Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Алексия.






- потеря способности чтения, различения отдельных букв и слов. В тяжелых случаях больной совершенно не может читать (ни в слух, ни про себя), в более легких – чтение возможно, но выявляются дефекты – пропуски или перестановки букв (литеральная паралексия), пропуски или замена слов (вербальная паралексия), а также непонимание прочитанного (словесная агнозия).

Патологический процесс в случаях “чистой” алексии локализуется в области угловой извилины (задние отделы нижнетеменной дольки, поле 39)

Амузию, т. е. расстройство музыкальных способностей, на основании клинических наблюдений связывают с поражением лоб­ных отделов правого полушария. Больные даже с тотальной афазией (т. е. при обширных очагах поражения в левом полушарии головного мозга) могут довольно точно напевать мелодию. С дру­гой стороны, поражение правого полушария сопровождается утра­той способности к музыкальному творчеству.

 

Агнозия – нарушение узнавания.

Предметная зрительная агнозия     прозопагнозия утрата способности узнавать знакомые предметы. нарушено узнавание предмета или его изображения, потеряно представление о назначении этого пред­мета. Больной видит, но не узнает знакомый ему по прошлому опыту предмет. При ощупывании этого предмета больной может узнать его. Поражение может ограничиться неузнаванием только отдель­ных деталей предмета, неумением объединить отдельные части в целое. Так, рассматривая последовательную серию картинок, больной разбирается в их деталях, но не в состоянии уловить общий смысл всей серии.   Больной не узнает хорошо знако­мые лица; не узнает и персональных фотографий и даже самого себя в зеркале.  
пространст­венная зрительная агнозия нарушение восприятия последовательных действий, пространственных соотношений пред­метов, обычно с одновременным расстройством ориентировки в окружающем. Больной не может себе представить хорошо зна­комую ему планировку комнат, расположение дома, в который он сотни раз входил, размещение стран света на географической карте.  
слуховая агнозия у больного без явлений тугоухости утрачивается способ­ность узнавать предметы по характерным для них звукам (напри­мер, льющуюся из крана воду, лай собаки в соседнем помещении, бой часов). Здесь страдает не восприятие звуков, а понимание их сигнального зна­чения.  
Тактильная (астереогноз)   Нарушение схемы тела – агнозия частей собственного тела. Утрата узнавать предметы на ощупь. В понятие нарушения схемы тела вхо­дит дезориентировка в собственном теле, что связано с нарушением интеграции чувствительных восприятий и с расстройством по­нимания пространственных отношений. Больному в подобных случаях может казаться, что его голова непомерно велика, губы раздуты, нос вытянут вперед, рука резко уменьшена или увели­чена и лежит где-то рядом, отдельно от туловища. Ему трудно разобраться в «левом» и «правом». Особенно резко бывает вы­ражено нарушение схемы тела у больного с правополушарным поражением при одновременном наличии левосторонней гемиплегии, гемианестезии и гемианопсии. Это понятно, так как боль­ной не видит и не ощущает своей парализованной половины тела. Он не может найти своей руки, показывает, что она начинается от середины груди, отмечает наличие третьей руки, не признает своего паралича и убежден в возможности встать и пойти, но «не делает» этого, так как «не хочет». Если такому больному пока­зать его парализованную руку, он не признает ее своей. Это явле­ние анозогнозии (от греч. носос — болезнь, гносис — по­знание, признание, аносогносис — отсутствие сознания своей бо­лезни, обычно паралича конечности или слепоты) и явления аутотопагнозии (неузнавание частей собственного тела). При на­личии к тому же разлитых атеросклеротических поражений сосудов мозга больной высказывает иногда бредовые мысли, утверждая, например, что у покойников обрубают руки и подбрасывают ему в кровать. («Руки эти, холодные, душат, ногтями впиваясь в кожу и тело»). Больной горько плачет, прося прекратить безжалостное с ним обращение. Чтобы избавиться от надоедливой «посторон­ней» руки, больной может, схватив здоровой рукой свою парали­зованную руку, бить последнюю со всей силой о кровать или стену. Никакие убеждения при этом не действуют. Различного рода па­рестезии болезненно претворяются в красочный и пышный бред.  
Обонятельная и вкусовая агнозия Утрата способности опознавать те или иные вещества и продукты по запаху или вкусу. Больной ощущает какой-то запах или вкус, но не может его определить.

