Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Документ 4. Письмо Николая I к фельдмаршалу Паскевичу






от 24 февраля 1846 г.

 

Краковская республика, созданная Венским конгрессом в 1815 г., была последней независимой частью былой Речи Посполитой. Воспользовавшись восстанием в Галиции в 1846 г., Николай I ввел свои войска в Краковскую республику. По русско-австро-прусской конвенции 3 апреля 1846 г. территория республики была аннексирована Австрией. Ниже приводится письмо Николая I к фельдмаршалу Паскевичу от 24 февраля 1846 г. К. Ф. Паскевич – наместник царства Польского в 1832-1856 гг.

 

Текст приводится по изданию: А.П. Щербатов. «Генерал-Фельдмаршал князь Паскевич. Его жизнь и деятельность». Приложения к т. V. СПБ, 1896. С. 556-557.

 

Слава богу! Слава тебе, мой отец командир, дело вел прекрасно, и за то и славный конец. Признаюсь, что не могу довольно выразить тебе моей радости, что мы под носом выгнанных из Кракова австрийцев поспели ранее всех и заняли Краков. Теперь и более силы будет поставить на нашем, ибо мы, а не австрийцы, не пруссаки, заняли Краков. Меня душевно радует тоже поведение мужиков у нас; награждай щедро и более усердствующим давай медали: надо сколь можно их поощрять и награждать за верность и усердие. Известия, которыя привез мне вчера Коновницын из Галиции, весьма любопытны. Мне кажется, что комюнизм [26], ибо оно точно есть, мужики там поняли по-своему, т.е. резать помещиков при первом законном предлоге. Здесь оно хорошо, но опасно дать этому развиться. Теперь настало время соседям наказывать виновных, будет ли у них столько духу? Сегодня писал я к ним, что требую уничтожения Кракова, не хотят взять его австрийцы, как условлено в Теплице[27], возьму я, ибо мы вошли; но не желаю того. Французы и Англия может быть протестуют по Венскому конгрессу, но так как Бельгию по революции они же отняли у Голландии[28], то имеем и мы право по революции же уничтожить это вредное гнездо, и уничтожим. Принятые тобой меры, нахожу прекрасны, но побереги войска и лишних не держи на площадях, тогда как жители теперь обезоружены и все притихает. Сомнительных молодцов помещиков хорошо бы прибрать к рукам. Седлецкое дело просто, убийство мерзкое. Не мешало бы взыскать с тех мужчин, которые по вызову уездного начальника не подали ему помощи. Как ведут себя духовные? Любопытен знать, исправно ли явятся бессрочные в Царстве (Царстве Польском – прим. сост.), всякому, кто явится исправно, вели выдать по злоту сер. тоже дай войскам, вошедшим в Краков, и по 1/2 з.сер. прочим, в отрядах бывшим. Спроси у эрцгерцога, какие у него и от кого сведения на счет бунта, готовящегося в Петербурге ко Святой, о котором начальник полиция говорил Коновницыну, подобного нельзя упустить из виду, не проясняя. Посмотрим как у них-то кончится и что будет в Венгрии.

На днях пришлю тебе твоего сына. Прощай, мой любезный отец ко-

мандир, обнимаю тебя от души, на веки твой искренно доброж. Н.

 

Документ 5. Ф.И. Тютчев «Россия и революция»

Отрывки из «Записки» известного русского поэта и дипломата Ф. И. Тютчева (1803-1873). Записка «Россия и революция» была написана 1 апреля 1848 г. и подана Тютчевым Николаю I.

Текст приводится по изданию: «Русский архив». Кн. 5, 1873. С. 0912 - 0917.

 

< …> Для того, чтобы уяснить себе сущность того рокового переворота, в который вступила ныне Европа, вот что следовало бы сказать себе. Давно уже в Европе существуют только две действенные силы - Революция и Россия. Эти две силы теперь противопоставлены одна другой и, быть может, завтра они вступят в борьбу. Между ними никакие переговоры, никакие трактаты невозможны: - существование одной из них равносильно смерти другой! От исхода борьбы, возникшей между ними, величайшей борьбы, какой-либо мир был свидетелем, зависит на многие века вся политическая и религиозная будущность человечества.

Факт этого соперничества обнаруживается ныне всюду и, не взирая нa то, таково понимание нашего века, притуплённого мудрствованием, что настоящее поколение, в виду подобного громадного факта, далеко не сознало вполне его истинного значения и не оценило его действительных причин.

До сих пор искали его разъяснения в сфере чисто политической; старались истолковать его различием в понятиях о порядке исключительно человеческом. Поистине, распря, существующая между Революцией и Россиею, зависит от причин, более глубоких. Они могут бытьопределены вдвух словах.

Россия прежде всего христианская империя, русский народ - христианин не только в силу православия своих убеждений, но еще благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения. Он - христианин в силу той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы. Революция - прежде всего враг христианства! Антихристианское настроение есть душа Революции, это ее особенный отличительный характер. < …> Те лозунги, которые она попеременно усваивала, всё, даже ее насилия и преступления, были второстепенны и случайны; но одно, что в ней не таково, это именно анти-христианское настроение, ее вдохновляющее, и оно-то (нельзя в этом не сознаться) доставило ей это грозное господство над вселенною. Тот, кто этого не понимает, не более как слепец, присутствующий при зрелище, которое мир ему представляет.< …>

< …> При этом случае да будет мне позволено сделать замечание: каким образом могло случиться, что среди всех государей Европы, а равно и политических деятелей, руководивших ею в последнее время, оказался лишь один, который с первого начала признал и провозгласил великое заблуждение 1830 года, и который с тех пор один в Европе, быть может, один среди всех его окружающих, постоянно отказывался ему подчиняться? На этот раз, к счастию, на российском престоле находится государь, в котором воплотилась «русская мысль», и в настоящем положении вселенной «русская мысль» одна была настолько отделена от революционной среды, что могла з д р а в о о ц е н и т ь ф а к т ы, в н е й п р о я в л я ю щ и е с я.< …>

< …> При этом не следует скрывать от себя, что мало вероятия, чтобы вое эти удары землетрясения, раздающиеся на Западе, остановились у порога стран восточных, и таким образом могло бы случиться, что в этой роковой войне, в этом ополчении безбожия, предпринимаемом против России Революциею, охватившею уже три четверти Западной Европы, Восток христианский, Восток славяно-православный, существование которого неразрывно связано с нашим собственным, не очутился бы вслед за ними увлеченным в эту борьбу. И, быть может, с него-то именно и начнется война, потому что можно предполагать, что все эти раздирающие его пропаганды (пропаганда католическая, пропаганда революционная и пр. и пр.), друг другу противоположные, но все соединенные в одном общем чувстве ненависти к России, примутся за дело с большим рвением, чем когда-либо. Можно быть убежденным, что они ни от чего не отступят, чтобы достигнуть своей цели... И, боже милостивый! какова была бы участь этих племен (христианских, как и мы), если бы, в борьбе уже отныне со всеми этими ненавистными силами, они были бы покинуты в подобную минуту единственною властью, к которой они взывают в своих молитвах? Одним словом, каково было бы смятение, которому предались бы эти страны Востока в борьбе с революциею, если бы законный монарх, православный император Востока, еще надолго замедлил своим появлением?

Нет - это невозможно... Тысячелетния предчувствия не могут обманывать. Россия, страна верующая, не ощутит недостатка веры в решительную минуту. Она не устрашится величия своего призвания и не отступит перед своим назначением.

И когда же это призвание могло быть более ясным, и очевидным? Можно сказать, что господь начертал его огненными буквами на этом небе, омраченном бурями... Запад исчезает, все рушится, все гибнет в этом общем воспламенении: Европа Карла Великого и Европа трактатов 1815 г., римское папство и все западные королевства, католицизм и протестантизм; вера уже давно утраченная и разум доведенный до бессмыслия, порядок отныне немыслимый, свобода отныне невозможная, и над всеми этими развалинами, ею же созданными, цивилизация, убивающая себя собственными руками.< …>

И когда, над этим громадным крушением, мы видим всплывающею святым ковчегом эту империю еще более громадную, то кто дерзает сомневаться в ее призвании, и нам-ли, сынам ее, являть себя неверующими и малодушными? < …>

Тема: «КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг.»

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал