Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зодиаки Дендеры
Дендерский храм, в отличие от Эснского, состоит не только из одного гипостильного зала, а имеет много различных помещений и пристроек. Выход из гипостильного зала ведет тут не наружу, как в Эсне, а в другие помещения храма, пока, в конце концов, мы не попадаем в последнюю комнату, сильно напоминающую алтарь христианских храмов. Например, как и в христианских алтарях, посередине комнаты здесь тоже стоит каменный престол. Несколько небольших помещений расположено также и на крыше Дендерского храма. На потолке одного из них и был найден во время наполеоновского нашествия Круглый Дендерский зодиак. Сегодня он находится в Лувре, а на его прежнем месте помещен муляж-копия. Остальная часть потолка, кроме самого Круглого зодиака, – подлинная. Там, в частности, находятся два барельефа, изображающие «богиню Нут». Их состояние плохое. Одна из Нут сильно повреждена, причем, по-видимому, намеренно. У нее полностью сбито лицо. Вообще, видны явные следы погрома, когда-то произошедшего в храме. Причем, после погрома здание уже никто не пытался восстанавливать. Отметим, что это – общая картина для всех «древне»-египетских храмов, которые мы видели. Складывается впечатление, что концом «древне»-египетской истории явилось некое крупное завоевание, во время которого с фанатичной яростью были разгромлены (и уже более не восстановлены) старые «неправильные» храмы и памятники. Согласно нашей реконструкции, это было, скорее всего, османское=атаманское завоевание Египта в XVI веке. Затем был еще один погром во время нашествия Наполеона. Отметим уникальность Круглого Дендерского зодиака. Надо сказать, что в Египте сохранилось несколько храмов, очень похожих на Дендерский. Например, храм в Эдфу, храм в Абидосе и т.д. Но Круглый зодиак был найден только в одном Дендерском храме. Почему? Возникает впечатление, что этот Зодиак (высеченный, кстати, из цельного куска камня) уже существовал и был чем-то знаменит во времена строительства Дендерского храма. Вероятно, его поместили в храм, в специально построенное для него маленькое помещение, соответствующее небольшому размеру зодиака, как некую древнюю реликвию или святыню. Иначе, если бы Круглый зодиак был изготовлен непосредственно во время строительства Дендерского храма, то трудно объяснить, почему при строительстве других храмов точно такого же типа не было сделано других подобных ему круглых зодиаков и соответствующих им помещений на крыше. Что касается Длинного Дендерского зодиака, расположенного на потолке гипостильного зала Дендерского храма, то вполне вероятно, что такие зодиаки были и в других храмах, подобных Дендерскому. Но, к сожалению, они большей частью не сохранились. На такую мысль наводит то обстоятельство, что в тех случаях, когда изображения на потолке гипостильного зала уцелели полностью – а это произошло, насколько нам известно, только в Дендере и в Эсне, – среди них присутствует зодиак. В других же храмах такого типа, где потолок гипостильного зала полностью или в значительной степени утрачен, зодиаки не сохранились, хотя уцелевшие фрагменты потолочных изображений обнаруживают там полное сходство с Дендерским и Эснским храмами. Внимательное изучение сделанных нами фотографий Длинного Дендерского зодиака обнаружило следующую картину. Оказалось, что Длинный зодиак в Дендерском храме частично является подлинником, а частично – копией. Поясним, что Длинный зодиак представляет собой раскрашенную лепнину на потолке. Основа же потолка гипостильного зала – это ряд плоских каменных блоков, положенных на перекрытия, поддерживаемые колоннами. Длинный зодиак покрывает собой сразу много таких каменных блоков. Некоторые из них, по-видимому, были вытащены со своего места и увезены в Европу, а вместо них сделан муляж-копия. Например, крайние блоки правой (от входа) полосы Длинного Зодиака – то есть там, где расположена голова одной из «богинь Нут» – явный муляж. Это хорошо видно на фотографиях при сравнении с соответствующими подлинными блоками левой полосы. В то же время некоторые другие части Длинного зодиака производят впечатления подлинника. Таким образом, в данном случае мы сталкиваемся с частичными переделками старинного зодиака. Сравнение современного состояния Длинного зодиака в Дендерском храме с его «наполеоновскими» рисунками обнаружило следующие отличия, касающиеся астрономической символики зодиака. 1) Вместо девушки-десятиградия, идущей сразу за Девой на «наполеоновском» рисунке, на потолке Дендерского храма сегодня изображен Сатурн с косой. С астрономической точки зрения это бессмысленно, поскольку фигура Сатурна в основном гороскопе Длинного зодиака расположена очень далеко от этого места и Сатурн за год не может пройти такое большое расстояние. Поэтому, скорее всего, это – муляж, выполненный, в отсутствии подлинника, частично по неточному рисунку Денона, а частично – по аналогии с Круглым зодиаком. Дело в том, что на первоначальном деноновском рисунке здесь по ошибке как раз и был нарисован Сатурн, но только не с косой, а с планетным посохом. А на Круглом зодиаке в этом месте стоит Сатурн с косой. Вероятно, автор муляжа в целом следовал рисунку Денона, но ввиду его плохого качества, «уточнил» изображение, воспользовавшись Круглым зодиаком. И ошибся. Если же указанная часть Длинного зодиака является подлинной, – что, по нашему мнению, очень маловероятно, – то придется допустить, что фигура Сатурна с косой на Дендерских зодиаках является частью рисунка созвездия Девы. Но тогда это – особенность исключительно Дендерских зодиаков, поскольку ни на каких других египетских зодиаках, которые нам известны, ничего подобного нет. В принципе, такое возможно, но все же выглядит довольно странно. 2) Обе фигуры с посохами, изображающие Венеру на потолке Дендерского храма, – мужские. Более того, там вообще нет ни одной женской фигуры с планетным посохом (девушка, поставившая на «наполеоновском» рисунке свой посох на Козерога, здесь изображена без посоха – см. ниже). Это не меняет отождествления планет на Длинном зодиаке, поскольку Венера, даже представленная двумя мужскими фигурами, все равно однозначно распознается по сопровождающему ее символу сросшихся спинами зверьков-зорь, – таких же, как и на Круглом зодиаке, – а также по львиному лицу одного из путников, см. выше. Повторим, что ни одной женской фигуры с планетным посохом на Длинном зодиаке в его современном состоянии в Дендерском храме уже не осталось. Однако, такая чисто мужская символика Венеры не встречается ни на одном из известных нам египетских зодиаков, а потому выглядит чрезвычайно странной. Следовательно, скорее всего, здесь мы опять-таки столкнулись с неточным муляжом-копией. Подчеркнем, что указанное отличие (по Венере) современного потолка Дендерского храма от «наполеоновского» рисунка не меняет расшифровку Длинного зодиака и потому не приводит к его передатировке. 3) Девушка, поставившая свой посох на спину Козерога на «наполеоновском» рисунке, сегодня посоха не имеет. Это – явное влияние первоначального деноновского рисунка, на котором девушка также изображена без посоха. Но в данном случае можно достаточно уверенно утверждать, что мы имеем дело с муляжом. Дело в том, что как раз в этой части Длинного зодиака расположена голова одной из «богинь Нут», явно отличающаяся от своей пары на другой стороне потолка. Она представляет собой очевидную копию-муляж, изготовленную под явным влиянием деноновского рисунка. Таким образом, в данном случае мы, скорее всего, имеем дело с неточным муляжом. Впрочем, и эта деталь Длинного зодиака не способна повлиять на датировку. Она лишь слегка затрагивает частный гороскоп летнего солнцестояния, не меняя его в принципе. Подводя итоги, следует сказать, что отмеченные отличия современного потолка Дендерского храма от его «наполеоновского» рисунка не привносят в Длинный зодиак никакой новой астрономической информации. Напротив, они слегка разрушают небольшую часть астрономических данных Длинного зодиака. А именно – полностью исчезает частный гороскоп осеннего равноденствия и весьма несущественно портится частный гороскоп летнего солнцестояния. Важно, что астрономическая датировка длинного зодиака с учетом всех перечисленных изменений остается прежней.
6.9. Уточненная прорисовка зодиака «EB»
В июле 2002 года один из авторов (Г.В.Носовский) в составе экспедиции, организованной телепередачей «Неизвестная планета», посетил город Эсну в Египте. Он воспользовался представившейся ему редкой возможностью сфотографировать Большой эснский зодиак в его современном состоянии. Г.В.Носовский заснял всю поверхность потолка Большого эснского храма и в частности – полностью Большой эснский зодиак. Фотографии Большого эснского зодиака были также любезно выполнены по нашей просьбе и предоставлены в наше распоряжение участником той же экспедиции профессиональным фотографом Ю.Л.Масляевым. Фотографии покрывали площадь Большого зодиака полностью. Оказалось, что он не имеет утрат. Зодиак сохранился до наших дней со всеми своими деталями. У нас появилась наконец возможность проверить правильность наполеоновской прорисовки Большого эснского зодиака. Напомним, что именно на основе наполеоновской прорисовки данный зодиак был исследован и датирован нами в 2001 году. Теперь мы смогли исправить имеющиеся там неточности и проверить правильность нашей датировки. Сразу скажем, что неточности действительно были, но на результат астрономического датирования они не повлияли. Более того, после того, как ошибки наполеоновской прорисовки были исправлены, соответствие между зодиаком и найденным нами в 2001 году его полным астрономическим решением (31 марта – 3 апреля 1394 года) стало еще луше. Исчезли странности, отмеченные нами в 2001 году при исследовании Большого эснского зодиака по «наполеоновской» прорисовке. См. раздел 6.5. Они оказались просто следствием ошибок наполеоновских художников. Подробнее см. ниже. Уточненную прорисовку Большого эснского зодиака с исправлением всех имеющихся на «наполеоновской» прорисовке неточностей, мы приводим на Рис. 6.55, Рис. 6.56 и Рис. 6.57. Отметим, что особенно много неточностей было в тех местах зодиака, которые скрывались за верхушками колонн, поддерживающих потолок храма. Поясним, что колонны в Большом эснском храме имеют сверху расширение наподобие воронки. Расширение это довольно большое. Оно скрывает от наблюдателя, стоящего на полу, часть потолка. Однако если перейти на другое место, можно увидеть часть ранее скрытого изображения. Меняя место наблюдения несколько раз можно разглядеть весь зодиак полностью. Но это, повторим, требует постоянной смены места наблюдения. Что, естественно, создавало определенные неудобства для художников, зарисовывавших зодиак для «наполеоновского» альбома. Вполне понятно, что именно в местах, скрываемых верхами колонн, они и допускали ошибки. К счастью, их ошибки оказались не столь существены, чтобы помешать астрономической датировке. Причина нашей «удачи», конечно, не случайна. Она заключается в том, что мы учли при датировке не только основной гороскоп Большого эснского зодиака, но и его частные гороскопы. В итоге, общее количество привлеченной датирующей информации оказалось вполне достаточно для «автоматического подавления» неточностей прорисовки.
Опишем вкратце основные ошибки «наполеоновской» прорисовки.
1) Фигура Девы в «наполеоновской» прорисовке касалась рукой хвоста стоящей впереди нее львицы с человеческим лицом. Образуя с ней как бы единый символ, очень напоминающий изображения Льва на некоторых египетских зодиаках. В 2001 году нам пришлось достаточно долго объяснять – почему в данном случае изобраджено не созвездие Льва, а два совершенно разных символа (созвездие Девы и фигура частного гороскопа). На самом деле, как стало ясно из фотографий, слишком тесное сближение Девы с львицей частного гороскопа – ошибка «наполеоновских» художников. На самом деле, на зодиаке «EB» они четко разделены. См. Рис.6.55.
Рис.6.55 Уточненная прорисовка Большого эснского зодиака «EB». Получена путем исправления «наполеоновской» прорисовки [2], A.Vol.I, PL.79 по фотографиям, сделанными в Большом зснском храме в июле 2002 года Ю.Л.Масляевым и Г.В.Носовским. Были устранены все неточности «наполеоновской» прорисовки, способные повлиять на расшифровку зодиака. Первая часть рисунка.
2) Мужчина, занесший нож над головой, изображенный на зодиаке «EB» надо Львом с «дополнительной» Девой, на «наполеоновской» прорисовке имел в правой руке жезл. Поэтому мы рассматривали два варианта его отождествления в соответствующем частном гороскопе – с Марсом (воинственная планета) и с Сатурном (зловещая планета). Оказалось, что на самом деле у него в правой руке лук со стрелами, а не жезл, Рис.6.56. Значит это – Марс. Что идеально соответствует найденному нами полному решению.
Рис.6.56. Уточненная прорисовка Большого эснского зодиака «EB». Вторая часть рисунка.
3) На «наполеоновской» прорисовке между Тельцом и Овном была изображена человеческая фигурка. Нам пришлось предположить, что она – дополнительный символ Луны. Астрономически это ничему не противоречило, но на других египетских зодиаках подобных дополнительных фигур у Луны мы не встречали. Поэтому данная фигурка выглядела лишней. На самом деле, как показали фотографии, ее тут просто нет. Это место зодиака выло скрыто за верхом колонны и очень плохо проглядывалось. Нам удалось сделать хорошую фотографию лишь с помощью современной мощной вспышки. Художник XIX века подобным освещением воспользоваться не мог. Поэтому он вполне мог допустить здесь ошибку. И действительно допустил, нарисовав не сущестующую на зодиаке фигурку. 4) На наполеоновской прорисовке обе фигуры, сидящие на стульях справа вверху (правее Рыб у края зодиака), были женские. Поэтому мы были вынуждены отнести их обеих к «женской» планете Венере. Но мужчина с посохом, идущий сразу за правой из них, как мы выяснили, обозначает мужскую планету – Юпитер или Марс (в полном решении это Марс). В результате, Марс остался вообще без сопровождающей сидящей фигурки. Что было странно, поскольку у остальных планет на этом зодиаке (кроме Солнца и Луны) такие фигурки есть. Оказалось, что и здесь в «наполеоновскую» прорисовку вкралась неточность. На самом деле, самая правая сидящая фигурка справа от Рыб – мужская, а не женская, Рис.6.57. Значит она относится не к Венере, а к мужской планете – в данном случае к Марсу. Это сразу ставит все на свои места.
Рис.6.57 Уточненная прорисовка Большого эснского зодиака «EB». Третья часть рисунка.
5) Сидящая на стуле фигура справа от Водолея (с пером вместо головы) на «наполеоновской» прорисовке была мужской. Это приводило к натяжкам в расшифровке. Поскольку она была мужская, нам приходилось относить ее к Меркурию, у которого получалось сразу две сидящие на стульях дополнительных фигуры. Что было не очень хорошо. Теперь стало ясно, что и здесь тоже – ошибка «наполеоновских» художников. На самом деле, данная сидящая фигура – женская, а не мужская. Что совершенно четко видно на фотографиях, Рис.6.57. Но тогда это – не дополнительный символ Меркурия, а какой-то другой символ. Получается, что у всех пяти планет – Сатурна, Юпитера, Марса, Меркурия и Венеры, – на зодиаке «EB» есть ровно по одной сидящей дополнительной фигуре. Это – более естественная картина. Смысл самой фигуры, о которой идет речь, также становится вполне прозрачен. Ее раскинутые в разные стороны руки, скорее всего, означают равенство дня и ночи. То есть, перед нами еще один, дополнительный, символ весеннего равноденствия, объединенный с символикой Венеры и Меркурия (женская фигура и перо на голове). Напомним, что на зодиаке уже был найден символ весеннего равноденствия. Он изображен несколько правее Рыб: двое мужчин с рогами-полумесяцами на головах взяли друг друга за руки, см. раздел 4.8.3. Каково значение дополнительного символа весеннего равноденствия? И почему он расположен именно в данном месте зодиака, правее Водолея? В свете полученного нами полного решения ответ понятен. Дополнительный символ весеннего равноденствия, помещенный сразу за Водолеем, отделяет от него шествие Меркурия и «приписывает» его к Рыбам. В которых, напомним, находилась точка весеннего равноденствия, см. раздел 4.8.3. Иначе шествие Меркурия, расположенное в нижнем ряду зодиака, скорее относилось бы к Водолею – к которому оно расположено ближе всего, – чем к Рыбам. Изображенным в другом, верхнем ряду зодиака. Мы рассматривали такую возможность при датировке, но в полном решении Меркурий оказался все-таки в Рыбах, а не в Водолее, раздел 6.5. Теперь ясно, что это обстоятельство было подчеркнуто на зодиаке, но ускользнуло от нашего внимания из-за ошибки наполеоновских художников. Кроме того, сидящая женская фигура с раскинутыми руками может нести еще одну астрономическую нагрузку, А именно – изображать Венеру в частном гороскопе весеннего равноденствия. Напомним, что дата основного гороскопа на Большом эснском зодиаке столь близка к дате весеннего равноденствия, что частный гороскоп весеннего равноденствия почти совпал с основным гороскопом. Тем не менее, между ними есть различия. Основное различие в том, что Венера, в основном гороскопе бывшая в Рыбах, в частном гороскопе весеннего равноденствия находилась еще в Водолее. Марс и Меркурий, в отличие от Венеры, все эти дни были в Рыбах. Видимо, именно такое смещенное относительно основного гороскопа положение Венеры (в Водолее, а не в Рыбах) и изображено в виде сидящей рядом с Водолеем женской фигурки. Объединяющей в себе как символику весеннего равноденствия (раскинутые руки), так и символ Венеры в частном гороскопе весеннего равноденствия (женская фигура). А также, возможно, – символ Меркурия, дополняющего Венеру до минимального частного гороскопа (перо вместо головы).
Таким образом, согласно уточненной прорисовке, три планеты – Меркурий, Марс и Венера, – изображены на зодиаке «EB» как бы в «равноденственных скобках» – между двумя знаками весеннего равноденствия. То есть – в Рыбах. Как и получается в найденном нами полном решении 1394 года н.э. Еще одна странность, которая теперь снимается. На основе «наполеоновской» прорисовки у нас получалось, что «шествие Венеры» было перемешано с «шествием Марса». Но при этом оно, почему-то не было перемешано с «шествием Меркурия». Таким образом, Меркурий был как бы отделен от Венеры и Марса. Но в полном решении 1394 года сильно сблизились все три планеты – Венера, Марс и Меркурий. Поэтому не было никаких астрономических причин отделять шествие Меркурия от шествия Венеры и Марса. Теперь мы видим, что на само деле они и не были отделены. Наоборот – все три планеты были заключены в общие «равноденственные скобки». При этом, Юпитер изображен вне «равноденственных скобок». Хотя он находился в тех же Рыбах. Что идеально соответствует полному решению 1394 года в котором Юпитер четко отделен от сплоченной группы трех планет – Марса, Меркурия и Венеры. При этом все четыре планеты находились в Рыбах. Напомним, что Рыбы – очень большое созвездие, занимающее много места на эклиптике. 6) Мужчина справа от Рыб был ошибочно изображен «наполеоновскими» художниками без планетного посоха. Из-за этого при расшифровке зодиака «EB» в 2001 году нам пришлось предположить, что основная фигура соответствующей мужской планеты (Юпитера или Марса – в полном решении Юпитера) – другая, существенно более правая фигура с планетным посохом. При этом получалось, что она почему-то сопровождает сидящую Венеру (вторую правее Рыб), а не свою собственную сидящую фигуру Юпитера (первую правее Рыб). Это было настолько странно, что у нас даже возникало подозрение, что посох в данном случае был просто пропущен. Но, не имея фотографий, мы не могли это подозрение проверить. Теперь выяснилось, что посох действительно был пропущен. После исправления указанной ошибки раздражающая натянутость в расшифровке зодиака «EB» полностью исчезла. См. Рис.6.57, Рис.6.58. Как мы с самого начала и подозревали, основная фигура Юпитера – мужчина с планетным посохом, расположенный сразу правее Рыб. А фигура с планетным посохом и головой льва (или львицы), идущая впритык к сидящей на стуле Венере, относится, естественно, к шествию Венеры. А не к Юпитеру, как мы были вынуждены ранее предположить из-за ошибки в «наполеоновской» прорисовке. Это, конечно не меняет расшифровки зодиака «EB» по сути, но делает ее более понятной и естественной.
Рис.6.58 Шествие Юпитера или Марса (в соответствии с полным решением – Юпитера) на зодиаке «EB». Слева направо: одна из Рыб (вторая здесь не видна); основная фигура Юпитера с посохом; дополнительная фигура «сидящий Юпитер»; идущая в голове шествия Юпитера фигура с головой крокодила и с ножом в руках; основной знак весеннего равноденствия (двое мужчин с головами быка подали друг другу руки); две фигуры, идущие в хвосте шествия Венеры (одна видна частично). Белые пятна – следы летучих мышей. Фотография Ю.Л.Масляева, Эсна, Египет, июль 2002 года.
