![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Где находится душа метронома
Метроном (прибор «частотомер») – средство для измерения соотношений временных интервалов, но не мерило музыкальности. Ведь содержание исполняемой музыки (формы) вовсе не обуславливает чисто физический подход к ее воспроизведению. Невозможно говорить о музыкальности при строгом сдерживании динамических и эмоциональных потоков в рамках единого («стоячего») времени на протяжении всей композиции. Темп — скорость протекания во времени любого периодического процесса. Это то, что большинство начинающих барабанщиков, подключая метроном, определяют как цель для своей работы, не задумываясь о формировании у себя ощущений «бинарных» (одновременно текущих в нашем сознании) временных потоков, находящихся в постоянном конфликте между собой, но дополняющих друг друга. ГДЕ НАХОДИТСЯ «ДУША» МЕТРОНОМА ИЛИ КАК МУЗЫКАЛЬНЫЙ МЕТР ИНОГДА ПРЕВРАЩАЮТ В МЕТРОЛОГИЮ Самое первое, с чем сталкивается барабанщик в начале своего обучения, это представление о том, что такое такт и время (темп) его исполнения. Но почему-то метр (мера, структурная «схема» долей такта, сочетание сильных и слабых долей в пределах такта), определяющий членение ритмических групп такта, мало кого заставляет всерьез задуматься. К сожалению, на сегодняшний день, происходит повальная «эталонизация» музыкального времени современных музыкальных направлений. Кажущееся на вид азбучность, элементарность, вкладывает в сознание ученика мысль о «ненадобности» удерживать свое внимание на ключевых моментах – исследовать и познать пространственно-временные структуры музыки. Отсюда и проблемы. Ну, как здесь не сослаться на выводы выдающегося музыкального теоретика, доктора искусствоведения, профессора В.Н.Холоповой: «При обращении к музыкальной практике простота и самоочевидность школьных понятий о такте оказывается мнимой». Такт (лат. tactus - прикосновение), то же, что и отстукивание (тактирование), счет ударов. Все равные количественные доли такта могут делиться на более мелкие временные отрезки или объединяться в большие. Все длительности нот имеют не постоянную величину, а относительную, которая зависит от скорости (темпа) движения. В качестве более точного (но не абсолютного) измерительного прибора музыкального времени является метроном (от греч. metron – мера и nomos – закон). Первый такой механический прибор, отсчитывающий количество счетных единиц («кликов») в минуту, был создан в 1816г. венским мастером И.Н.Мельцелем. А теперь давайте рассмотрим одну из самых актуальных проблем современного барабанщика – это занятия с метрономом. Уже сегодня мы не встретим ни одной школы или пособия, где обходили бы стороной наличие этого вспомогательного прибора, но, как правило, рекомендации к его использованию, за редким исключением, у всех одинаковы, по типу, сколько кликов выставлять на такт – 4, 8 или 16. В первую очередь необходимо уяснить для себя то, что метроном - это не музыкальный инструмент, а «вспомогательный прибор» музыканта. Как правило, большинство начинающих музыкантов-барабанщиков при самостоятельном обучении «внедряются в музыку» через неосознанный практический подход, используя общепринятую схему: сборник упражнений («школа»), метроном, палки, пэд. А далее: что вижу и слышу из разных источников, – то и воплощаю в своей игре. Но в самородных становлениях совершенство технической подготовки музыканта – явление весьма редкое. Не стану комментировать содержание современных «школ» и их рекомендаций по работе с метрономом. Зачастую там, где учебный процесс повязан с механическим тренингом, то учащийся, следуя этим правилам, включает метроном и начинает сопоставлять свои удары по барабану (пэду) с кликом метронома. Можно ли сказать, что это рационально? Наверное нет. Знакомясь с материалами современных книг для барабанов, иногда ловишь себя на мысли, что автор закомплексован «эндорсерскими» обязательствами и акцентирует внимание не на передаче прописных истин, а на том или ином продукте барабанной индустрии. Как заметил Т.Ланг: «Эти сферы (барабанная индустрия и «барабанная» музыка, прим.С.М.), несомненно, связаны, однако не настолько тесно, как полагают некоторые барабанщики». Производители метрономов так же не ставят задачу снабжения методическими руководствами к использованию его. Они могут на 100% гарантировать, что данный прибор поможет вам добиться положительных результатов в определении темпа. Тоже правильно. Что мы не редко можем прочитать в рекламной аннотации? «Купив этот метроном, вы сделали правильный выбор и улучшите свое качество обучения». Опять-таки, эти гарантии распространяются на саму работу метронома, но не способы обучения с этим прибором. Не редки случаи, когда начинается «творческий поиск» по магазинам наиболее современной и «совершенной» модели метронома. В конечном итоге, можно и «надрессировать условный рефлекс собаки Павлова» и четко реагировать на каждый метрономный клик. Но ведь мы, в первую очередь, должны думать о том, что нам предстоит овладеть музыкально-эстетическим языком, а не механическим воспроизведением музыкальных звуков. Музыка предполагает драматургию, постоянный конфликт, без которого не мыслим процесс творчества и всего того, что называется искусством, - искусство мыслить (варьировать), исполнять (играть). Ведь это же соответствует всем законам жизни на нашей планете. Смотрите, вот один из элементарных примеров «конфликта» в окружающей нас динамики природы, – это свет и тени. Только при наличии этих двух составляющих можно различать какие-либо образы. В противном случае, если, предположим, будет один лишь яркий свет (со всех сторон), или, наоборот, непроглядная тьма, то об образах не может быть и речи. Вернемся назад, к количеству кликов на такт.
|