Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Французское государство в XVIII-ХIX вв
411. В отечественной истории Французскую революцию традиционно называют Великой. Насколько оправдан такой эпитет? Почему, по-вашему, такой «чести» не удостоилась английская революция XVII в.?
412. Оказали ли влияние на французских революционеров XVIII в. революционные события в Голландии, Англии и США? Если «да», то в чем это проявилось?
413. Представьте себя на месте французского короля Людовика XVI в период революционной ситуации, возникшей в стране в конце 80-х годов, и объясните, почему он и правящая верхушка Франции не смогли предотвратить революцию?
414. Прочитайте Петицию о праве 1628 г.. Декларацию независимости США 4 июля 1776 г. и Декларацию прав человека и гражданина 26 августа 1789 г. и выясните, какие претензии предъявляли королевской власти революционно настроенные представители народа в Англии, США и Франции и чего они добивались.
415. Прочитайте статью 2 Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и выскажите свое мнение о том, чьи интересы выражали сформулированные в ней естественные и неотъемлемые права человека.
416. Выпишите из Декларации независимости США 1776 г. и Декларации прав человека и гражданина 1789 г. положения, свидетельствующие о том, что их авторы были сторонниками концепции народного суверенитета.
417. Сравните формулировки идеи национального суверенитета в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Конституции 1791 г. и объясните, в чем проявилось ее развитие.
418. Заполните таблицу «Расширение демократических прав и свобод во Франции в 1791 г. по сравнению с 1789 г.»
419. Конституция 1791 г. ввела двухступенчатые выборы депутатов Национального Законодательного собрания и предусмотрела половой, имущественный и возрастной цензы для избирателей. Выскажите свое мнение о том, чем объяснялся очевидный консерватизм депутатов Учредительного собрания, принимавших Конституцию 1791 г., и политическая умеренность крупной буржуазии, чьи интересы они выражали.
420. Объясните, что имел в виду Робеспьер, образно говоривший о первой Французской республике, что она украдкой пробралась между партиями.
421. Проанализируйте социально-политический состав Национального Конвента и объясните: а) что объединяло всех депутатов; б) почему большинство из них были заинтересованы в учреждении республики. 422. Проанализируйте внутреннюю и внешнюю политику жирондистов в период Первой республики и выскажите свое мнение о том, могли ли они не допустить установление якобинской диктатуры.
423. Выпишите те термины и понятия времен якобинской диктатуры, которые затем были заимствованы большевиками и использовались в годы Советской власти. Объясните их сущность.
424. Нарисуйте схему организации революционной власти в период якобинской диктатуры.
425. Назовите основные причины падения якобинской диктатуры. Выскажите свое мнение о том, почему якобинская диктатура просуществовала всего год, а диктатура большевиков в России 70 лет.
426. Заполните таблицу «Права и свободы французов по Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Декларации прав человека и гражданина 1793 г.»
427. Заполните таблицу «Права и свободы французов по Конституции 1791г. и 1793г.»
428. Выпишите из Конституции 1793 г. статьи, свидетельствующие о стремлении ^ авторов воплотить в жизнь идею народного суверенитета.
429. По Конституции 1795 г. законодательный корпус состоял из двух палат. По сравнению с конституцией якобинцев это было нововведение. Доказывая его необходимость, термидорианцы вспоминали предсмертную фразу одной из жертв якобинского террора: «Меня убивает не Робеспьер, а отсутствие второй палаты». Как вы понимаете эти слова? Какую цель преследовали термидорианцы, создавая двухпалатный законодательный орган?
430. Выясните механизм законотворчества Законодательным корпусом по Конституции 1795 г. и попытайтесь определить смысл такого бикамерализма, который З.И. Черниловский считает абсурдным.
431. Охарактеризуйте избирательное право по Конституции 1799 г. Почему, по мнению историка Олада, восстанавливая всеобщее избирательное право, конституция «в то же время уничтожала его», а возникшая на ее основе избирательная система была «достойна смеха».
432. Охарактеризуйте особенности законодательного процесса по Конституции 1799 г. Какую цель преследовала его сложная процедура?
433. Охарактеризуйте процесс создания законодательного органа по Хартии 1814 г. и объясните, почему Людовик XVIII утверждал, что депутаты первого состава палаты депутатов были «более роялисты, чем сам король».
434. Авторы ряда учебных пособий по истории государства и права зарубежных стран утверждают, что Хартия 1814 г. октроированная Людовиком XVIII, обеспечивала во Франции политическое господство крупных земельных собственников, прежде всего из дворян. За счет чего это достигалось?
435. Во время коронации Луи-Филиппа один из банкиров сказал: «Отныне Францией будем править мы, банкиры». На чем основывалась уверенность банкира в буржуазном характере июльской монархии?
436. Когда в период июльской монархии критиковали избирательную систему, утвержденную Хартией 1830 г.. председатель Совета министров Франции Гизо предлагал: «Обогащайтесь, господа, и вы станете избирателями». В чем смысл предложения Гизо?
437. Основными принципами государственного строя по Конституции 1848 г. были республиканская форма правления, разделение властей, представительное правление. Что помешало успешно реализовать эти принципы и привело к президентскому перевороту Луи-Наполеона в декабре 1851 г.?
438. Сравните перечни демократических прав и свобод в конституциях Франции 1791, 1793 и 1848 гг. В чем заключалась принципиальная новизна положений Конституции 1848 г.
439. Изучите механизм государственного переворота, совершенного Луи-Наполеоном, и выясните, почему ни один из институтов Франции, призванных защищать основы конституционного строя страны по Конституции 1848 г., не сумел предотвратить установления новой диктатуры.
440. По Конституции 1852 г. существовало очевидное противоречие между титулом президента и его монархическими полномочиями. Какие силы и почему были заинтересованы в устранении этого противоречия и провозглашении Луи-Наполеона императором Франции под именем Наполеона III.
441. В Декларации Парижской Коммуны «К французскому народу» от 19 апреля 1871 г., призванной «разъяснить характер, смысл и цели происходящей революции», главной целью революции провозглашалось упрочение республики «как единственной формы правления», совместимой с правами народа». О какой республике шла речь в Декларации? Свой вывод обоснуйте ссылками на документ.
442. Совет Парижской Коммуны выполнял функции как законодательной, так и исполнительной власти, т.е. разделения властей в Коммуне не существовало. З.М. Черниговский пишет, что в сложившейся ситуации это не может быть предметом критики. А что вы думаете по этому поводу? Свое мнение обоснуйте.
443. После принятия Конституционных законов 1875 г. лидер «умеренных» республиканцев Гамбетта назвал утвержденную в стране мажоритарную избирательную систему «вдребезги разбитым зеркалом, в котором Франция едва может узнать себя». Объясните особенности мажоритарной системы голосования и выскажите свое мнение о том, почему она, несмотря на присущие ей недостатки, используется и в настоящее время во многих странах мира, включая и Россию?
444. По Конституции Третьей республики президент наделялся многими прерогативами конституционного монарха. Постепенно произошло существенное сокращение его власти. На пост президента в конце XIX в. стали подбираться маловлиятельные политики, но формально конституционные полномочия главы государства продолжали оставаться прежними. В связи с этим ответьте на следующие вопросы: а) почему по Конституции Третьей республики президент наделялся практически монархическими полномочиями; б) чем было вызвано сокращение полномочий президента в конце XIX в.; в) почему полномочия президента в конце XIX " начале XX вв. формально оставались такими же, какими они были определены Конституцией 1875 г.
445. В учебном пособии «Всеобщая история государства и права» под редакцией К.И. Батыра одним из недостатков Третьей республики считается усовершенствование и усиление бюрократического аппарата, сосредоточение власти в руках узкого круга высших чиновников, занимавших свои посты не один десяток лет. Объясните, с чем это было связано и являлось ли только особенностью Франции? Как нужно относиться к усилению во второй половине XIX - XX вв. бюрократии и насколько она совместима с демократией?
446. В Третьей республике в Париже, Лионе и Марселе была установлена особая система муниципального управления. Чем это было вызвано и в чем заключалась особенность управления этих городов?
|