![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правила мозгового штурма
Важной составляющей, способствующей успеху проведения мозгового штурма, являются особые условия его проведения, опирающиеся на следующие правила: 1. Отсутствие всякой критики: - во время выдвижения идей запрещается их критика (неодобрительные замечания, иронические реплики и т.п.); - нежелательно также неявное высмеивание чьей-либо идеи или, наоборот, чрезмерное покровительство ей; - важно также не показывать, что идея не имеет ценности, игнорируя чей-либо вклад или демонстрируя критичное отношение невербальными жестами и мимикой (пожимая плечами, поднимая брови, скептически ухмыляясь и т.п.). 2. Поощрение предлагаемых идей: - одобряются внешне и принимаются все высказанные идеи, причем предпочтение оказывается не систематическому логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях; - предпочтение отдается количеству высказанных идей, а не их качеству; - идеи высказываются короткими предложениями. 3. Равноправие участников мозгового штурма: - чтобы иметь стимул выдвигать свои идеи, каждый участник должен знать, что его предложение будет услышано и рассмотрено; - чтобы предотвратить доминирование одного или двух членов группы, целесообразно установить систему, при которой каждый участник штурма может высказать свое предложение в порядке очереди, это позволит привлечь к генерированию идей всех участников; - если у кого-то из участников нет идеи или предложения, об этом нужно сразу же заявить, и никто не должен эту ситуацию комментировать и выяснять, по какой причине обучаемый не может внести предложение; - в случае возникновения ситуации, когда все предложения исчерпаны, руководитель штурма может простимулировать группу дополнительно с помощью каких-либо рекомендаций или инициатив. 4. Свобода ассоциаций и творческого воображения: - в мозговом штурме существует запрет на введение каких-либо ограничений; г любая предложенная идея (даже если она не относится к обсуждаемой проблеме) стоит внимания участников и рассмотрения, так как может вызвать ассоциации у кого-либо из членов группы и привести к рождению новой идеи; - высказанные ранее идеи любой участник штурма может развивать, комбинировать, получать от них новые ассоциативные комбинации; - идеи могут высказываться без обоснования; - допускается выдвижение заведомо нереальных, фантастических, шутливых идей. 5. Творческая атмосфера на «игровой поляне»: - между участниками мозгового штурма поддерживаются демократические и дружественные отношения; - создается и поддерживается такая обстановка, в которой допустимы шутка, каламбур и смех; - руководитель мозгового штурма поддерживает атмосферу максимального психологического комфорта: улыбается, одобряет, поддерживает, восхищается, комплиментирует. 6. Обязательная фиксация всех высказанных идей: - все идеи, высказанные вслух, следует записывать на флип-чарт, доску, магнитофон и т.д. теми же словами, какие произнес автор идеи; - требование записывающего идею «уточните формулировку» недопустимо, так как может прервать творческий процесс, ход мыслей генератора идеи и вызвать негативные доводы у слушающих в пользу принятия или отторжения еще не принятого предложения. 7. Время для инкубации: - не следует сразу же приниматься за анализ наработанных идей, их систематизацию и критику; - группе необходимо дать время (час, день, неделю или месяц), чтобы обдумать все зафиксированные идеи и затем рассмотреть любые альтернативные подходы или новые предложения к имеющемуся списку. А. Осборн подчеркивает, что мозговой штурм - это не упражнения в выдвижении нелепостей, а целенаправленная работа группы, стремящейся найти новые творческие идеи. Как уже было отмечено, руководитель штурма во время генерирования идей обеспечивает психологическую поддержку участников и управляет процессом генерирования для расширения или сужения поля поисков, на протяжении всего «штурма» вводит «генераторов» в состояние максимальной творческой активности.
|