Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Французское государство в XVIII-ХIX вв

 

411. В отечественной истории Французскую революцию традиционно называют Великой. Насколько оправдан такой эпитет? Почему, по-вашему, такой «чести» не удостоилась анг­лийская революция XVII в.?

 

412. Оказали ли влияние на французских революционеров XVIII в. революционные события в Голландии, Англии и США? Если «да», то в чем это проявилось?

 

413. Представьте себя на месте французского короля Лю­довика XVI в период революционной ситуации, возникшей в стране в конце 80-х годов, и объясните, почему он и правящая верхушка Франции не смогли предотвратить революцию?

 

414. Прочитайте Петицию о праве 1628 г.. Декларацию не­зависимости США 4 июля 1776 г. и Декларацию прав человека и гражданина 26 августа 1789 г. и выясните, какие претензии предъявляли королевской власти революционно настроенные представители народа в Англии, США и Франции и чего они добивались.

 

415. Прочитайте статью 2 Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и выскажите свое мнение о том, чьи интере­сы выражали сформулированные в ней естественные и неотъ­емлемые права человека.

 

416. Выпишите из Декларации независимости США 1776 г. и Декларации прав человека и гражданина 1789 г. положения, свидетельствующие о том, что их авторы были сторонниками концепции народного суверенитета.

 

417. Сравните формулировки идеи национального сувере­нитета в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Конституции 1791 г. и объясните, в чем проявилось ее развитие.

 

418. Заполните таблицу «Расширение демократических прав и свобод во Франции в 1791 г. по сравнению с 1789 г.»

Перечень демократических прав и свобод  
Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция 1791 г.

 

419. Конституция 1791 г. ввела двухступенчатые выборы депутатов Национального Законодательного собрания и пре­дусмотрела половой, имущественный и возрастной цензы для избирателей. Выскажите свое мнение о том, чем объяснялся очевидный консерватизм депутатов Учредительного собрания, принимавших Конституцию 1791 г., и политическая умерен­ность крупной буржуазии, чьи интересы они выражали.

 

420. Объясните, что имел в виду Робеспьер, образно гово­ривший о первой Французской республике, что она украдкой пробралась между партиями.

 

421. Проанализируйте социально-политический состав Национального Конвента и объясните:

а) что объединяло всех депутатов;

б) почему большинство из них были заинтересованы в уч­реждении республики.

422. Проанализируйте внутреннюю и внешнюю политику жирондистов в период Первой республики и выскажите свое мнение о том, могли ли они не допустить установление якобин­ской диктатуры.

 

423. Выпишите те термины и понятия времен якобинской диктатуры, которые затем были заимствованы большевиками и использовались в годы Советской власти. Объясните их сущ­ность.

 

424. Нарисуйте схему организации революционной власти в период якобинской диктатуры.

 

425. Назовите основные причины падения якобинской диктатуры. Выскажите свое мнение о том, почему якобинская диктатура просуществовала всего год, а диктатура большеви­ков в России 70 лет.

 

426. Заполните таблицу «Права и свободы французов по Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Декларации прав человека и гражданина 1793 г.»

Перечень демократических прав и свобод    
Декларация прав человека и гражданина 1789г. Декларация прав человека и гражданина 1793 г.

 

427. Заполните таблицу «Права и свободы французов по Конституции 1791г. и 1793г.»

Перечень демократических прав и свобод
Конституция 1791 г. Конституция 1973 г.

 

428. Выпишите из Конституции 1793 г. статьи, свидетель­ствующие о стремлении ^ авторов воплотить в жизнь идею на­родного суверенитета.

 

429. По Конституции 1795 г. законодательный корпус со­стоял из двух палат. По сравнению с конституцией якобинцев это было нововведение. Доказывая его необходимость, терми­дорианцы вспоминали предсмертную фразу одной из жертв якобинского террора: «Меня убивает не Робеспьер, а отсутст­вие второй палаты». Как вы понимаете эти слова? Какую цель преследовали термидорианцы, создавая двухпалатный законо­дательный орган?

 

430. Выясните механизм законотворчества Законодатель­ным корпусом по Конституции 1795 г. и попытайтесь опреде­лить смысл такого бикамерализма, который З.И. Черниловский считает абсурдным.

 

431. Охарактеризуйте избирательное право по Конститу­ции 1799 г. Почему, по мнению историка Олада, восстанавли­вая всеобщее избирательное право, конституция «в то же время уничтожала его», а возникшая на ее основе избирательная сис­тема была «достойна смеха».

 

432. Охарактеризуйте особенности законодательного про­цесса по Конституции 1799 г. Какую цель преследовала его сложная процедура?

 

433. Охарактеризуйте процесс создания законодательного органа по Хартии 1814 г. и объясните, почему Людовик XVIII утверждал, что депутаты первого состава палаты депута­тов были «более роялисты, чем сам король».

 

434. Авторы ряда учебных пособий по истории государст­ва и права зарубежных стран утверждают, что Хартия 1814 г. октроированная Людовиком XVIII, обеспечивала во Франции политическое господство крупных земельных собственников, прежде всего из дворян. За счет чего это достигалось?

 

435. Во время коронации Луи-Филиппа один из банкиров сказал: «Отныне Францией будем править мы, банкиры». На чем основывалась уверенность банкира в буржуазном характе­ре июльской монархии?

 

436. Когда в период июльской монархии критиковали из­бирательную систему, утвержденную Хартией 1830 г.. предсе­датель Совета министров Франции Гизо предлагал: «Обогащайтесь, господа, и вы станете избирателями». В чем смысл предложения Гизо?

 

437. Основными принципами государственного строя по Конституции 1848 г. были республиканская форма правления, разделение властей, представительное правление. Что помеша­ло успешно реализовать эти принципы и привело к президент­скому перевороту Луи-Наполеона в декабре 1851 г.?

 

438. Сравните перечни демократических прав и свобод в конституциях Франции 1791, 1793 и 1848 гг. В чем заключалась принципиальная новизна положений Конституции 1848 г.

 

439. Изучите механизм государственного переворота, со­вершенного Луи-Наполеоном, и выясните, почему ни один из институтов Франции, призванных защищать основы конститу­ционного строя страны по Конституции 1848 г., не сумел пре­дотвратить установления новой диктатуры.

 

440. По Конституции 1852 г. существовало очевидное про­тиворечие между титулом президента и его монархическими полномочиями. Какие силы и почему были заинтересованы в устранении этого противоречия и провозглашении Луи-Наполеона императором Франции под именем Наполеона III.

 

441. В Декларации Парижской Коммуны «К французскому народу» от 19 апреля 1871 г., призванной «разъяснить характер, смысл и цели происходящей революции», главной целью рево­люции провозглашалось упрочение республики «как единст­венной формы правления», совместимой с правами народа». О какой республике шла речь в Декларации? Свой вывод обос­нуйте ссылками на документ.

 

442. Совет Парижской Коммуны выполнял функции как законодательной, так и исполнительной власти, т.е. разделения властей в Коммуне не существовало. З.М. Черниговский пишет, что в сложившейся ситуации это не может быть предметом

критики. А что вы думаете по этому поводу? Свое мнение обоснуйте.

 

443. После принятия Конституционных законов 1875 г. ли­дер «умеренных» республиканцев Гамбетта назвал утвержден­ную в стране мажоритарную избирательную систему «вдребезги разбитым зеркалом, в котором Франция едва может узнать себя». Объясните особенности мажоритарной системы голосования и выскажите свое мнение о том, почему она, не­смотря на присущие ей недостатки, используется и в настоящее время во многих странах мира, включая и Россию?

 

444. По Конституции Третьей республики президент наде­лялся многими прерогативами конституционного монарха. Постепенно произошло существенное сокращение его власти. На пост президента в конце XIX в. стали подбираться маловлия­тельные политики, но формально конституционные полномо­чия главы государства продолжали оставаться прежними. В связи с этим ответьте на следующие вопросы:

а) почему по Конституции Третьей республики президент наделялся практически монархическими полномочиями;

б) чем было вызвано сокращение полномочий президента в конце XIX в.;

в) почему полномочия президента в конце XIX " начале XX вв. формально оставались такими же, какими они были оп­ределены Конституцией 1875 г.

 

445. В учебном пособии «Всеобщая история государства и права» под редакцией К.И. Батыра одним из недостатков Третьей республики считается усовершенствование и усиление бюрократического аппарата, сосредоточение власти в руках узкого круга высших чиновников, занимавших свои посты не один десяток лет. Объясните, с чем это было связано и являлось ли только особенностью Франции? Как нужно относиться к усилению во второй половине XIX - XX вв. бюрократии и на­сколько она совместима с демократией?

 

446. В Третьей республике в Париже, Лионе и Марселе бы­ла установлена особая система муниципального управления. Чем это было вызвано и в чем заключалась особенность управ­ления этих городов?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Термопринтеры | Задачи на движение
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал