Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мартынов А. С.






УКРАИНСКИЙ КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ КАК ДЕСТРУКТИВНЫЙ ФАКТОР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: КРАТКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА

(в сокращении)

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала суровым испытанием для всех народов СССР, в том числе русского и украинского, что вместе одержали Великую Победу над фашизмом. Историческая память о Великой Отечественной войне уже более полувека занимает важное место в российско-украинских отношениях, служа наглядным примером и напоминанием о неразрывном единстве восточнославянской цивилизации, её способности к синергетике и самопожертвованию ради общего блага в критические моменты. Поэтому особое сожаление вызывают попытки националистических сил в современной Украине пересмотреть итоги Победы 1945 года, отрицать всенародный характер войны как Отечественной и реабилитировать местных нацистских пособников в качестве «освободителей». В таких условиях объективное изучение феномена украинского коллаборационизма приобретает не только научно-историческую, но и общественно-политическую актуальность.

Речь идёт, прежде всего, о героизации таких коллаборационистских формирований, как «Организация украинских националистов» (ОУН)[2], фракций Степана Бандеры и Андрея Мельника, «Полесская Сечь» Тараса Бульбы - Боровца, «Украинская повстанческая армия» (УПА) С. Бандеры, 14-я дивизия войск СС «Галиция» («Галицкая № 1»). Участники этих формирований в значительном количестве служили в подчинённой СС «украинской вспомогательной полиции», которая в период нацистской оккупации Украины многократно использовалась в карательных акциях. Достаточно сказать, что в печально известном «деле айнзацгрупп», которое рассматривалось на Нюрнбергском процессе, в документах неоднократно упоминается о причастности «украинской полиции» к преступлениям гитлеровцев против мирного населения. На Нюрнбергском процессе также были представлены свидетельства ведущих функционеров нацистского Абвера о том, что украинские националисты групп Мельника и Бандеры являлись агентурой фашистской Германии и активно использовались для подготовки нападения на Советский Союз. Данные о коллаборационизме украинских националистов содержатся во многих томах «красной», «зеленой» и «голубой» серий полной американской версии документов Нюрнбергского процесса. Согласно ст. 6 Устава Международного Военного Трибунала в Нюрнберге, наряду с главными немецкими военными преступниками были признаны ответственными также их пособники, лица, причастные к военным преступлениям, преступлениям против мира и против человечества. Эти положения были закреплены в Конвенции ООН 1968 г. о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, а также ряде других международных правовых актах. Таким образом, реабилитация украинских коллаборационистов является прямым нарушением норм Нюрнбергского процесса.

По официальным данным, на временно оккупированной территории УССР было истреблено 3.256.000 человек, в том числе более 75.000 детей, и 2.402.234 человек были угнаны в Германию. Из 8.668.400 официально погибших советских солдат и офицеров украинцы составили 15, 9% (1377, 4 тыс. человек), будучи на втором месте после погибших русской национальности (5.756 тыс. человек, 66, 4%). При освобождении Украинской ССР безвозвратные потери советских Вооруженных Сил составили 968, 1 тыс. человек. При этом потери ОУН от рук гитлеровцев в 1941-1944 гг., по оценкам самих националистов, составили всего 4.756 человек. Чтобы обозначить вклад украинского народа в дело Великой Победы, сошлёмся также на следующие данные: если в 1940 г. в Красной Армии было 61% русских и 19, 6% украинцев, то в 1944 г. в стрелковых дивизиях 1-го, 2-го и 3-го Украинских фронтов украинцев было более половины списочного состава. Например, 4-я гвардейская армия насчитывала 57% украинцев и 35% русских; в целом же в 1944 г. В Красной Армии было 33, 93% украинцев и 51, 78% русских. Многие видные советские военачальники были по национальности украинцами: Тимошенко, Малиновский, Якубовский, Бегма, Ковпак, Черняховский, Гречко, Рыбалко, Ерёменко, Руденко, Лелюшенко, Москаленко, Кожедуб и др. В составе советского генералитета во время войны было около 300 украинцев, из 114 дважды Героев Советского Союза было 32 украинца, из 11.600 Героев Советского Союза – около 2000 украинцев. В партизанском движении СССР 59% составляли украинцы, из которых с июня 1941 г. по 1 января 1946 г. орденами и медалями были награждены 33.254 человека из 180 тыс. учтенных тогда партизан. Около 100 участников партизанского движения Украины стали Героями Советского Союза, дважды Героями среди всех партизан СССР были С. Ковпак и А. Федоров. На территории УССР было разрушено 714 городов и поселков городского типа, свыше 28 тыс. сёл, 16.150 промышленных предприятий, 1916 железнодорожных станций, 28.598 колхозов и совхозов, 1300 МТС, 18 тыс. лечебных учреждений, 32.930 школ, вузов, техникумов и научно-исследовательских институтов, 19.200 библиотек, 2 млн. зданий и жилых домов. Более 10 млн. жителей УССР лишились жилья. Такова военная статистика. Но даже эти краткие сведения показывают, что Украина и украинский народ понесли большие утраты от нацистских захватчиков и в то же время приложили значительные усилия для общей победы вместе с русским и другими народами СССР. Поэтому нет никаких исторических оснований отождествлять украинский коллаборационизм с украинским народом.

Только в Сталинской (Донецкой) области ко времени её освобождения в сентябре 1943 г. было убито, замучено, расстреляно 174.416 человек, а также замучено и убито 149.367 военнопленных, кроме того, 252.259 человек угнано на каторгу в Германию; в целом нацисты причинили Донбассу ущерб на сумму 23, 5 млрд. руб. При этом даже в Донецком крае гитлеровским оккупантам пособничали украинские коллаборационисты, которые служили в полицейских органах, местной администрации.

< …> В годы войны украинский коллаборационизм, проявившийся в антинародной деятельности «украинской полиции», «Полесской сечи», Галицкой дивизии СС и ряда подобных формирований, активно пособничал преступлениям гитлеровцев. Так, по оценкам немецкого военного историка Вольфрама Ветте, части «украинской полиции» приняли активное участие в печально известной расправе в Бабьем Яру в сентябре 1941 г. А как пишет исследователь преступлений СС Гордон Уильямсон, в нацистских лагерях большинство охранников набиралось из украинских коллаборационистов, отличавшихся яростным антисемитизмом. Огромных масштабов достиг террор УПА (бандеровцев) против польского населения Волыни и Галиции, получивший название «Волынской резни». Согласно документальным свидетельствам, только в Тернопольском крае в 1939-1946 гг. от рук украинских националистов погибло 23.102 человека, и это без учета без вести пропавших. По мнению украинского историка Виталия Масловского, в 1943-1944 гг. на Волыни националисты уничтожили 60-70 тыс. поляков, а в Галиции 140-150 тыс., что вместе составляет 200-220 тыс. убитых. По оценкам канадского исследователя украинского национализма Виктора Полищука, от рук ОУН – УПА погибли как минимум около 130 тыс. поляков и более 40 тыс. украинцев. Только в послевоенный период на территории Западной Украины подпольем ОУН – УПА было уничтожено от 30 до 40 тыс. человек, в основном гражданского населения. В архивах Службы безопасности Украины содержатся данные о 22 тыс. погибших, поскольку в 1944-1945 гг. вследствие контроля ОУН – УПА над значительными территориями, органы НКВД – НКГБ не смогли зафиксировать все теракты. Именно в тот период соратник С. Бандеры, командующий УПА Роман Шухевич издал специальный приказ: «Добиваться, чтоб ни одно село не признало советской власти. ОУН должна действовать так, чтобы все, кто признал советскую власть, были уничтожены. Не запугивать, а физически уничтожать! Не надо бояться, что люди проклянут нас за жестокость. Пусть из 40 миллионов украинского населения останется половина – ничего страшного в этом нет». Таким образом, украинский национализм сыграл зловещую роль в истории Великой Отечественной войны и представлял собой региональную разновидность фашизма, являлся соучастником нацистских преступлений против человечества.

Источник: 65 лет Великой Победы: уроки прошлого и взгляд в будущее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 23 апреля 2010 г. – Хабаровск, 2010. – С.178-182.

 

№47

УКАЗ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал