Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нетолерантная толерантностьСтр 1 из 4Следующая ⇒
31.01.2015
1. Что такое толерантность. «Толерантность» в переводе с латыни – терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий. Но это слово в русском языке содержит, конечно же, не прямой перевод, а нечто большее. Тогда давайте начнем с ООНовского документа «Декларация принципов терпимости» (в английском документе в названии и в тексте используется термин «tolerance»). Документ был принят в 1995 году, 16 ноября, и день его принятия был назначен ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности, коротко – днем толерантности. В документе первая статья из 4 подпунктов дает определение толерантности. ООН определяет толерантность (в русском варианте документа звучит «терпимость», в английском - tolerance) как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Далее следует ряд утверждений, делающих определяемое понятие «объемнее»: Также в этих 4-х пунктах, рассказывающих о понятии толерантности, есть ряд утверждений, показывающих, чем толерантность НЕ является. Толерантность: В остальных 4 статьях высказываются пожелания к воспитанию в гражданах толерантности. Особое внимание уделяется воспитанию детей, об этом же будут говорить и пропагандисты толерантности. Внимание настолько особое, что авторы сочли нужным назвать пожелание «воспитание в духе терпимости» «безотлагательным императивом». Со всем текстом вы можете ознакомиться на сайте ООН. Итак, что мы видим за этими красивыми словами? Вот такого определения толерантности придерживаются пропагандисты. Иногда они дают свою трактовку, более или менее полную. Например, Е.К. Гениева, автор нашумевших детских книг о толерантности, дает такое определение этому понятию: НО. В иммунологии: «Неспособность организма отличать собственные, вырабатывающиеся в нем вещества, к которым он должен быть толерантен, от чужеродных веществ, против которых в нем должны вырабатываться антитела» (Толковый словарь по медицине, 2013). «Утрата или ослабление способности организма к иммунному ответу на данный антиген в результате предшествующего контакта с тем же антигеном. (Медицинская энциклопедия). В фармакологии: «Снижение реакции на повторяющееся введение лекарств, наркотиков или психоактивных веществ, привыкание организма». Медицинское определение толерантности в иммунологии показывает, что это по сути отсутствие ответа на угрозу. Толерантность в фармакологии говорит, что это потеря чувствительности к обычному ранее препарату (более обще – раздражителю), на который раньше была адекватная реакция, т.е. в медицине толерантность всегда - потеря адекватной реакции. Узнав медицинское определение толерантности, можно понять, почему пропагандистам толерантности приходится оговаривать то, чем толерантность не является, так как исходно в понятии «толерантность» были эти оговариваемые смыслы, но они не нужны пропагандистам в «их» понимании толерантности. В этом разделе нужно ещё подчеркнуть о подлоге, который совершен в Википедии. В определении, указанном там, дается ссылка на сочинение В. Франкла «Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ» (таково название ссылки). Но ссылка ведет на совершенно другую книгу «Словарь логотерапии и экзистенциального анализа по Франклу» за авторством Karlheinz Biller и Maria de Lourdes Stiegeler.. В самом же сочинении Франкла мне не удалось найти упоминания ни толерантности, ни определения этого понятия, ни тем более целых глав об этом.
2. История развития идеологии толерантности Речь о толерантности пошла в стародавние времена, когда нетерпимость к инакомыслящим и инаковыглядящим в Западной и Центральной Европе зашкаливала. Назвали это в русском языке «толерантностью» потому только, что именно это слово использовалось в европейских странах для обозначения терпимости, но не обладало «пассивностью позиции», как назвала это Т. Марголина (уполномоченная по правам человека в Пермском крае), в отличие от русского слова «терпимость». И такая толерантность постепенно стала расширять точки приложения: от религии к национальностям, нациям, расам, разнообразным аспектам поведения человека. С введением понятия «права человека» толерантность стала востребованной, так как «толерантное отношение» к другому человеку – это, по мнению правозащитников, основа соблюдения его прав. Так, толерантность стала применяться преимущественно к различным «ущемляемым в правах» группам населения Земли. В том числе и «ущемляемым» секс-меньшинствам. Тут необходимо сделать одно очень важное замечание. Разговор о толерантности часто скатывается к обсуждению половых извращений, и на это указывают сторонники продвижения толерантности, считающие, что это неправильное понимание термина. Но есть словах этих самых сторонников некоторое лукавство. Гомосексуализм и отношение к нему в таких дискуссиях обсуждается почти всегда не как основное проявление толерантности, а как характерный пример изменения отношения к явлению из разряда «табу» в разряд «навязывание обществу». Про 1984 год не нашел, вероятно, я опечатался, так как документ, объявляющий 1995 год дотом терпимости, был опубликован в 1994 году. В 1993 году ООН приняла резолюцию, согласно которой 1995 год объявлялся годом терпимости. 16 ноября 1995 года по итогу года терпимости была принята «декларация принципов терпимости», которая призывает к поощрению терпимости в разных сферах жизни. Одним из пунктов декларации объявлялся День толерантности, о которым ООН ещё раз напомнила в декабре 1996 года, предложив отмечать его другим странам-участникам. С того времени к этой дате приурочиваются различные мероприятия пропагандистов толерантности (конференции, семинары, выставки и пр.). Особенно почеркивалось, что усилия пропагандистов должны быть направлены «как на учебные заведения, так и на широкую общественность), в том числе и в России.
Возможно, кто-то считает иначе, но мне всегда казалось, что защита, тем более толерантная защита, основывается на сохранении, отстаивании определенных границ. Если защитники меньшинств, обучающие толерантности, считают, что лучшая защита – это агрессия, то это, во-первых, не толерантно, а во-вторых, глупо и опасно, так как агрессия в угоду меньшинств – это агрессия против норм большинства, что чревато разрушением общества в целом. С продвижением понятия «толерантность», а значит, и со стремлением заменить моральные ограничения ограничением законом, в Европе всё четче стала проступать суть толерантности. Иностранных источников не встречал, но российские пропагандисты так и говорят, что толерантность – это новая идеология («идеология толерантности как идеология открытого общества», или ещё встречается «гражданского общества»). И эта идеология, похоже, становится всё более нетолерантной ко всем другим идеологиям (и это в стране, в Конституции которой указывается на отсутствие идеологии в принципе (см. ст. 13.2: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве … обязательной»), при декларируемой поддержке нормирования жизни законодательством). Различные движения меньшинств волнуют старушку Европу не одно десятилетие. Секс-меньшинства – это самые очевидные и узнаваемые борцы «за свободу» и «за толерантность» (в кавычках потому, что они по факту против толерантности, против традиционных ценностей в принципе (см., например, заявления М. Гессен австралийскому радио). А есть же ещё религиозные меньшинства (вплоть до сект), национальные и много других. Навязывание определенного образа жизни, образа мысли доходят до того, что нарушаются ООНовские же декларации и конвенции…
|