Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы, детерминирующие девиантное поведение
Особого внимания заслуживает вопрос о детерминации отклоняющегося поведения. Под детерминацией понимается совокупность факторов (Рис. 1), вызывающих, провоцирующих, усиливающих и поддерживающих отклоняющееся поведение. Рис. 1 Факторы, детерминирующие девиантное поведение
К внешним физическим условиям девиантного поведения относятся следующие факторы: - климатический, - геофизический, - экологический. Например, такие явления, как теснота, шум, геомагнитные колебания, потенцируя стресс, могут стать неспецифическими причинами агрессивного поведения. Внешние социальные условия (Рис. 2) являются более важным фактором, влияющим на поведение личности. Социальные условия определяют характер социальных девиаций (масштаб распространения данных явлений в обществе или социальной группе). Но их оказывается явно недостаточно для объяснения причин и механизмов отклоняющегося поведения конкретной личности. Социальные теории не объясняют, почему в одних и тех же социальных условиях люди демонстрируют разное поведение, например, далеко не все представители беднейших слоев проявляют делинквентность и наоборот. Рис. 2 Внешние социальные факторы
Биологические (конституциональные) предпосылки включают: - наследственно-генетические особенности, - свойства индивида, приобретенные во время внутриутробного развития и родов, - импринтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза). Биологические факторы регулируют: - индивидуальное своеобразие онтогенеза, - половые различия, - возрастные особенности, - физическую конституцию, - здоровье и выносливость, - состояние и типологические свойства нервной системы. Современные исследования биологических детерминант поведения человека осуществляются в нескольких отраслях: биологии, медицине, криминологии, физиологии и генетике. В целом современные знания позволяют говорить о том, что наследуется не какая-то конкретная форма отклоняющегося поведения (например, преступность), а определенные индивидуально-типологические свойства, увеличивающие вероятность формирования девиантности, например, импульсивность и стремление к лидерству. Но попытки объяснить поведенческие левиации только биологическими причинами нередко терпят фиаско. Микросоциальные условия (характер взаимоотношений в семье и др.) оказывают большое влияние на формирование отклонений в поведении. Когда ребенок воспитывается в благополучной семье, тогда у него формируется социальный интерес, уверенность в себе, восприятие норм окружающей культуры как справедливых. Когда же ребенка окружает непонимание, несправедливое к нему отношение, постоянные конфликты между родителями, тогда у него формируется негативное отношение к другим, отсутствие ориентации на будущее, беспокойство и тревога, отклоняющееся поведение. Однако бывают случаи негативного поведения детей-подростков из вполне благополучных семей, ведь семья не единственный источник и причина социализации ребенка в сложном, противоречивом, постоянно изменяющемся обществе. Многие нормы из различных субкультур часто противоречат друг другу. Воспитание ребенка в семье вступает в противоречие с идеологией социальных групп и институтов. Родители вынуждены сталкиваться с чрезмерной идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, нестабильностью политического положения и т.д. Неизбежно " возникают противоречия между нормами и ценностями. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт отцов и детей, их субкультур. Сейчас в нашем обществе существует множество противоречащих друг другу нормативных образцов, которые способствуют появлению феномена отклоняющего поведения. В целом, отклоняющееся поведение личности является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых преломляется через систему отношений личности.
|