![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Пояснительная записка
Институт физики, технологии и информационных систем МПГУ Программа и правила проведения вступительного испытания Направление: Педагогическое образование Собеседование по направлению подготовки (устно) I. Пояснительная записка Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», предъявляемыми к уровню подготовки необходимой для освоения специализированной подготовки магистра, а также с требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовленности выпускника по направлению подготовки бакалавра «Педагогическое образование». В качестве одного из вступительных испытаний проводится собеседование. Данная программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию в магистратуру Института физики, технологии и информационных систем по направлению «Педагогическое образование», магистерские программы «Приоритетные направления науки в физическом образовании», «Преподавание физики на английском языке» и «Современное естествознание». Указанные магистерские программы соответствует цели инновационной кадровой политики государства, которая заключается в подготовке высококвалифицированных кадров образования нового поколения, востребованных системой образования и мотивированных к профессиональной деятельности в условиях ее реформирования. Она направлена на формирование у магистров педагогического образования общекультурных компетенций педагога, профессиональных компетенций учителя-исследователя и специальных компетенций учителя физики, определяемых приоритетными направлениями развития науки и техники, а также системы образования, в том числе физического. Сферами профессиональной деятельности выпускника магистратуры по направлению «Педагогическое образование» являются учреждения системы среднего, высшего и среднего специального образования. Содержание магистерской программы «Современное естествознание» нацелено на формирование системы подготовки магистров педагогического образования, обладающих интеграционными компетенциями в области естественнонаучных знаний для реализации профессиональной деятельности на инновационной основе с учетом приоритетных направлений развития науки и образования. В связи с этим темы для собеседования включают как общие вопросы педагогического образования и приоритетных направлений его развития, так и вопросы естественнонаучного образования и интеграционных процессов в образовательной области «Естествознание».
Цель собеседования – определить готовность и возможность поступающего освоить выбранную магистерскую программу. Задачи собеседования: - проверить уровень знаний претендента; - определить склонности к научно-исследовательской деятельности; - выяснить мотивы поступления в магистратуру; - определить область научных интересов Поступающий в магистратуру на программы «Приоритетные направления науки в физическом образовании» и «Преподавание физики на английском языке» должен: знать: – содержание курсов физики основной школы, пособия, входящие в учебно-методические комплекты по физике; – содержание курса профильного обучения (основная школа, но в рамках обучения в таких образовательных учреждениях как гимназия и лицей); – инновационные технологии обучения физике, включая информационные; – формы дифференцированного обучения физике; особенности преподавания физики в классах разных профилей; – виды и формы внеклассной работы по физике и особенности ее организации; уметь: приобретать новые знания, обрабатывать и интерпретировать данные, необходимые для формирования суждения по научным проблемам; владеть: навыками получения и переработки информации, иметь навыки работы с компьютером, понимания и изложения информации Поступающий в магистратуру на программу «Современное естествознание» должен: знать: – актуальные проблемы педагогической теории и практики; – современные тенденции в образовании; – отражение вопросов современного естествознания в школьном и ВУЗовском образовании. уметь: – ориентироваться в вопросах современного образования; – излагать основные идеи своей бакалаврской (дипломной) работы, представлять возможные перспективы ее развития в магистерской диссертации; владеть: – современными образовательными технологиями обучения.
II. Содержание программы Часть I. Для поступающих в магистратуру на программы «Приоритетные направления науки в физическом образовании» и «Преподавание физики на английском языке» 1. Теория и методика обучения физике как педагогическая наука: предмет, задачи и методы исследования; связь с другими науками. 2. Физика как учебный предмет в системе основного общего образования. Цели, задачи и принципы преподавания физики в основной школе. 3. Связь курса физики с другими учебными предметами. 4. Деятельность учителя физики по формированию научного мировоззрения. 5. Особенности методов обучения физике в основной школе. Взаимосвязь методов обучения и методов научного познания при обучении физике. 6. Развивающее обучение. 7. Проблемное обучение. 8. Учебно-методический комплекс по физике. 9. Методика проведения школьного физического эксперимента. 10. Специфика подготовки к ГИА и ЕГЭ. 11. Обобщение и систематизация знаний учащихся по физике. 12. Формы организации учебного процесса по физике. 13. Индивидуализация и дифференциация обучения физике. 14. Проверка достижения учащимися целей обучения. Методы, формы и средства проверки знаний и умений учащихся. 15. Проектная деятельность, как форма внеурочной работы с обучающимися.
Часть II. Для поступающих в магистратуру на программу «Современное естествознание» Актуальные проблемы педагогической теории и практики. Традиционно-педагогические методы. Инновационные процессы в образовании. Современное понимание сущности и структуры обучения. Организация уровневой системы образования, типы образовательных учреждений в России. Школьное образование в современной России, типы школ, ступени общего образования. Индивидуальная направленность и дифференциация школьного образования. Дифференцированное обучение в общеобразовательной школе. Предпрофильная подготовка. Реализация профильного обучения в средней (полной) школе. Элективные курсы, их роль в учебном процессе. Проектная деятельность в профильной школе. Современные педагогические технологии обучения. Формы организации обучения с использованием информационных технологий и Интернет-ресурсов. Отражение вопросов современного естествознания в школьном образовании. Особенности использования различных форм и видов обучения в естественнонаучном образовании. Компетентностный подход в современном образовании. Формы оценивания результатов обучения в современной школе. Итоговый контроль знаний в школьном образовании (ГИА и ЕГЭ). Особенности и структура высшего образования на современном этапе. Интеграционные процессы в науке и образовании. Роль естественнонаучного образования в высшей школе. Актуальность темы бакалаврской или дипломной работы (ВКР). Возможные перспективы развития темы бакалаврской (дипломной) работы в магистерской диссертации.
III. Литература Часть I. Для поступающих в магистратуру на программы «Приоритетные направления науки в физическом образовании» и «Преподавание физики на английском языке» Основная литература: 1. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования /Естествознание/ Сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов. – М.: Университетская книга, 2008. 2. Современный кабинет физики. А.В. Смирнов, М.: «5 за знания», 2006. 3. Методы решения задач / А.Н.Москалев, Г.А. Никулова. – М.: Дрофа, 2010. Дополнительная литература: 1. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика 7-11 классы. Астрономия 11 класс.//Сост. Ю.И. Дик, В.А. Коровин, В.А. Орлов. –М.: Дрофа, 2004. 2. Программы общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. -М.: Просвещение, 1994, 1996, 1998. М.: Дрофа, 1999, 2000. 3. Теория и методика обучения физике в школ: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 4. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Т.И. Носова и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 5. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /С.Е. Каменецкий, Е.Б. Петрова, С.В. Степанов и др.; под ред. С.Е. Каменецкого, С.В. Степанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Часть II. Для поступающих в магистратуру на программу «Современное естествознание»
Основная литература: 1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. 2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: НПО «Модэк», 2002. 3. Вербицкий А.А., Ларионов О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: Проблемы интеграции. – М.: Логос, 2009. 4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. 5. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. – М.: Академия, 2007. 6. Новиков А.М. Основания педагогики. – М.: Изд. «Эгвес», 2010. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. –2 изд. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с. Дополнительная литература: 1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика. – 2003. – №10. – С. 8–14. 2. Каспржак А.Г. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. – М.: Просвещение, 2004. 3. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 256 с. 4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – №5. – С. 3-10. 5. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. – М.: Гуман. Изд. центр «Владос», 1999. 6. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. – М.: Изд. «КогитоЦентр», 1999. 7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: «Школа-Пресс», 2000. 8. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.
|