Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ум и его функции






Есть сознание и есть его разновидности: шесть основных видов сознания, которые связаны с работой органов чувств (пять органов чувств плюс ум). Кроме этих основных видов сознания существуют еще так называемые вторичные функции сознания, которых насчитывается 51.

Мы говорим, что Происхождение страдания связано с кармой. Карма является источником страдания. Но, если мы зададимся вопросом, каков источник происхождения нас самих и мира, то на него Васубандху в Абхидхармакхоше отвечает таким образом, что и все миры возникли из кармы, из деяния. Всевозможные миры возникают из деяния. Таким образом, мы прямо утверждаем, что наше существование связано с кармой, и говорим: " Наши скандхи возникли из-за кармы".

Тогда зададимся вопросом: " Как возникает карма? ". Карма возникает из аффектов. И мы задаем себе следующий вопрос: " Что это за аффекты? " Есть много классификаций аффектов, если же учитывать только основные, то их шесть:

1) страсть (или привязанность);
2) гнев;

3) гордыня;

4) аффективное неведение;

5) сомнение;

6) ложное воззрение.

Что такое страсть! Вот пример: если вы капнете масло на ткань, то пятно расползется, и его очень трудно будет удалить. Природа страсти заключается в том, что нас притягивает красивое, форма (это может касаться человеческой формы или красивых вещей). Некий объект притягивает наш ум, и постепенно это притяжение становится настолько сильным, что наш ум смешивается с этим объектом и разъединить их становиться очень трудно. Это и называется страсть, сильное притяжение, привязанность.

Мы говорим об одном из основных аффектов, таком как страсть, и мы его объясняем логически. Слово страсть на тибетском языке означает " притяжение" плюс " желание", то есть сверхпритяжение, и мы знаем, что на основании этого сильного притяжения, страсти, мы совершаем множество отрицательных поступков (которые и называются деяниями), а они накапливают отрицательные деяния, или отрицательную карму.

Второй из основных аффектов — гнев. Он связан с враждебностью. Сначала это просто настроение, которое постепенно перерастает в постоянное состояние, и мы, когда бы ни вспомнили об объекте, к которому испытываем враждебность, усиливаем и усиливаем ее. Она перерастает в гнев или в агрессивное состояние. И даже когда объект нашего гнева отсутствует, то при простом воспоминании о нем мы тут же воспроизводим всю полноту нашего состояния агрессивности по отношению к этому объекту. Это и называется гнев.

Каждый из нас хорошо знает, что на основании страсти и гнева мы накапливаем много грехов. И мы знаем, как из страсти и гнева мы легко совершаем различные отрицательные поступки телом, речью и мыслью. И это очень хорошо проясняет связь, выраженную в словах " карма возникает из аффектов". Карма, то есть деяния, возникает из аффектов. Например, если мы подчинимся склонности к гневу, то какой бы поступок мы ни совершили (телом, речью или мыслью), он будет связан с грехом, с пороком. Но так нельзя сказать в отношении основного аффекта — страсти, потому что вовсе не все поступки, совершаемые телом, речью и мыслью в связи со страстью, являются грехом. В частности, о супружеских отношениях Будда Победоносный не говорил как о грехе, хотя супружеская жизнь связана со страстью.

Причин для такого аффекта, как гордыня, очень много. Гордыня может появиться от красивой внешности, от богатства, гордыня может появиться от хорошего происхождения, от каких-то личных достоинств, — есть множество причин для порождения такого аффекта, как гордыня. Когда наш ум устремляется в некую высь, и мы говорим себе: " Вот в этом то я выше, чем другие, лучше чем другие" — это гордыня. И если есть такой аффект, как гордыня, то приобретение каких-либо душевных качеств, достоинств ума — чрезвычайно трудная задача. Гордыня мешает. И наоборот, если отсутствует гордыня, то ум с легкостью приобретает самые лучшие качества. В связи с гордыней говорят: в низком месте быстро и легко вырастает зеленая мягкая трава, а на высоких горах она не растет. Поскольку, основываясь на гордыне, мы проявляем сильную склонность к тому, чтобы хулить других, тем самым теряя возможность собственного воспитания, гордыня является очень серьезным препятствием для порождения хороших качеств ума.

Оставшиеся два базовых аффекта: аффективное неведение и воззрение (переводится как " ложное воззрение", хотя на самом деле слова " ложное" в тибетском варианте нет). Это несколько особая тема, поскольку эти два базовых аффекта рассматриваются по-разному представителями разных школ.

Например, с точки зрения Мадхьямики Прасангики, нет разницы между воззрением (ложным воззрением) и аффективным неведением. А с точки зрения абхидхармистов — Васубандху и его брата Асанги, есть разница между аффективным неведением и ложным воззрением.

Асанга и его последователи рассматривают неведение как незнание, простое незнание того, что собой представляет тот или иной объект. А ложное воззрение рассматривается как воззрение, связанное с утверждением существования " я" *.

И еще один из шести базовых аффектов — аффект, который называется сомнение. Сомнение относительно того, существуют или не существуют Четыре Благородные Истины Святого, взаимосвязь между поступками и результатами, просветленный Будда и так далее.

Ложное воззрение — это первое звено в Двенадцатичленной цепи зависимого происхождения, и оно соотносится с тем, что мы держимся за свое " я", зная об истинном способе существования. Вот это называется ложным воззрением.

Таковы шесть базовых аффектов.

Если мы применим другой способ классификации аффектов, то можем соединить их в три основных аффекта. А именно: страсть, гнев и неведение.

Если мы применим еще один способ классификации, то и страсть и гнев относятся к неведению.

* То есть не просто незнание, а заблуждение. — Прим. пер.

 

Поэтому мы можем сказать, что основой и кармы и аффектов является неведение!

Если мы применим противоядие против неведения (существует такое понятие — " противоядие"), и если мы будем использовать его в своем развитии, то таким образом обратим это средство против всех аффектов. Ибо, если применять противоядие для каждого аффекта отдельно, например, противоядие против страсти, то оно не покроет наш недостаток в виде гнева, а это значит, что против гнева мы должны применять другое противоядие. А если мы будем применять противоядие против неведения, то это противоядие избавит нас от всех аффектов, которые коренятся в неведении.

Такой подход к противодействию аффектам описан в сочинении Четыре сотни четверостиший Арьядевы — ученика и последователя святого Нагарджуны. В нем говорится, что, если мы посмотрим под определенным углом зрения на тело (скандхи), то мы можем сказать, что тело является воспринимающим органом, то есть мы воспринимаем мир телом. Так же и в отношении неведения, являющегося аффектом, который покрывает все остальные аффекты. И если мы применим противоядие против этого (покрывающего все остальные аффекты) аффекта, то таким образом мы можем уничтожить все аффекты. А если мы будем бороться с аффектами по отдельности, то это совсем иной подход: здесь, применяя противоядие против гнева, мы отбрасываем только гнев. Применяя противоядие против страсти, мы отбрасываем только страсть и так далее.

Истина о происхождении страдания

Так же, как и Истина о страдании, Истина о происхождении страдания имеет четыре положения, то есть рассматривается с четырех точек зрения:

1) причины;

2) источника;

3) возникновения;

4)условия;
Рассмотрим Истину о происхождении страдания с точки зрения причины. Например, причиной является страсть. Благодаря страсти мы обретаем рождение, и в этой связи такой аффект, как страсть, является причиной происхождения страданий. В дальнейшем мы будем говорить о причине происхождения страдания уже с другой точки зрения, в русле Двенадцатичленной цепи зависимого происхождения.

А сейчас продолжим наше рассмотрение Истины о происхождении страдания с точки зрения причины. Страсть является причиной рождения, а это значит, что страсть является причиной возникновения страдания, которое выражается в рождении.

Второй аспект рассмотрения Истины о происхождении страдания связан с понятием источника — источника происхождения страдания. Что значит источник страдания? Здесь применим тот же пример нашего человеческого рождения, получив которое, мы тем самым обрели источник возникновения страдания. Источник возникновения такого страдания как рождение, болезнь, старость и смерть очевидны любому из нас.

Третий аспект — это возникновение, возникновение не только всех видов страдания, но и сильного страдания. Рассмотрим, например, страсть с точки зрения возникновения сильного страдания. Если мы из-за страсти обретаем человеческое рождение, а вместе с ним и источник страдания в виде рождения, болезни, старости и смерти, то в этом рождении " благодаря" страсти мы испытываем наивысшее страдание рождения, болезни, старости и смерти. Вот эта третья точка зрения, третий подход к рассмотрению Истины о происхождении страдания.

Четвертый аспект рассмотрения Истины о происхождении страдания называется условие. Мы говорим " причины и условия". Что такое условие? Например, условие моего сегодняшнего прибытия в Москву — это ваше приглашение.

Это четыре положения, четыре точки зрения, или четыре аспекта, которые раскрываются в Истине о происхождении страдания. Истина о происхождении страдания заключается в карме и аффектах. Теперь вы можете задать вопросы, касающиеся Истины о происхождении страдания, кармы, аффектов и так далее.

ВОПРОС: Расскажите, кто такие бодхисаттвы. Испытывают ли бодхисаттвы страдания?

РИНПОЧЕ: Бодхисаттвы бывают разных уровней.

Есть уровень, который называется уровнем накопления двух собраний. Это первый уровень развития бодхисаттвы.

Второй уровень называется уровнем применения (накопленного). На этих уровнях бодхисаттвы страдают. Но эти страдания отличаются от тех страданий, которые испытываем мы, простые люди. Ведь если бодхисаттва породил мысль о просветлении, то сам характер или качество страдания изменяется. Но, поскольку развитие бодхисаттвы, рост бодхисаттвы — это тоже процесс, то, даже породив в потоке сознания мысль о просветлении и развиваясь далее, следуя в этом потоке, бодхисаттва обладает тем, что называется " загрязненные скандхи", и до тех пор, пока он ими обладает, он страдает. Просто сам характер этого страдания отличается от испытываемых нами страданий.

ВОПРОС: Расскажите об обетах бодхисаттвы.

РИНПОЧЕ: Обеты бодхисаттвы — это настоящие условия для того, чтобы возрастала сила души. Конечно, живое существо, которое приняло обеты бодхисаттвы, не может тут же спасти всех живых существ. Но путем принятия обетов оно внедряет в поток сознания эту мысль с такой силой, что эта возможность расширяется. Об этом мы поговорим, когда наступит время изложения темы Тренировка ума.

ВОПРОС: Можно ли судить о количестве накопленной кармы?

РИНПОЧЕ: Речь идет об отрицательной карме. Карма как закономерность и карма как поступки, которые мы совершаем, — и то и другое по-тибетски и на санскрите называется " карма", или " деяния". Но их нужно различать. Если говорить о поступках, точнее, о проступках (поскольку речь идет об отрицательной карме), то есть способ описания всего бесконечного множества проступков. Для этого все разнообразные проступки классифицируются на десять разновидностей. Их нетрудно перечислить, и все они обозначают отсутствие элементарной нравственности.

Наверное, Геше Тин лей очень много рассказывал о десяти недобродетельных поступках. И тем не менее я тоже о них скажу. Вы знаете, что эти десять распадаются на три проступка тела, на четыре проступка речи и три проступка ума (мысли).

У каждого такого проступка есть четыре вида результата.

Проступки, связанные с телом, — это убийство, воровство и распутство.

Убийство означает намеренное отнятие жизни у живого существа. Но размеры убийства бывают разные. Например бывает, что убивают человека, бывает, что убивают скот разной величины (крупный, мелкий рогатый скот и так далее, кончая курицей). Самый большой грех, связанный с убийством — это убийство человека. И далее убийство можно классифицировать по качеству и по размерам убитого существа.

По размерам. Например, убийство крупного рогатого скота отличается от убийства курицы, поскольку чем меньше тело, тем меньше страдания испытывает это тело.

По качеству. Если мы будем рассматривать убийство с этой точки зрения, то даже в убийстве человека мы можем различать убийство простого человека и такое убийство, как убийство отца или матери, или архата. Качественно это совсем другое убийство и результат этого проступка безмерен. Мы объединяем вместе убийство отца, матери и архата, и в этом есть большой смысл. Если вы не убиваете, но только лишь наносите какой-либо вред отцу или матери, или архату, то этот вред приносит безмерный отрицательный результат. Грех этого деяния — безмерный. В то же время, если вы приносите этим существам — отцу, матери или архату — хотя бы малейшую пользу (не говоря уже о совершении большого благодеяния), то положительный результат подобной пользы также безмерен.

Что касается архата... Это существо, которое избавилось от аффектов, поэтому мы называем его архат, что означает Победитель врагов-аффектов.

Нет существ, явивших нам больше милости, чем отец и мать. Говоря о величине результата причинения вреда или принесения пользы разным существам, мы ставим архата, мать и отца на одну высоту. Таким образом, в этой жизни мы проявляем к родителям, к отцу и матери, высочайшее уважение, поскольку все счастье, что мы испытываем в этой жизни, зависит или зависело только от них. Еще это связано с одним из моментов тренировки ума, когда мы отрабатываем, вплоть до проникновения в поток сознания (говоря о проникновении в поток сознания, мы имеем в виду, что вся психика пропитана этим, и по-другому уже не думаем), чувство глубочайшей благодарности к матери. В первую очередь, к матери (а потом к другим родственникам) за то, что она была к нам милостива, за то, что благодаря ей мы обрели все, что имеем. Это один из важнейших исходных пунктов тренировки ума, о которых будет говорится дальше.

Вернемся к теме убийства и к четырем результатам, которые следуют за убийством. Первый из них называется созревшим результатом. Созревший результат проявляется в рождении, которое мы получаем как следствие совершенного нами убийства. Если это крупное убийство, то тогда созревшим результатом будет рождение в аду, адским существом. Созревший результат может быть большим — это рождение в аду, средним — это рождение в мире голодных духов, и малым — это рождение животным. Это все созревший результат — рождение.

Второй тип результата называется результатом, соответствующим своей причине.

Он распадается на два результата:

Первый результат — результат, сходный по опыту. Например, совершив убийство и по созревшему результату переродившись в аду, а затем изменив что-то и переродившись человеком, мы испытываем результат, соответствующий причине в виде опыта, то есть наша человеческая жизнь может быть короткой или полной болезней. Это и есть результат, соответствующий причине в виде опыта. Опыта чего? Страдания. Родившись человеком, мы испытываем этот результат в виде короткой жизни, болезни и так далее.

Вторая разновидность результата, соответствующего причине, — это результат наличия склонности. Если мы, например, совершили убийство и через какие-то рождения вновь рождаемся человеком, то мы можем испытывать склонность к убийству. И вот это наличие склонности к убийству как раз и является второй разновидностью результата, соответствующего причине.

Таким образом, какое бы рождение вы ни получили, эти три первых разновидности результата:

1) созревший результат;

2) результат, соответствующий причине по опыту;

3) результат, соответствующий причине по склонности, или по действию, основываются на вашем собственном теле, на вашем собственном рождении.

Эти разновидности результата как бы накладываются на наше тело.

Четвертый вид результата (он называется преобладающим результатом) можно назвать экологическим результатом совершенного проступка. В результате совершенных вами поступков вы рождаетесь в том или ином месте. Например, если вы совершили убийство, вы рождаетесь в местности, в которой постоянно идет дождь. Или вы можете родиться в таком месте, где земля не родит, хотя вы занимаетесь земледелием с полным знанием и желанием вырастить хороший урожай. Это экологический результат совершенного убийства.

Мы сейчас рассмотрели недобродетельный проступок, касаю-щийся тела — убийство, а также четыре результата, которые сле-дуют за ним. Подобным образом рассматривается каждый из не-добродетельных поступков, и за каждым из них следуют четыре результата.

Вы можете задать вопросы.

ВОПРОС: Допустимо ли убийство человека, который может убить тебя, то есть самозащита, при невозможности другого выхода? Или это тоже грех? Или надо принять свою смерть? Зависит ли это от качеств нападающего: бандит, правитель или сумасшедший?

РИНПОЧЕ: При каких бы обстоятельствах ни произошло убийство, в том числе и в случае защиты, и кто бы ни был человек, которого вы убьете в случае защиты, бандит или сумасшедший — это убийство. И за ним последуют соответствующие результаты.

ВОПРОС: Лучше принять смерть в этой ситуации, чем лишить жизни другого человека?

РИНПОЧЕ: Если рассматривать вопрос, как он задан, то, действительно, самое лучшее — это принять смерть. Но это очень трудно. Поэтому существует много различных вариантов.

ВОПРОС: Если бандит или кто-то другой убивает бодхисаттву, связано ли это убийство с аффектами бодхисаттвы?

РИНПОЧЕ: Если бандит или кто бы то ни было другой собирается убить или убивает бодхисаттву, и это вызвано гневом, то гнев этот связан с аффектами этого бандита или любого другого существа, которое убивает бодхисаттву, и бодхисаттва не является в данном случае причиной накопленной дурной кармы этого существа.

ВОПРОС: А если бодхисаттва попытается предотвратить попытку убийства и убьет нападающего, чтобы предотвратить накопление им дурной кармы?

РИНПОЧЕ: Если в ответ на попытку убийства, бодхисаттва, пытаясь предотвратить убийство подобным же способом, проявит гнев, это будет для него очень серьезным проступком, поскольку вследствие проявления гнева уничтожаются все накопленные добродетели. И если бодхисаттва допустит в себе даже одномоментную вспышку гнева, то добродетели, накопленные в течении ста кальп, исчезают в этот единый миг. Об этом говорится во Введении в Мадхьямику: " Если бодхисаттва поддается вспышке гнева, то в этой вспышке исчезают добродетели, накопленные за сто кальп".

ВОПРОС: Убийство всегда связано с аффектом гнева?

РИНПОЧЕ: Есть убийства, связанные не только с гневом. Бывают убийства, связанные со страстью или с неведением. К убийству, вызванному неведением, относится, например, жертвоприношение Шиве и другим мирским божествам.

Нет ни одного деяния для простых живых существ, не связанного с аффектами. Только святые совершают деяния, не ввергающие в карму. Как говорится в Абхидхармакхоше, у видящих Истину, то есть у святых, нет накопления кармы, связанной с сансарой.

ВОПРОС: Если все аффекты устранены, как долго проявляется прошлая карма?

РИНПОЧЕ: Нет накопления кармы вне связи с аффектами. Отрицательная карма не накапливается только у святых. В этом смысле не обязательно достигать состояния архатства, в котором полностью исчезают аффекты. Можно достичь состояния святого, когда нет накопления кармы, связанной с аффектами, но сами аффекты еще остаются в потоке сознания.

 

 

ВТОРОЙ ДЕНЬ
Вчера мы закончили на том, что говорили об убийстве и четырех результатах. Итак, у каждого недобродетельного поступка, как мы вчера договорились, есть четыре результата, а именно: первый - созревший результат; следующий - результат, сходный со своей причиной, который распадается на два, то есть второй - результат сходный по опыту, третий - результат сходный по действию, и четвертый (преобладающий) - результат, связанный с экологией.
1. Созревший результат.
2. Результат, сходный по опыту.
3! Результат, сходный по действию (склонности).
4. Результат, связанный с экологией.
Второй и третий - результаты, сходные со своей причиной.
Созревший результат выражается в рождении. Например, если это серьезный проступок, следует рождение в аду и так далее. Как было сказано вчера, рождение голодным духом или животным также называется созревшим результатом проступка.
Второй результат - сходный по опыту, то есть результат в виде испытания.
Третий результат - сходный по действию, то есть заложенная предыдущим действием предрасположенность повторять это действие вновь и вновь.
Четвертый результат - связанный с местом рождения, экологией. Этот результат и эти взаимосвязи особенно трудно понять и проследить.
Вспомним, что это значит. Например, результат, следующий за созревшим результатом, называется сходным по опыту. Вспомним о том, что говорилось вчера. Если было убито животное, то мы можем не чувствовать или не думать о муках животного, которое мы убиваем, но животное испытывает эти муки, и этот опыт страдания остается в нашем сознании как результат совершенного нами недобродетельного поступка, и поэтому наша жизнь становится короче или наполняется болезнями. Мы испытываем на себе результат проступка, который совершили, переживаем страдание, сходное с тем, которое испытывало животное, когда мы его убивали.
Следующий результат - сходный по действию. Если мы совершили проступок убийства, то в будущих жизнях, даже при благоприятном рождении, у нас в душе остается некая склонность к этому действию, к совершению такого же поступка. Например, склонность к убийству, если совершали убийство в прежних жизнях.
Четвертый результат, преобладающий, связан с местом, или экологией. Это то, что не относится к нашему сознанию, а проявляется во внешней среде. Этот экологический результат может выражаться, например, в том, что попадаешь в место, где людей изнуряют дожди или жара. Если человек занимается земледелием, то не родит земля. Если человек занимается скотоводством, то скот плохо дает молоко. Вот такие вещи происходят, если было совершено убийство. А вот здесь, в Москве, я замечаю, какие хорошие дороги, как аккуратно выстроены дома, и какие они удобные. Ваше рождение в этой местности подтверждает, что в прошлых жизнях вы отказывались от совершения убийства.
Как и в убийстве, в воровстве тоже есть разные степени проступка; воровство бывает большей или меньшей тяжести. В тибетское слово " воровство" вложен смысл " брать не данное тебе". Когда ты берешь то, что тебе не дано, это и называется воровством. Все типы результатов, которые описаны в убийстве, присутствуют и во всех остальных недобродетельных поступках, в том числе и в воровстве, и имеют такие же названия.
Созревший результат воровства заключается в том, что, в зависимости от степени тяжести этого проступка, вы рождаетесь или в аду, или голодным духом или животным.
Результат, сходный по опыту, заключается в том, что если в предыдущих жизнях вы брали чужое, то в этой жизни вы можете оказаться совершенно нищим или бедным человеком.
Результат, сходный по действию, выражается в том, что у вас остается склонность брать то, что вам не дано.
А экологический результат воровства заключается в том, что если вы обретаете какое-то благосостояние, то оно чрезвычайно неустойчиво, и вы чувствуете шаткость своего положения, или же оно достается вам с большими трудностями, а это тоже указывают на то, что в прошлом вы совершали этот проступок.
И последний проступок, относящийся к телу, - распутство. Распутство - это сексуальная жизнь с человеком, у которого есть муж или жена. Или с монахом (даже если это гецул, или монах низшей ступени), это тоже относится к распутству.
Созревший результат распутства тоже, в зависимости от тяжести совершенного проступка, заключается в рождении в той или иной области дурных рождений, то есть в аду, голодным духом или животным.
Результат, сходный по опыту, проявляется в том, что ваши супружеские отношения неустойчивые, недоверительные, сложные, тяжелые.
Результат, сходный по действию, - это внутренняя склонность к распутству.
А экологический результат совершенного распутства заключается в том, что вы рождаетесь в местности или в месте, где грязно, дурно пахнет, и вообще она отличается крайней запущенностью. И рождение в такой местности - это результат распутства.
Вот три проступка, относящиеся к телу, и соответствующие им четыре результата.
Следующие четыре проступка относятся к речи. Это ложь, злословие, грубая речь и праздная речь (пустословие), или пустая болтовня.
Ложь тоже бывает разной степени тяжести. Например, если вы лжете отцу и матери, или ламе (учителю), - это тяжелейший проступок, приводящий к соответствующему результату.
Созревший результат лжи - это рождение в соответствующих тяжести проступка дурных рождениях.
Результат, сходный по опыту, заключается в том, что даже когда вы говорите правду, вы вызываете недоверие, то есть люди вам не верят и не считают ваши слова правдой.
Результат, сходный по действию, заключается в том, что у вас остается привычка ко лжи, склонность ко лжи.
Экологический результат лжи состоит с том, что вы рождаетесь в местности бугристой, неровной, неудобной для хождения. Это связано с тем, что во лжи есть возвышения и провалы, через которые вы с трудом переползаете, чтобы сохранить свою жизненную позицию, то произнося лживые слова, то говоря правду. Вот в такой местности и происходит ваше рождение.
Злословие - это тип речи, который даже если не приводит к разрушению отношений супружеских, дружеских и любых уважительных отношений, то содержит намерение их разрушить. По степени тяжести злословие также различается. Если вы пытаетесь испортить отношения родителей и детей, или отношения кого-либо с учителем (ламой), то это является высочайшей степенью тяжести этого проступка.
Созревший результат злословия выражается в том, что вы обретаете рождение в дурных уделах, то есть в аду, голодным духом или животным.
Результатом, сходным по опыту, является то, что, родившись человеком, вы имеете очень мало друзей, или не имеете их вообще, и в вашем окружении мало или совсем нет людей, которые относятся к вам с любовью.
Результат, сходный по действию, - это склонность к злословию.
Экологический результат злословия заключается в том, что вы рождаетесь в местности, полной острых твердых камней, высоких пиков или скал, с которых вы рискуете упасть. Это экологический результат злословия.
Грубые слова, или то, что называется грубостью речи. Под этим подразумевается язвительность, которую мы вкладываем в нашу речь по отношению к другим, к другому человеку, желая его задеть. Например, когда мы говорим человеку о каких-либо его ошибках и пороках прямо и жестко, это его очень уязвляет. Вот это относится к недобродетели " грубая речь". А также, когда мы говорим просто грубые слова. Например, если мы говорим человеку: " Ты глупый, ты нищий", - это тоже относится к пороку грубых слов. И если вы говорите с человеком в глаза мягко, а за спиной ругаете его, - это тоже относится к данному типу недобродетельного поступка.
Созревший результат выражается в рождении в одном из дурных уделов, и тяжесть проступка особенно велика, если грубая речь или язвительные слова обращены к святому или к бодхисаттве. Мы, как правило, не знаем, кто святой, кто бодхисаттва, и это ведет к тяжелым последствиям, к рождению в том или ином дурном существовании. Например, если мы обращаем грубые слова к архату, при этом мы, как правило, не знаем, что это архат, и тяжесть недоброго проступка очень велика. Так же велика степень тяжести обращения с недобрыми словами к родителям.
Результат, сходный по опыту, заключается в том, что, даже если вы перерождаетесь человеком, в ваших ушах и вольно, и невольно звучат грубые слова, просто на уровне галлюцинаций, то есть вам кажется, что грубые слова звучат в ваших ушах.
Результат, сходный по действию, - это склонность к язвительным или грубым словам.
Экологический результат - это рождение в местности, которая очень неприятна для проживания, где вы вынуждены ходить по острым камешкам или колючкам, которые мешают вам жить и так далее.
Праздная речь - это порок, который определяется как любая бессмысленная речь.
Созревший результат есть и у этого порока, он подобен результатам других недобродетельных поступков.
Что касается результата, сходного по опыту, то это постоянные муки: что бы человек ни сказал, над ним смеются, подшучивают, издеваются.
Результат, сходный по действию, - это склонность болтать попусту.
Экологический результат пустой болтовни заключается в том, что вы оказываетесь в каком-то странном положении, то есть у вас вовремя не созревают плоды на деревьях или не созревают вообще. То же самое с цветами, со скотом. Некая дисгармония проявляется во всем, что касается окружающего вас мира. И как бы вы ни старались наладить дела, ничего не выходит. Вот эта дисгармония окружающего вас мира, экологическая дисгармония и является результатом пустой болтовни.
Три недобродетельных поступка, которые касаются ума, - это алчность (жадность), злонамеренность и ложные взгляды. Они, собственно, представляют собой проявления трех базовых аффектов. Первый - алчность - связан со страстью, представляет страсть в её чистом виде. Затем идет злонамеренность, которая представляет собой аффект агрессивности, или гнева. И последний - ложные взгляды - представляет собой неведение.
Алчность, или алчный ум, выражается в том, что вид всего, что вас окружает, будь это человек или вещь, мгновенно притягивает вас и порождает желание иметь это. Вот это называется алчным умом, алчностью.
Созревший результат алчности - рождение в аду, голодным духом или животным, в соответствии со степенью алчности, которая вам присуща.
Результат, сходный по опыту, - это трудности осуществления собственных целей, собственных желаний. Вы можете стремиться осуществить свои желания, можете быть последовательным, стараться, но возникает столько препятствий для осуществления желаний! И это из-за того, что в прошлой жизни вы обладали этим пороком.
Результат, сходный по действию, - это склонность к алчности.
Экологический результат алчности заключается в том, что даже если в силу каких-либо благоприятных обстоятельств вами было накоплено какое-то состояние, оно неуклонно уменьшается, и это есть результат прошлой алчности.
Далее мы говорим о злонамеренности, то есть о свойстве, присущем нашему уму, сознанию, иметь злые намерения. Мы используем и другие слова, например, " аффект гнева" или " агрессивность". Терминологически и фактически агрессивность и отрицательная реакция, гневливость и злонамеренность различаются. Например, аффект агрессивности, присущий уму, проявляется в том, что человек внутренне готов к агрессии. И стоит только его задеть, как начинается борьба. Гневливость заключается в качестве реакции на какие-либо слова или действия, которые не понравились человеку. И это мощное действие аффекта. И, наконец, злонамеренность - это состояние ума, когда в ответ на что-либо нас не удовлетворяющее, наш ум порождает мысль: " А хорошо бы ему чем-нибудь отрицательным ответить". Такое намерение может реализоваться, а может не реализоваться - все равно это злонамеренность. В злонамеренности тоже есть свои степени. Например, если мы проявляем подобное по отношению к архату или к родителям, или к бодхисаттве (и опять же, мы никогда не знаем, что перед нами архат или бодхисаттва), то это очень тяжелый проступок. Даже самый малый вред, который мы наносим бодхисаттве, обращается против нас и влечет очень тяжелые последствия. Когда мы проявляем злонамеренность по отношению к бодхисаттве, то тем самым мы вредим намерению бодхисаттвы, который дал обет бодхисаттвы, то есть принял твердое решение избавить всех живых существ от страдания, и осуществляет это намерение. А мы, проявляя злонамеренность по отношению к бодхисаттве, препятствуем этому. Это ведет к тому, что наши добродетели, на базе которых можно совершить все то хорошее, что мы можем совершить в нашем рождении, исчезают, хотя они присутствовали в большом количестве и были накоплены за длительное время. Бодхисаттва - это объект, достойный поклонения даже со стороны будды. И будда так и делает. Бодхисаттвы - существа, перед которыми преклоняются будды. Это не значит, что перед бодхисаттвами будды обязаны делать простирания и поклоны, но, однако, они могут решить поступить подобным образом. В одной из сутр говорится, что по отношению к возрастающей луне нужно проявлять уважение. Здесь возрастающая луна является синонимом бодхисаттвы, то есть человека, который растет, развивается, непрерывно совершенствуется и увеличивается, а по отношению к такого рода существам все (и будда в том числе) должны проявлять уважение.
Бодхисаттву мы можем сравнивать с лекарственным деревом или растением; а по отношению к лекарственному растению, какой бы величины оно ни было, мы проявляем заботу, поскольку это растение помогает больным избавиться от мучений. Так и по отношению к бодхисаттвам мы испытываем такое чувство заботы, почтения, уважения, поскольку бодхисаттвы взяли на себя обязанность избавлять живых существ от страданий.
Созревшим результатом злонамеренности является рождение в аду и других дурных существованиях. Рождение в аду или голодным духом может быть вызвано большой степенью тяжести совершенного проступка.
Результатом, сходным по опыту, для злонамеренности является то, что в нашей душе, в нашем сердце рождается большой страх, и мы живем с таким страхом. Страх - это всегда результат нанесенного кому-либо ранее вреда.
Результатом, сходным по действию, является наша склонность к злонамеренности.
Экологическим результатом злонамеренности является то, что мы рождаемся и живем в местности, где много войн и различных неурядиц.
Ложные взгляды - это отрицание взаимосвязи поступков и их результатов (кармы), отрицание будущей жизни, отрицание Четырех Истин.
По степени разрушительности ложные взгляды сравниваются с агрессивностью, с гневом. Как мы говорили, одна вспышка гнева разрушает добродетели, накопленные в течение ста кальп; к таким же результатам приводят и ложные взгляды.
Поэтому созревший результат ложных взглядов - рождение в низших областях адов и других дурных существованиях.
Результат ложных взглядов, сходный по опыту, заключается в том, что на пути освоения правильного воззрения возникают большие трудности. Это тупость, малое понимание, невозможность овладеть правильным воззрением.
Результат, сходный по действию, - это склонность к ложным взглядам, воспроизведение их вновь и вновь.
Экологическим результатом ложных взглядов является то, что ресурсы данной местности, в чем бы они ни выражались, истощаются буквально на глазах.
Мы говорим с вами об основной классификации десяти недобродетельных поступков, которые в совокупности представляют собой базовую нравственность, и каждый из этих десяти проступков имеет четыре результата. Сама по себе классификация десяти недобродетельных поступков трудности не представляет, а среди четырех результатов, которые следуют за этими проступками, затруднительно объяснить только результат, сходный по опыту, и экологический результат. Важно знать эти результаты и обдумывать их, оценивать, возвращаться вновь и вновь к трудным местам и таким образом запоминать.
Базовая нравственность в том и заключается, чтобы породить в своем потоке сознания отказ от десяти недобродетельных поступков. Когда вы порождаете отказ от десяти не добродетельных поступков, а значит встаете на путь совершения десяти добродетельных поступков, вы попадаете в состояние перехода от безнравственности к базовой нравственности. На самом деле, есть много обетов и установлений, связанных с нравственностью. Основные из них - это кодекс правил, соответствующий Пратимокше, то есть основным обетам Винайи (монашеской дисциплины), обеты бодхисаттвы и тантрические обеты. Базовая нравственность - это та основа, на которой строится все вышеперечисленное. Что касается нравственности монашеской дисциплины, то она включает обеты гецула, обеты гелонга (то есть низшей и высшей ступеней монашества), и сюда же входят обеты буддиста-мирянина. Если же говорить об обетах бодхисаттвы и о тантрических обетах, то когда вы получаете такие серьезные посвящения, как, например, посвящение Чакрасамвары или Хеваджры, вы принимаете на себя эти обеты. И тогда вы уже вынуждены перестраивать свое отношение к миру в соответствии с требованиями этих обетов, то есть соблюдать отказ от 18 падений бодхисаттвы или от 14 падений по отношению к учению тантры.
Нравственность выстраивается иерархически. Если вы принимаете посвящение, например, Чакрасамвары, вы не можете принять тантрическое посвящение, не взяв на себя тантрические обеты. И вы не можете взять на себя обеты бодхисаттвы, не соблюдая базовую нравственность. Но понятие базовой нравственности тоже
43 не однозначно. Это может быть базовая нравственность, связанная с обетами гецула или обетами гелонга или же обетами буддиста мирянина, и только на этой базе вы можете продвигаться к изменению своих нравственных взаимоотношений с Учителем, внешним и внутренним миром и так далее. Эта иерархичность нравственной дисциплины очень определенна. Она так и выстраивается: сверху вниз от тантрического обета до нравственности буддиста-мирянина. Или, если вы не принимали обета буддиста-мирянина, тогда это может быть базовая нравственность, которая заключается в отказе от десяти недобродетельных поступков и в совершении десяти добродетельных. Таким образом, принимая посвящение, вы тем самым берете на себя обязательство совершать те или иные действия или не совершать те или иные действия, которые заключаются в 14 падениях, связанных с тантрическими обетами. И эта иерархичность очень строгая, то есть вы не можете подняться на верхний этаж, не имея фундамента. Выстраивается же она так: от тантрического обета к обету бодхисаттвы, от обета бодхисаттвы к базовой нравственности, которая может заключаться в обетах гелонга или в обетах гецула, или в обетах буддиста-мирянина, или в соблюдении десяти добродетельных поступков. Без этого фундамента верхний этаж невозможен. Невозможно принять на себя тантрические обеты, если нет основы. А основой всегда окажется базовая нравственность в том или ином виде.
Есть сейчас такое поветрие: все устремляются по якобы удобному пути тантры для достижения тех или иных реализаций на этом пути и считают базовую нравственность неким незначительным или неважным явлением. На самом же деле это тот фундамент, на котором вырастает все здание.
Мы говорим о благоприятных рождениях в виде человека или небожителя. Но благоприятное рождение имеет свои причины. И как раз главной из них является соблюдение базовой нравственности. В текстах подчеркивается, что нет иного средства родиться человеком или небожителем, кроме как соблюдение базовой нравственности. Этот тезис проходит сквозь все основные буддийские тексты, и, исходя из этого, можно понять всю важность базовой нравственности.
Мы говорим о соблюдении базовой нравственности, то есть об отказе от недобродетельных поступков и совершении добродетельных, и именно в результате этого соблюдения и отказа возникают все виды кармы, как они перечислены в основных текстах.
Карма
Есть четыре характеристики кармы:
1. Определенность.
2. Увеличение, или возрастание.
3. Невозможность столкнуться с результатом, если поступок не совершен.
4. Невозможность утерять результат совершенного поступка.
1. Определенность поступка, или определенность кармы объясняется тем, что из определенного поступка обязательно вырастает определенный результат. Если вы сажаете на поле кукурузу, ячмень или пшеницу, то из кукурузы не вырастает пшеница, а из пшеницы не вырастает ячмень. Если вы сажаете ячмень, то из ячменя вырастает ячмень и так далее. В этом заключается определенность деяния. Из определенного деяния вырастает строго закономерный результат.
Определенность заключается в том, что если мы развернем понятия страдания и счастья, - исходные понятия, с которыми мы столько сталкиваемся в жизни, то увидим, что из благих поступков вырастает благой результат - счастье, а из неблагих вырастает неблагой результат - страдание. В этом и заключается определенность кармы. Так что можно точно сказать, что из неблагого поступка вырастает ваше страдание.
2. Увеличивающаяся и возрастающая характеристика кармы. Эта характеристика кармы заключается в том, что совершенный вами добродетельный или недобродетельный поступок имеет способность возрастать в геометрической прогрессии. Эта закономерность деяния или кармы тоже можно показать на примере с зерном. Если вы сажаете зерно ячменя, пшеницы или кукурузы, то из него вырастает не единственное зерно, а по крайней мере 50-60 зерен. Такова и способность кармы к возрастанию, к увеличению. Если зернышко яблони посадить в землю, то вырастает не только яблоко с большим количеством зерен, но и большое дерево со стволом, с большим количеством веток, листьев, яблок, и все это - результат совершенного деяния. Мы пользуемся примерами, чтобы объяснить те или иные закономерности наших деяний. Есть одна замечательная история, которая описывает закономерность прогрессивного развития кармы, увеличивающиеся результаты поступка.
Жил один человек. Это было очень давно, много кальп тому назад. Его звали по-тибетски Магакпа, а на санскрите - Анируддха. Это был бедный человек, который добывал себе пропитание тем, что высоко в горах собирал траву и продавал её в своем городе. Собранная с трудом и проданная, эта трава обеспечивала ему питание один раз в день. И однажды, собрав нужное количество травы на свое одноразовое пропитание, он увидел в горах пратье кабудду, созерцателя-отшельника. Полный желания помочь ему, Магакпа отдал ему всю собранную траву, тем самым лишив себя в этот день пропитания. Подношение пратьекабудде обеспечило ему в дальнейшем семь раз рождение чакравартином - вселенским правителем, продолжительность жизни которого чрезвычайно велика, как чрезвычайно велика и духовная мощь. После семи перерождений чакравартином последовало рождение в прекрасной семье и достижение архатства. Вот пример закономерности возрастания кармы, возрастания результата совершенного поступка.
3. Невозможно столкнуться с результатом, если поступок не совершен. Объясняется это на примере святых или архатов, которым не присуще страдание сансары, поскольку они не совершают поступков, присущих сансаре, не накапливают причины, не накапливают так называемой " ввергающей в сансару кармы". И потому не имеют результатом жизнь в круговороте, в круговращении. Это и есть закономерность " отсутствия результата при несовершении поступка".
Как вы, наверное, знаете, есть место, называемое Сукхавати. Это место, которое существует благодаря накопленным добродетелям и мудрости. Это земля Будды Амитабхи. Рождение в земле Сукхавати происходит особым образом. Это место чисто от аффектов, в нашем понимании это рай. Его в некоторых: книгах так и называют " Рай Будды Амитабхи". Так вот, чтобы родиться в раю Будды Амитабхи, нужно тоже накапливать особые причины, которые дают возможность родиться в этой земле. Поэтому не нужно обольщаться тем, что вы окажетесь в Раю Будды Амитабхи путем совершения особого ритуала, который называется " пхова" (перенос сознания). Если причины вами не накоплены, то перенос сознания не может состояться, поскольку он происходит только на основе накопленных причин. Рождение в том или ином месте осуществляется как следствие накопленных причин перерождения. Если эти причины накоплены, тогда рождение в Раю Будды Амитабхи состоится. Нет никакого " выстреливания", подобного стрельбе из современного оружия, когда сознание устремляется прямо в Рай Будды Амитабхи. Только если накоплены причины, этот ритуал может состояться. Если же соответствующие причины не накоплены, то невозможно выстрелить вашим сознанием, как из пушки, и попасть в Рай Будды Амитабхи.
РАССКАЗ ПЕРЕВОДЧИКА: Эта история произошла в Петербурге, когда к Кен Ринпоче пришли две женщины, мать и невестка, у которых умер сын и муж. Они спросили: " Не попал ли он в Рай Будды Амитабхи, ведь Цечо Ринпоче, лама из Непала, совершил ритуал Пхова? " На что Кен Ринпоче ответил: " Я не знаю, собрал ли он необходимые для этого причины. Если собрал, то попал, а если не собрал, то не попал".
4. Невозможно утерять результат совершенного поступка. Четвертая закономерность наших деяний заключается в том, что обязательно возникает результат совершенного нами поступка или проступка. Он никогда и никуда не исчезает. Если мы совершили дурной проступок, может быть, даже очень давно, то сколько бы времени ни прошло, при нужных условиях этот проступок будет иметь свой результат. То же самое касается добродетельного поступка: когда он совершен, то результат его не исчезает, он обязательно проявляется. Поэтому, если вы совершаете какой-либо проступок и этот проступок остается вне вашего раскаяния, то он рано или поздно, может быть через кальпы, обернется для вас отрицательным результатом. Тоже самое касается добродетели. Такова четвертая закономерность кармы.
Десять добродетельных поступков и четыре их результата
Мы с вами говорили о десяти недобродетельных поступках и их результатах, о карме и закономерностях кармы, видах кармы. Есть еще то, что является противоположным десяти недобродетельным проступкам, а именно, десять добродетельных поступков.
Теперь я коротко перечислю десять добродетельных поступков вместе с их результатами.
1. Отказ от убийства.
1) созревший результат - рождение человеком или небожителем;
2) результат, сходный по опыту, - долгая жизнь без болезней;
3) результат, сходный по действию, - склонность к отказу от убийства, даже в случае крайней ситуации;
4) экологический результат - рождение в местности, где все цветет и растет без малейшего препятствия.
2. Отказ от воровства.
1) созревший результат - рождение человеком или небожителем;
2) результат, сходный по опыту, - устойчивое и растущее благосостояние;
3) результат, сходный по действию, - склонность к отказу от воровства;
4) экологический результат - устойчивое благосостояние и отсутствие проблем в накоплении большего богатства.
3. Отказ от распутства.
1) созревший результат - рождение человеком или небожителем;
2) результат, сходный по опыту, - устойчивая, хорошая семья;
3) результат, сходный по действию, - отсутствие склонности к распутству;
4) экологический результат - жизнь в чистой местности, например такой, как Москва. (Смех в зале.) Не смейтесь. Это результат вашего нравственного поведения в предыдущей жизни. А сейчас все в ваших руках, если вы хотите вновь родиться в такой же местности. Все в мире говорят, что нет будущего рождения, но оно есть! Наверняка есть!
