Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уголовно-правовая характеристика института задержания
Уголовно- правовые И криминологические меры предупреждения преступлений
В. А. НИКОНОВ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ЗАДЕРЖАНИЯ В решении задачи предупреждения преступлений уго-ювно-правовыми средствами немаловажную роль призван играть институт задержания преступника. Его применение способствует реализации ленинского принципа неотвратимости ответственности, стимулирует активность советских граждан в борьбе с преступностью, а также несет в себе функцию устрашения, так как за ним должно последовать наказание, общепредупредительное значение страха перед которым достаточно полно освещено в юридической литературе1. Велико и специальное предупредительное воздействие института задержания преступника. По данным А. И. Марцева, на вопрос «Какие элементы уголовного процесса произвели наибольшее впечатление?» 600 осужденных ответили следующее: задержание — 19, 3%, взятие под стражу — 10, 2, предъявление обвинения — 4, 5, сообщение о передаче дела р суд — 11, 8, судебное разбирательство — 10, 2, провозглашение приговора — 38, 5, все вместе взятые факторы — 1, 8, было безразлично — 2, 5%5, т. е. по степени воздействия на виновного задержание занимает второе место после провозглашения приговора. Таким образом, действия по задержанию преступника общественно возможны, полезны и необходимы, что, по мнению В. Н. Кудрявцева, является «социальным основанием для позитивного закрепления определенного поведения, в нормах социалистического права»3. Нельзя не согласиться и с Е. А. Лукашевой, которая пишет, что, «создавая правовую норму, модель должного поведения, государство определяет социальную ценность такой нормы и рассчитывает на ее эффективность, проявляющуюся в воздействии на по- 1 См., например: Кузнецова Н. Ф. Проблемы изучения уголовно-пра 2 См.: Марцев А. И. Специальное предупреждение преступлений. — 3 Кудрявцев В. Н. Право и поведение. _ М., 1978. — С. 40—41. ведение людей, на его регулирование в нужном для общества направлении»4. Помимо позитивного значения задержания, его результатом зачастую являются действия, формально подпадающие под признаки преступления, правовая природа которых не-нашла должного отражения в уголовном законодательстве. Так, ст. 15 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26, июля 1966 г. «Об усилении ответственности за хулиганство» предусматривает, что «действия граждан, направленные на пресечение преступных посягательств и задержание преступника, являются в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик правомерными и не влекут уголовной и иной ответственности, даже если этими действиями вынужденно был причинен вред преступнику»5. Указ отсылает нас к общесоюзному законодательству, где такие действия не регламентированы, и к законодательству союзных республик, среди которых они отражены только в уголовных кодексах Украины, Узбекистана и Эстонии. Например, в УК Украинской и Узбекской ССР говорится: «Действия, совершенные потерпевшим и другими* лицами непосредственно после посягательства с целью задержания преступника и доставления его соответствующим органам власти, являются правомерными и приравниваются к необходимой обороне, если они были необходимыми для задержания и соответствовали опасности посягательства». Статья 13' Уголовного кодекса Эстонской ССР гласит, что «не является преступлением действие, хотя и подпадающее под признаки деяния, предусмотренного настоящим кодексом, направленное на задержание преступника, даже если этим действием вынужденно был причинен вред преступнику». Как видим, в законодательстве имеются довольно существенные разногласия по рассматриваемому вопросу: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г., Уголовный кодекс Эстонской ССР не приравнивают меры по задержанию преступника к необходимой обороне, как уголовные кодексы Украинской и Узбекской ССР, но и не дают четкой регламентации названных действий. Не дана уголовно-правовая оценка и превышению мер, необходимых для задержания преступника. Если его (пре~ 4 Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. — 5 Ведомости Верховного Совета СССР. — 1966. — № 30. —Ст. 595. вышение) рассматривать как обычное преступление против личности, то это приведет, как справедливо отмечает И. С. Тишкевич, к неправильной морально-политической и юридической оценке действий задерживающего, что не будет способствовать вовлечению населения в активную борьбу с преступностью6. Очевидно, желая исправить существующее положение, Пленум Верховного суда СССР в постановлении № 14 от 16 августа 1984 г. предложил рассматривать действия граждан по задержанию преступников как совершенные в состоянии необходимой обороны либо при превышении ее пределов7. Однако такое разъяснение не вполне согласуется с Положением о Верховном суде СССР, в соответствии с ко-торым Пленум вправе давать толкование имеющихся законов, не выходя за пределы их содержания. Кроме того, в данном случае проводится в жизнь отвергаемый социалистическим уголовным правом принцип аналогии закона. Действия по задержанию преступника относятся к обстоятельствам, исключающим общественную опасность деяния. Относительно же места задержания в системе этих обстоятельств имеются различные точки зрения. Одни ученые считают, что меры по задержанию преступника приравниваются по 'своим юридическим последствиям к необходимой обороне или превышению ее пределов8. По мнению других, действия по задержанию преступника должны оцениваться по правилам о необходимой обороне, если они имели место сразу после совершения преступления, либо-по правилам о крайней необходимости, если осуществляются через определенное время после его совершения9. Ряд ученых признают задержание самостоятельным институтом10. 6 См.: Тишкевич И. С. Условия и пределы необходимой обороны. — 7 См.: Бюллетень Верховного суда СССР. — 1984. — № 5. 8 См.: Бородин С. В. Ответственность за причинение смерти или те 9 См.: Обстоятельства, исключающие общественную опасность и про 10 См.: Бушуев Г. В. Социальная и уголовно-правовая оценка причи В самом деле, задержание преступника обладает рядом специфических признаков, отличающих его как от необходимой обороны, так и от крайней необходимости и прежде всего более узким кругом охраняемых интересов (охраняются только интересы правосудия). Необходимая оборона возможна и при общественно опасном посягательстве, не являющемся преступлением, но недопустимо задержание непреступника. Необходимая оборона осуществима лишь до или во время посягательства, задержание же преступника — после посягательства, в период существования уголовно-правовых отношений. Крайняя необходимость отличается от задержания по времени исполнения защитных действий — с момента возникновения опасности до ее устранения. Состояние крайней необходимости возникает при действиях людей, воздействии сил природы, нападении животных; задержание преступника — при совершении преступления и уклонении лица, ото совершившего, от явки в органы власти. При крайней необходимости вред причиняется только интересам третьих лнц, при задержании — только лицу, совершившему преступ-лезше. При крайней необходимости причиняемый вред должен быть меньше, чем вред предотвращенный. При задержании преступника не всегда возможно придерживаться этого требования. Изложенное позволяет признать наиболее правильной точку зрения на задержание преступника как на самостоятельный институт. В юридической литературе под задержанием в уголовно-правовом смысле подразумевается совокупность принудительных мер, связанных с причинением необходимого вреда лицу, совершившему преступление, при уклонении его от явки в соответствующие органы власти11. Допустимость причинения вреда преступнику при задержании неразрывна с условиями и пределами его причинения. Общепризнано, что основанием возникновения права задержания является совершение лицом преступления. Разногласия возникают лишь по вопросу о том, каких преступников следует задерживать. Например, И. С. Тишкевич считает, что задерживать с причинением вреда можно только тех лиц, за- 11 См.: Ткаченко В. И. Законность задержания преступника — одна из гарантий прав граждан//Гарантии прав личности в социалистическом уголовном праве и процессе. — Ярославль, 1981. — С. 108; Якубович М. И. Обстоятельства, исключающие общественную опасность и противоправность деяния. — М., 1979. — С. 37. • держание которых предусмотрено ст. 122 УПК РСФСР12, т- е. он не делает различия между уголовно-правовым и уголовно-процессуальным задержаниями. По мнению В. И. Тка-ченко, нельзя признать оправданным причинение вреда лицу, совершившему неосторожное преступление либо умышленное преступление, не представляющее большой общественной опасности13. На наш взгляд, наиболее правильна точка зрения М. И. Якубовича, который считает, что нет оснований для запрета задержания любых преступников14. Разумеется, причинение вреда преступнику при задержании возможно только при его уклонении от явки в соответствующие органы власти, так как в противном случае отпадает необходимость насильственного задержания. Нет единообразного подхода при определении временных пределов осуществления прав задержания преступника. Уголовные кодексы Украинской и Узбекской союзных республик содержат указания на то, что задержание преступника возможно только непосредственно после совершения им общественно опасного посягательства. Среди ученых такого мнения придерживается 3. А. Вышинская15. Статья 15 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г: «Об усилении ответственности за хулиганство», а также Уголовный кодекс Эстонской ССР не ограничивают причинение вреда преступнику каким-либо временем, что вполне справедливо, так как необходимость задержания сохраняется и через довольно значительный период, особенно если лицо виновно в совершении одного из преступлений, перечисленных в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1965 г. «О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступлений»16. Таким образом, право задержания преступника возникает, когда совершено преступление (независимо от вида и размера наказания, предусмотренного за него законом) и 12 См.: Тишкевич И. С. Указ. соч. — С. 184. 13 См.; Ткаченко В. И. Ответственность за вред, причиненный при за 14 См.: Якубович М. И. Указ. соч. — С. 43. 15 См.: Вышинская 3. А. К вопросу о необходимой обороне и задер 16 См: Ведомости Верховного Совета СССР. — 1965. — № 10. — «4 имеется опасность уклонения преступника от ответственности. Оно прекращается с прекращением уголовно-правовых отношений (истечение сроков давности, акт амнистии и т. д.). Нельзя забывать о том, что причиняемый вред должен быть необходимым, т. е. задержание возможно единственно путем причинения вреда. Если же есть возможность избежать этого, то для доставления преступника в органы власти достаточно ограничить его свободу, чтобы воспрепятствовать возможному побегу. Кроме этого, во время задержания преступник не лишается защиты со стороны государства и, следовательно, необходимо установить предел максимально возможного причинения вреда. Известно, что только уголовные кодексы Украинской и Узбекской союзных республик указывают пределы причинения вреда преступнику, устанавливая, что правомерным признается вред, соответствующий опасности посягательства и обстановке задержания. Вряд ли возможно исходить из этого положения, так как при такой постановке вопроса задержание будет определяться на основе возмездия за совершенное преступление. Целью задержания является прежде всего защита интересов советского правосудия, которым может быть причинен вред при уклонении преступника от задержания, например, уничтожением следов преступления и т. п. Несвоевременность задержания окажет значительно меньшее воспитательно-предупредительное воздействие. Оставшийся на свободе преступник имеет возможность вновь совершать преступления. По данным проведенного Всесоюзным институтом по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности выборочного изучения 100 уголовных дел об умышленных убийствах, приостановленных производством ввиду необнаружения виновных, установлено, что из 131 оставшегося на свободе преступника (впоследствии осужденных) 59 совершили 120 новых преступлений: 22 убийства, 12 изнасилований, 21 разбойное нападение и др.17 Отсюда вытекает вывод, что критерием причинения преступнику допустимого вреда является ущерб, который может быть причинен интересам правосудия. 17 См.: Карпец И. И. Актуальные проблемы изучения и предупреждения преступности//Вопросы предупреждения преступности. — М., 1965.— С. 14. Вред задерживаемому может причиняться только при наличии твердой уверенности в том, что совершено преступление и именно этим лицом18. Остается открытым вопрос о правомерности лишения преступника жизни при задержании. И. С. Тишкевич, Г. В. Бушуев, С. В. Бородин, В. Козак считают, что убийство опасного преступника при отсутствии возможности взять его живым является правомерным19. Другой точки зрения придерживается В. И. Ткаченко, который пишет, что «убийство преступника при задержании не соответствует цели, ради которой оно осуществляется, и поэтому всегда противоправно»20. Очевидно, правильнее будет утверждать, что противоправно лишение жизни преступника, не оказывающего сопротивления при задержании. Если же преступник, продолжая уклоняться от задержания, оказывает сопротивление (особенно вооруженное), то состояние задержания преступника и состояние необходимой обороны наличествуют одновременно, и, следовательно, при определенных условиях лишение преступника жизни будет правомерным. Не решен в уголовном законодательстве и вопрос о возможности применения оружия приу задержании преступника, что является важным для отдельной категории лиц, которым разрешено его ношение. Положение о советской милиции, Положение об охране государственной границы Союза ССР, Положение о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, ст. 35 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, а также ведомственные нормативные акты устанавливают исчерпывающий перечень условий, при которых использование оружия признается правомерным. Все эти условия сводятся к наличию состояния необходимой обороны. И тем не менее вряд ли целесообразно запрещать применение оружия для задержания преступника, совершившего тяжкое преступление. К. Халиков считает правомерным использование и различных приспособлений и ме- Указ. 18 См.: Тишкевич И. С. Указ. соч. — С. 182; Якубович М. И. 19 См.: Тишкевич И. С. Указ. соч. — С. 187; Бушуев Г. В. Указ. соч. 20 Ткаченко В. И. Ответственность за вред, нрттенкый при задержа ханизмов при полной уверенности задержания именно преступника21. Эта точка зрения представляется неверной, так как практически невозможно дать гарантии, что жертвой действия такого приспособления или механизма станет именно преступник, кроме того, может быть причинен явно чрезмерный вред, х Субъектом осуществления права задержания может быть любой гражданин при единых для всех категорий лиц условий правомерности задержания преступника. По нашему мнению, норма права о задержании преступника должна отвечать следующим требованиям: указывать на правомерность названных действий, круг охраняемых интересов, возможные средства охраны (допустимость причинения вреда), условия и пределы использования этих средств. Представляется возможным норму права о задержании преступника сформулировать таким образом: с Не может быть признано преступлением действие, хотя и подпадающее под признаки деяния, предусмотренного уголовным законом, но совершенное при задержании преступника с целью защиты интересов советского правосудия путем причинения задерживаемому необходимого вреда, соразмерного предотвращенному вреду». В.советском уголовном законодательстве целесообразно специально предусмотреть и ответственность за превышение мер, необходимых для задержания преступника (такую правовую норму содержал Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.). Исходя из предложенной правовой нормы, следствием превышения мер, необходимых для задержания, является причинение преступнику вреда, явно несоразмерного вреду, который мог быть причинен интересам правосудия. Объектом служат жизнь и здоровье преступника. Объективная сторона состоит в действии, которым причиняется физический вред преступнику. О содержании субъективной стороны высказываются различные точки зрения. К. Халиков считает, что возможна только неосторожная вина, а умышленное превышение мер, необходимых для задержания, он предлагает рассматривать как обычное умышленное преступление против личности22. По мнению Г. В. Бушуева, превышение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности, но наказывать 21 См.: Халиков К. Указ. соч. — С. 19. 22 Там же. —С. 21. он предлагает только за умышленное превышение мер, необходимых для задержания23. Ни у кого из ученых не вызывает сомнения, что наказуемым должно быть только причинение явно чрезмерного вреда. Признак явности включает в себя, во-первых, фактическое несоответствие причиняемого вреда ущербу, который мог быть причинен интересам правосудия, и, во-вторых, осознание субъектом, осуществляющим задержание, этого несоответствия. Отсюда уголовно наказуемым следует признавать только умышленное превышение мер, необходимых для задержания. Субъект данного преступления — общий, т. е. лицо физическое, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста. Ситуацию по задержанию мнимого преступника необходимо рассматривать на основе общих правил о влиянии фактической ошибки на уголовную ответственность, так как там, где есть задержание мнимого преступника, не может быть превышения мер, необходимых для задержания, ввиду отсутствия задержания как такового. Подводя итог сказанному, следует еще раз подчеркнуть важность правовой регламентации задержания преступника, что будет оказывать предупредительное воздействие на лиц, склонных к совершению преступлений, а также способствовать вовлечению граждан в активную борьбу с преступностью.
|