7) Мужчина, стоящий на спине у Козерога в «наполеоновской» прорисовке держал в руке символ летнего солнцестояния. Это выглядело довольно необычно. На самом же деле здесь – еще одна ошибка «наполеоновских» художников. В руке у мужчины изображен не знак солнцестояния, а лук со стрелами, Рис.6.56. Кроме того, на голове у него воинский шлем, вообще не изображенный «наполеоновскими» художниками. Следовательно это – Марс, «воинственная» планета. В нашей расшифровке 2001 года мы не могли этого понять, поскольку все признаки Марса – лук со стрелами и воинский шлем, – на «наполеоновской» прорисовке были убраны или заменены. Теперь стало ясно, что данная фигура означает Марса в частном гороскопе зимнего солнцестояния. Поясним, что Марс стоит на Козероге, а следовательно снабжен знаком «вынесения», см. раздел 4.6. То есть – относится не к основному, а к частному гороскопу. И действительно, в частном гороскопе зимнего солнцестояния (для полного решения 1394 года) рядом с Солнцем находился Марс. В сам день солнцестояния Марс был в Стрельце рядом с Солнцем и полностью скрывался в его лучах, см. раздел 6.5. Через полтора месяца он появился в видимости, находясь уже в Козероге. В 2001 году, пользуясь неточной прорисовкой, мы предположили что Марс не изображен в этом частном гороскопе, поскольку был невидим. Теперь оказывается, что его все-таки изобразили в виде воинственной мужской фигурки, стоящей на Козероге. Что соответствует решению 1394 года еще лучше. Отметим, что поскольку Марс был невидим, старинный наблюдатель мог ошибиться, где именно планета находилась – в Стрельце или в Козероге. Возможно, Марс изобразили в Козероге и потому, что именно там он стал виден (через несколько дней). В Стрельце же он в те дни не был виден вообще. Есть и еще несколько мелких отличий между «наполеоновской» прорисовкой и фотографиями Большого эснского зодиака. Все они учтены в уточненной прорисовке, представленной на Рис.6.55. Рис.6.56, Рис.6.57.
В целом можно сказать, что после исправления неточностей соответствие между зодиаком «EB» и его полным решением 1394 года стало еще более четким. До внесения исправлений в символике зодиака «EB» наблюдался ряд небольших странностей, которые приходилось относить к особенностям этого и только этого зодиака. Теперь все странности исчезли. Расшифровка зодиака при этом по сути не изменилась. И еще одно замечание. Изучая фотографии, мы обнаружили, что на потолке Большого эснского храма присутствует символическое изображение христианского праздника Пасхи – такое же, как и на Малом эснском зодиаке, см. разделы 4.9.1 и 6.6.7. Фотографию соответствующей части потолка мы приводим на Рис.6.59. Ср. с Рис. 4.71.
Рис.6.59 Фрагмент потолка Большого эснского храма. Внизу видна сцена смерти и воскресения Осириса в 14-ую Луну – такая же, как и на Малом эснском зодиаке. Ср. Рис. 4.71. Это – символическое изображение астрономических условий христианской Пасхи.
На Рис.6.59 внизу изображен уже знакомый нам символ в виде пары обращенных друг к другу египетских «глаз». Они обозначают в данном случае Луну, а также воскресение Осириса, см. раздел 4.9.1. Сразу над ними изображено 14 звездочек. Значит, Луна была полной, то есть 14-дневной. В средневековой христианской традиции полную Луну именно так и называли «14-я Луна» [БР], том 2. Еще выше, над звездочками, изображена лодка с лежащим в гробу мертвым Осирисом. Смысл всей сцены очевиден – Осирис умирает и воскресает в полнолуние, то есть в «14-ю Луну». Но ведь это – в точности астрономическое описание христианского праздника Воскресения-Пасхи. См. подробности выше, в разделе 4.9.1. Отметим, что ранее мы видели эту сцену христианской Пасхи только на Малом эснском зодиаке. См. Рис.4.71. Теперь выясняется, что она присутствует и на потолке Большого эснского храма рядом с зодиаком «EB». Это еще более сближает и так достаточно близкую символику обоих эснских зодиаков. И идеально соответствует тому, что даты, изображенные на них, согласно найденным нами их полным решениям, оказались очень близки друг к другу: 1394 года для Большого и 1404 год для Малого эснского зодиака. См. разделы 6.5 и 6.6.
Авторы
|