![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности набора ритмизованных текстов
Ритмизованный текст характеризуется чередованием ритмических отрезков. Примером ритмизированного текста могут служить стихотворения, басни, поэмы. Ритм— закономерное чередование соизмеримых речевых единиц — ударных и безударных слогов. Единицей ритма в стихах является стопа, образованная из ударных и неударных слогов. Стопы могут быть двух- и трехсложные, один из слогов при этом обязательно ударный. Ударные слоги могут быть в начале, в середине (при трехсложной стопе) и в конце стопы. Разное число стоп образует ритмическую единицу — стих, разное число рифмующихся стихов образуют строфу. Особенностью набора стихотворений является выделение стихов и строф с использованием пробельных материалов и композиционных приемов. Каждый стих обычно набирают отдельной строкой, образуя стихотворную строку, а строфы (одна, две, три и более), составляющие логически законченный отрезок поэтической речи, отделяют одну от другой межстрочными пробелами, звездочками {*) или цифрами, чередованием строф втяжкой или тем и другим. Все стихотворения можно подразделить на: 1) одномерные, 2) двухмерные, 3) многомерные и 4) акцентированные. К одномерным равностопным относятся все стихи (строки), в которых содержится одинаковое число стоп Во глубине сибирских руд (3) Храните гордое терпенье, (3) Не пропадет ваш скорбный труд (3) И дум высокое стремленье. (3) (А. С. Пушкин) К двумерным относятся поэтические произведения, написанные двумя размерами, в которых ритмически чередуются стихи (строки) с разным, но повторяющимся числом стоп (стопы 2—3—2—3). К многомерным относятся стихотворения, написанные без соблюдения строгого чередования размерности стихов (вольные стихи), в которых встречаются стихи с различным числом стоп Подобный вид построения строк характерен для басен. В многомерных стихах делают столько разных отступов, сколько в данном произведении различных по размеру стихов. Такой прием позволяет оттенить изменение ритма. Лиса, не видя сроду льва, С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался, Но уж не так ей страшен показался. А третий раз потомЛиса и в разговор пустилася со Львом. _______ Иного так же мы боимся, Поколь к нему не приглядимся.В приведенном отрывки имеется 5 разных вертикалей. Подобное графическое акцентирование характерно для стихотворных произведений с различной длительностью пауз между частями стихов. Акцентированные стихотворени я можно разделить на ступенчатые, ступенчато-флаговые и смешанные. В ступенчатых стихах части стихотворной строки располагаются лесенкой в нескольких строках набора, в зависимости от того акцента, который придает стихам автор. Конечно, различны поэтов сорта. У скольких поэтов легкость руки! Тянет, как фокусник строчку изо рта и у себя и у других. Как видно из примера, начало стихов выравнивается по левому краю, а отрезки, переносимые в следующие строки, равняются по концу предыдущих строк. Либо лесенкойс одинаковым отступом. При флаговом расположении стихотворений части одного стиха размещаются в нескольких строках одинаковым отступом от полосы набора и выравниваются по левой вертикали Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся. Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов. Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовней. При смешанном расположении стихотворений части одних стихов размещаются ступенями, а другие выравниваются по левой вертикали. Особенность набора стихотворений состоит в выделении стихов и строф с использованием нешрифтовых (пробельно-компози-ционных) выделений. Каждый стих набирается обычно отдельной строкой, образуя стихотворную строку, а строфы (одна, две, три и более), составляющие логически законченный отрезок поэтической речи, отделяются одна от другой белой строкой (дополнительным межстрочным пробелом), звездочками, чередованием строф с втяжкой или тем и другим. Строки стихов, как правило, меньше формата полосы, поэтому основную массу стихотворных текстов набирают посередине полосы. Перед началом набора рассчитывают формат стиха и отступа от края полосы до начала строк стиха. Начальные строки стихотворных произведений обычно набираются без абзацного отступа. Чтобы определить отступ от края полосы, просматривают все стихотворение и устанавливают, какие стихи по формату наиболее характерны для данного произведения и много ли стихов больше или меньше характерных. Затем набирают стих из группы характерных и выключают его посередине формата. В двухмерных стихах отступ устанавливается для каждого размера свой. В многомерных стихах отступ устанавливается так же, как и в предыдущем случае, для каждого размера свой. При наборе всего стихотворения или басни у всех стихов с одинаковым числом стоп сохраняются одинаковые отступы. Расчет отступов выполняется и при наборе одномерных стихов. В акцентированных стихотворениях отступ определяется только для начала стиха, а все последующие отрезки стихов размещаются в зависимости от вида акцентированного стихотворения или басни. Для ступенчатых стихов, расположенных лесенкой, отступ определяется сл. обр.: все отрезки стиха, образующие лесенку мах-го по ширине размера с учетом подписи автора, набирают в одну строку без пробелов между ними и эту строку выключают по центру. Для ступенчатых стихотворений с одинаковым отступом (отступ определяют для последней строки строфы): величину втяжки умножают на число строк в строфе минус одна (первая). Перенос стихов из одной строки в другую нежелателен, так как это нарушает ритм стихотворения. При необходимости переноса слово или несколько слов переносят в следующую строку и выключают в правый край.
|