4. Отказ от лжи.
1) созревший результат - рождение небожителем или человеком;
2) результат, сходный по опыту, - доверие людей даже к единственному слову, которое вы произнесли, и это мы часто можем наблюдать воочию;
3) результат, сходный по действию, - склонность к отказу от лжи;
4) экологический результат - рождение в ровной, приятной глазу местности.
5. Отказ от злословия.
1) созревший результат - рождение человеком или небожителем;
2) результат, сходный по опыту, - наличие друзей и большого количества людей, относящихся к вам с любовью;
3) результат, сходный по действию, - отсутствие склонности к злословию;
4) экологический результат - рождение в местности, где нет 48 высоких гор и
острых скал, по которым вы вынуждены бегать вверх и вниз.
6. Отказ от грубых слов.
1) созревший результат - рождение человеком или небожителем;
2) результат, сходный по опыту, - вас никогда не преследуют никакие слуховые галлюцинации, и вы не слышите грубых слов;
3) результат, сходный по действию, - отсутствие склонности к грубой речи;
4) экологический результат - жизнь в ровной приятной местности, где нет оврагов.
7. Отказ от пустословия.
1) созревший результат - рождение человеком или небожителем;
2) результат, сходный по опыту, - люди не смеются, не подшучивают и не издеваются над вами;
3) результат, сходный по действию, - отсутствие склонности к пустой болтовне;
4)экологический результат - в местности, где вы живете, все созревает своевременно, и вы всегда успеваете вовремя убрать урожай.
8. Отказ от алчности.
1) созревший результат - рождение человеком или небожителем;
2) результат, сходный по опыту, - это повсеместный, всегда неизменный успех любых ваших дел и начинаний;
3) результат, сходный по действию, - отсутствие алчности;
4) экологический результат - место, где вы живете, обильно ресурсами, его благосостояние растет.
9. Отказ от злонамеренности.
1) созревший результат - рождение небожителем или человеком;
2) результат, сходный по опыту, - это бесстрашие вашей души, поскольку никогда не возникает желание вредить другому;
3) результат, сходный по действию, - это отсутствие злонамеренности;
4) экологический результат - рождение в мирных условиях отсутствие в местности, где вы живете, каких-либо раздоров, войн, столкновений и так далее.
10. Отказ от ложного воззрения.
1) созревший результат - рождение небожителем и человеком;
2) результат, сходный по опыту, - это возрастание вашей способности к познанию, легкое и успешное освоение правильного воззрения, правильных взглядов;
3) результат, сходный по действию, - отсутствие склонности к ложным взглядам;
4)экологический результат - неистощимость ресурсов в местности, где вы родились.
Четыре Благородные Истины
Вчера мы закончили изложение Первой и Второй Истин, то есть Истины о страдании и Истины о происхождении страдания и получили объяснение, почему Истина о происхождении страдания следует за Истиной о страдании. Но если мы будем их рассматривать с другой точки зрения, то увидим, что Истина о страдании является следствием Истины о происхождении страдания, потому что происхождение страдания как таковое является причиной (с точки зрения причины и следствия), а само страдание - следствием.
В Учении мы пользуемся такими выражениями, как " пребывать в сансаре, получить рождение в сансаре", " встать на путь освобождения", или " освободиться от сансары". Но все эти выражения могут быть поняты, использованы и претворены в действие только через познание и практику Четырех Истин Святого. И если речь идет о " получении рождения в сансаре", " о пребывании в сансаре", то есть " в круговращении", то нет другого пути для понимания содержания этих выражений, кроме знакомства с двумя первыми Истинами Святого - Истиной страдания и Истиной о происхождении страдания.
Когда речь заходит о рождении в сансаре, то это начало разговора о страдании. Разговор о страдании приводит нас к пониманию тотальности факта страдания. Страдание воплощено в том теле, которым мы наделены; оно и называется сансарой, или Истиной страдания. И пройдя этап понимания сути страдания и задумавшись над его возникновением, мы подходим ко второй Истине - Истине о происхождении страдания. Как вы видите, знакомство с нашим способом существования, которым является страдание, и обдумывание происхождения или источника этого страдания заставляет нас вновь и вновь обращаться к первым истинам.
Для того, чтобы получить рождение в сансаре, требуется причина, результат которой и проявляется в рамках первых двух истин.
50 То же самое касается освобождения от страдания. Чтобы освободиться от сансары, также нужны причины, и эти причины как следствие породят соответствующий результат.
Что касается страдания, то нет ни одного живого существа, которое не испытывало бы его и которое не хотело бы вместо этого страдания испытывать счастье. Возьмем, например, рождение животным. (Мы пользуемся этим примером потому, что являемся свидетелями жизни животных). Испытывая нежелание страдания и желания счастья, живое существо в облике животного не может целиком осознать факт этого страдания. И тем более обратиться к анализу источника этого страдания.
Но если случилось так, что вы обрели человеческое рождение, то вы не только испытываете страдание, как и всякое живое существо, но также имеете шанс это страдание осознать, то есть понять, что, обретя это тело, вы одновременно получили полный набор всех человеческих страданий в виде рождения, болезни, старости и смерти. Вы можете не только их испытывать, но и осознавать: не хочется болеть, стариться, умирать и так далее. И это приводит вас к полному осознанию страдания. Но если мы, продолжая рассуждение далее, обратимся к Источнику страдания, то окажется, что даже человеку трудно самостоятельно подойти к анализу тех причин, которые приводят к состоянию страдания. И никто в мире не был способен объяснить Источник страдания во всей полноте, кроме Просветленного Будды.
У всех людей одна и та же человеческая природа, но не все одинаково аналитически подходят к этой человеческой природе. Вот почему люди, испытывая страдания и сталкиваясь с невозможностью объяснить весь комплекс страдания вплоть до источника страдания, пришли к необходимости признания некоего " Создателя". " Создатель" присутствует и в индуизме, и в других религиях. Поскольку анализ самого факта существования страдания и всего связанного с ним, в том числе и источника происхождения страдания, - это вещь трудная, наличие " Создателя" могло ответить на многие вопросы. " Создатель" присутствует во многих учениях в Индии, например в шиваизме, а также в учениях и религиях других регионов. Признают христиане Создателя?
ИЗ ЗАЛА: Да!
РИНПОЧЕ: Если исходить из несложного рассуждения, то признание Создателя приведет к простому вопросу: " Почему тогда Создатель, кроме людей, создал различных других живых существ, которые выглядят столь странно, и почему тогда Он не создал всех людьми, причем людьми красивыми, богатыми, здоровыми и так далее? Какой смысл Создателю столько трудиться над своими созданиями, чтобы создать их несовершенными? " Даже если мы не будем подходить аналитически к этой проблеме, а просто посмотрим вокруг, мы можем задать себе этот вопрос. Мы видим своими глазами несовершенство творений Создателя. Мы воочию видим, что мы все разные по красоте, по здоровью, по интеллекту, по богатству, и происходит это благодаря карме. Кто является Создателем в христианстве?
ИЗ ЗАЛА: Бог-Отец.
РИНПОЧЕ: И у Бога-Отца нет места рождения? ИЗ ЗАЛА: У него нет места рождения.
РИНПОЧЕ: Ну хорошо! До того, как Бог-Отец появился, что-то было?
ИЗ ЗАЛА: Бог-Отец изначален.
РИНПОЧЕ: Хорошо! Значит, у Отца, у Создателя, была и есть сила для создания мира и всех живых существ. Это так?
ИЗ ЗАЛА: Да.
РИНПОЧЕ: Следовательно, это просветленное существо? Будда тоже. Но если Он просветленное существо, то как Он им стал? Как Он прошел свой путь к Просветлению?
ИЗ ЗАЛА: Он всегда был таким, Он изначален.
РИНПОЧЕ: Ладно, я не хочу затевать диспут на эту тему. Вернемся в русло нашего разговора. Речь идет просто о Просветленном существе и о том, как оно становится Просветленным. Это очень важный вопрос для всех нас. Например, если мы говорим о Просветленном существе, которое мы называем Буддой, то мы отмечаем, что вначале он был таким же человеком, как и мы.
В буддийском представлении Просветленное существо развивается как раз от исходной точки обычного человека, у которого базовые аффекты в виде страсти, гнева и неведения присутствуют в том или ином объеме, в соответствии с кармой. И для того, чтобы достичь Просветления, этот человек занимается уменьшением этих аффектов. Именно этот путь, путь сознательного уменьшения аффектов, и приводит его к полному Просветлению. Приводит к тому, что его сознание целиком очищается от аффектов, и тогда мы можем называть его Просветленным человеком.
Поэтому мы обращаемся к третьей Истине Святого - Истине о прекращении страдания.

Истина о прекращении страдания
Истина о прекращении страдания кратко формулируется как Прекращение. При этом имеется в виду прекращение страдания, связанного с аффективными состояниями. Для того, чтобы прекратить страдание, связанное с аффективными состояниями, и существует Путь. Под Истиной прекращения страдания мы имеем в виду избавление от грубой части аффективных состояний и достижение состояния, которое мы называем Путем Святого или Уровнем Святого. Когда мы избавляемся от этой грубой части (примерно половины) аффектов, начинается Путь Святого.
В рассмотрении Истины о прекращении страдания тоже присутствует четыре аспекта. А именно:
1. Прекращение.
2. Успокоение.
3. Наивысшее состояние (состояние блаженства).
4. Отречение.
1. Прекращением называется тот момент, когда, проходя по Пути и достигая Уровня Святого, вы избавляетесь от грубых аффектов, которые заключаются в ложном воззрении и сомнении. В сомнении и ложном воззрении относительно связи поступков и результатов (то есть кармы), наличия будущей жизни, Четырех Истин и так далее. Именно это состояние, достигаемое при отходе от грубых аффектов - ложных взглядов и сомнения, и называется Прекращением. Оно-то и является точкой отсчета на Пути Святого.
В понятие " прекращение" включается не только внешнее, видимое прекращение аффективных состояний, но и искоренение их в своем потоке сознания. То есть прекращается сама возможность возвращения к этим грубым аффективным состояниям. Вслед за этим наступает состояние успокоения.
2. Наступает успокоение от страданий. Успокоение - это второй аспект рассмотрения Истины о прекращении страдания. Успокоение от страдания, возникающего от грубых аффективных состояний. Например, если вы избавились от состояния гнева, то все ваши мучения и страдания, возникающие от подобных гневных состояний, прекращаются, вы успокаиваетесь.
3. Третий аспект Истины о прекращении страданий связан с Высшим успокоением, то есть с состоянием блаженства, которое следует за успокоением и появляется только при наличии первых двух состояний. Состояние блаженства - это очень хорошее состояние, оно связано с тем, что испытываемые раннее грубые аффективные состояния уже никогда не возникают в потоке сознания.
4. Четвертый аспект Истины о прекращении страдания - это Отречение. Отречение, оно же уход от страдания, оно же Нирвана. Мы употребляем это слово и в другом контексте, когда, стремясь встать на позицию буддийского мировоззрения, мы отходим от всех наших желаний, страстей и приобретаем некоторое состояние удовлетворения. Так вот, в высшем смысле это состояние Отречения рассматривается как уход от страдания и присутствует уже как аспект Истины о прекращении страдания.
Истина о Пути
При анализе первых двух Истин Святого мы рассматривали их с точки зрения причины и следствия. И так же мы рассматриваем две последние Истины - Истину о прекращении и Истину о Пути. Мы видим, что с точки зрения причины и следствия Истина о прекращении страдания является следствием, а Путь, на котором мы осуществляем это прекращение страдания, является причиной такого прекращения.
Мы говорим, что причиной страдания является неведение. Если мы сведем все причины страдания к одной единственной причине, то этой причиной и будет неведение. Следовательно, " ведение" является тем, что противоположно неведению. Так вот, ведение, если рассматривать его как противоядие неведению, связано со Знанием. Это Знание с большой буквы. И если раскрыть его содержание, то этим Знанием будет постижение отсутствия независимого " я". Постижение отсутствия независимого " я", в конечном итоге, и есть то противоядие, которое побеждает неведение. И не просто познание об отсутствии независимого " я", а непосредственное постижение этого. Что значит " непосредственное постижение отсутствия независимого " я"? Это означает видение отсутствия " я" напрямую. Видение напрямую - это примерно то же самое, что и наше видение предметов с использованием своей зрительной способности, оно так же очевидно и убедительно и называется прямым постижением отсутствия независимого " я". Этим Знанием и обладают святые; отсутствие независимого " я" видится ими напрямую.
Так же, как и предыдущие Истины, Истина о Пути, проходя по которому мы обретаем Знание, о Пустоте и об отсутствии независимого " я", имеет четыре аспекта:
1) Путь;
2) осознавание (видение);
3) осуществление (практика);
4) полное искоренение.
1. Путь - это первый аспект Истины о Пути. Что значит Путь? Мы становимся на него, когда, породив в потоке сознания непосредственное видение несуществования независимого " я", избавившись от грубых аффектов и достигнув уровня Святого, начинаем практику. Это называется Путь. Путь еще понимается как путь, по которому прошли все святые, породив в потоке сознания видение несуществования независимого " я" и избавившись от грубых аффективных состояний. И этот Путь называется " Освобождение от сансары", " Путь Святого", и его же имеют в виду, когда говорят " встать на Путь".
2. Второй аспект Пути - осознавание - значит то же самое, что и видение. Что имеется в данном случае в виду под " осознаванием", или " видением"? Это видение, или осознавание того, что нет никакого " я", которое существовало бы независимо от причин и условий, " я", за которое мы так держимся. Состояние видения того, что этого " я" не существует, наступает после того, как мы вступили на Путь. И это Путь Святого. Это называется осознаванием, или видением и является вторым аспектом Истины о Пути. Когда мы говорим об этом аспекте, мы должны задаваться вопросом: " Осознавание чего? Видение чего? " Осознавание и видение того, что нет никакого независимо существующего " я". В этот момент мы не отказываемся от того, что по общепринятому соглашению есть нечто, которое движется, приходит, уходит и так далее, но принимаем тот факт, что нет " я", которое существует независимо от причин и условий, - это и есть видение, осознавание Истины о Пути.
3. Следующий аспект Истины о Пути - осуществление, или практика, - заключается в освоении того видения, которого мы уже достигли, в освоении видения несуществования независимого, " я". Мы это уже " увидели", мы это уже " осознали". Но нам нужно это еще освоить или осуществить. По-тибетски это звучит как " гом", что значит " освоение", " практика", " созерцание". То есть " осуществление" и " практика" в данном случае синонимы.
4. Полное искоренение - четвертый аспект Истины о Пути и, следовательно, четвертая точка зрения, с которой мы рассматриваем Путь. Полное искоренение чего? Последних, самых тонких препятствий, связанных с познанием, которые заключаются опять же в тонких проявлениях независимого " я". Эта мысль о независимом " я", это состояние окончательно исчезает, окончательно нами уничтожается. Поэтому оно и называется полным искоренением. Искоренение вот этих тонких препятствий по отношению к несуществованию независимого " я".
Таким образом, освобождение от сансары, так же как и пребывание в сансаре, имеет причину и следствие. И освобождение от сансары объясняется вторыми двумя Истинами, то есть Истиной о прекращении и о Пути, так же как пребывание в сансаре объясняется первыми двумя Истинами. Освобождение, таким образом, выступает как причина в Истине о Пути и как результат (следствие) в Истине о прекращении страданий.
Мы говорим: " Испытываем страдания сансары". Испытываем страдания сансары по какой-то причине? Или мы говорим: " Освобождаемся от страданий сансары", и при этом имеем в виду, что " освобождаемся в связи с какой-то причиной". Мы задаем себе вопрос: " Каким путем освободился? Как освободился? " И это все подразумевает причину. Путь - как причину освобождения от страданий.
Мы с вами обсуждали тезисы Чарвака, в которых утверждается, что нет причины страдания и нет причины счастья. И, находясь на этой позиции, говорили о том, что нет причины Просветления. Это как раз и дало возможность Дхармакирти логически доказать, что есть причины Пр


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал