![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История вопроса. Как уже отмечалось, международные рекомендации по отражению теневой экономики в расчетах ВВП и смежных макроэкономических показателей были впервые
Как уже отмечалось, международные рекомендации по отражению теневой экономики в расчетах ВВП и смежных макроэкономических показателей были впервые сформулированы в СНС-93. Все предыдущие версии СНС, в частности СНС ООН 1952 и 1968 гг., не содержали ни основополагающих концепций и определений теневой экономики, ни указаний относительно методов ее учета. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, до 1970-х гг. масштабы теневой экономики в странах, которые играли ключевую роль в формулировании международных стандартов по статистике (США, Великобритания, Франция, Швеция, Нидерланды), были относительно небольшими и не могли оказать существенного влияния на измерение экономического роста. Во-вторых, у специалистов в области национального счетоводства еще не было единства взглядов относительно концепций отражения теневой экономики в расчетах ВВП. Вопросы трактовки теневой экономики не были центром внимания научных исследований проблем национальных счетов, поскольку в указанный период приоритет был отдан вопросам интеграции в СНС других блоков макроэкономической информации (национальное богатство, межотраслевой баланс и др.). В-третьих, не был накоплен практический опыт оценки размеров теневой экономики, обобщение которого позволило бы сформулировать международные рекомендации по этому вопросу. Хотя общее определение сферы экономического производства в СНС 1968 г. позволяет сделать вывод о том, что некоторые виды теневой экономики (подпольное производство обычных товаров и услуг) в принципе не исключались из расчетов ВВП, она не содержит ни конкретной постановки вопроса, ни конкретных рекомендаций о методах учета, однако не оставляет сомнения в том, что результаты деятельности в неформальной экономике должны быть полностью включены в ВВП и смежные макроэкономические показатели.
Например, это относится к производству продукции фермерами для собственного потребления, оказанию жилищных услуг собственниками домов и квартир, в которых они проживают, деятельности лиц свободных профессий и др.
В практике отдельных стран в этот период также не было ни исчерпывающей концептуальной ясности относительно учета теневой экономики, ни апробированных и надежных методик проведения соответствующих расчетов.
Например, в статистике США в официальные оценки ВНП и национального дохода согласно принятой методологии включались результаты подпольной экономики по производству обычных товаров и услуг, но не включались такие виды теневой экономики, как производство и продажа наркотиков, проституция и некоторые другие виды. Специалисты США, осуществлявшие практические расчеты по составлению СНС, обосновывали исключение указанных видов теневой экономики соображениями морального характера.
В ряде случаев включение теневой экономики в оценки ВВП, несмотря на отсутствие конкретных определений и рекомендаций, происходило в неявной форме в результате проведения расчетов различными методами и последующей балансировки результатов расчетов.
например, легально полученные доходы могли быть истрачены на приобретение товаров, произведенных в теневой экономике. Эти покупки могли быть охвачены статистикой (например, с помощью обследований бюджетов домашних хозяйств) и включены в оценки ВВП методом конечного использования. Дальнейшая балансировка оценок ВВП, полученных разными методами, позволяла в неявной форме учесть результаты производства в теневой экономике. Такова была практика большинства стран.
К 1980—90-м гг. ситуация с теневой экономикой во многих странах мира обострилась и заставила статистиков вплотную заняться методами се отражения в национальных счетах. Данные исследования, проведенного Шнайдером в 1998 г. В 17 наиболее развитых странах, свидетельствовали о постоянном росте теневой экономики; наиболее высокой ее доля была в Греции (29% ВВП), Италии (28% ВВП), Испании и Бельгии (23% ВВП). Быстрый рост масштабов теневой экономики в 1980-90-е гг. наблюдая в Греции, Италии, Швеции, Норвегии, а также в Германии, Где объем теневой экономики с 1975 по 1997 г. вырос в пять раз. Как показали исследования, наиболее высокий объем и рост теневой экономики имел место в странах, где экономика становилась все более зарегулированной из-за принятия общеевропейских законов и где наблюдалась чрезмерная налоговая нагрузка.
Так, в Греции, Италии, Бельгии и Швеции налоги являются самыми высокими в Европе (72-78% ВВП), а наименьшая налоговая нагрузка отмечается в США и Швейцарии (около 40% ВВП), где отмечаются самые Низкие показатели доли теневой экономики — соответственно 9 и 8% ВВП.
В ходе работы по пересмотру СНС был сделан вывод, что в СНС должны быть охвачены все виды теневой экономики, включая незаконную деятельность, поскольку граница между теневой и юридцЧески разрешенной экономикой весьма подвижна во времени и различна по странам, и для исчерпывающего анализа состояние и развития экономики необходима информация о производстве всех товаров и услуг, а также о соответствующих потоках доходов независимо от юридических аспектов.
|