![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учебно-воспитательная ситуация: понятие и виды
Любая учебно-воспитательная ситуация очень сложна в силу сложившейся системы зависимости и взаимоотношений учащихся с родителями, семьей, учителями, товарищами в классе, в школе, в ином учебном заведении, на улице и сложной системы их отношений к познанию, общению и труду. Под учебно-воспитательной ситуацией понимается совокупность обстоятельств учебного взаимодействия и взаимоотношений обучающих и обучаемых, которые требуют принятия решения и соответствующих действий или поступков со стороны участников. Основными элементами учебно-воспитательной ситуации являются: цели воспитания объекты воспитательного воздействия субъекты воспитательного воздействия, которые приводят в движение педагогическую ситуацию, переводя ее в педагогическую задачу и решая ее.
Учебно-воспитательные ситуации разнообразны. Общим моментом может выступать то обстоятельство, что возникают они в результате взаимодействия между вступившими в контакт обучающим и обучаемым. Это позволяет говорить о том, что в возникновении учебно-воспитательной ситуации свой вклад вносят и та, и другая стороны. Учебно-воспитательная ситуация может выступать единицей анализа учебно-воспитательного процесса и включать в себя оценку учебно-воспитательной деятельности и решение задачи от начала до конца в конкретных условиях. В деятельности одного и того же субъекта задача может изменяться внешним образом, если кто-то ставит новую задачу, или внутренним образом, если субъект деятельности меняет ее. С изменением задачи получает начало развитие новая ситуация. Несмотря на то, что учебно-воспитательные весьма разнообразны, их все же можно типизировать. Основаниями для типология учебно-воспитательных ситуаций по видам в соответствии со степенью сложности служат: Степень проявления: пассивная (вялотекущая) и активная (аффективная) ситуация. Длительность проявления: быстро текущая (минуты, часы. дни) или затянувшаяся (до нескольких месяцев). Участники ситуации: обучающий - обучаемый; обучающий - обучаемые; обучающие - обучаемые; обучающий (-щие) - обучаемый (-мые) - третьи лица Форма взаимодействия в ситуации: сотрудничество - это такое взаимодействие в учебно-воспитательной ситуации, при котором один человек способен уловить состояние другого и, перестроив негативное к нему отношение, принять его действия, развить их дальше в целях успешного разрешения ситуации. В основе сотрудничества лежит содействие партнеру, забота о его благополучии независимо от своего настроения. конфронтация, открытое (скрытое) неприятие позиций противоположных сторон по причинам объективно-субъективного характера, усугубляющее позитивное разрешение ситуации. Характер принимаемых решений в учебно-воспитательных ситуациях: а) первый класс ситуаций требует принятия оперативных, безотлагательных решений и связан непосредственно с повседневной учебно-воспитательной деятельностью педагогов. Сюда следует включить: определение цели и задач того или иного действия обучаемого, предвидение его немедленного и отсроченного последствия; учет особенностей личности обучаемого (обучаемых), которые участвовал в ситуации и с которым воспитатели, педагоги вступают в контакт для ее разрешения; выбор наиболее эффективного метода, средства, приема достижения цели и т.п. В ситуациях подобного типа принятое решение не должно быть волевым или импульсивным, интеллектуальным или эмоциональным. Здесь необходимо соединить воедино мотивацию, жизненный опыт, память лица принимающего решения и соотнести и с объективной действительностью, раскрывающей ситуацию. В наибольшей степени эти требования представлены в принципах решения задачи, сформулированных еще Рене Декартом: не торопиться в суждениях; избавляться от предвзятых мнений; делать по возможности более полные обзоры того, что сделано предшественниками; каждый вопрос необходимо разложить на более простые; начинать решений с простейшего, переходя затем к более сложному. б) второй класс ситуаций предполагает решение учебно-воспитательных задач, связанных с разработкой относительно долгосрочной стратегии педагогической деятельности. К таким задачам можно отнести: определение целей учебно-педагогического процесса в определенный период обучения и учебный год в целом; определение форм и методов конкретных воспитательных мероприятий в образовательном учреждении для различных возрастных групп обучаемых и т.д. Характер действий обучаемых в различных ситуациях: ситуации необходимого и обязательного выбора. Социально-психологические условия учебной деятельности требуют, чтобы ученик, студент вел себя не в соответствии со своими желаниями, а в соответствии с определенными требованиями, регламентирующими процесс обучения. Понимая необходимость выполнения этих норм, обучаемые сознательно регулируют свое поведение, формируют у себя культуру поведения и отношений с окружающими в рамках учебной деятельности; ситуации свободного выбора. Например, будучи членом класса, учебной группы обучаемый имеет возможность выбирать себе друзей, по своему усмотрению проводить свое личное время, определять свое отношение к поведению вне стен образовательного учреждения; ситуации случайного характера. Сюда относятся случаи, когда обучаемому предоставляется возможность проявить свои лучшие качества: прийти на выручку товарищу, решительно выступить против хулиганов, проявить выдержку, смелость, находчивость в экстремальной ситуации и т.п. , развивающего обучения и др. Педагогические задачи и их решение. Любая педагогическая технология обусловлена характером решаемых с её помощью задач (В. А. Сластенин, Т. И. Шамова и др.). Иначе говоря, педагогические задачи, пути и результаты их решения являются основой педагогических технологий. Любая задача может рассматриваться как система, включающая два основных компонента: 1) состояние предмета задачи (каков он на момент постановки задачи); 2) модель требуемого состояния предмета задачи (каким он должен стать, когда задача будет решена). Возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода воспитуемого из одного состояния в другое. Педагогическая задача – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий[1]. Педагогическую задачу можно представить также в следующем виде: осмысленная педагогическая ситуация + привнесенная в неё цель + необходимость познания и преобразования действительности. Иначе говоря, педагогическая ситуация при постановке педагогической задачи осмысливается исходя из конкретной цели воспитания, обучения; задача ставится таким образом, чтобы её решение изменило педагогическую действительность в направлении этой цели. Педагогическая задача возникает тогда, когда возможно не одно ее решение, а требуется нахождение предпочтительного способа решения желаемого результата. Специфика педагогических задач состоит в следующем: 1) педагогическую задачу на этапе взаимодействия субъектов педагогического процесса решают, по меньшей мере, два субъекта (педагог и воспитанник); 2) решение педагогической задачи не заканчивается переведением ее предмета в требуемое состояние, необходима рефлексия процесса решения, во всяком случае, в лице педагога; 3) учитывая диалектическую связь педагогической задачи с задачами учебными, успешность ее решения, по существу, определяется успешностью решения учебной задачи воспитанником; 4) при анализе педагогической задачи нельзя полностью абстрагироваться от характеристики объектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом-учеником. В. П. Беспалько определил задачу как конкретизацию цели в определённых условиях и реализацию её с помощью конкретных средств и действий. Таким образом, педагогическую задачу можно представить схемой «цель → условие → действие», например: развитие познавательных интересов (цель) во внеучебное время (условие) в процессе проведения коллективных дел (действие); Компоненты цели, условия и действия в педагогической задаче должны присутствовать и осознаваться педагогом, даже если они не все представлены в формулировке задачи. По временнó му признаку принято различать три большие группы педагогических задач: стратегические, тактические и оперативные. Стратегические задачи – главные, самые крупные. Их решение рассчитано на длительный период времени и должно произвести значительные изменения в личности учащихся. Однако стратегические задачи являются слишком общими для того, чтобы можно было приняться за их решение, не представив их более конкретно.
|