 

Апраксия, или расстройство действования, состоит в наруше­нии последовательности сложных движений, т. е. в распаде нуж­ного набора движений, в результате чего больной теряет способ­ность четко выполнять привычные действия при полной сохран­ности мышечной силы и сохранности координации движений.

Все наши действия, представляя собой интегративную функцию различных уровней нервной системы, обеспечиваются разными отделами мозга.

 

Произвольные движения будут четко выполняться при наличии:

1) сохранной афферентации (кинестезии), что связано с отделами задней центральной извилины (тест: больной, не глядя на свои пальцы, должен скопировать положение пальцев врача);

2) сох­ранной зрительно-пространственной ориентации, что связано с теменно-затылочными отделами коры (тест: скопировать комби­нацию кисть на кисть, кулак под кулаком, сложить фигуру из спичек, правая—левая сторона);

3) сохранности кинетической основы движений, что связано

главным образом с прецентральной областью передней центральной извилиной (тест: копировать быструю смену кулака двумя пальцами, стук по столу с различным ритмом и интервалами);

4) сохранности программирования действия, его целенаправленности, что связано с передними отделами лобных долей (тест: выполне­ние целевых заданий, например поманить или пригрозить пальцем, выполнить то или иное приказание).

 

 

При повреждении одного из перечисленных корко­вых отделов будетнаблюдаться тот или другой вид апраксии:

1) апраксия позы и оральная апраксия обычно с расстройст­вом речи; 2) пространственная и конструктивная апрак­сия – невозможность сконструировать целое из части (фигуру из спичек)

3) динамическая апраксия (апраксия выполнения, моторная)- нарушение действования по приказу и по подражанию.

4) лобная апраксия, т. е. апраксия замысла, идеаторная апраксия – нарушение последовательности движений, необходимых для выполнения той или иной моторной задачи.

 

Нужно, конечно, не забывать, что четкость наших движений зависит и от других отделов нервной системы, о чем было сказано выше. Ведь выученные человеком и закрепившиеся в динами­ческий стереотип (в двигательный образ) сложные про­извольные движения возникли и развивались при весьма действен­ном участии как афферентных, так и эфферентных систем. Поломка в деятельности этих систем ведет за собой праксические расстройства, наиболее резко выраженные в случаях повреждения в премоторных или теменных отделах коры.

Установление характера апраксии имеет большое значение при монолокальном процессе, каким является опухоль. При сосуди­стых поражениях мы чаще наблюдаем смешанные формы апрак­сии, например позы и конструктивную или конструктивную и ди­намическую. У больного наряду с нечеткостью движений могут наблюдаться, на первый взгляд, явления нелепого поведения. Больной по заданию не может поднять руку, высморкаться, на­деть халат, на предложение зажечь спичку может вынуть ее из ко­робки и не покрытым серой концом начать чиркать о свой халат; он может начать писать ложкой, расчесывать волосы сквозь шапку; расстраивается возможность из частей сконструировать целое, например домик из спичек, пантомимически изобразить то или иное действие, например погрозить пальцем, показать, как шьют на швейной' машине, забивают гвоздь в стену и т. д. При идеаторной апраксии больной вообще может оказаться совершенно бес­помощным.

Нередко при апраксии наблюдается персеверация, т. е. «при­липание» к раз совершенному действию, соскальзывание на про­торенный путь. Так, больной, высунувший по требованию язык, при каждом новом задании — поднять руку, закрыть глаза, при­коснуться к уху, продолжает высовывать язык, а новое задание не выполняет.

С нарушением визуально-пространственного восприятия свя­зан синдром конструктивной апраксии, развивающийся у больных с правополушарными поражениями. Ясно сознавая цель задачи, больной не может должным образом организовать во времени и пространстве последовательность и взаимосвязь актов и понять конструкцию выполняемого задания. Характерное сочетание аг­нозии и апраксии позволило объединить эти нарушения, возника­ющие при поражении правого полушария, единым термином — апрактогностический синдром.

 

По учебнику “Нервные болезни” В.В. Михеев, П. В. Мельничук


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал