Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы преемственности в процессе приобщения подрастающего поколения к региональным культурным ценностям

А. Ю. Тихонова

Анотація. У статті аналізуються проблеми наступності в процесі прилучення підростаючого покоління до регіональних культурних цінностей.
Ключові слова: регіональні культурні цінності, підростаюче покоління, наступність прилучення.

Аннотация. В статье анализируются проблемы преемственности в процессе приобщения подрастающего поколения к региональным культурным ценностям.
Ключевые слова: региональные культурные ценности, подрастающее поколение, преемственность приобщения.

Abstract. In article are analysed problems to receivership in process of the joining growing generations to regional cultural value.
Keywords: regional cultural value, growing generation, receivership of the joining.

Основной тенденцией развития нового информационного общества начала ХХI в. становится возрастающая роль культуры в современном образовании, особенно в реализации преемственности поколений. Это связано с тем, что культура концентрирует в себе наиболее существенные аспекты человеческой деятельности. В своем региональном содержании, культура дает возможность определить социокультурную модель личности - культурный архетип. В связи с этим, целью образования является интеграция личности в систему мировой и национальной культур через освоение региональных культурно-исторических ценностей.

В течение всего образования растущий человек постигает многогранный мир культуры, однако усвоение это зачастую бывает фрагментарным, мозаичным, не всегда складывается в единую картину мира. Можно выделить несколько причины данного явления, но главной, на наш взгляд, является недостаточное внимание образовательных структур к региональным культурно-историческим процессам и явлениям. Близкое и родное всегда закладывается в человеке как основополагающее и незыблемое. А ближайшее предметно-пространственное окружение личности обеспечивает ей освоение даже самого сложного материала на понятном и доступном уровне.

Культурологический подход в изучении истории региона позволяет рассмотреть среду ближайшего предметно-пространственного окружения человека через призму своей культуры. При этом определяется мера человечности по отношению к социуму, глубина духовности и уровень гуманистических качеств личности. В этом случае изучаемые культурные, исторические объекты раскрываются как целостные образования, вписанные в бытие человека. Реализация культурологического подхода в изучение истории культуры своего края есть способ гармонизации отношений между членами общества, нацеленный на сохранение культурных ценностей, на созидательную культурно-историческую деятельность всех членов общества, на понимание подрастающим поколением трех самоценных начал бытия – Культуры, Человека и Общества.

Региональная культура обладает богатым педагогическим потенциалом, пока недостаточно используемым в образовании. Причиной этого явления выступают противоречия в организации процесса приобщения подрастающего поколения к культуре своего края. Назовем некоторые из них: важность погружения личности в культуру своей территории при неполной изученности региональных особенностей родной культуры, необходимость приобщения подрастающего поколения к культуре своей малой Родины при недостаточной разработке технологии этого процесса, актуальность указанной работы и зачастую невладение педагогами технологией культурологического образования на региональном материале.

Мы полагаем, что указанные противоречия необходимо решать комплексно, организуя работу по приобщению к истории культуры региона всех возрастных групп, включенных в образовательный процесс. При этом мы определяем регион как конкретную административно-территориальную единицу России, внутри которой сложились устойчивые культурные традиции. Региональная культура – это культурно-исторический опыт живущих на данной территории людей. А приобщение подрастающего поколения к региональной культуре – это воспитание человека на материале культурно-исторических традиций того региона, где он проживает. Именно на региональном уровне можно реализовать многие функции культуры как необходимых условий ее существования: познание истории культуры региона, ее сохранение, трансляция и возрождение.

Целью приобщения подрастающего поколения к истории культуры своего региона является реализация на практике идеи воспитания исследователя и творца культуры своего края.

Задачи приобщения детей к культурно-историческим ценностям региона:

  • воспитание гражданина, патриота своей Малой и Большой Родины;
  • формирование у человека активного интереса к собственной культуре и культуре других времен и народов;
  • обозначение личностной значимости культуры своего региона как составляющей цивилизации для каждого человека, общества, государства;
  • обеспечение жизненной потребности и личностной мотивации в познании региональных культурных ценностей, их трансформации и возрождении;
  • формирование исследовательских навыков по изучению региональной культуры, творческих навыков создания культурных ценностей;
  • определение сферы интересов человека в деле постижения и сохранения региональной культуры.

В процессе приобщения подрастающего поколения к истории региональной культуры участвуют многие культурно-образовательные учреждения: образовательные учреждения всех уровней, культурные учреждения (музеи, школы искусств, школа народной традиционной культуры и т.п.), учреждения дополнительного образования (дворцы и дома творчества учащихся, клубы, станции юных туристов и т.п.).

Для обеспечения успешности познания региональной культуры на любом образовательном уровне необходимо соблюдать следующие условия:

  • непрерывность процесса познания истории культурны своего края на протяжении всех ступеней образования;
  • наличие единых комплексных программ для конкретных учреждений образования и культуры, ориентированных на конкретный возраст;
  • взаимодействие культурно-образовательных учреждений региона при составлении и реализации программ приобщения подрастающего поколения к региональной культуре;
  • личностная ориентация образовательных и музейных программ;
  • методическое обеспечение программ (учебники, методические пособия для педагогов, сборники дидактических материалов, атласы и контурные карты, хрестоматии, диагностические методики для определения эффективности образовательного процесса);
  • участие в реализации программ приобщения к истории региональной культуры ее творцов, грамотных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, музейных специалистов и др.), членов семей воспитанников;
  • межвозрастное личностное общение всех участников процесса приобщения к региональным культурным ценностям.

Освоение особенностей региональной культуры нацелено на формирование у населения территории стремления познать, понять, сохранить и возродить культурные традиции своей малой Родины. В процесс познания включены разноплановые аспекты культурной жизни конкретного региона на протяжении истории его существования. Реализация процесса приобщения к региональной культуре строится на следующих принципах:

  • принцип целостности и системности: восприятие и изучение культуры региона как системы и взаимодействие всех ее составляющих;
  • принцип интеграции: все темы изучения на протяжении всего времени познания истории культуры тесно взаимосвязаны, могут быть реализованы через многие предметы;
  • принцип систематичности и последовательности: организация непрерывного процесса приобщения человека в любом возрасте к истории культуры региона;
  • краеведческий принцип: максимальное использование местного материала (явлений региональной культуры, личных воспоминаний земляков и т.п.);
  • принцип активизации процессов экстериоризации и интериоризации: проживание культуры, осмысление и практико-ориентированное освоение региональных культурных ценностей, применение полученных знаний и умений в собственной деятельности;
  • принцип единства и взаимодействия всех участников процесса освоения региональной культуры;
  • принцип личностного подхода: ориентация на полисубъектное общение, формирование личностной культуры и национального самосознания, воспитание личности – исследователя, транслятора и созидателя культуры региона;
  • принцип компетентности: организаторы процесса стремятся к овладению культурно-историческими традициями своего края.

При определении содержания тем мы опирались на два уровня познания культуры, предложенные Г. В. Драч [4; c. 17-22]: теоретический (основные положения теории культуры, без которых невозможно понимание основных культурных процессов) и исторический (генезис и основные этапы развития культуры). Мы согласны с исследователем, что тактической целью преподавания культурологии является воссоздание «образов культуры» (архетипов) каждой исторической эпохи, в которых концентрируются творческие достижения человечества. Однако утверждение Г. В. Драч о необходимости обращения в преподавании только к художественной культуре вызывает у нас сомнение, ведь характеристикой культуры территории является весь социально-исторических опыт поколений. Выделение одного раздела культуры края снижает значение других сторон, приводит к одностороннему подходу, не позволяет исследовать комплекс условий развития культуры региона. Не случайно А. Я. Флиер [8] говорил о необходимости формирования целостного представления о культуре и ее основных функциях, которые позволят понять социокультурные параметры жизни общества и человеческой личности. Ученый не относил эти положения к региональной культуре, но его подход необходимо учитывать и при определении содержания регионального культурологического курса.

Процесс освоения культурно-исторических ценностей территории должен быть ориентирован на субъект, включать рассуждения о назначении человека, его идеалах и ценностях, что подтверждается, в частности, в работах А. С. Арсеньева, Э. В. Безчеревных. В различных областях педагогических исследований осмысливается необходимость перестройки методов обучения с целью развития отношений человека к человеку – общения. Создана психолого-педагогическая теория отношений (А. А. Бодалев, В. Н. Мясищев), разработаны основные направления стратегии взаимодействия субъектов образования, основанные на диалоге, рефлексии, сотрудничестве (Ш. А. Амонашвили, Н. А. Алексеев, В. П. Зинченко, В. В. Сериков, И. С. Якиманская). В связи с этим при выборе методов приобщения к культурно-историческим ценностям региона значительное внимание необходимо уделять реализации межвозрастного общения. Многообразие чувств и суждений о своем крае, месте личности в его развитии появляется у человека тогда, когда расширяется круг его общения с другими людьми как представителями разных культур, иных взглядов и традиций. Находясь в поле «культурного напряжения» такого взаимодействия, человек учится науке самоопределения, вырабатывает жизненную позицию, способен к открытию новых знаний об истории региональной культуры, терпим к нетрадиционным мнениям, национальным традициям представителей других народов. Именно поэтому сущностью постижения культурного наследия территории – в совместной межвозрастной деятельности, в совместном узнавании нового, в совместном удивлении богатству культурных традиций края. В настоящее время в педагогике много внимания уделяется взаимоотношению поколений в семье, взаимодействию педагога с детьми и их родителями как необходимому условию освоения контекста культуры [1; 6].

Основой выбора методов приобщения к региональной культуре на разных возрастных этапах выступает система культурно-исторических ценностей: пространство развития культуры – человек, живущий на этой земле – время – культуросообразная деятельность человека. Так, пространство региональной культуры обладает определенной характеристикой (демографической, географической, экономической и т.д.), которая накладывает отпечаток на развитие культуры территории. Эти особенности необходимо изучать для понимания процессов развития культуры, на них важно обращать внимание при выборе методов постижения культурных традиций. Каждая личность обладает индивидуальными свойствами познания, усвоения и реализации полученных знаний и умений, которые необходимо учитывать при определении методов освоения региональных культурных ценностей. Время – важная характеристика культуры, ведь явления и культурные события реализуются в конкретно исторический период. Естественно, что для понимания причинно-следственных закономерностей в технологию изучения культуры края должны быть заложены методы исторического познания действительности.

Вышеизложенную систему культурно-исторических ценностей можно реализовать в различных формах деятельности: познавательно-исследовательской – в процессе освоения знаний о культуре региона, в ходе решения исследовательских задач по выявлению особенностей культуры территории; практической – в условиях освоения многомерной культурной среды через разнообразные собственные действия; художественно-этической – в процессе приобщения к великим творениям культуры, демонстрирующим нравственные и эстетические эталоны; коммуникативной – в процессе общения с творцами культуры. Необходимо соблюдать единство всех форм деятельности. Постижение культурного пространства территории должно быть ориентировано на созидательную деятельность и совершенствование своего «Я» при решении реальных проблем в конкретных социокультурных условиях. Только ценности, вырабатываемые в процессе активного освоения истории культуры своей малой Родины, закрепляют в человеческом сознании идеалы, установки, цели человеческой деятельности, формируют социально-адаптивные возможности личности.

Безусловно, в процессе приобщения вопросы истории региональной культуры не должны сводиться только к накоплению знаний о ней, а должны способствовать системному освоению культурных традиций и осмыслению знаний. Обязательным условием успешности освоения системы региональных духовных ценностей является обращение к характеристике того или иного исторического типа культуры. Ведь духовные ценности различных эпох менялись, проявляя свое своеобразие, а уровень осмысления мира и человека на конкретной территории формировал особое мировоззрение эпохи, систему взглядов и общественную мораль, что преломлялось в художественный образах. В связи с этим мы согласны с И. Н. Янылычевым, что изучение вопросов культуры, в том числе и региональной, «должно выполнять ряд условий: 1) систематизация картины развития культуры как процесса смены культурно-исторических эпох, 2) представление о духовных приоритетах региона, 3) определение места и связи различных культур (этнических, сословных и т.п.)» [9]. И вместе с тем, изучение культуры региона должно быть связано с осмысление ее неизменных духовных и нравственных основ.

Характеризуя методы педагогического воздействия, использованные при реализации процесса приобщения подрастающего поколения к истории культуры региона, следует также отметить, что в российской системе образования при формировании национальной картины мира в большинстве случаев реализуется рационально-логический подход к построению процесса обучения и воспитания подрастающего поколения. Особенно это свойственно системе школьного образования. Программы и методики чаще всего стоятся в основном на базе логического познания. Эмоционально-образная форма познания окружающей действительности реализуется недостаточно полно. Эмоции между тем занимают большое место в жизни человека любого возраста. Они лежат в основе интереса к окружающей действительности, к деятельности. Итог познания человеческого опыта в этих двух формах не может быть идентичным. В первом случае, идущем от рационально-логического познания, итогом будет знание, а значит и понимание закономерностей природы, общества, способности людей их использовать для достижения своих целей. Во втором случае, идущем от эмоционально-образного подхода, итогом становится не столько знание, сколько понимание специфики провинциальных норм и отношений, а также воспитание личностного отношения ко всем явлениям провинциального мира, формирование критериев собственных поступков и действий на благо своего края. Это единство рационального и эмоционального в человеческой личности неизменно вне зависимости от возраста, поэтому оно должно учитываться при организации процесса приобщения подрастающего поколения к региональным культурным ценностям.

Таким образом, любая территория страны, не зависимо от ее размера, уникальна по своим культурным характеристикам и заслуживает внимание к себе в качестве объекта изучения, трансляции, возрождения со стороны образовательных учреждений, со стороны педагогической науки в целом. Значимость культуры конкретного региона понимается исследователями и ими в целом доказывается необходимость ее изучения и использования этой социокультурной составляющей в образовательном процессе [2; 5]. Но конкретные комплексные исследования еще не проведены.

Региональная культура обладает богатым педагогическим потенциалом, но он еще недостаточно разработан для разных ступеней образования. Имеющиеся публикации характеризуют формирование ценностного отношения подрастающего поколения к культурным ценностям своей местности обычно на материале одного направления культуры, одной возрастной категории.

В современном образовании недостаточно разработан комплексный подход к изучению региональной культуры, не рассматривается культура региона как единая, целостная система в историческом аспекте. Эти проявляется и в учебных пособиях по данному вопросу, хотя следует отметить, что сама проблема в педагогике уже поставлена [3; 7].

Литература

  1. Буданов Н. Н. Взаимоотношение поколений в современной советской семье как фактор патриотического воспитания старшеклассников [текст]: Дис. … канд. пед. наук / Н. Н. Буданов. – М., 1972. – 274 с.
  2. Васильев Н. Л. Село Рузаевка Пензенской губернии как феномен русской провинциальной культуры XVIII-XIX столетий [текст] / Н. Л. Васильев // Отечественная культура и развитие краеведения: Материалы IV Всерос. науч. конф. – Пенза, 2001. – С. 56-87.
  3. Комплексное краеведение: наука, метод, предмет [текст] / Под ред. проф. В. П. Соломина. – СПб.: Образование, 1995. – 88 с.
  4. Культурология. ХХв. [текст]: Словарь. – СПб: Университетская книга, 1997. – 640 с.
  5. Пряхин Д. А. Уникальность историко-культурной территории как фактор образовательного процесса в регионе: (На примере Ельца и его исторического окружения) [текст]: Автореф. … канд. пед. наук / Д. А. Пряхин. – Елец, 2000. – 19 с.
  6. Рыжих С. Б. Взаимодействие педагога с детьми и их родителями как условие освоения контекста культуры [текст]: Дис. … канд.. искусств. наук / С. Б. Рыжих. – М., 1996. – 156 с.
  7. Соскин В. Л. Историческое изучение культуры как целостности и системный подход [текст] / В. Л. Соскин // Изучение истории культуры как системы. – Новосибирск, 1983. – С. 33.
  8. Флиер А. Я. Культурология для культурологов[текст]: учебное пособие / А. Я. Флиер. – М.: Академ. проект, 2000. – 496 с.
  9. Янылычев И. Н. Гуманитаризация образования и вопросы преподавания культуры [текст] / И. Н. Янылычев // Человек в культуре России. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1996. – С. 58-59.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Для конкретизации стратегических задач служат тактические задачи. | Машины для приготовления пельменей и вареников
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал