Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О категории предметной деятельности




Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т.е. на психологическомуровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальнаяфункция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметноммире. Иными словами, деятельность - это не реакция и не совокупностьреакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы ипревращения, свое развитие. Введение категории деятельности в психологию меняет весь понятийныйстрой психологического знания. Но для этого нужно взять эту категорию вовсей ее полноте, в ее важнейших зависимостях и детерминациях: со стороны ееструктуры и в ее специфической динамике, в ее различных видах и формах.Иначе говоря, речь идет о том, чтобы ответить на вопрос, как именновыступает категория деятельности в психологии. Вопрос этот ставит ряд далекоеще не решенных теоретических проблем. Само собой разумеется, что я могузатронуть лишь некоторые из них. Психология человека имеет дело с деятельностью конкретных индивидов, протекающей или в условиях открытой коллективности - среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз сокружающим предметным миром - перед гончарным кругом или за письменнымстолом. В каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельностьчеловека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать какизъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всем своемсвоеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческаядеятельность вообще не существует. Как именно она существует, определяетсятеми формами и средствами материального и духовного общения (Verkehr), которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоватьсяиначе, как в деятельности конкретных людей58. Само собой разумеется, что деятельность каждого отдельного человеказависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на егодолю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальныхобстоятельствах. Особенно следует предостеречь против понимания деятельности человекакак отношения, существующего между человеком и противостоящим ему обществом.Это приходится подчеркивать, так как затопляющие сейчас психологиюпозитивистские концепции всячески навязывают идею противопоставленностичеловеческого индивида обществу. Для человека общество якобы составляет лишьту внешнюю среду, к которой он вынужден приспосабливаться, чтобы неоказаться " неадаптированным" и выжить, совершенно так же, как животноевынуждено приспосабливаться к внешней природной среде. С этой точки зрениядеятельность человека формируется в результате ее подкрепления, хотя бы и непрямого (например, через оценку, выражаемую " референтной" группой). При этомупускается главное - то, что в обществе человек находит не просто внешниеусловия, к которым он должен приноравливать свою деятельность, но что самиэти общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, еесредства и способы; словом, что общество производит деятельность образующихего индивидов. Конечно, это отнюдь не значит, что их деятельность лишьперсонифицирует отношения общества и его культуру. Имеются сложныесвязывающие их трансформации и переходы, так что никакое прямое сведениеодного к другому невозможно. Для психологии, которая ограничивается понятием" социализация" психики индивида без дальнейшего его анализа, этитрансформации остаются настоящей тайной. Эта психологическая тайнаоткрывается только в исследовании порождения человеческой деятельности и еевнутреннего строения. Основной, или, как иногда говорят, конституирующей, характеристикойдеятельности является ее предметность. Собственно, в самом понятиидеятельности уже имплицитно содержится понятие ее предмета (Gegenstand).Выражение " беспредметная деятельность" лишено всякого смысла. Деятельностьможет казаться беспредметной, но научное исследование деятельностинеобходимо требует открытия ее предмета. При этом предмет деятельностивыступает двояко: первично - в своем независимом существовании, какподчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образпредмета, как продукт психического отражения его свойств, котороеосуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться неможет. Уже в самом зарождении деятельности и психического отраженияобнаруживается их предметная природа. Так, было показано, что жизньорганизмов в гомогенной, хотя и изменчивой среде может развиваться лишь вформе усложнения той системы элементарных отправлений, которая поддерживаетих существование. Только при переходе к жизни в дискретной среде, т.е. кжизни в мире предметов, над процессами, отвечающими воздействиям, имеющимпрямое биотическое значение, надстраиваются процессы, вызываемыевоздействиями, которые сами по себе могут быть нейтральными, абиотическими, но которые ориентируют его по отношению к воздействиям первого рода.Формирование этих процессов, опосредствующих фундаментальные жизненныеотправления, происходит в силу того, что биотические свойства предмета(например, его пищевые свойства) выступают как скрытые за другими, " поверхностными" его свойствами, поверхностными в том смысле, что, преждечем испытать на себе эффекты, вызываемые биотическим воздействием, нужно, образно говоря, пройти через эти свойства (таковы, например, механическиесвойства твердого тела по отношению к химическим его свойствам). Я, понятно, опускаю здесь изложение конкретно-научного обоснованияприведенных положений, равно как и обсуждение вопроса об их внутренней связис учением И.П.Павлова о сигнальной функции условных раздражителей и обориентировочных рефлексах; то и другое освещено мной в других работах59. Итак, предыстория человеческой деятельности начинается с приобретенияжизненными процессами предметности. Последнее означает собой также появлениеэлементарных форм психического отражения - превращение раздражимости(irribilitas) в чувствительность (sensibilitas), в " способность ощущения". Дальнейшая эволюция поведения и психики животных может быть адекватнопонята именно как история развития предметного содержания деятельности. Накаждом новом этапе возникает все более полная подчиненность эффекторныхпроцессов деятельности объективным связям и отношениям свойств предметов, вовзаимодействие с которыми вступает животное. Предметный мир как бы все более" втягивается" в деятельность. Так, движение животного вдоль преградыподчиняется ее " геометрии" - уподобляется ей и несет ее в себе, движениепрыжка подчиняется объективной метрике среды, а выбор обходного пути -межпредметным отношениям. Развитие предметного содержания деятельности находит свое выражение видущем вслед развитии психического отражения, которое регулируетдеятельность в предметной среде. Всякая деятельность имеет кольцевую структуру: исходная афферентация -> эффекторные процессы, реализующие контакты с предметной средой -> коррекцияи обогащение с помощью обратных связей исходного афферентирующего образа.Сейчас кольцевой характер процессов, осуществляющих взаимодействие организмасо средой, является общепризнанным и достаточно хорошо описан. Однакоглавное заключается не в самой по себе кольцевой структуре, а в том, чтопсихическое отражение предметного мира порождается не непосредственновнешними воздействиями (в том числе и воздействиями " обратными"), а темипроцессами, с помощью которых субъект вступает в практические контакты спредметным миром и которые поэтому необходимо подчиняются его независимымсвойствам, связям, отношениям. Последнее означает, что " афферентатором", управляющим процессами деятельности, первично является сам предмет и лишьвторично - его образ как субъективный продукт деятельности, которыйфиксирует, стабилизирует и несет в себе ее предметное содержание. Иначеговоря, осуществляется двойной переход: переход предмет -> процессдеятельности и переход деятельность -> ее субъективный продукт. Но переходпроцесса в форму продукта происходит не только на полюсе субъекта. Еще болееявно он происходит на полюсе объекта, трансформируемого человеческойдеятельностью; в этом случае регулируемая психическим образом деятельностьсубъекта переходит в " покоящееся свойство" (ruhende Eigenschaft) ееобъективного продукта. На первый взгляд кажется, что представление о предметной природепсихики относится только к сфере собственно познавательных процессов; что жекасается сферы потребностей и эмоций, то на нее это представление нераспространяется. Это, однако, не так. Взгляды на эмоционально-потребную сферу как на сферу состояний ипроцессов, природа которых лежит в самом субъекте и которые лишь изменяютсвои проявления под давлением внешних условий, основываются на смешении, посуществу, разных категорий, смешении, которое особенно дает о себе знать впроблеме потребностей. В психологии потребностей нужно с самого начала исходить из следующегокапитального различения: различения потребности как внутреннего условия, какодной из обязательных предпосылок деятельности и потребности как того, чтонаправляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде." Голод способен поднять животное на ноги, способен придать поискам более илименее страстный характер, но в нем нет никаких элементов, чтобы направитьдвижение в ту или другую сторону и видоизменять его сообразно требованиямместности и случайностям встреч" 60, - писал Сеченов. Именно в направляющейсвоей функции потребность и является предметом психологического познания. Впервом же случае потребность выступает лишь как состояние нужды организма, которое само по себе не способно вызывать никакой определенно направленнойдеятельности; ее функция ограничивается активацией соответствующихбиологических отправлений и общим возбуждением двигательной сферы, проявляющимся в ненаправленных поисковых движениях. Лишь в результате ее" встречи" с отвечающим ей предметом она впервые становится способнойнаправлять и регулировать деятельность. Встреча потребности с предметом есть акт чрезвычайный. Он отмечался ужеЧ.Дарвином, о нем свидетельствуют некоторые данные И.П.Павлова; о немговорит Д.Н.Узнадзе как об условии возникновения установки, и егоблистательное описание дают современные этологи. Этот чрезвычайный акт естьакт опредмечивания потребности - " наполнения" ее содержанием, котороечерпается из окружающего мира. Это и переводит потребность на собственнопсихологический уровень. Развитие потребностей на этом уровне происходит в форме развития ихпредметного содержания. Кстати сказать, это обстоятельство только ипозволяет понять появление у человека новых потребностей, в том числе таких, которые не имеют своих аналогов у животных, " отвязаны" от биологическихпотребностей организма и в этом смысле являются " автономными" 61. Ихформирование объясняется тем, что в человеческом обществе предметыпотребностей производятся, а благодаря этому производятся и самипотребности62. Итак, потребности управляют деятельностью со стороны субъекта, но ониспособны выполнять эту функцию лишь при условии, что они являютсяпредметными. Отсюда и происходит возможность оборота терминов, которыйпозволил К.Левину говорить о побудительной силе (Aufforderungscharakter)самих предметов63. Не иначе обстоит дело с эмоциями и чувствами. И здесь необходиморазличать, с одной стороны, беспредметные стенические, астеническиесостояния, а с другой - собственно эмоции и чувства, порождаемыесоотношением предметной деятельности субъекта с его потребностями имотивами. Но об этом нужно говорить себе. В связи же с анализом деятельностидостаточно указать на то, что предметность деятельности порождает не толькопредметный характер образов, но также предметность потребностей, эмоций ичувств. Процесс развития предметного содержания потребностей не является, конечно, односторонним. Другая его сторона состоит в том, что и сам предметдеятельности открывается субъекту как отвечающий той или иной егопотребности. Таким образом, потребности побуждают деятельность и управляютею со стороны субъекта, но они способны выполнять эти функции при условии, что они являются предметными.

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал