустим. В зависимости от того в какой связи находятся признаки сравниваемых предметов или явлений, различают следующие виды аналогии: строгую аналогию и нестрогую аналогию. Строгой является такая аналогия, в которой сходство сравниваемых предметов или явлений по их признакам является необходимо-зависимой. Умозаключение строится следующим образом: от сходства двух предметов по одному признаку переходят к сходству по другому признаку, который зависит от первого признака. Например: студент Ткаченко часто строит логические выводы на основе поспешных и непродуманных обобщений и его выводы часто бывают ошибочными. Зная, что и студент Кравченко тоже строит логические выводы на основе поспешных и непродуманных обобщений, мы можем по аналогии с Ткаченко заключить, что и выводы Кравченко будут ошибочными. Слабой является такая аналогия, в которой сходство двух предметов или явлений по сравниваемым признакам будет лишь вероятной. Здесь умозаключение строится следующим образом: от сходства двух предметов или явлений в известных признаках переходят к сходству неизвестного признака, о котором еще неизвестно, находится ли он в зависимости от первых двух признаков или нет. Например, мы знаем, что студент Ткаченко хороший спортсмен, дисциплинированный студент и отличник учебы. Мы получили информацию, что студент Кравченко тоже хороший спортсмен и дисциплинированный студент. На основании этого можно предположить, что и студент Кравченко отличник учебы. Однако, это заключение не необходимо. Кравченко может иметь среднюю успеваемость. В нестрогой аналогии предполагаемый признак не находится в прямой зависимости от известных нам признаков. Аналогия имеет большое значение в познании, практике и науке. Ее роль в следующем: 1) такой метод познания как моделирование построен на использовании аналогии; 2) аналогия широко используется в изучении общественных явлений. Например, малоизвестные события в одной стране можно объяснить по аналогии с другой, если известно, что уровень развития экономики, культуры, политический строй этих стран сходны; 3) аналогия помогает предсказывать будущие события в жизни человека или в стране; 4) широко применяется умозаключение по аналогии в правовом процессе и судебно-следственной практике.
|