Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпирическое исследование особенностей протекания психических процессов у испытуемых с «автономным» и «зависимым» типом субъектной регуляции






Для практического подтверждения обозначенных нами теоретических предположений о существовании различий в протекании психических процессов у «автономных» и «зависимых» испытуемых, было проведено эмпирическое исследование в школе-гимназии № 19 г. Набережные Челны. В исследовании приняли участие ученики 10, 11-х классов. Общее количество испытуемых 60 человек. Исследование включало предварительное тестирование, по результатам которого были сформированы две группы: 30 человек с «автономным» и 30 – с «зависимым» типом субъектнойрегуляции. Выборки равномерно распределены по половому признаку. Исследование проводилось в 2002 году.

Для диагностики «автономного» и «зависимого» типов субъектнойрегуляции использовалась наша методика, описанная выше. Для изучения особенностей психических процессов «автономных» и «зависимых» использовался комплекс (в большинстве своем) стандартных методик, диагностирующих процессы внимания, памяти, воображения и мышления (Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии, 2000). Одним из основных критериев выбора методик служил так называемый «критерий произвольности», т.е. выбирались такие методики, которые были направлены на диагностику произвольных психических процессов.

Внимание

Методика Мюстенберга направлена на определение избирательности внимания. Задача испытуемого заключается в обнаружении заданного стимула среди других стимулов и в фиксировании его на бланке тем или иным способом. Время работы – 2 минуты. Методика применяется как в группе, так и индивидуально. Показателем точности избирательности внимания служит коэффициент точности выполнения задания, в котором учитывается количество неправильно обнаруженных и пропущенных стимулов. Поскольку это стандартная известная методика, инструкцию и стимульный материал мы не приводим.

Метод интеллектуальной пробы направлен на изучение произвольного внимания. Метод заключается в поиске, различении и регистрации простых и четных чисел, объединенных в группы по три числа в каждом. Экспериментатор читает вслух ряд случайных чисел. Задача испытуемого заключается в обнаружении и записи троек простых и четных чисел. Характеристиками произвольного внимания в этом случае будут распределение и устойчивость внимания, а косвенным показателем распределения внимания – коэффициент распределения внимания. Дальнейшие статистические подсчеты производились по его значениям.

Память

Методика предназначена для определения продуктивности непосредственного и опосредованного запоминания. Она состоит из двух опытов. Цель первого опыта – определить объем непосредственного, второго – опосредованного запоминания. Экспериментальный материал в обоих опытах предъявляется слуховым методом. С целью сравнения результатов непосредственного и опосредованного запоминания определяется коэффициент увеличения эффективности запоминания при переходе к употреблению специальных мнемических средств.

Непроизвольная память. Проводится в рамках теста «Прием информации». В быстром темпе зачитываются слова, а испытуемые должны классифицировать их и записать сокращенно в нужную колонку. Выделяют 5 колонок в таблице: химические элементы, человеческие чувства, мебель, деревья, животный мир. Зачитываются 32 слова (повторять их нельзя): натрий, кошка, диван, верба, тревога, водород, хорек, кресло, восторг, черемуха, ель, серебро, сервант, рысь, любовь, гелий, медведь, лев, стол, тополь, усталость, дуб, каштан, аргон, воробей, железо, клен, медь, сазан, береза, соболь, радий.

Испытуемые считают количество слов, которые успели записать. Если количество записанных слов равно 32 – прием информации эффективен, если 31—29 – посредственный прием, если ниже 28 – прием информации затруднен.

После проведения теста «Прием информации» внимание обследуемых отвлекается обсуждением какой-либо проблемы минут на 5—10, предварительно попросив закрыть тетради, где они классифицировали слова. Затем необходимо неожиданно попросить испытуемых вспомнить и записать в любом порядке те слова. На воспоминание информации отводится 5—7 минут, после чего подсчитывается количество вспомненных слов (П), проявляется их правильность, определяется число сфантазированных слов (М) и высчитывается показатель непроизвольной памяти:

НП = (П – М) /32 х 100%.

Методика направлена на диагностику непреднамеренного (т. е. непроизвольного) запоминания информации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал