Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Н.С. Хрущев и «оттепель» 1950-х - начала 1960-х гг.
Критика «культа личности» на XX съезде КПСС в феврале 1956, начало реабилитации репрессированных и другие признаки потепления общественно-политической атмосферы вызвали повсеместный горячий отклик. Одними из первых на перемены откликнулись литераторы. Начался процесс духовного освобождения, т.н. «оттепель» (слово «оттепель» связано с одноимённой повестью Ильи Эренбурга, напечатнной в журнале «Новый мир»). Ослабела цензура, прежде всего в лит-ре, кино и других видах искусства, где стало возможным более критическое освещение действительности. Были реабилитированы видные деятели литературы и искусства: И. Бабель, В. Мейерхольд, Б. Пильняк и др. Вновь стали издавать С. Есенина, А. Ахматову, М. Зощенко. Однако десталинизация в идеологической и духовной жизни оставалась непоследовательной и ограниченной. В 1957 г. писатель В. Дудинцев был обвинен в «нигилистическом перечеркивании советской действительности» в романе «Не хлебом единым». В 1958 г. было отменено постановление ЦК «Об опере “Великая дружба” В. Мурадели», осуждавшее «формалистическое» творчество Шостаковича, Хачатуряна, и других выдающихся композиторов. Но постановления «О журналах “Звезда” и “Ленинград”», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме “Большая жизнь”», принятые в 1946 г. и установившие репрессивный режим в литературе, театральном и киноискусстве, остались в силе, несмотря на все попытки интеллигенции добиться их отмены. Политика оттепели, т.о., имела вполне определенные границы. Одним из ярких примеров допустимых пределов оттепели, стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещенного романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. В том же 1958 г. он был исключен из Союза писателей, угрожали выслать из СССР. В газетах печатались письма «простых людей», которые, невзирая на свое незнакомство с романом, призывали к расправе с писателем. Пастернак отказался от присужденной ему Нобелевской премии по литературе, чтобы не избежать высылки из страны. Развитию литературы способствовали новые литературно-художественные журналы- «Юность», «Наш современник», «Молодая гвардия», «Иностранная литература», «Советский экран» и др. В декабре 1960 г. в «Юности» опубликована статья критика Ст. Рассадина «Шестидесятники» — о писателях нового литературного поколения, их героях и читателях. В дальнейшем определение «шестидесятник» стало общеупотребительным — так называли писателей демократического направления, творивших во второй половине 19504х и в 19604е годы. Называя отличительную черту шестидесятников, Ю. Карякин говорил о себе и многих других «детях XX съезда»: «Мы ругали Сталина, но это был эзопов язык, потому что по4настоящему нам хотелось ругать Ленина». Деятельность шестидесятников находила «понимание» и поддержку высокопоставленных либералов в правящей Коммунистической партии. Свидетельством тому служит статья А. Н. Яковлева «Большевизм — социальная болезнь XX века» (1999). Центром притяжения либеральной интеллигенции стал «Новый мир», под ред. А.Т.Твардовского. В нем были напечатаны статья Померанцева «Об искренности в литературе»- поднимался вопрос о необходимости существования различных литературных школ и направлений; роман «Времена года» В. Пановой, статьи В. Овечкина, Абрамова, Лифшица- эти произведения показывали действительность без прикрас и лакировки. Впервые за многие годы был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. В 1962 г. «Новый мир» опубликовал повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (впервые массовый читатель на страницах советского издания смог прочитать столь потрясающее описание лагерной действительности). В июле 1962г. Твардовского осудили за подготовленную к публикации поэму «Теркин на том свете». Поэма + разоблачительные статьи, которые власть признала «вредными», стали причиной его отстранения от рук-ва в августе 1954 г. (вместо него- назначен К. Симонов). Поэма была впервые опубликована по разрешению Н. С. Хрущева в августе 1963 г. в газете «Известия». На II съезде советских писателей (декабрь 1954 г.), первые «оттепельные» произведения были осуждены как проявление «стихийного» развития литературы. С 1957 г. вошли в практику т.н. встречи партийного руководства с интеллигенцией (1957, 1962, 1963), на которых Хрущев, как правило, в крайне грубой форме «разносил» не понравившиеся ему произведения литературы и искусства. Скандалом завершилась художествен. выставка в Манеже в 1962 г. Открытием целой эпохи стала художественная выставка 1962 г., где впервые были экспонированы полотна 1920–1930х годов, не укладывающиеся в рамки «социалистического реализма» и находившиеся в запасниках музеев. Посетивший выставку Хрущев обрушился с грубой бранью на далекие от манеры соцреализма работы художников Р. Фалька, Э. Неизвестного, Б. Жутовского и др. Это стало свидетельством того, что гос-во, невзирая на собственную некомпетентность в искусстве, по-прежнему считает себя вправе диктовать художникам не только сюжеты, но и творческую манеру. Вместе с тем, в отличие от сталинских времен, художники, вызвавшие гнев партийного лидера, не подверглись репрессиям и даже не лишились возможности работать, хотя их произведениям был закрыт путь в музеи и на выставки. В 1957 г. в Москве прошел VI всемирный фестиваль молодежи и студентов, кот. положил начало послевоенным контактам советской и иностранной молодежи. Потепление общественной атмосферы отразилось и на культурных связях с внешним миром. В 1958- В Москве прошел первый Международный музыкальный конкурс имени П. И. Чайковского, в кон. 1950х гг. проводятся выставки западного искусства- картин из собрания Дрезденской галереи, выставлявшихся перед передачей их правительству ГДР, полотен Пикассо и др. Все это стало вехами на пути к установлению нормальных отношений с зарубежным миром. Кино - гуманистические тенденции в развитии лит-ры и кинематографа сказались на художественном осмыслении темы войны, совершенно по-новому прозвучавшей в рассказе М. Шолохова «Судьба человека», - о тяжелой дороге через войну и фашистский плен русского солдата, в первой части трилогии К. Симонова «Живые и мертвые», в фильмах Г. Чухрая «Баллада о солдате» и «Чистое небо»; и М. Калатозова «Летят журавли». Образование: В 1950-е годы произошли существенные изменения в системе образования. Т.к. выпускники средней школы, ориентировались на учебу в вузах и с неохотой шли на производство, возникла необходимость реформирования школы так, чтобы превратить ее в резерв пополнения кадров рабочего класса и технической интеллигенции. Декабре 1958 г.- закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования». Вместо 7летки была создана обязательная 8летняя политехническая школа. Ср. образование молодежь получала, оканчивая либо вечернюю (заочную) школу рабочей молодежи без отрыва от производства, либо техникумы, либо среднюю 3х годичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязат. производственный стаж. К осени 1963 г. стало ясно, что реформа не удалась: школьники по-прежнему с неохотой шли на производство, вечерние и заочные старшие классы хороших знаний не давали, не обеспечивали должной профессиональной подготовки, качество образования снижалось. С 1964 г. средняя школа вновь стала 10летней, а школьная реформа 1958–1964 гг. — достоянием истории. Самиздат и диссидентство: Диссидентство (от лат.-несогласный) возникло в условиях относительной либерализации режима после XX съезда партии, когда оппозиционность отдельных граждан и группировок получила сравнительно большие, чем при Сталине, возможности для оформления и выражения. Некоторые исследователи считают, что диссидентство, в силу неоднородности, является не движением, а целым спектром общественных движений, литературных направлений, художественных школ, совокупностью отдельных диссидентских поступков. Единство усматривается лишь в присущем диссидентам активном неприятии сложившихся в стране порядков, в стремлении к свободе и правам человека. Отличительной чертой собственно диссидентства была подпольная (скрываемая от властей) деятельность, использование, для мобилизации сторонников, «самиздата» (изготовление на пишущих машинках в нескольких экземплярах, с последующей перепечаткой диссидентских материалов и документов) и «тамиздата» (тиражирование материалов за границей с последующим распространением их в СССР). Первым проявлением диссидентства стало «дело» Пастернака, кружок под руководством студента Ленинградского педагогического института В. И. Трофимова; кружок исторического факультета МГУ Краснопевцева; неформальные собрания нонконформистской молодежи у памятника Маяковскому в Москве- их разгоняли, преследовали, предавали суду или принудительному психиатрич. лечению. Одним из его проявлений стала авторская песня. Барды: Б.Окуджава, Ю.Визбор, А.Городницкий, В. Высоцкий, А. Галич (его творчество носило ярко выраженный социально-политич. характер). С конца 1950-х гг. началась история «самиздата». В машинописных копиях, а позднее- в магнитофонных записях по стране распространялись неподцензурные стихи, проза, мемуары, эссе и статьи на общественно-политические темы более чем трехсот авторов. Появлялись и самиздатовские журналы. Наиболее известен среди них журнал «Синтаксис», под ред. А. Гинзбургом в 1959–1960 гг. (В нем печатались «лагерная» проза В. Шаламова и Е. Гинзбург, не принятые к официальной публикации работы Б. Ахмадулиной, В. Некрасова, Б. Окуджавы и др. Арест в 1961 г. Гинзбурга, приговоренного к двум годам лагерей, прервал издание журнала). С конца 1950х годов участилась практика передачи либеральными писателями своих произведений для публикации их на Западе («Тамиздат») — «Суд идет» (1959), «Любимов» (1963) А. Синявского; «Говорит Москва» (1961), «Искупление» (1963) Ю. Даниэля; «Веселенькая жизнь» (1962), «Сказание о синей мухе» (1963) В. Тарсиса. Не нашел понимания у властей и законченный в 1960 г. роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Публикацию романа запретили, рукопись арестовали. Роман, как и повесть «Все течет...» (1963), изображающие «русское развитие» как странное развитие несвободы и категорически не принятые, стали известны соотечественникам благодаря ввезенным из-за рубежа экземплярам.
P.S.он же дед безумный, мало ли спросит: Министерство культуры СССР- образ. 15 марта 1952г. при объединении Мин-ва высш. образования, мин-ва кинематографии, мин-ва трудовых ресурсов, комитета по делам искусств при совете мин-в СССС и комитета по радиовещанию при сов. мин-в СССР. Пономаренко Пантелеймон Кондратьевич (март 1953- март 1954); Александров Георгий Федорович (март 54-март 1955); Михайлов Николай Александрович (март 1955-май 1960); Фурцева Екатерина Алексеевна (май 1960- октябрь 1974).
|