![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ФТиП, 3 курс
Леонтьева Василиса Основы профессиональной педагогической задачи
Педагогическая задача - собой основную единицу образовательного процесса и в то же время эффективный инструмент успешной реализации профессиональных функций преподавателя в обучении, воспитании и развитии личности студентов. Свойствами педагогической задачи являются: · умение выступать и в качестве поставленной в определенных условиях цели деятельности, и как вопрос требующий своего разрешения, и как форма предъявления учебного материала
· задача решается в определенной социально-педагогической ситуации
· имеет такие же образовательные компоненты, что и сам образовательный процесс: педагоги, учащиеся, содержание и средства решения
· решение не завершается переведением студентов в требуемое состояние. Для педагога важно провести анализ процесса решения, осуществить рефлексию своей роли, собственных мыслей и переживаний, возникших в ходе решения педагогической задачи. Педагогическая задача представляет собой субъективный способ отражения определенной педагогической ситуации в сознании педагогов и воспитанников. Если ситуация – это объективная, нейтральная совокупность обстоятельств, в которых взаимодействуют студенты и преподаватель, то задача всегда окрашена личностным восприятием данных обстоятельств каждого из участников ее решения (как минимум педагога и воспитанника). Это накладывает соответствующий отпечаток на их взаимоотношения и деятельность.
Разрабатывая технологию решения педагогической задачи, следует учитывать характер и тип такой задачи.
Стратегические задачи – это так называемые «сверхзадачи». Основываясь на общих представлениях государства и общества о базовой культуречеловека, они формулируются в государственных документах об образовании (в Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине об образовании, в Концепции модернизации образования, в государственных образовательных стандартах). Тактические задачи формулируются также в образовательных программах и учебно-методических комплексах, в которых в соответствии с государственными образовательными стандартами определены требования к уровню подготовки студентов в рамках определенной учебной дисциплины. Оперативные педагогические задачи – это задачи, которые решают преподаватели на всех этапах своей профессиональной деятельности, определяя и реализуя способы обеспечения более высокого уровня обученности, воспитанности и развития студентов. Решить педагогическую задачу означает «построить ориентировочную основу деятельности в виде прогноза, а потом и выполнить эту деятельность.
Дидактические задачи связаны с управлением познавательной деятельностью студентов, с созданием условий для разрешения ими противоречия между знанием и незнанием, умением – неумением, заставляя обучаемых находить выход из проблемной ситуации, активируя при этом психические процессы и развивая познавательные способности. Воспитательные задачи требуют от преподавателя осмысления сложившейся ситуации в сфере нравственных отношений и принятия на этой основе решения для изменения условий развития личности студентов. Продуктивность технологии решения дидактических и воспитательных задач зависит от того, как преподаватель умеет связать решение оперативных задач с тактическими и стратегическими. Только в этом случае можно органично увязать свою текущую работу с запланированным обществом и государством общим результатом подготовки выпускника. Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости. Так, концептуальная основой технологии педагогической задачи в соответствии с приоритетами современного российского общества является гуманизм – система взглядов, утверждающая отношение к человеку как к высшей ценности на земле, признающая его возможности и способности к самосовершенствованию, право на свободное и всестороннее развитие. Системность такой технологии определяется тем, что она является составной частью общей педагогической системы и в свою очередь обладает всеми признаками системы: логикой, взаимосвязью составляющих компонентов, целостностью, управляемостью, представляя собой последовательность этапов решения педагогической задачи. Эффективность характеризуемой технологии обеспечивается соответствием полученного результата поставленным дидактическим и воспитательным задачам. Воспроизводимость технологии достигается в том случае, когда любой, даже начинающий педагог, может ее использовать в сходных условиях и получить запланированный результат. В технологическом аспекте педагогическая задача соответствует алгоритму конструирования образовательного процесса и включает четыре основных этапа: - постановка задачи на основе анализа ситуации и конкретных действий студентов; - моделирование способов решения педагогической задачи; - осуществление плана действий по ее решению; - анализ результатов решения педагогической задачи Основываясь на профессиональных знаниях, на богатом практическом опыте и интуиции преподаватели достаточно быстро просчитывают сложившуюся педагогическую ситуацию, принимают оптимальное решение по переводу ее в педагогическую задачу, творчески используют арсенал необходимых средств для ее решения и всегда делают соответствующие выводы в целях своего дальнейшего профессионального развития.
|